ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-398/2022 от 20.07.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июля 2022 г. по делу № 33-3112/2022

Судья Кулик Е.А. Дело № 2-398/2022

43RS0002-01-2021-006947-79

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.

судей Костицыной О.М., Митяниной И.Л.,

при секретаре Жёлтиковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по иску Медведевой А.С. к Кировскому филиалу АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Медведевой А.С. на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 19 апреля 2022 г., которым постановлено:

исковые требования Медведевой А.С. к Кировскому филиалу АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании действий по установлению тарифа незаконными, возложении обязанности по установлению тарифа электроснабжения с учетом оборудования жилого дома электроплитой, произвести перерасчет платы за электроснабжение - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Митяниной И.Л., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Медведева А.С. обратилась в суд с исковым заявлением к АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, указав в обоснование заявленных требований, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Указанная квартира оборудована электрической плитой, то есть, в жилом помещении используется электрическое оборудование для пищеприготовления. При заключении договора на обслуживание и подачу электроэнергии она (истец) в установленном порядке предоставила справку о жилом помещении, написала заявление о применении тарифа электроснабжения, установленного для помещений, оборудованных стационарной электроплитой (электрическое оборудование для пищеприготовления). Однако, ответчик до настоящего времени не изменил тариф для оплаты, направляет квитанции с неверными данными, неверно производит расчет начислений. С учетом изложенного, истец лишена возможности оплачивать квитанции за потребленный энергоресурс.

С учетом уточнения исковых требований Медведева А.С. просила суд признать действия ответчика по самовольному установлению тарифа, отличному от требований истца, незаконными, обязать АО «ЭнергосбыТ Плюс» установить для лицевого счета тариф электроснабжения, применяемый потребителем коммунальных услуг с учетом оборудования блокированного жилого дома (<адрес>) стационарной электроплитой (электрического пищеприготовления), обязать АО «ЭнергосбыТ Плюс» произвести полный перерасчет платы за электроснабжение для лицевого счета с момента заключения договора (с нулевого показания счетчика электроэнергии).

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Медведева А.С. указывает, что правоотношения между истцом и ответчиком регулируются положениями Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», что в свою очередь влияет на распределение бремени доказывания. Ответчик, являясь поставщиком коммунальных услуг, несет обязательство по доказыванию своей позиции. Непредставление технического паспорта на жилое помещение не является основанием для отказа в установлении тарифа по заявлению истца. В установленном законом порядке помещение истца было оборудовано электронагревательным прибором – электроплитой, что подтверждается обязательными документами: заявление физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения, акт выполнения технических условий, акт об осуществлении технологического присоединения, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Указанные документы согласовывались и составлялись уполномоченными органами, а именно: <данные изъяты>, филиал <данные изъяты>, производственное отделение <данные изъяты>, сотрудники которых занимались обследованием помещений с целью определения надлежащим ли образом оборудованы помещения допустимыми системами энергоснабжения, в том числе оценивали возможность установления электрической плиты. Просит решение суда отменить.

В отзыве на апелляционную жалобу АО «ЭнергосбыТ Плюс» указывает на необоснованность ее доводов. Факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком доказывается самой Медведевой А.С., а обстоятельства, которые освобождают гарантирующего поставщика от ответственности, доказываются ответчиком. Медведева А.С. не доказала наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения иного тарифа. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» указывает, что для изменения цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) Медведевой А.С. надлежало представить технический паспорт жилого помещения. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Разрешив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав Медведеву А.С., настаивавшую на доводах апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, предусмотренных ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Медведева А.С. является собственником жилого помещения по адресу<адрес> (дом блокированной застройки).

Ответчик АО «ЭнергосбыТ Плюс» является поставщиком электрической энергии по вышеуказанному адресу.

8 ноября 2019 г. на основании заключенного с Медведевой А.С. договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям <данные изъяты> были выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя в целях электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Техническими условиями предусмотрена максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт. Класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, - 0,22 (0,4) кВ.

30 ноября 2019 г. мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями, выполнены в полном объеме; осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: <адрес>, к сетям 0,4 кВ, с максимальной мощностью 15 кВт, точка присоединения - опора № 5/1 ЛЭП 0,22 (0,4) кВ № 3 ТП-505 ЛЭП 6кВ № 5 ПС 110 кВ «Лыжная» (15 кВт).

На основании заявления Медведевой А.С., поданного посредством заполнения формы на сайте АО «ЭнергосбыТ Плюс», 1 февраля 2020 г. истцу был открыт лицевой счет . Согласно представленному ответчиком в материалы дела скриншоту выгрузки из системы учета обращений, поданных через контакт центр, к заявке были приложены копия паспорта истца, документы о праве собственности, а также акт об осуществлении технологического присоединения.

Из платежных документов за ноябрь 2020 г., сентябрь 2021 г. следует, что расчет платы за электроэнергию производится на основании показаний прибора учета.

13 марта 2020 г. истец Медведева А.С. обратилась в АО «ЭнергосбыТ Плюс» с заявлением, в котором просила установить тариф, применяемый в отношении потребителей со стационарными электроплитами, произвести перерасчет платы за электроснабжение.

В ответ на обращение 17 марта 2020 г. АО «ЭнергосбыТ Плюс» уведомило истца о необходимости предоставления документов, подтверждающих оборудование дома стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке.

7 октября 2020 г. истец повторно обратилась в АО «ЭнергосбыТ Плюс» по тому же вопросу.

Ответом от 23 ноября 2020 г. АО «ЭнергосбыТ Плюс» вновь указало истцу на необходимость представления документов (технического паспорта, подтверждающего наличие электроплиты или справки из БТИ).

8 ноября 2019 г. между <данные изъяты> и Медведевой А.С. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям , неотъемлемой частью которого являются технические условия, разрешенная присоединяемая мощность 15 кВт, класс напряжения электросетей 0,22 Кв. Указаний на то, что в жилом доме предполагается установка и использование электрической плиты для пищеприготовления, не содержится.

Разрешая спор, руководствуясь ст. 539, 540, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), положениями Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденных Минтопэнерго РФ 24 ноября 1992 г., суд пришел к выводу о том, что истцом не были представлены документы, подтверждающие установку электрооборудования в установленном законом порядке в АО «ЭнергосбыТ Плюс», а потому у последнего отсутствовали правовые основания для применения тарифа на электроэнергию с понижающим коэффициентом, АО «ЭнергосбыТ Плюс» не отказывало истцу в применении тарифа с понижающим коэффициентом, а просило представить документы для совершения данного действия, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований Медведевой А.С. было отказано.

Суд апелляционной инстанции считает такие выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям норм материального права и обстоятельствам дела.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»).

В соответствии с п. 1 ст. 23 названного закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение п. 1 ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).

В п. 71 Основ ценообразования (в редакции Постановлений Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2184, от 23 декабря 2021 г. № 2424 – действующая редакция) установлено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

На момент возникновения спорных правоотношений п. 71 Основ ценообразования действовал в следующей редакции: при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Таким образом, ранее действовавшая редакция не содержала указания на необходимость подтверждения оборудования домов в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления именно паспортом жилого помещения.

Порядок оборудования домов электроприборами, в частности бытовыми стационарными электроплитами для пищеприготовления, регламентирован в разделе 4 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго РФ 24 ноября 1992 г. (действовала до 31.12.2020).

В соответствии с п. 4.1 инструкции от 24 ноября 1992 г. вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга.

Согласно п. 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.

Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, в соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов. Переоборудование допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Стационарные плиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений.

Таким образом, законодателем регламентирован порядок и условия установки электрических плит в жилом доме, поэтому понижающий коэффициент к тарифу может применяться только при условии их соблюдения, в том время как их самовольная установка не дает права на применение такого коэффициента.

Как усматривается из материалов дела, в рассматриваемом случае заинтересованным лицом в подтверждение факта оборудования жилого дома в установленном порядке электроплитой для пищеприготовления были представлены: заявление физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения, акт выполнения технических условий, акт об осуществлении технологического присоединения, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Однако, учитывая приведенные выше положения, данные документы не свидетельствуют о соблюдении заявителем установленного порядка согласования на установку в доме электроплиты, а указывают только на то, что истцу были согласованы технические условия с учетом мощности энергопринимающих устройств не более 15 кВт., что не свидетельствует о соблюдении процедуры установки электрической плиты и достаточности представленных заявителем документов для изменения тарифа на электроэнергию.

Представленная суду справка <данные изъяты> (л.д. 9), фиксирует фактическое оборудование жилого дома по адресу: <адрес> электрической плитой, но не является документом, подтверждающим установление электроплиты в установленном вышеуказанными нормативными актами порядке.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для применения тарифа с понижающим коэффициентом не имеется в силу отсутствия сведений об оборудовании дома в установленном порядке стационарной электроплитой, технический паспорт жилого помещения заявителем также не был представлен.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции, АО «ЭнергосбыТ Плюс» не отказывало истцу в применении тарифа с понижающим коэффициентом, а просило представить документы для совершения данного действия.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, фактически направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 19 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июля 2022 г.

Определение27.07.2022