ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-399/2021 от 22.09.2022 Курского областного суда (Курская область)

Судья Заболоцкая И.Г. суд 1-й инстанции дело № 2-399/2021

46RS0013-01-2021-000590-62

суд апелляционной инстанции дело № 33-2713/2022

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 22 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего – Брынцевой Н.В.,

судей – Барковой Н.Н., Черниковой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания Богдановой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета агропромышленного комплекса Курской области к Фрундиной Валентине Дмитриевне о взыскании неосновательного обогащения, поступившее по апелляционной жалобе комитета агропромышленного комплекса Курской области на решение Льговского районного суда Курской области от 12 ноября 2021 г., которым постановлено:

«Исковые требования комитета агропромышленного комплекса Курской области -удовлетворить частично.

Взыскать с Фрундиной Валентины Дмитриевны в пользу комитета агропромышленного комплекса сумму гранта в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества в размере 1 244 117 руб. 66 коп., в остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Фрундиной Валентины Дмитриевны государственную пошлину в размере 14 421 руб. в бюджет муниципального образования «Город Льгов» Курской области.

Заслушав доклад судьи Барковой Н.Н., выслушав объяснения представителя комитета агропромышленного комплекса Курской области - Фроловой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, ответчика Фрундиной В.Д. и ее представителя Спесивцевой Л.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Комитет агропромышленного комплекса Курской области обратился в суд с иском к Фрундиной В.Д. о взыскании неосновательного обогащения, ссылаясь на то, что в 2017 году главе крестьянского фермерского хозяйства ИП Фрундину В.А. комитетом агропромышленного комплекса Курской области был выдан грант в сумме 3 000 000 руб. в форме субсидии на поддержку начинающего фермера и создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства. По условиям соглашения на получение гранта грантополучатель обязан осуществлять деятельность хозяйства в течение 5 лет. За средства гранта Фрундиным В.А. было приобретено: трактор Беларус 82.1-23/12-23/32, косилка ротационная навесная КРН-2, погрузчик фронтальный Т-229К, грабли прицепные Caddy 10+1-6.4, крупный рогатый скот 22 головы. Также были приняты 3 работника: скотники и доярка. 17 января 2020 г. в сведения ЕГРИП внесена запись о смерти Фрундина В.А. Его наследником является супруга Фрундина В.Д., которая крестьянским фермерским хозяйством не занимается, имущество приобретенное с использованием средств гранта, ею распродано. В соответствии с Правилами предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденными постановлением администрации Курской области от 15.06.2017г № 484-па, при выявлении комитетом или органом государственного финансового контроля нарушения условий, установленных при предоставлении грантов, комитет направляет получателю гранта требование о необходимости возврата суммы гранта в полном объеме. Ссылаясь на изложенное и неудовлетворение ответчиком данного требования, комитет просил взыскать с Фрундиной В.Д. в свою пользу сумму гранта в размере 3 000 000 руб., из которых 150 000 руб. – средства областного бюджета, 2 850 000 руб. средства федерального бюджета.

Судом постановлено вышеуказанное решение о частичном удовлетворении заявленного иска.

В апелляционной жалобе представитель комитета агропромышленного комплекса Курской области, с полномочиями, предусмотренными ст. 54 ГПК РФ, Фролова С.В. просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, вынесении по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 февраля 2022 г. решение Льговского районного суда Курской области от 12 ноября 2021 г. оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 февраля 2022 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

В соответствии со статьям 4 и 6 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

Правоотношения по использованию средств грантов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами урегулированы специальными нормами права.

В соответствии со ст. 78 БК РФ, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, являющимися приложением №9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717, государственной программой Курской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области, утвержденной постановлением администрации Курской области от 18 октября 2013 г. №744-па, постановлением администрации Курской области от 15.06.2017г № 484-па «О предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооператива», утверждены Правила предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Создана единая конкурсная комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм, утвержден ее состав и Положение о ней.

В соответствии с п. 4 раздела 1 Правил гранты предоставляются для софинансирования затрат начинающего фермера в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Курской области крестьянского (фермерского) хозяйства и могут быть использованы, в том числе, на приобретение сельскохозяйственных животных, а также техники и инвентаря.

Имущество, приобретаемое начинающим фермером с участием средств гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта.

Согласно пункту 3 раздела IV Правил, начинающий фермер один раз в полгода в течение пяти лет с даты получения гранта представляет в комитет отчеты в соответствии с заключенным Соглашением.

В силу пункта 2 раздела V Правил при выявлении комитетом или органами государственного финансового контроля нарушения условий, установленных при предоставлении грантов, комитет направляет получателю гранта требование о необходимости возврата гранта на лицевой счет комитета.

Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом, согласно протоколу № 2 от 11 октября 2017 г. заседания единой конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм, Фрундин В.А. был признан одним из победителей конкурсного отбора участников данного мероприятия; в отношении него комитетом принято решение о предоставлении гранта в форме субсидии на поддержку начинающих фермеров в сумме 3 000 000 руб.

18 октября 2017 г. между комитетом агропромышленного комплекса Курской области и индивидуальным предпринимателем-главой крестьянского (фермерского) хозяйства Фрундиным В.А. было заключено соглашение № 12, согласно которому Фрундину В.А. из областного бюджета предоставлен грант в форме субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 3 000 000 руб.

В свою очередь Фрундин В.А. обязался: использовать указанные средства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными Правилами предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 15 июня 2017 г. № 484-па и Соглашением № 12 от 18 октября 2017 г., в том числе создать не менее одного нового постоянного рабочего места на каждый 1 000 000 гранта, сохранять созданные рабочие места в течение 5 лет после получения гранта, осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет с даты получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в течение 5 лет со дня получения гранта не осуществлять продажу, дарение, передачу в аренду, обмен или взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с действующим законодательством РФ имущества, приобретаемого с участием гранта.

Пунктом 3.2.16 указанного Соглашения предусмотрена ответственность Фрундина В.А. за нарушение условий, установленных при предоставлении гранта, аналогичная ответственности грантополучателя в соответствии с п. 2 раздал V указанных Правил.

Грант в сумме 3 000 000 руб. был получен Фрундиным В.А. и использован по назначению: созданы рабочие места и приобретены сельскохозяйственная техника и крупный рогатый скот. Факт использования гранта по назначению сторонами не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ Фрундин В.А. умер, наследником которого является супруга Фрунудина В.А., принявшая наследство, в том числе имущество, использовавшееся наследодателем для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, включая приобретённое за счет бюджетных денежных средств, однако не выразившая желание продолжить эту деятельность, а напротив, произвела отчуждение, приобретенного за средства гранта, сельскохозяйственной техники и оборудования.

Ответчик в ходе рассмотрения дела не оспаривала факт того, что после 2018 г. хозяйственная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не осуществлялась, имущество, приобретенное за счет гранта после этого для развития крестьянского (фермерского) хозяйства не использовалось, было распродано, отчеты об использовании гранта и осуществления производственной деятельности, в комитет не предоставлялись.

Между тем, невыполнение данных обязательств в силу положений пункта 2 раздела V Правили п. 3.2.16 соглашения №12 от 18 октября 2017 г. влечет безусловное возвращение денежных средств гранта в полном объеме.

Рассматривая дело и разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 1102, 1112, 1175, 1179 ГК РФ, исходил из того, что Фрундина В.Д., нарушившая условия предоставления гранта, обязана возвратить истцу сумму гранта в пределах общей стоимости перешедшего к ней наследственного имущества в размере 1 244 117 руб. 66 коп.

Согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия не может, как основанным на неправильном применении норм материального права.

В силу положений ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Согласно ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Возможность наследования фермерского хозяйства в случае смерти его главы, даже если он был единственным членом, помимо общих норм, предусмотрена также положениям п. 1 ст. 21 Федерального закона от 11 июня 2003 г. «74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве и п. 3 ст. 1179 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1179 ГК РФ в случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается, в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих, чтобы осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности продолжалось, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статьи 258 и статьи 1182 Гражданского кодекса РФ.

Определяя размер стоимости перешедшего к Фрундиной В.Д. наследства, суд установил, что наследственное имущество Фрундина В.А. состояло из земельного участка стоимостью 301 170 рублей, ? доли жилого дома стоимостью 420 841 рубль 66 копеек, ? доли трактора марки Беларус 82.1, 2017 года выпуска, стоимостью 398 580 рублей, ? доли трактора МТЗ 80-л, 1984 года выпуска, стоимостью 60 287 рублей 50 копеек, ? доли прицепа тракторного стоимостью 18 958 рублей 50 копеек, денежных средств в сумме 44 280 рублей, а всего на сумму 1 244 117 рублей 66 копеек.

Установив, сумму перешедшего к Фрундиной В.Д. наследства в денежном выражении составляющей 1 244 117 руб. 66 коп., суд определил размер взыскания по заявленному иску в в указанном размере.

Между тем, судебная коллегия считает, что районный суд, приходя к выводу об ответственности Фрундиной В.Д., как наследника Фрундина В.А., ограничивающейся стоимостью перешедшего к ней наследственного имущества, не учел, что обязательства наследодателя по целевому использованию средств гранта не относится к личным неимущественным правам, неразрывно связанным с личностью грантополучателя. Поскольку, действующее регулирование не содержит запрета на переход спорных имущественных обязательств главы крестьянского (фермерского) хозяйства в случае его смерти к наследникам.

Таким образом, к наследникам крестьянского (фермерского) хозяйства переходят его права, к числу которых, относится и право на продолжение деятельности хозяйства, а значит и право на использование средств поддержки, предоставленных для развития этого хозяйства, и соответственно обязанность по их использованию строго по целевому назначению в соответствии с требованиями законодательства и условиями соглашения, а при несоблюдении этого требования – по их возврату в бюджет.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку Фрундина В.Д. не выполнила обязательства, возникшие при принятии в наследство имущества, приобретенного за счет средств гранта на поддержку начинающего фермера на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, произвела его отчуждение в течение 5 лет с даты получения гранта главной хозяйства, указанная сумма гранта в размере 3 000 000 руб. в полном объеме подлежит возврату истцу на основании пункта 2 раздела V Правил.

В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В связи с изложенным принятое судом решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований комитета агропромышленного комплекса Курской области к Фрундиной В.Д.

С ответчика на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в доход бюджета МО «Город Льгов» Курской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 23 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Льговского районного суда Курской области от 12 ноября 2021 г. отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований Комитета агропромышленного комплекса Курской области.

Взыскать с Фрундиной Валентины Дмитриевны в пользу Комитета агропромышленного комплекса Курской области сумму гранта в размере 3 000 000 рублей, в том числе 150 000 руб. – средства областного бюджета, 2 850 000 руб. – средства федерального бюджета, по следующим реквизитам:

Получатель:

УФК по Курской области (комитет АПК Курской области л/с 04442036590)

ИНН

КПП

КС

ЕКС

БИК

Отделение КУРСК БАНКА РОССИИ /УФК по Курской области г. Курск

ОКТМО

Код дохода

Код цели 19-В08

Назначение платежа: возврат гранта в форме субсидии на поддержку начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, полученного в 2017 году, согласно требованию Комитета агропромышленного комплекса Курской области от 17.02.2021 №07.1-03-19/871.

Взыскать с Фрундиной Валентины Дмитриевны в бюджет Муниципального образования «город Льгов» государственную пошлину в размере 23 200 руб.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: