ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-39/20 от 14.07.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-2359/2020

судья Аксаненко Р.Т. (№ дела в суде первой инстанции 2-39/2020, УИД 75RS0001-01-2019-002624-47)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Доржиевой Б.В.,

судей Погореловой Е.А., Чайкиной Е.В.,

при секретаре Воложанине С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 14 июля 2020 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонному) о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонного) ФИО2

на решение Центрального районного суда г. Читы от 28 февраля 2020 г., которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) включить в страховой стаж ФИО1 период работы с 06.12.1988 по 28.03.1991, с 28.05.1993 по 14.02.1994, с 02.06.1995 по 31.12.1996, с 01.01.1998 по 24.08.1998 и с 01.01.2007 по 14.04.2007.

Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 с учетом включенных периодов работы в страховой стаж с 06.12.1988 по 28.03.1991, с 28.05.1993 по 14.02.1994, с 02.06.1995 по 31.12.1996, с 01.01.1998 по 24.08.1998 и с 01.01.2007 по 14.04.2007, - с 03.12.2018г.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что с 03 декабря 2018 г. ему была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Продолжительность общего страхового стажа истца, по подсчету органа Пенсионного фонда, по состоянию на 1 января 2002 г. составила 16 лет 11 мес. 16 дней. При этом не учтен период работы с 06.12.1988 по 29.03.1991 на предприятии «Читаавтотрансобслуживание» в должности машиниста - погрузчика 6-го разряда, поскольку дата увольнения неизвестна, не подтверждена документально. Между тем, в трудовой книжке имеется запись от 29.03.1991 Территориального производственного объединения «Читаавтотранс» о переводе машинистом погрузчика в эксплуатационный участок механизированных работ. Периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 05.05.1993 по 29.01.2001, 01.01.2007 по 14.04.2007 не включены в страховой стаж в связи с отсутствием сведений о доходах и начисленных страховых взносах, в связи с неуплатой страховых взносов, тогда как все положенные взносы были оплачены истцом в полном объеме. Полагал, что в связи с отказом пенсионного органа во включении вышеуказанных периодов работы в страховой стаж нарушены его пенсионные права, пенсия по старости назначена в размере значительно ниже положенного. С учетом уточнений исковых требований просил включить в страховой стаж следующие периоды: с 06.12.1988 по 28.03.1991, с 28.06.1993 по 14.02.1994, с 02.06.1995 по 31.12.1996, с 01.01.1998 по 24.08.1998, с 01.01.2007 по 14.04.2007; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом указанных периодов работы с 3 декабря 2018 г. (том 1 л.д. 5-9, том 2 л.д.15, 18).

Судом постановлено приведенное выше решение (том 2 л.д. 59-65).

В апелляционной жалобе начальник УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонного) ФИО2 выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Указывает, что периоды работы с 28.05.1993 по 14.02.1994, с 02.06.1995 по 31.12.1996 были учтены пенсионным органом самостоятельно в ходе судебного разбирательства, о чем свидетельствуют распоряжение о перерасчете от 13.03.2020, решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии № 1323 от 02.03.2020, в связи с чем данные периоды не могут быть повторно включены в страховой стаж.

Полагает, что судом необоснованно включены в страховой стаж периоды с 01.01.1998 по 24.08.1998, с 01.01.2007 по 14.04.2007, так как ФИО1 в пенсионный орган не представлялись декларации за период 1998 г., отчетность в УПФР в <адрес>, сведения, подтверждающие суммы получения дохода от предпринимательской деятельности, в связи с чем невозможно произвести начисления. Согласно сведениям налогового органа 28.03.2007 ФИО1 поставлен на регистрационный учет в качестве индивидуального предпринимателя, с 16.04.2007 снят с учета. Уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2007 по 14.04.2007 не производил.

Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. В данном случае перерасчет пенсии не может быть произведен с момента назначения пенсии, поскольку в момент назначения пенсии ФИО1 данные факты о страховом стаже не были установлены, подтверждения о страховом стаже представлены не были. На основании изложенного просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований истца отказать (том 2 л.д.67-68).

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, полагая доводы жалобы несостоятельными (том 2 л.д.91-93).

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Руководствуясь ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), заслушав объяснения истца ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 100 действовавшего до 1 января 2002 г. Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статья 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 1 января 2002 г.) устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пп. 2.3. п. 2 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11 ноября 1994 г. N 258, плательщиками взносов в ПФР являются граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" также возложил на индивидуальных предпринимателей обязанность производить самостоятельно оплату страховых взносов.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке (пункт 20 Правил № 1015).

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Согласно ст.89 Закона Российской Федерации от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" в общий трудовой стаж включается индивидуальная трудовая деятельность.

При этом понятие "граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью" в нормативных актах, посвященных пенсионному страхованию и обеспечению, идентично понятию "предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица" (см., например, п.4 Постановления ВС РФ от 27.12.91 N 2122-1 (ред. от 05.05.97) "Вопросы Пенсионного фонда РФ (России)", п.2.3 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 11.11.94 N 258, ред. от 28.08.96).

В соответствии со ст.96 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.

Такими документами для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных соответствующим образом, согласно п.1.2 "Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР" (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.91 N 190) являются справки финансовых органов об уплате ими налогов с доходов, получаемых от предпринимательской деятельности.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из материалов дела следует, что 23 ноября 2018 г. истец обратился в УПФР по г.Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (том 1 л.д.43-45).

Решением о назначении пенсии от 19 декабря 2018 г. истцу назначена страховая пенсия по старости на основании ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 3 декабря 2018 г. бессрочно (том 1 л.д.41).

Согласно данным о стаже по состоянию на 19.12.2018 в страховой стаж не включены периоды с 06.12.1988 по 28.03.1991, с 28.05.1993 по 14.02.1994, со 02.06.1995 по 31.12.1996, с 01.01.1998 по 24.08.1998, с 01.01.2007 по 14.04.2007 (том 1 л.д. 42).

Из ответа УПФР по г.Чите Забайкальского края (межрайонного) от 05.02.2019 на обращение ФИО1 следует, что вышеуказанные периоды (кроме периода работы с 06.12.1988 по 28.03.1991), не включены в страховой стаж в связи с отсутствием сведений о доходах и начисленных страховых взносах, отсутствием сведений об уплате страховых взносов за 2007 г. (том 1 л.д.11-13).

Справкой межрайонной ИФНС № 2 по г.Чите от 15.04.2010 подтверждается, что ФИО1 состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с 16.09.1996 по 20.10.2016, снят с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности (том 1 л.д.115).

Из справки межрайонной ИФНС № 2 по г.Чите от 14.08.2019, предоставленной по судебному запросу, следует, что в период с 05.05.1993 по 29.01.2001, с 01.01.2007 по 14.04.2007 ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по виду деятельности «грузоперевозки». В период с 05.05.1993 по 29.01.2001 ФИО1 применял общую систему налогообложения, с 01.01.2000 по 31.03.2000, с 01.01.2007 по 14.04.2007 применял систему налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход. За период с 05.05.1993 по 29.01.2001 ФИО1 представлены декларации по налогу на доходы физических лиц, за период с 01.01.2007 по 14.04.2007 представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Срок хранения индивидуальных сведений о доходах составляет 5 лет, поэтому документы не могут быть представлены в связи с их уничтожением. Вместе с тем, проведен анализ данных лицевого счета налогоплательщика, которые сохранились в электронном виде, в результате чего установлено, что налог на доходы физических лиц за полный 1998 г. уплачен в размере 1200 рублей, единый налог на вмененный доход за период с 01.01.2007 по 14.04.2007 – 1654 руб. (том 1 л.д.159-160).

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции пенсионным органом было принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии (без даты, без номера), из которого следует, что на 11 декабря 2019 г. истец обратился с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в связи с увеличением стажа. К заявлению представлена справка об уплате страховых взносов за период осуществления предпринимательской деятельности с 01.05.1993 по 31.12.1995. При перерасчете страховой пенсии в страховой стаж был включен период осуществления предпринимательской деятельности с 15.02.1994 по 01.06.1995, периоды с 28.05.1993 по 14.02.1994, со 02.06.1995 по 31.12.1995 не учтены. В соответствии с ч.4 ст.28 Федерального закона «О страховых пенсиях» допущенная ошибка подлежит устранению. Пересмотреть размер пенсии ФИО1 с 01 января 2020 г. с учетом периодов с 28.05.1993 по 14.02.1994, со 02.06.1995 по 31.12.1995 на основании заявления от 11 декабря 2019 г. (том 2 л.д.52).

Из распоряжения о перерасчете размера пенсии от 16.12.2019 следует, что необходимо произвести перерасчет пенсии с 01.01.2020 бессрочно на основании заявления (том 2 л.д.44).

Из данных о стаже ФИО1 видно, что по состоянию на 27.02.2020 в страховой стаж включен период с 29.03.1991 по 31.12.1995, который включает в себя спорные периоды с 28.05.1993 по 14.02.1994, со 02.06.1995 по 31.12.1995. Период с 01.01.1996 по 31.12.1996 в страховой стаж не включен (том 2 л.д.33). Это же видно и из решения об обнаружении ошибки.

Таким образом, доводы жалобы о включении в страховой стаж истца периодов работы с 28.05.1993 по 14.02.1994, со 02.06.1995 по 31.12.1995 в бесспорном порядке (в ходе рассмотрения дела в суде), подтверждаются материалами дела. Вместе с тем, период с 01.01.1996 по 31.12.1996, который также являлся предметом спора, при перерасчете в страховой стаж не включен. При этом следует отметить, что перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периодов с 28.05.1993 по 14.02.1994, со 02.06.1995 по 31.12.1995 произведен с 01.01.2020, а не с момента назначения страховой пенсии по старости, со ссылкой на то, что к заявлению о перерасчете от 11.12.2019 истцом приложена справка об уплате страховых взносов за период осуществления предпринимательской деятельности с 01.05.1993 по 31.12.1995. Однако к заявлению о перерасчете страховой пенсии по старости от 11 декабря 2019 г. был приложен только паспорт истца, что видно из копии заявления. Какие – либо иные документы в заявлении в качестве приложения не указаны (том 2 л.д.45).

Копией справки Государственной налоговой инспекции по Центральному району г.Читы от 03.09.1996 подтверждается согласно декларации о доходах за 1995 г. сумма совокупного валового дохода, полученного от предпринимательской деятельности, и общая сумма расходов ФИО1 Данная справка была выдана для представления в Пенсионный фонд (том 1 л.д.180).

К данной справке приложена квитанция об уплате подоходного налога (том 1 л.д.181).

Кроме того, в материалы дела представлена копия наблюдательного дела по страхователю ФИО1 085-001-003703. В деле имеется копия свидетельства о государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица серии № 188, согласно которому истец зарегистрирован в качестве предпринимателя 5 августа 1993 г. Из наблюдательного дела следует, что по состоянию на 15 июля 2001 г. была произведена сверка расчетов плательщика страховых взносов, о чем составлен соответствующий акт. В указанном акте указано, что не представлены декларации за 1997 – 2000 г.г., о чем истцу направлено уведомление. Сведений о непредставлении деклараций за 1995 год в акте не имеется (том 1 л.д.150-153).

При таком положении, когда к заявлению о перерасчете пенсии от 11.12.2019 не были приложены какие – либо документы, подтверждающие наличие дополнительного страхового стажа, а пенсионным органом было принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии, судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что перерасчет страховой пенсии с учетом периодов с 28.05.1993 по 14.02.1994, со 02.06.1995 по 31.12.1995 следовало произвести с момента назначения страховой пенсии по старости, то есть с 3 декабря 2018 г., как верно указал районный суд, и в отсутствие заявления истца о перерасчете. Вместе с тем, принимая во внимание доводы жалобы, произвести перерасчет пенсии следует с 3 декабря 2018 г. по 31 декабря 2019 г., поскольку, как указано выше, перерасчет пенсии с 01.01.2020 с учетом вышеуказанных периодов уже произведен.

Принимая во внимание изложенное, в связи с тем, что выводы суда в части возложения обязанности включить в страховой стаж истца периоды работы и произвести перерасчет страховой пенсии по старости не соответствуют обстоятельствам дела (ч.1 ст.330 ГПК РФ), следует изменить решение суда в указанной части, исключив из абзаца 2 резолютивной части решения указание на включение в страховой стаж ФИО1 периодов работы с 28.05.1993 по 14.02.1994, с 02.06.1995 по 31.12.1995; а также указав, что ответчик должен произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периодов работы с 28.05.1993 по 14.02.1994, с 02.06.1995 по 31.12.1995 – с 3 декабря 2018 г. по 31 декабря 2019 г.

В вышеуказанном наблюдательном деле имеется реестр поступления взносов от плательщика за период с 01.01.1995 по 30.06.1998 (том 1 л.д.157), согласно которому взносы истцом уплачены за 1996, 1997 г.г. Таким образом, оснований для отказа во включении в страховой стаж периода работы с 01.01.1996 по 31.12.1996 у ответчика при назначении пенсии в декабре 2018 г. не имелось, поскольку в распоряжении пенсионного органа наличествовали соответствующие сведения относительно платежей, поступивших от истца за спорный период. С учетом изложенного, решение суда в части включения в страховой стаж периода с 01.01.1996 по 31.12.1996 и возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом этого периода с 03.12.2018 является законным, по доводам жалобы отмене не подлежит.

Включая в страховой стаж периоды работы истца с 01.01.1998 по 24.08.1998, с 01.01.2007 по 14.04.2007, и возлагая на ответчика произвести с 3 декабря 2018 г. перерасчет пенсии с учетом данных периодов, районный суд исходил из того, что взносы за данные периоды истцом уплачены.

Судебная коллегия находит выводы суда в указанной части соответствующими обстоятельствам дела.

Так, в вышеуказанном наблюдательном деле в отношении истца имеется реестр поступлений взносов от плательщика за период с 01.01.1998 по 27.07.1999, из которого следует, что взносы за 1998 г. истцом уплачены 17.12.1998 в размере 3061 руб. (том 1 л.д.155).

В выписке из индивидуального лицевого счета в отношении истца по состоянию на 9 декабря 2018 г. указано, что истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 24 марта 2003 г. За 2007 год истцом уплачены страховые взносы в размере <***> рублей (том 1 л.д.91-98).

Квитанцией от 24.10.2007 подтверждается уплата истцом страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, в размере 1200 руб. (том 2 л.д.30).

В справке от 27 ноября 2018 г., выданной Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Чите Забайкальского края на имя руководителя КС (клиентской службы), указано, что за период с 14.08.2006 по 31.12.2009 уплата страховых взносов произведена, приведена сумма страховых взносов за 2007 г. в размере 1200 рублей (том 1 л.д.49), что соответствует квитанции от 24.10.2007 и не соответствует выписке из индивидуального лицевого счета (<***> руб.).

В справке УПФР по г.Чите, выданной также 27 ноября 2018 г. тем же исполнителем, указано, что за период с 28.03.2007 по 16.04.2007, уплата страховых взносов не произведена (том 1 л.д.79).

Из справки клиентской службы (на правах отдела) (в Балейском районе) следует, что уплата страховых взносов за 2007 г. ФИО1 не произведена.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия находит, что за спорный период с 01.01.2007 по 14.04.2007 истцом произведена уплата страховых взносов. Оснований полагать обратное не имеется, поскольку из материалов дела следует факт уплаты страховых взносов за 2007 год в размере 1200 рублей, а также в размере <***> рублей, при этом в одной из справок имеется указание на то, что взносы уплачены за весь 2007 год. При том, что ответчиком в суде первой инстанции не доказано, что взносы в вышеуказанном размере уплачены за иные периоды деятельности, имевшие место в 2007 г., следует прийти к выводу, что взносы уплачены за спорный период, как верно указал суд в своем решении.

На момент назначения истцу страховой пенсии по старости вышеуказанные сведения имелись в распоряжении пенсионного фонда (наблюдательное дело, справки, выданные УПФР в г.Чите), поэтому, вопреки доводам жалобы, суд пришел к правильному выводу о том, что перерасчет размера пенсии необходимо произвести с момента назначения пенсии.

Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда в части включения в страховой стаж истца периодов работы с 01.01.1998 по 24.08.1998, с 01.01.2007 по 14.04.2007 и возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом указанных периодов с 3 декабря 2008 г. не имеется. В этой части решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит об отмене решения в полном объеме, вместе с тем не приводит каких-либо доводов относительно включения в страховой стаж истца периода работы с 06.12.1988 по 28.03.1991, обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом данного периода с 3 декабря 2018 г. Судебная коллегия находит, что выводы суда в указанной части соответствуют обстоятельствам дела, судом правильно применены нормы материального права, поэтому оснований для отмены решения в указанной части не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 28 февраля 2020 г. в части возложения на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) обязанности включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы изменить, исключив из абзаца 2-го резолютивной части решения указание на включение в страховой стаж ФИО1 периодов работы с 28.05.1993 по 14.02.1994, с 02.06.1995 по 31.12.1995.

Это же решение в части возложения на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края обязанности произвести перерасчет пенсии по старости изменить.

Абзац 3 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:

«Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости:

с учетом периодов работы с 06.12.1988 по 28.03.1991, с 01.01.1996 по 31.12.1996, с 01.01.1998 по 24.08.1998, с 01.01.2007 по 14.04.2007 – с 3 декабря 2018 г.,

с учетом периодов работы с 28.05.1993 по 14.02.1994, с 02.06.1995 по 31.12.1995 – с 3 декабря 2018 г. по 31 декабря 2019 г.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Б.В. Доржиева

Судьи: Е.А. Погорелова

Е.В. Чайкина