судья Коробова О.Н. | № 33-989-2022 УИД 51RS0007-01-2021-003883-76 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 6 апреля 2022 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | Власовой Л.И. |
ФИО2 | |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-39/2022 по иску ФИО4 к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» о возложении обязанности произвести перерасчет и возвратить суммы переплаты по коммунальным услугам,
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 13 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Власовой Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратился с иском к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» (далее - ПАО «ТГК-1») о возложении обязанности произвести перерасчет и возвратить суммы переплаты по коммунальным услугам.
В обоснование указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: ....
С _ _ он и члены его семьи проживали в ....
В период с апреля 2015 года по март 2016 года начисление за горячее водоснабжение по указанному адресу производилось на 1-го человека, в марте 2017 года - на 4-х человек; в апреле 2017 года за период с _ _ по _ _ произведен перерасчет по горячему водоснабжению на 1-го человека.
С мая 2017 года по май 2019 года начисление за горячее водоснабжение производилось по нормативу на 3-х человек. С марта 2017 года по _ _ числилась задолженность в размере 60 047 рублей 29 копеек.
В течение 2019 - 2020 г.г. им внесены платежи по погашению долга за отопление, при этом, из общей суммы начислений за горячую воду и отопление 40 247 рублей 46 копеек подлежит возврату.
Просил произвести перерасчет за период с _ _ по _ _ и вернуть сумму переплаты на его расчетный счет.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении данных требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО4, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, ссылаясь на постановление Правительства от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» указывает, что в период с 1 марта 2017 г. по 28 февраля 2019 г. управляющие организации не уведомляли его наличии задолженности по оплате коммунальных услуг и не извещали о предполагаемой дате и времени проведения проверки индивидуальных приборов учета (далее также ИПУ).
Приводя положение пункта 86 указанного постановления, считает, что проживание в *** является действием непреодолимой силы, позволяющим произвести перерасчет по горячему водоснабжению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ФИО4, представитель ПАО «ТГК-1», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении.
Пунктом 31 Правил № 354 предусмотрены обязанности исполнителя, в том числе: осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета (подпункт «е(2)»); осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими Правилами (подпункт «у(2)»).
Согласно пункту 33 Правил № 354 потребитель имеет право: при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31(1) настоящих Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода, за исключением случаев, когда установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета электрической энергии присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в соответствии с требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (подпункт «к(1)»); требовать от исполнителя проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения исполнителем от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета (подпункт «к(4)»); осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «л»).
В соответствии с пунктом 34 Правил № 354 потребитель обязан:
в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку (подпункт «г»);
обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (подпункт «д»);
нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «л»).
Подпунктом «а» пункта 59 Правил № 354 установлено, что в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил № 354).
На основании пункта 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно подпункту «д» пункта 81 (12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил (пункт 81(14) Правил № 354).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО4 в период с _ _ по _ _ являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....
Согласно справке формы № 9, данным поквартирной карточки в указанном жилом помещении были зарегистрированы: ФИО4 (истец) - с _ _ по _ _ ; ФИО - с _ _ по _ _ ; ФИО - с _ _ по _ _ ; ФИО - с _ _ по _ _
Согласно представленным истцом сведениям он, ФИО и ФИО в период времени с _ _ по _ _ были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: ..., г.....
Как следует из акта регистрации ИПУ расходования воды от _ _ в санузле спорной квартиры истца установлены приборы учета на холодную и горячую воду: счетчик марки «***» *, дата поверки _ _ ; счетчик марки «***» *, дата поверки _ _
По сообщению ПАО «ТГК-Т» в период с _ _ отдел сбыта осуществляло начисление за горячее водоснабжение и отопление, выпуск и доставку квитанций, учет поступившей оплаты по лицевым счетам абонентов ....
С _ _ по _ _ по дому * по ...
исполнителем коммунальных услуг являлось ПАО «ТГК-1» (лицевой счет
квартиры истца *), в период с _ _ по _ _ - *** (лицевой счет *).
С _ _ в отношении указанного дома договор теплоснабжения с *** расторгнут, исполнителем услуг является ПАО «ТГК-1» (открыт новый лицевой счет *).
С апреля 2015 года по март 2016 года начисление по ГВС по адресу: ..., производилось по нормативу на 4-х человек. При этом в мае 2016 года на основании предоставленных документов произведен перерасчет за период с _ _ по _ _ на сумму 15 374 рубля 95 копеек.
С мая 2016 года по февраль 2017 года начисление по ГВС производилось на 1-ого человека, в марте 2017 года на 4-х человек, в апреле 2017 года произведен перерасчет по ГВС за период с _ _ по _ _
С мая 2017 года по май 2019 года начисление ГВС производилось по нормативу на 3-х человек, поверка установленного ИПУ истекла _ _
_ _ в квартире установлен ИПУ *, марка «***» с начальными показаниями 0 м3. За период с _ _ по _ _ по лицевому счету квартиры имеется задолженность в размере 36 014 рублей 35 копеек.
Согласно акту ввода в эксплуатацию ИПУ от _ _ в квартире ФИО4 произведен демонтаж приборов учета холодного и горячего водоснабжения («***» * и «***» *), а также произведена установка новых приборов учета холодного и горячего водоснабжения («***» * и «Норма» 07022651418).
Срок поверки приборов учета, установленных актом регистрации ИПУ от _ _ , на холодную и горячую воду марки «***» *, марки «***» * истек _ _
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, проанализировав объем прав и обязанностей сторон в возникших правоотношениях, оценив собранные по делу доказательства, учитывая, что показания ИПУ, не прошедшего поверку в установленные сроки и в установленном законом порядке, не могут быть приняты ресурсоснабжающей организацией как достоверные, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для проведения перерасчёта в отношении начислений по горячему водоснабжению.
При этом, суд учитывал, что на основании представленных истцом сведений о проживании в ином жилом помещении ответчиком произведены соответствующие перерасчёты.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, как соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующим спорные правоотношения, оснований для их переоценки, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно и убедительно изложены в оспариваемом решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства дела, необходимые для его правильного разрешения, установлены и оценены судом в полном объеме.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» с 01 января 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в Правила № 354.
Подпунктом е(3) пункта 32 Правил № 354 предусмотрено право исполнителя уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней) посредством передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, посредством размещения на официальной странице исполнителя в сети Интернет либо посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Согласно представленным в материалы дела платежным документам ПАО «ТГК-1» указывалась сумма задолженности, а также сведения о начислениях платы за отопление и горячее водоснабжение в течение всего спорного периода.
При этом, законодатель не обуславливает возникновение обязанности по оплате коммунальных услуг получением собственником помещения платежных документов, истец не был лишен возможности получить у исполнителя информацию о задолженности по соответствующей услуге и выполнить свою обязанность по оплате.
На основании положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 44, 153, 154, 155, 156, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил № 354, истец, как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан оплачивать предоставленные ему жилищно-коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, учитывая, что информирование исполнителем о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг вышеперечисленными способами не является его обязанностью, рассматриваемый довод жалобы является несостоятельным.
Также судебной коллегией признается несостоятельной ссылка в жалобе на положение подпункта «а» пункта 85 Правил № 354, поскольку указанная в нем обязанность исполнителя уведомлять о необходимости допуска в определенное время для совершения проверки ИПУ связана с необходимостью доступа в жилое помещение потребителя.
Как следует из пункта 86 Правил № 354, который приводит в жалобе ФИО4, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Кроме того, абзацем первым пункта 91 Правил № 354 установлено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
С учетом приведенных правовых норм следует, что перерасчет размера платы при временном отсутствии потребителя за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу возможен только при наличии соответствующего заявления с приложением указанных документов и в том случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, либо - в случае отсутствия случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (независимо от возможности или невозможности установления прибора учета).
Соответственно, при заявлении о проведении перерасчета за коммунальную услугу за период своего временного отсутствия в жилом помещении, потребитель кроме доказательств действительности такого отсутствия, должен подтвердить отсутствие в жилом помещении прибора учета в связи с невозможностью установки такого прибора (предоставить соответствующий акт обследования).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Положения подпункта «д» пункта 81 (12), пунктов 81 (13), 81 (14) Правил № 354, прямо устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи. При этом истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления.
В рассматриваемом случае прибор учета горячей воды считается вышедшим из строя и не мог использоваться для учета потребления воды, следовательно, плата за горячее водоснабжение за спорный период правомерно начислялась ООО «ТГК-1» из расчета норматива потребления коммунальной услуги, в связи с чем суд верно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований и возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет начисленных сумм по оплате коммунальной услуги.
Так, согласно акту регистрации индивидуальных приборов учета расходования воды от _ _ дата поверки счетчика горячей воды марки «***» * – _ _ , с указанным актом истец ознакомлен, что подтверждается собственноручной подписью ФИО4 и им не оспаривалось.
Доказательств наличия непреодолимой силы, не позволившей ФИО4 произвести в срок до _ _ поверку счетчика горячего водоснабжения, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено, проживание истца и членов его семьи в ... таковым препятствием не является, поскольку проживание либо не проживание в жилом помещении в рассматриваемом случае зависит исключительно от воли лиц, во владении и пользовании которых находится данное помещение.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводов суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, а потому не могут служить поводом к отмене оспариваемого решения.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Апатитского городского суда Мурманской области от 13 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий | |
Судьи |