ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3/20 от 04.06.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

дело № 2-3/2020

судья Асташева И.А.

дело № 33-2042 поступило 4 июня 2020г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 августа 2020 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Холонгуевой О.Р.,

судей коллегии Гончиковой И.Ч., Мирзаевой И.И.,

при секретаре Абзаевой В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о признании недействительным межевого дела в части включения в состав земельного участка <...> площади земельного участка истца, исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах и площади земельного участка <...>, установлении границы и площади земельного участка <...> без включения в состав земельного участка <...> площади земельного участка истца 800 кв.м.

по апелляционным жалобам представителя ОАО «Российские железные дороги» ФИО2, заместителя руководителя МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия ФИО3 на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2020 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействительным межевое дело в части включения в состав земельного участка <...> площади земельного участка истца.

Признать недействительным описание земельного участка ... от ... кадастровый квартал <...> в части включения в состав земельного участка <...> площади земельного участка истца.

Признать реестровой ошибкой сведения в Едином государственном реестре недвижимости о границах и площади земельного участка <...> (входящего в его состав <...>) полоса отвода железной дороги.

Устранить реестровую ошибку путем установления границы и площади земельного участка <...> (входящего в его состав <...>) площадью 267 220 кв.м. без включения в состав земельного участка площади земельного участка истца 800 кв.м. в следующем каталоге координат характерных точек границ земельного участка:

Номераточек

X

Y

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции

У С Т А Н О В И Л:

обращаясь с иском к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, представитель ФИО4, действующая в интересах ФИО1, просила признать недействительным межевое дело в части включения в состав земельного участка <...> площади земельного участка истца, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах и площади земельного участка <...>; установить границы и площадь земельного участка <...> без включения в его состав земельного участка истца.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: Республика Бурятия, <...>, <...>, который был предоставлен ей постановлением Наушкинской поселковой администрации ... от <...>.

На указанном участке в установленном законом порядке истцом построен дом, в котором её семья проживает, имеет регистрацию.

Однако границы своего земельного участка, в соответствии с действующим законодательством, истец не может определить и не может поставить его на кадастровый учет, т.к. в 2002г. открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» был отмежеван земельный участок с кадастровым номером <...>, границы которого определены с захватом части земельного участка и жилого дома истца.

Межевые работы для ОАО «Российские железные дороги» были осуществлены кадастровым инженером ФИО5 без согласования границ полосы отвода земельного участка со смежным землепользователем ФИО1

20.07.2004г. Кяхтинская районная администрация предоставила земельный участок ОАО «Российские железные дороги» в аренду на 49 лет. Однако орган местного самоуправления не имел оснований для предоставления участка ОАО «Российские железные дороги», зная о нахождении в полосе отвода железной дороги частных домовладений, права на которые у граждан возникли ранее включения земельного участка с кадастровым номером <...> в реестр федеральной собственности.

В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнила требования, просила признать недействительным межевое дело ... в части включения в состав земельного участка с кадастровым номером <...> участка истца; признать недействительным описание участка с кадастровым номером <...>, входящего в участок с кадастровым номером <...>, в части включения в его состав участка истца.

Также представитель истца просила признать реестровой ошибкой сведения в едином госреестре недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером <...>, устранить ошибку путем установления границы и площади данного участка без учета площади земельного участка истца.

Определением суда в качестве соответчика привлечен кадастровый инженер ФИО5, в качестве третьего лица - ОАО «Российские железные дороги», МО «Кяхтинский район», АМО «Наушкинское».

В судебном заседании истец ФИО1, её представитель ФИО4 исковые требования поддержали.

Представитель ответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия ФИО6 в письменном отзыве возражала против удовлетворения исковых требований.

Ответчик ФИО5 иск не признал. Пояснил, что полоса отвода железной дороги разрабатывалась государством с целью создания безопасности работы всего технологического комплекса железной дороги. Решение, выданное истцу исполнительной властью о предоставлении земельного участка под строительство жилого дома, не устанавливает право аренды или собственности на данный участок.

Представитель ОАО «Российские железные дороги» ФИО2 с иском не согласилась. Пояснила, что железная дорога существует в установленных границах с момента образования, в связи с чем согласования границ земельного участка с истцом не требовалось. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности.

Представители администрации МО «Кяхтинский район», администрации МО СП «Наушкинское», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Росреестра по Республике Бурятия, Управления Росреестра по Бурятии в суд не явились.

Районным судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе заместитель руководителя МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия ФИО3 просит отменить решение суда. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности для признания недействительным межевого дела в части описания земельного участка. Земли железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью, и они не могут быть переданы в частную собственность, поэтому органы местного самоуправления не были полномочны на распоряжение спорным участком. Неверен вывод суда о наличии реестровой ошибки.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «Российские железные дороги» ФИО2 просит решение суда отменить ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В жалобе указано, что решение постановлено без учета того, что, согласно законодательству, земли железнодорожного транспорта являются землями федерального значения. К ним относятся земли, в том числе отведенные под железнодорожные пути и станции, включая полосу отвода. Изначально границы железной дороги были установлены еще в 1940г., когда она была построена, и с тех пор они не менялись. В установленном законом порядке земельный участок с кадастровым номером <...> был зарегистрирован за Российской Федерацией, поставлен на кадастровый учет и передан в аренду ОАО «РЖД». При проведении межевых работ для акционерного общества согласования границ полосы отвода железной дороги с истцом не требовалось, т.к. отсутствовали координаты её участка. Установление фактически занимаемых границ земельного участка истца в настоящее время не свидетельствует о наличии ошибки при межевании полосы отвода железной дороги в 2002г. Суд необоснованно не применил срок исковой давности.

В суде апелляционной инстанции представитель МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия ФИО6 просила решение суда отменить.

Представитель ОАО «Российские железные дороги» ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Истец ФИО1, её представитель ФИО4 полагали, что решение постановлено законно, отмене не подлежит.

Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО7 пояснил, что реестровой ошибки допущено не было.

Остальные участники дела в суд не явились.

Обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, выслушав названных лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 10.06.2001г. Наушкинской поселковой администрацией было вынесено постановление ... о выделении земельного участка ФИО1 под строительство дома, площадью 800 кв.м., на котором ею был возведен жилой дом.

Постановлением АМО «Наушкинское» Кяхтинского района ... от 27.06.2006г. индивидуальному жилому дому истца присвоен адрес: Республика Бурятия, <...>.

12.05.2016г. сведения о земельном участке истца занесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера <...>.

30.06.2016г. зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 800 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, под строительство жилого дома, о чем в Едином государственном реестре прав сделана запись регистрации ....

Истец не имеет возможности поставить принадлежащий ей земельный участок на кадастровый учет, поскольку он находится в пределах земельного участка с кадастровым номером <...>, который в 2007г. был передан в долгосрочную аренду ОАО «Российские железные дороги».

В создавшейся ситуации ФИО1 заявлен настоящий иск.

Районный суд посчитал, что имеет место реестровая ошибка, которая может быть исправлена путем исключения земельного участка истца из состава земельного участка, выделенного ОАО «Российские железные дороги» под полосу отвода железной дороги.

Между тем, выводы районного суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, решение постановлено судом при неправильном применении норм материального права.

Из дела следует, что железная дорога, проходящая через <...> Бурятии, была построена в 1940г.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Бурят-Монгольский АССР ... от 11.05.1940г. было утверждено изъятие земель под железно-дорожную трассу Улан-Удэ - Наушки из землепользования сельхозяйственной артели им. ХVIII партсъезда, всего 57 га.

Постановлением Совета Министров Бурят-Монгольской АССР ... от 19.02.1953г. был утвержден отвод земель Управлению ВСЖД для защитных лесных насаждений вдоль линии железной дороги Улан-Удэ – Наушки из землепользования колхозов Иволгинского аймака, общей площадью 33,05 га и из земель Бурят-Монгольской конторы «Главзаготскот Востока» площадью 17,70 га.

Постановлением Совмина Бурят-Монгольской АССР ... от 23.04.1954г. был утвержден отвод земель Управлению Восточно-Сибирской железной дороги из земель колхоза им. Калинина Кяхтинского аймака, в количестве 37,7 га, фактически занятых под полотном железной дороги и полосой отчуждения железной дороги от <...> до границы МНР.

Постановлением Совета Министров Бурят-Монгольской АССР ... от 04.08.1956г. подтверждено землепользование Управления ВСЖД ранее выделенной полосой отвода 13-й дистанции пути по территории Иволгинского аймака на площади 346,30 га., из которых 228,1 га расположены по землям гослесфонда и 118,2 га по землям госземфонда.

На основании технического задания о выполнении межевания земельных участков полосы отвода железной дороги, заключающегося в закреплении границ опорными межевыми знаками, координировании и подсчете площади участка, составлении межевого дела и схемы границ ИП ФИО5 произведены названные работы и изготовлено межевое, землеустроительное дело.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: Республика Бурятия, <...>, в пределах пгт. Наушки, железная дорога «Улан-Удэ-Наушки», площадью 993 501 кв.м., является собственностью Российской Федерации, дата государственной регистрации права 21.12.2004г.

Учитывая время выделения земельного участка под строительство железной дороги, можно обратиться к нормам Земельного кодекса Р.С.Ф.С.Р. (1922г.).

В ст.5 Земельного кодекса Р.С.Ф.С.Р. было сказано, что все земли, остающиеся в едином государственном земельном фонде после предоставления из него земель в непосредственное пользование трудовых земледельцев и их объединений, городов и поселений городского типа, составляют земли непосредственного государственного владения и являются государственными земельными имуществами.

Согласно ст.155 названного кодекса, в состав государственных земельных имуществ не входят земли, находящиеся под лесами, горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр. Все эти земли находятся в управлении соответствующих ведомств на основании особых о том правил. По миновании надобности в означенных землях для специальных целей они поступают в состав государственных земельных имуществ.

Со времени действия Земельного кодекса Р.С.Ф.С.Р. и до 1990-х годов все земли были государственной собственностью, и они могли передаваться только в пользование и владение. Следовательно, земли, отведенные под железную дорогу, принадлежали государству. Земельный кодекс РСФСР от 1991г. также определял принадлежность земель транспорта государству.

В Положении о землях транспорта, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 8.01.1981г., к землям транспорта были причислены земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.

Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определялись в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно - технической документацией.

В ст.5 Закона СССР «О железнодорожном транспорте» было указано, что землями железнодорожного транспорта являются земли, предоставленные в его пользование в соответствии с Основами законодательства союза ССР и союзных республик о земле. К ним относятся земли, отведённые под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также подзащитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог.

Полосой отвода являются земли железнодорожного транспорта, примыкающие к железнодорожным путям.

Размеры земельных участков, включая полосу отвода, предоставляемых железнодорожному транспорту, определялись в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормами и проектно-сметной документацией, а отвод участков осуществлялся с учётом очередности их освоения.

27.12.1991г. Верховный Совет Российской Федерации вынес постановление № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В п.1 данного постановления указано, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В Приложении 1 к постановлению приведен перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, к каковым относятся предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта.

Т.е. земли железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью.

В п.5 Федерального закона от 25.08.1995г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» было предусмотрено, что землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.

Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно - сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.87 Земельного кодекса Российской Федерации, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Согласно ч.1, 2 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

В соответствии с п.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Согласно ст.4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

Ограничиваются в обороте магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений закона земли железнодорожного транспорта относятся к федеральной собственности.

Следовательно, с 1940г., с момента предоставления земельного участка под строительство железной дороги, земля под ней оставалась принадлежать государству, из обладания которого она никогда не выбывала. В этой связи несостоятелен довод истца о возникновении у неё права на земельный участок ранее права аренды ОАО «Российские железные дороги», ранее регистрации права на земельный участок с кадастровым номером <...> за Российской Федерацией.

Регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> за Российской Федерацией в декабре 2004г. не означает, что только с этого времени он был отнесен к федеральной собственности. Государственная регистрация земельного участка была осуществлена исключительно с целью учета объектов недвижимости в соответствии с ныне действующим законодательством.

Земельным кодексом РСФСР (1991г.) предусматривалось, что земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР (ст. 6).

В соответствии с ст.83 Земельного кодекса РСФСР, порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения, а также установления зон с особыми условиями использования (охранные, санитарные, защитные и другие) определяется положениями об этих землях, утверждаемыми Верховным Советом СССР в соответствии с переданными ему полномочиями на основании Союзного договора, Верховным Советом РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - законодательством этих республик.

Поскольку земельный участок под железную дорогу был выделен ранее, чем был предоставлен участок ФИО1, и он относился к землям железнодорожного транспорта, являлся федеральной собственностью, то в силу закона органы местного самоуправления не были полномочны распоряжаться им.

Поэтому Наушкинская поселковая администрация не вправе была в 2001г. разрешать вопрос о выделении ФИО1 земельного участка, находящегося в местности «Петля» в границах земельного участка с кадастровым номером <...>, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером <...>

Согласно п.7 ч.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.

Как видно из дела, земельный участок с кадастровым номером <...> продолжает находиться в пользовании ОАО «Российские железные дороги» на основании долгосрочного договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 1.02.2007г., заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республики Бурятия.

До указанной даты земельный участок также находился в пользовании ОАО «Российские железные дороги», и из его обладания не выходил.

Судебная коллегия не может согласиться с утверждением об отсутствии точных границ полосы отвода железной дороги, что позволяло Наушкинской поселковой администрации предоставить земельный участок в местности <...>

Как уже указывалось ранее, в период выделения земель под железную дорогу действовал Земельный кодекс Р.С.Ф.С.Р., в котором содержались положения, касающиеся оформления землеустроительного дела.

В ст.167 Земельного кодекса Р.С.Ф.С.Р. было закреплено, что землеустроительные действия выполняются под общим наблюдением, руководством и контролем ФИО10 Комиссариата Земледелия местными землеустроительными учреждениями через уполномочиваемых на то землемеров - землеустроителей.

Дела по землеустройству производятся в следующей постепенности: 1) возбуждение землеустроительного дела; 2) подготовка землеустроительного дела, составление землеустроительного проекта и предъявление его участникам землеустройства; 3) утверждение проекта землеустройства и приведение его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков; 4) составление и выдача сторонам землеустроительных документов (ст.179 Кодекса).

Составление проекта землеустройства заключается в подробном и точном указании мест отвода земель участникам землеустройства, с соблюдением их прав и законных интересов, а также требований хозяйственно - технических правил землеустройства, с изображением отвода земель на проектном плане землеустройства. Проектируемые границы земель обозначаются на месте временными знаками, а при отсутствии споров и жалоб укрепляются постоянными межевыми знаками (ст.186 Кодекса).

Составленный проект землеустройства предъявляется сторонам на плане и в натуре с составлением особого протокола. При этом землемер - землеустроитель обязан всемерно стремиться к согласованию пожеланий сторон не в ущерб, однако, требованиям землеустройства, внося в проект, в случаях необходимости, целесообразные изменения и исправления (ст.187 Кодекса).

Статьей 192 Кодекса предусматривалось, что по окончательном утверждении проекта землеустройства землеустроительными учреждениями составляются и после государственной записи образованных землепользований (земельной регистрации) выдаются участникам землеустройства надлежаще удостоверенные документы. В названных документах должны быть означены границы, местоположение, пространство и состав землепользований, а также показаны их названия, наименования землепользователей, время исполнения землеустройства и его основание, условия землепользования и прочие существенные сведения, содержащиеся в постановлении об утверждении проекта землеустройства. Подлинные землеустроительные планы, акты и делопроизводства хранятся при землеустроительных учреждениях.

Учитывая прописанную в Кодексе Р.С.Ф.С.Р. процедуру землеустройства, следует исходить из того, что местность пролегания железной дороги, её протяженность, площадь отводимого под железную дорогу земельного участка, его границы, границы полосы отвода были в то время конкретно определены.

В последующем Министерство сельского хозяйства СССР 27.05.1968г. утвердило Основные положения землеустройства, которыми были определены задачи, содержание и общий порядок проведения землеустроительных работ.

Общее руководство ими возлагалось на указанное министерство. Землеустроительными работами в союзных и автономных республиках, краях и областях руководили главные управления (управления) землепользования и землеустройства министерств сельского хозяйства союзных и автономных республик, отделы землепользования и землеустройства областных (краевых) управлений сельского хозяйства.

В РСФСР организация землеустройства осуществлялась управлениями (отделами) землепользования и землеустройства, а проводилось Гипроземами. Гипроземы, их филиалы и экспедиции выполняли все виды землеустроительных работ.

По задачам, содержанию и методам проведения землеустройство подразделялось на два основных вида - межхозяйственное и внутрихозяйственное.

Межхозяйственное землеустройство проводилось с целью регулирования и укрепления социалистических земельных отношений и организации рационального использования земли путем правильного ее распределения между отраслями народного хозяйства, предприятиями, организациями и учреждениями.

Межхозяйственное землеустройство проводилось по заявкам и предложениям заинтересованных хозяйств, ведомств и учреждений, по инициативе органов землеустройства или по решению директивных органов (п. 3 Основных положений).

Оно проводилось в определенной последовательности, в соответствии с основными стадиями: а) подготовительные работы; б) составление, рассмотрение и утверждение проекта; в) перенесение проекта в натуру и изготовление землеустроительных документов (п.5 Основных положений).

В процессе подготовительных работ: а) устанавливался состав участников межхозяйственного землеустройства; б) выявлялись землеустроительные пожелания и предложения заинтересованных землепользователей, учреждений и организаций; в) изучались данные о состоянии и перспективах развития производства действующих и вновь создаваемых хозяйств; г) изучались материалы схем районной планировки; планы отдельных землепользований и сводные планы землепользований по районам или группам землепользователей; земельно-учетные данные; материалы почвенных, геоботанических, мелиоративных, водохозяйственных, агролесомелиоративных, дорожных и других обследований и изысканий; материалы землеустройства прежних лет; проекты мелиорации, дорожного строительства и т.д.; экономические сведения, характеризующие хозяйственную деятельность землеустраиваемых предприятий; д) проводились (в необходимых случаях) полевые обследования, в процессе которых: - устанавливалось соответствие фактического землепользования правовым, земельно-учетным и планово-картографическим материалам и документам; - устанавливалось соответствие использования земель целевому назначению (п.6 Основных положений).

Принимаемые государством меры по упорядочиванию землеустройства свидетельствуют о том, что строительство железной дороги, со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами и т.п. велось в определенных границах и не было произвольным.

При отводе в 1954г. земель Кяхтинского аймака, земель колхоза им. Калинина, фактически занятых под железнодорожным полотном и полосой отчуждения железной дороги, также проводились землеустроительные работы. Был подготовлен проект полосы земельного отвода на участке железнодорожного пути <...> – граница МНР.

Т.е. границы полосы отвода земельного участка для железной дороги были установлены. Это подтверждается, в том числе планами полосы отвода Восточно-Сибирской железной дороги от 1980г., от 1993г.

Проводя межевые работы в 2002г., кадастровый инженер ФИО5 воспроизвел имевшиеся координаты границ земельного участка железной дороги, рассекретив сведения о них. Им было подготовлено с учетом ныне установленных требований землеустроительное дело, согласно которому границы отвода участка для железной дороги были определены в ранее закрепленных границах.

Оснований сомневаться в их (границ) правильности не имеется. Нахождение участка ФИО1 в пределах участка с кадастровым номером <...>, входящего в состав участка с кадастровым номером <...>, не опровергает данное утверждение.

Существовавшая с 1940-х годов железнодорожная петля с её границами была определена ранее выделения земельного участка истцу, предоставление которого не могло повлиять на ранее установленные границы отвода участка железной дороге.

Поскольку Наушкинская поселковая администрация не имела права отчуждать земли железнодорожного транспорта, границы участка ФИО1 не были установлены, то у кадастрового инженера ФИО5 отсутствовала обязанность по согласованию с истцом границ земельного участка.

В этой связи отсутствуют основания полагать, что инженером были допущены нарушения ст.39, 40 Федерального закона «О кадастровой деятельности», Инструкции по межеванию, утвержденной Роскомземом от 8.04.1996г., на что сослался суд первой инстанции.

Таким образом, нарушений при составлении межевого плана допущено не было. Оснований для признания его недействительным не усматривается.

Районный суд также посчитал, что в настоящем случае имела место реестровая ошибка, которую следует устранить путем исключения земельного участка ФИО1 из границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>.

Однако несогласование границ земельных участков при проведении межевания не относится к реестровой ошибке, определение которой содержится в ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Реестровой считается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В данном случае такая ошибка отсутствует, границы земельного участка с кадастровым номером <...> определены верно, сведения о нем в едином государственном реестре недвижимости отражены в соответствии с материалами землеустроительного дела.

Письмо главного инженера дороги <...> о том, что в полосу отвода вошли частные домовладения, пользователям которых земельные участки будут переданы в субаренду, принятие Кяхтинской районной администрацией постановления от 20.07.2004г. о предоставлении ОАО «Российские железные дороги» земельного участка в аренду на 49 лет не подтверждают легитимность действий по выделению ФИО1 земельного участка с кадастровым номером <...>.

Фактическое пользование ФИО1 земельным участком с кадастровым номером <...> сложившееся с июня 2001г., не может нарушать права владельца земельного участка с кадастровым номером <...>, каковым является ОАО «Российские железные дороги», право пользования и владения которого возникло много ранее, нежели у истца.

Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о безосновательности иска ФИО1, об отсутствии законных оснований для удовлетворения её исковых требований в полном объеме.

Решение районного суда, постановленное при неверном определении юридически значимых обстоятельств, при неверном применении норм материального права подлежит отмене. По делу следует принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1

Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия.

председательствующий:

судьи: