Судья Селютина С.Л.
№ 2-3/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь Дело № 33-435/2021
18 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в
составе председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Бабиновой Н.А., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Басимовой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрация Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 08 октября 2020 года, которым постановлено:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства и защите прав потребителей удовлетворить;
признать действия ответчика администрации Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в <...>;
возложить на администрацию Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края обязанность прекратить нарушения прав потребителей – граждан по оказанию услуги водоснабжению с нарушением требований ст. 11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ч.1 ст.10, ч.3 ст.23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» №416 от 07.12.2011г, п.1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно:
обязать ответчика администрацию Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозабора (скважины) подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. Развилы, с наличием заключения органа Роспотребнадзора в течение года с момента вступления решения в законную силу;
обязать администрацию Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины), действующим санитарно – эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. Развилы использования водного объекта в течение года с момента вступления решения в законную силу;
обязать ответчика администрацию Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края в течение месяца после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей д. Развилы, через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, доклад судьи Заривчацкой Т.А., судебная коллегия
установила
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края с требованиями:
1) признать действия ответчика, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в <...>,
2) возложить на ответчика обязанность прекратить нарушения прав потребителей – граждан по оказанию услуги водоснабжению с нарушением требований ст. 11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ч.1 ст.10, ч.3 ст.23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» №416 от 07.12.2011г, п.1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно:
- обязать ответчика в течение года с момента вступления решения в законную силу разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. Развилы, с наличием заключения органа Роспотребнадзора; а также получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины), действующим санитарно – эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. Развилы использования водного объекта.
В обоснование заявленных требований указано на допущенные при оказании услуг по распределению воды администрацией Тойкинского сельского поселения нарушения требований санитарного законодательства в отношении неопределенного кругу потребителей - населения д. Развилы, что является услугой ненадлежащего качества, которая может повлечь за собой причинение вреда здоровью и жизни граждан.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить иск по доводам заявления.
Представитель ответчика администрации Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Суд постановил вышеизложенное решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, приводя доводы о том, что на администрацию Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края невозможно возложить обязанность по прекращению нарушения прав потребителей-граждан по оказанию услуги водоснабжения, в связи с тем, что таких услуг администрация не оказывает, поскольку согласно п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В законе не говорится о том, что администрация оказывает услуги водоснабжения, там говорится об организации водоснабжения. Так же заявитель ссылается на отсутствие доказательств со стороны истца о том, что водные объекты, расположенные в границах Тойкинского сельского поселения являются источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
На заседание судебной коллегии представитель истца ФИО1 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, ответчик осуществляет действия по оказанию коммунальных услуг по распределению воды для питьевых и промышленных нужд на территории Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района, так как на территории Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района гарантирующая организация, осуществляющая на территории поселения холодное водоснабжение и эксплуатирующая водопроводные сети, не определена, зона её деятельности не установлена.
Так же установлено, что проекты организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для с. Тойкино Большесосновского района не разработаны, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанной в иске скважины для питьевого и хозяйственно–бытового водоснабжения действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения не получено.
В реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно –эпидемиологических правил и нормативов, а также в реестре санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию сведений о наличии заключений на объекты водоснабжения на территории Тойкинского сельского поселения отсутствуют.
На дату рассмотрения настоящего дела ответчиком вышеуказанные нарушения требований санитарного законодательства не устранены, что не оспаривалось представителем ответчика.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения ответчиком требований санитарного законодательства, а также из того, что несоблюдение ответчиком санитарных правил влияет на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, так как оказание услуг водоснабжения населению с нарушением санитарных правил может повлечь за собой причинение вреда здоровью населения с. Тойкино Большесосновского района Пермского края.
Каких-либо возражений относительно недостаточности заявленного истцом срока для устранения нарушений представитель ответчика в судебном заседании не приводил, доказательств в соответствии с положениями статьи 56 ГПК РФ не представлял.
Таким образом, решение постановлено судом с учетом заявленных требований и возражений сторон исходя из установленных обстоятельств дела. Указание срока в течение которого решение суда будет исполнено в жалобе не содержится.
Довод жалобы со ссылкой на норму Федерального закона N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что на администрацию возложена обязанность по организации водоснабжения, а не об организации оказания услуги судебной коллегией отклонены, поскольку обязанность органа местно самоуправления по организации не исполнена, гарантирующая организация не определена. Меры для устранения выявленных нарушений, а именно отсутвие проекта организации зон санитарной охраны участка водозабора (скважины) подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. Развилы, отсутствие санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины), действующим санитарно – эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. Развилы не предприняты.
Кроме того, осуществление деятельности по обеспечению населения питьевой водой при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на водоисточник, противоречит положениям санитарного законодательства ст.ст. 11, 18 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 год.
Учитывая изложенное, принимая во внимание установленные нарушения прав неопределенного круга лиц в защиту которых истец обратился в суд, решение следует признать законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, безусловными основаниями для отмены решения суда, судом также не допущено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Большесосновского районного суда Пермского края от 08 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тойкинского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи