ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-3/25/2022 от 06.10.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 октября 2022 года по делу № 33-3606/2022

Судья Прозоров Д.В. Дело № 2 – 3/25/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Суркова Д.С.

и судей Черниковой О.Ф., Ординой Н.Н.,

при секретаре Бакулевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 06 октября 2022 года дело по апелляционной жалобе заместителя начальника управления КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе» - ФИО1 на решение Котельничского районного суда Кировской области от 20 апреля 2022 года, которым с учетом дополнительного решения от 21 июня 2022 года постановлено:

Признать незаконным решение КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Котельничском районе» № 23 от 2.07.2021 года об отказе ФИО2 в предоставлении субсидии на оплату ЖКУ.

Обязать КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Котельничском районе» повторно рассмотреть заявление и документы ФИО2 о предоставлении субсидии.

Взыскать с КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Котельничском районе» в доход МО Орловский муниципальный район Кировской области 300 рублей государственной пошлины по делу.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к отделу в Орловском районе КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Котельничском районе» отказать.

Заслушав доклад судьи Черниковой О.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к отделу в Орловском районе КОГКУ «Межрайонное Управление социальной защиты населения в Котельничском районе», указав, что проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, и являлся получателем субсидии на оплату услуг ЖКХ. 29.06.2021 истец обратился в МФЦ с заявлением о новом назначении субсидии на оплату услуг ЖКХ. Решением КОГКУ «Межрайонное УСЗН в Котельничском районе» № 23 от 2.07.2021 ему было отказано в назначении субсидии, поскольку допустимая доля расходов его семьи превысила размер регионального стандарта стоимости ЖКУ на семью. С таким решением истец не согласен, так как при расчете субсидии ответчиком взят стандарт стоимости ЖКУ для получателей субсидий, проживающих в жилых домах блокированной застройки, хотя должен быть взят стандарт стоимости для получателей субсидий, проживающих в многоквартирных домах, к категории которой по своим конструктивным качествам относится дом, в котором он проживает. При таком порядке расчета истец имеет право на получение субсидии, поэтому отказ ответчика в назначении субсидии является незаконным. Просил признать незаконным отказ в предоставлении ему субсидии на услуги ЖКХ, обязать ответчика произвести перерасчет субсидии на услуги ЖКХ с момента обращения.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе», а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство социального развития Кировской области.

Судом постановлено вышеуказанные решение и дополнительное решение.

В апелляционной жалобе заместитель начальника управления КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе» - ФИО1 просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что для расчета субсидии управлением были применены имеющиеся сведения по состоянию на 29.06.2021. Согласно выписке из ЕГРН, инвентаризационному плану помещения и справке администрации Орловского городского поселения от 30.12.2019 № 115, спорное жилое помещение, в котором проживает ФИО2, расположено в двухэтажном жилом доме, имеет автономную систему отопления (печное отопление). Жилой дом по указанному адресу не имеет общедомовой собственности, каждое жилое помещение имеет отдельный вход на прилегающий земельный участок. Указанный дом по сведениям ГИС ЖКХ отнесен к жилому дому блокированной застройки, в областную программу капитального ремонта не включен. Исходя из представленных 29.06.2021 ФИО2 документов о платежах за коммунальные услуги, истец не несет расходов по оплате за содержание общего имущества в многоквартирном доме, взносов на капитальный ремонт и расходов по оплате централизованного отопления. По результатам расчета, на основании имеющихся данных на дату обращения ФИО2 размер субсидии составил ноль рублей ноль копеек, в связи с чем решением КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе» от 02.07.2021 № 23 в предоставлении субсидии ФИО2 было отказано. В экспертном заключении ООО от 25.03.2022, которым установлено, что спорный жилой дом относится к категории «многоквартирный жилой дом», не указана дата, с которой спорный жилой дом необходимо считать многоквартирным; в решении суда она также отсутствует. Данное обстоятельство исключает возможность исполнения ответчиком решения суда о повторном рассмотрении заявления и документов ФИО2 о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. В данном случае при назначении субсидии применение регионального стандарта для многоквартирного жилого дома возможно только по заявлениям граждан, поступивших не ранее 25.03.2022, то есть с момента составления указанного экспертного заключения ООО № Э3-977/2503. При определении права ФИО2 на предоставление субсидии и расчете ее размера Управлением был правомерно применен региональный стандарт, установленный Правительством Кировской области для собственников жилых помещений, проживающих в жилых домах, и решение КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе» от 02.07.2021 № 23 не может быть признано незаконным. В дополнении к апелляционной жалобе начальник КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе» ФИО3 указывает, что региональный стандарт для граждан, проживающих в жилых домах, отнесенных к домам блокированной застройки, при расчете субсидии применяется в соответствии со ст.159 ЖК РФ. При предоставлении субсидии органы соцзащиты определяют вид жилого помещения исходя из представленных заявителем документов, а также используют сведения о включении данного жилого помещения в Программу капитального ремонта многоквартирных домов Кировской области и обязанности собственников жилого помещения по уплате взносов на капитальный ремонт.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства социального развития Кировской области по доверенности – ФИО4 просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить, принять новое решение о прекращении производства по делу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе» по доверенности ФИО5 поддержала доводы жалобы и дополнения к ней, пояснила также, что у семьи ФИО2 установлен дополнительный доход.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы жалобы с дополнением и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку оснований для проверки законности решения в полном объеме в настоящем случае не усматривается, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения лишь в оспариваемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе с дополнением и отзыве на нее.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее – Правила).

Согласно ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст.159 ЖК РФ размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

Согласно ч.2, 3 ст.159 ЖК РФ, п.3 и 4 Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

В соответствии с п.20 и 21 указанных Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п.22 Правил региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 ЖК РФ из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, могут быть установлены раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, для следующих групп получателей субсидий, указанных в части 2 статьи 159 ЖК РФ:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде и члены жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которым жилое помещение предоставлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение;

б) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт;

в) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственники жилых домов.

Согласно п.41 Правил субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Постановлением Правительства Кировской области от 8.11.2005 №47/258 «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» (п.1.2) установлен областной стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи в размере 22 %.

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в отопительный период для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по муниципальным образованиям области, применяемый к правоотношениям, возникшим в период с 16.09.2019 до 15.09.2021, установлен Постановлением Правительства Кировской области от 28.06.2018 N 312-П (Приложение № 1 в редакции постановления от 10.10.2019 N 529-П).

Согласно указанному приложению по муниципальному образованию Орловское городское поселение Орловского района Кировской области (п. 210) стандарт стоимости ЖКУ утвержден для следующих категорий граждан (на одного члена семьи из трех и более человек):

для получателей субсидий, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах:

- собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт - 3447,31 руб.;

- собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170, частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса РФ не обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт – 3297,91 руб.;

для получателей субсидий, проживающих в жилых домах - 1646,03 руб.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

В силу ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 2 ст.169, ч.8 ст.170, ч.5 ст.181 ЖК РФ установлены случаи, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах не обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО2 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, где зарегистрирован по месту жительства.

29.06.2021 ФИО2 обратился с заявлением о предоставлении субсидии на оплату ЖКУ.

Решением КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Котельничском районе» № 23 от 2.07.2021 ФИО2 отказано в предоставлении субсидии на оплату ЖКУ, по причине не соответствия заявителя требованиям пункта 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Исходя из того, что по официальным сведениям ГИС ЖКХ дом по адресу: <адрес>, относится к домам блокированной застройки, и поскольку региональный стандарт для граждан, проживающих в домах блокированной застройки, отдельно не предусмотрен, при определении права на предоставлении субсидии ответчиком был применен стандарт стоимости ЖКУ в размере 1646,03 руб. для получателей субсидий, проживающих в жилых домах, который составил 6584,12 руб. на семью из 4-х человек, что не превысило допустимую долю расходов семьи (45011,50 руб. х 22% = 9902,53 руб.).

Полагая, что жилой дом, в котором он проживает, является многоквартирным, в связи с чем подлежит применению соответствующий региональный стандарт, истец обратился в суд с настоящим иском.

Судом по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза для определения вида возведенного строения, в котором проживает ФИО2

Согласно заключению ООО № ЭЗ-977/2503 от 25.03.2022 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории «многоквартирный жилой дом».

С учетом данного заключения суд пришел к выводу, что при решении вопроса о праве истца ФИО2 на получение субсидии ответчику необходимо было применять стандарт стоимости ЖКУ для получателей субсидий, проживающих в многоквартирных домах, в связи с чем признал незаконным оспариваемое решение. Также суд возложил на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление и документы ФИО2 о предоставлении субсидии.

Судебная коллегия находит данные выводы суда ошибочными.

По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона РФ от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» информация, содержащаяся в системе, является официальной и составляет государственный информационный ресурс в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п.3 ст.2 указанного закона ответчик является пользователем данной информации.

Жилой дом, в котором проживает ФИО2, на сайте ГИС ЖКХ отнесен к домам блокированной застройки.

Помимо информации ГИС ЖКХ, ответчиком проанализированы и другие документы, характеризующие данный дом и состав оплачиваемых истцом коммунальных услуг, на основании чего применен региональный стандарт для граждан, проживающих в жилых домах.

Областной стандарт стоимости ЖКУ для граждан, проживающих в домах блокированной застройки, отсутствует, установление его нормативно не предусмотрено.

Областной стандарт стоимости ЖКУ для получателей субсидий, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, выделяет собственников жилых помещений, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт, и собственников жилых помещений, которые в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170, частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса РФ не обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.

Доказательств того, что ФИО2 относится к одной из этих категорий собственников жилых помещений, то есть либо обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт и уплачивал их, либо в предусмотренных законом случаях не обязан это делать, стороной истца не представлено и в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах решение КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Котельничском районе» № 23 от 2.07.2021 не может быть признано незаконным, соответственно отсутствуют и основания для удовлетворения требований ФИО2 о перерасчете субсидии с момента обращения.

Надлежащим ответчиком по настоящему делу является КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Котельничском районе», как юридическое лицо, а не его подразделение в Орловском районе.

В связи с изложенным судебная коллегия находит постановленные судом решение и дополнительное решение подлежащими отмене на основании п.4 ст.330 ГПК РФ, с принятием по делу нового решения об отказе в иске ФИО2 в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Котельничского районного суда Кировской области от 20 апреля 2022 года и дополнительное решение того же суда от 21 июня 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.10.2022.

Определение13.10.2022