ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-401/2022 от 13.05.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-3428/2022

В суде первой инстанции дело слушала судья Цурикова Т.А. (Дело № 2-401/2022; 27RS0003-01-2021-008538-18).

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 мая 2022 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Дорожко С.И.,

судей Хуснутдиновой И.И., Крюк А.А.,

при секретаре Шишкине Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондаренко С.В. к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска о признании незаконными действий ответчика, признании незаконными протоколов заседания комиссии по оценке эффективности, возложении обязанности произвести перерасчет и произвести доплату, выдать документы, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Бондаренко С.В. на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Крюк А.А., пояснения истца Бондаренко С.В., представителей ответчика Жолондзь Е.П., Филатовой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Бонаренко С.В. обратился в суд с иском к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска о признании незаконными действий ответчика, признании незаконными протоколов заседания комиссии по оценке эффективности, возложении обязанности произвести перерасчет и произвести доплату, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что с 01.04.2016 по 22.09.2021 он работал в ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска. В период работы за 1 квартал 2021 года ему были начислены и выплачены денежные средства, являющиеся средствами материального стимулирования, в размере 43291 руб. В указанный период он добросовестно исполнял возложенные на него служебные обязанности, вместе с тем, другим сотрудникам отдела правового обеспечения государственной регистрации были выплачены средства материального стимулирования, как минимум, на 20 000 руб. больше, чем ему, даже вновь принятым сотрудникам, которые работают в отделе Инспекции около года. В период работы за 2 квартал 2021 года ему были начислены и выплачены денежные средства, являющиеся средствами материального стимулирования, в размере 2931,10 руб. В указанные периоды он добросовестно исполнял возложенные на него служебные обязанности. Считает, что начальником отдела правового обеспечения государственной регистрации Филатовой О.Н. необоснованно занижены ему баллы, в соответствии с которыми осуществляется расчет денежной суммы материального стимулирования. Комиссией Инспекции составлены незаконные акты (протоколы), которые не правомерно утверждены начальником Инспекции Калнацким А.А. Указанный размер считает заниженным, причин для снижения суммы материального стимулирования не имелось, до него они не доведены.

С учетом уточнения исковых требований, окончательно просил признать незаконными действия должностных лиц ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска по занижению ему баллов и снижению CMC.; признать незаконными протоколы заседания комиссии по оценке эффективности за 1, 2 и 3 кварталы 2021 года, обязать ответчика произвести перерасчет суммы CMC и произвести ему доплату за 1 квартал 2021 года в размере 21709,00 руб.; за 2 квартал 2021 года в размере 62068,90 руб.; за 3 квартал 2021 года в размере 57652 руб.; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Также, Бондаренко С.В. обратился в суд с иском к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска о возложении обязанности выдать документы, просил истребовать у ответчика: расчетный листок за сентябрь 2021 года, справку о сумме зарплаты (справка 182н), выписку из формы СЗВ-М, выписку из РСВ, выписку из формы СЗВ-Стаж, взыскании компенсации морального вреда 50 000 рублей.

Определением суда от 24.01.2022 дела по искам Бондаренко С.В. соединены в одно производство.

Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что суд не исследовал и не дал надлежащую оценку ни одному его доводу и ограничился установлением формальных условий применения норм права, выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, являются общими и абстрактными, судом не исследовано ни одно доказательство по делу. На момент принятия инспекцией протокола заседания комиссии от 20.12.2021 в отношении него не было дисциплинарных взысканий, таким образом, начальником отдела и комиссией преднамеренно и незаконно снижены мне баллы и сумма CMC. Суд дал оценку его деятельности за три квартала 2021 года только на основании отзыва ответчика, не приняв во внимание его доводы и объяснения. Судом не обосновано отклонено ходатайство об истребовании у ответчика документов о деятельности других сотрудников отдела. В день увольнения, а также по его запросу ему не были представлены документы о его заработке и стаже. Также суд не вправе произвольно уменьшать размер компенсации морального вреда.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

Представитель УФНС России по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало. В силу ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, представителей ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 с 01.04.2016 года по 22.09.2021 года проходил федеральную государственную гражданскую службу в ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска, с 13.06.2017 года в должности главного государственного налогового инспектора отдела правового обеспечения государственной регистрации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Статьей ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах...; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).

Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется материальное стимулирование в виде премий за качество исполнения ими обязанностей.

В силу пункта 3 Постановления материальное стимулирование осуществляется в Федеральной налоговой службе сверх установленного законодательством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.

В целях реализации положений указанного Постановления приказом Министерства Финансов Российской Федерации 17. 10.2007 №90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее - Порядок).

Пунктами 2, 3 данного Порядка предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

В соответствии с Механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, суммы материального стимулирования гражданских служащих ИФНС определяются начальником отдела налогового органа, в составе которого работает гражданский служащий, исходя из определенных сумм материального стимулирования отделов налогового органа и критериев оценки качества выполнения гражданскими служащими налоговых органов должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик работы гражданских служащих, представляются в комиссию по оценке эффективности деятельности налогового органа и утверждаются руководителем (начальником) (исполняющим обязанности руководителя (начальника)) соответствующего налогового органа.

Таким образом, законодателем предоставлено право работодателю принимать в отношении подчиненных должностных лиц решение об установлении иного размера названных дополнительных выплат, направленных на стимулирование труда работника, с учетом его отношения к исполнению должностных обязанностей, а также в случаях изменения объема работы, сложности и важности выполняемых задач, повышения (снижения) результатов служебной деятельности, условий, в которых выполняются служебные обязанности.

Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих, в том числе уволенных, по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа, принимается начальником налогового органа и производится при наличии определенных критериев, выплата направлена на побуждение сохранения трудовых отношений в системе налоговых органов и повышение качества и производительности труда.

То есть выплата средств материального стимулирования в качестве обязанности на начальника налогового органа в отношении подчиненных ему гражданских служащих действующим законодательством не возложена, при этом начальник налогового органа наделен полномочиями по определению размеров данной выплаты.

Критериями оценки качества выполнения гражданскими служащими налоговых органов должностных обязанностей являются: достижение высоких показателей при особой напряженности труда, определенной большим объемом работы в сжатые сроки, личное участие гражданского служащего в выполнении оформленных в установленном порядке срочных и ответственных работ и заданий, участие гражданского служащего в проверках крупнейших налогоплательщиков регионального и федерального уровня, участие при защите интересов налогового органа в судебных органах, формирование обоснованной доказательной базы и умение аргументированно отстаивать интересы налоговых органов как на стадии вынесения решения по результатам налогового контроля, так и при рассмотрении спора в первой, апелляционной, кассационной, надзорной стадиях производства, способность эффективно заменять временно отсутствующих гражданских служащих отдела, активное участие во внедрении новых проектов, касающихся совершенствования деятельности налоговых органов, наличие предложений по внутриведомственному изменению структур, технологий работ и т.д., существенно влияющих на изменение показателей работы по направлениям деятельности налоговых органов или снижение трудозатрат.

Размер материального стимулирования (СМС), выплачиваемого гражданскому служащему, максимальными (минимальными) размерами не ограничивается и определяется исходя из критериев оценки качества выполнения гражданскими служащими налоговых органов должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик работы гражданских служащих.

Указанные качества ФИО1 оценивались начальником отдела при начислении балов за 1, 2 и 3 кварталы 2021 года, а также сравнивалась его работа, выполненная в 1, 2 и 3 кварталах 2021 года, с работой других сотрудников отдела.

Так, при оценке деятельности ФИО1 при распределении сумм материального стимулирования учитывалось то, что им не достигнуто высоких показателей при особой напряженности труда, не принималось личное участие в выполнении оформленных в установленном порядке срочных и ответственных работ и заданий, неспособность эффективно заменять временно отсутствующих сотрудников отдела.

За 1 квартал 2021 года ФИО1 начислена начислена сумма материального стимулирования 49 760 руб., за 2 квартал 2021 – 2 706 руб., за 3 квартал 2021 – 2 697 руб.

Согласно выписке из расчета за 1 квартал 2021 года, начальником отдела правового обеспечения государственной регистрации ФИО2 при оценке качества выполнения ФИО1 должностных обязанностей начислено 35 баллов. Учитывалось то, что в указанный период он не принимал участие: в проверках крупнейших налогоплательщиков регионального и федерального уровня; во внедрении новых проектов, касающихся совершенствования деятельности налоговых органов; при защите интересов налогового органа в судебных органах, формировании оснований доказательственной базы и умение аргументировано отстаивать интересы налоговых органов как на стадии вынесения решения по результатам налогового контроля, так и при рассмотрении спора в первой, апелляционной, кассационной и надзорной стадиях производства.

Кроме того, из протокола комиссии по оценке эффективности деятельности Инспекции от 26.07.2021 № 01-2-09/002@ следует, что в отношении ФИО1 на момент издания приказа о материальном стимулировании за 1 квартал 2021 года, было применено дисциплинарное взыскание.

Согласно выписке из расчета за 2 квартал 2021 года, начальником отдела правового обеспечения государственной регистрации ФИО2 при оценке качества выполнения ФИО1 должностных обязанностей начислено 2 балла. Учтено, что им не достигнуто высоких показателей: при особой напряженности труда, в качестве выполнения работ, служебной дисциплине. Неспособность эффективно заменять временно отсутствующих сотрудников отдела, несвоевременное выполнение поручений. В указанный период ФИО1 не принимал участие: в проверках крупнейших налогоплательщиков регионального и федерального уровня; во внедрении новых проектов, касающихся совершенствования деятельности налоговых органов; при защите интересов налогового органа в судебных органах, формировании оснований доказательственной базы и умение аргументировано отстаивать интересы налоговых органов как на стадии вынесения решения по результатам налогового контроля, так и при рассмотрении спора в первой, апелляционной, кассационной и надзорной стадиях производства; личное участие в выполнении оформленных в установленном порядке срочных и ответственных робот и заданий.

Также, из протокола комиссии по оценке эффективности деятельности Инспекции от 27.09.2021 № 01-2-09/003@ следует, что в отношении ФИО1 на момент издания приказа о материальном стимулировании за 2 квартал 2021 года, было применено дисциплинарное взыскание.

В период работы за 3 квартал 2021 года ФИО1 при оценке качества выполнения должностных обязанностей начислено 2 балла. В указанный период он не принимал участие: в проверках крупнейших налогоплательщиков регионального и федерального уровня; во внедрении новых проектов, касающихся совершенствования деятельности налоговых органов; при защите интересов налогового органа в судебных органах, формировании оснований доказательственной базы и умение аргументировано отстаивать интересы налоговых органов как на стадии вынесения решения по результатам налогового контроля, так и при рассмотрении спора в первой, апелляционной, кассационной и надзорной стадиях производства; личное участие в выполнении оформленных в установленном порядке срочных и ответственных робот и заданий. Не достигнуто высоких показателей: при особой напряженности труда, в качестве выполнения работ, служебной дисциплины. Учтена неспособность эффективно заменять временно отсутствующих сотрудников отдела, несвоевременное выполнение поручений.

Согласно протоколу комиссии по оценке эффективности деятельности Инспекции от 20.12.2021 № 01-6-02/003, на момент издания приказа о материальном стимулировании за 3 квартал 2021 года учтено, что ФИО1 был уволен, в связи с чем, материальное стимулирование было начислено с учетом фактически отработанного времени.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, при определении размера СМС за 3 квартал 2021 года наличие дисциплинарных взысканий истца не учитывалось.

При оценке деятельности ФИО1 во 2 и 3 квартале 2021 года также учтено, что в указанные периоды он фактически находился на рабочем месте всего 37 рабочих дней во 2 квартале, 47 дней в 3 квартале. Остальное время он находился в отпуске согласно графику отпусков, отпуске без содержания, на больничном. Возложенные на него полномочия в период его отсутствия выполняли иные сотрудники отдела.

Вышеуказанные расчеты соответствуют механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России.

Таким образом, комиссией по распределению средств материального стимулирования были рассмотрены показатели оценки эффективности работы сотрудников инспекции, предложения начальников отделов о распределении средств материального стимулирования, рассмотрен и утвержден размер средств материального стимулирования по работникам с учетом критериев оценки качества выполнения работниками должностных обязанностей и иных характеристик работы.

При таких обстоятельствах, учитывая, что оценка эффективности деятельности отделов инспекции и качества исполнения сотрудниками, в том числе истцом, должностных обязанностей проводилась комиссией, доводы жалобы об обратном и о нарушении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, судебной коллегией не принимаются как не основанные на материалах дела.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, сумма материального стимулирования была рассчитана в соответствии с критериями оценки деятельности истца, имеющимися в материалах дела, и выплачена ему в соответствии с расчетами.

Разрешая требования истца об истребовании у ответчика расчетного листка за сентябрь 2021 года, справки о сумме зарплаты (справка 182н), выписки из формы СЗВ-М, выписки из РСВ, выписки из формы СЗВ-Стаж, суд установил, что в соответствии со ст.62 ТК РФ, инспекция письмом от 27.10.2021 №01-4-41/34950, а также повторно письмом от 22.11.2021 № 01-3-25/37453 направила по почте истцу расчетный листок за сентябрь 2021 года; справку о сумме заработной платы (справка 182н); справку о доходах и суммах налога физического лица (2НДФЛ); справку о периоде работы; карточку учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных взносов за 2021 год, выписки, содержащие сведения из формы СЗВ-М, формы СЗВ-Стаж, формы РСВ, оформленные в виде документов: карточку учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных взносов за 2021 год.

Поскольку нарушение трудовых прав истца судом не установлено, требования о компенсации морального вреда не подлежали удовлетворению в силу ст. 237 ТК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отклонено ходатайство об истребовании у ответчика документов о деятельности других сотрудников отдела несостоятельны, поскольку оценка качества выполнения гражданскими служащими налоговых органов должностных обязанностей производится в отношении конкретного работника.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решении.

Судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи