ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-404/2021 от 18.02.2022 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Кривошеева И.В.

Дело № 33-8/2022 (33-814/2021), № 2-404/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 февраля 2022 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Кукшиновой О.М., Тараника В.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.02.2021, которым постановлено:

Исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок до <...> произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, а именно: установкой урн в количестве 5 штук, установкой скамеек в количестве 5 штук, установкой бельевой площадки в количестве 1 штука; установкой беседки в количестве 1 штука.

Возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в срок до <...> произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу<...>, а именно: ремонт окон – 70 кв.м, штукатурка стен и потолка – 250 кв.м, побелка стен – 397,5 кв.м, покраска стен – 450 кв.м, восстановление ПВХ перил в подъездах – 30 м/п, восстановление игровой площадки – 1 шт., ремонт (установка) внутренних дверей (поквартирные входные двери) – 70 шт., ремонт дверей (тамбурные/металлические) (5 шт.), ремонт (установка) дверных замков (70 шт.), ремонт (установка) навесов (20 шт.), заделка трещин межпанельных швов – 1 900 м, ремонт отмостки – 188 кв.м, установка продухи – 2,34 кв.м, замена трубы отопления Д-80 мм (160 м), замена задвижек Д-80 мм (4 шт.), замена трубы холодного водоснабжения Д-80 мм (80 м), замена задвижек Д-80 мм (2 шт.), замена канализации Д-110 мм (40 м), замена ВРУ-04 (1 шт.), замена трубы холодного водоснабжения Д-25 мм (180 м), замена трубы отопления Д-20 мм (1 400 м), замена электропровода (500 м), замена электрощита (25 шт.).

При недостаточности у федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации денежных средств на проведение вышеуказанных работ, обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства на указанные цели.

Исковые требования к филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службе № 3 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя процессуального истца помощника военного прокурора Биробиджанского гарнизона Матюшкина Н.С., представителя ответчика федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Матафоновой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России), федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службе № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия.

В обоснование иска указал, что военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проведена проверка технического состояния и оборудования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>

Согласно акту общего сезонного весеннего осмотра указанного многоквартирного дома от <...> жилой дом требует проведения капитального и текущего ремонта.

Минобороны России осуществляет правомочия собственника имущества – указанного многоквартирного дома, который находится на обслуживании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Непроведение капитального и текущего ремонта жилого дома на протяжении длительного времени противоречит требованиям действующего законодательства и создаёт предпосылки к нарушению прав военнослужащих и членов их семей, пагубно влияет на их здоровье, повышает социальную напряжённость, наносит вред репутации Вооружённых Сил РФ.

С учётом уточнения исковых требований военный прокурор просил суд признать незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту здания многоквартирного дома (инв. № <...>) по адресу: <...>; обязать Минобороны России в срок до <...> обеспечить выполнение капитального ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с: установкой урн (5 шт.), скамеек (5 шт.), бельевой площадки (1 шт.), беседки (1 шт.); обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в срок до <...> обеспечить выполнение текущего ремонта указанного многоквартирного дома: ремонт окон (70 кв.м), штукатурка стен и потолка (250 кв.м), побелка стен (397,5 кв.м), покраска стен (450 кв.м), восстановление ПВХ перил в подъездах (30 м/п), восстановление игровой площадки (1 шт.), ремонт (установка) внутренних дверей (поквартирные входные двери) (70 шт.), ремонт дверей (тамбурные/металлические) (5 шт.), ремонт (установка) дверных замков (70 шт.), ремонт (установка) навесов (20 шт.), заделка трещин межпанельных швов (1 900 м), ремонт отмостки (188 кв.м), установка продухи (2,34 кв.м), замена трубы отопления Д-80 мм (160 м), замена задвижек Д-80 мм (4 шт.), замена трубы холодного водоснабжения Д-80 мм (80 м), замена задвижек Д-80 мм (2 шт.), замена канализации Д-110 мм (40 м), замена ВРУ-04 (1 шт.), замена трубы холодного водоснабжения Д-25 мм (180 м), замена трубы отопления Д-20 мм (1 400 м), замена электропровода (500 м); замена электрощита (25 шт.).

Определением судьи от 29.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена некоммерческая организация - Фонд «Региональный оператор по проведению капитального ремонта многоквартирных домов ЕАО» (далее – НКО «РОКР»).

В судебном заседании помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона Лузин К.А. уточнённые исковые требования поддержал. Суду пояснил, что все указанные работы отражены в акте осмотра от <...>. Дом введён в эксплуатацию в 1979 году, капитальный ремонт дома не проводился.

Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Матафонова Н.В. исковые требования не признала. По существу поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление, в которых указано, что решение о проведении текущего ремонта является полномочием собственника Минобороны России, собственник при принятии такого решения доводит до ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России государственное задание и обеспечивает его финансирование. Дополнительно суду пояснила, что все работы, перечисленные в иске прокурора, должно производить Минобороны России, как собственник объекта недвижимости. Спорный дом действительно передан в эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Капитальный ремонт никогда не проводился. Организация проводит текущий ремонт при наличии финансирования.

Представители ответчиков Минобороны России, филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу, третьих лиц ФКУ «ОСК ВВО», НКО «РОКР» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Минобороны России представил письменные возражения, в которых указал, что исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона к Минобороны России не подлежат удовлетворению. Вопрос о признании объекта недвижимости нуждающимся в проведении ремонта относится к исключительной компетенции Минобороны России. Возложение на Минобороны России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по капитальному ремонту является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что запрещено законом. Кроме того, оспаривание действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления в соответствии с пунктом 2 статьи 1 КАС РФ осуществляется в порядке административного судопроизводства. С учётом этого полагал, что производство по делу подлежит прекращению.

Также указал, что с 2010 года с Восточного военного округа сняты все функции по обслуживанию и содержанию специализированного жилого фонда. Данные функции возложены на сторонние специализированные организации.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, передан на эксплуатационное содержание филиала «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу. При этом данный филиал осуществляет следующие виды деятельности: гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства и др. На основании пункта 21 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.

Таким образом, учитывая, что содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил РФ возложено на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, полагал, что в удовлетворении исковых требований прокурора к Минобороны России должно быть отказано.

Также указал, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ, капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов возложен на региональных операторов, сформированных в субъектах РФ, и осуществляется за счёт средств фондов капитального ремонта субъектов РФ.

В соответствии с приложением к региональной программе проведения капитального ремонта общего имущества МКД, расположенных на территории ЕАО на 2014-2043 г., многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, вошёл в вышеуказанную программу проведения капитального ремонта под № <...>.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России просил решение суда отменить и вынести новое решение, которым признать незаконным бездействие Минобороны России, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Возложить на Министерство обороны РФ обязанность в срок до <...> произвести капитальный и текущий ремонт указанного многоквартирного жилого дома. В исковых требованиях к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отказать.

Жалоба мотивирована тем, что решение о проведении текущего ремонта является правомочием собственника Минобороны России, которое осуществляет финансирование, находящегося в его ведении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Учреждение проводит текущий ремонт в случае принятия соответствующего решения собственником.

На ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возложена обязанность по проведению сезонных осмотров жилых домов, результаты которых оформляются актами. Обязанность по производству текущего ремонта жилых домов лежит на Минобороны России, которое самостоятельно принимает решение, формирует государственное задание, обеспечивает его финансирование. Акты осмотров жилого дома являются основанием для принятия собственником решения о производстве ремонтных работ. Однако собственник дома такое решение не принял. До момента пока собственник не принял в установленном порядке решение о проведении текущего ремонта и не довёл его до ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, требования военного прокурора являются необоснованными и подлежат отклонению.

Поскольку многоквартирный жилой дом требует ремонта, обязанность по его проведению должна быть полностью возложена на Минобороны России, как на собственника имущества, а не на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которое не наделено правом принятия решения о проведении текущего ремонта дома, собственником которого оно не является.

В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России указал, что по состоянию на 13.05.2021 государственный заказ для учреждения, в рамках которого ему поручено проведение капитального ремонта многоквартирного дома, не поступал. Субсидия за счёт федерального бюджета доводилась только на выполнение государственного задания по содержанию казарменно-жилищного фонда, организации работ по оказанию коммунальных услуг. Иных источников финансирования не имеется.

В апелляционной жалобе ответчик Минобороны России просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска к Минобороны России отказать. Жалоба мотивирована тем, что Минобороны России приняты меры, направленные на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Так, указанный жилой дом включён в региональную программу капитального ремонта общего имущества. Финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества дома осуществляется за счёт средств фонда капитального ремонта, сформированного из минимального размера взносов на капитальный ремонт, вносимых собственниками помещений многоквартирного дома.

Возложение на Минобороны России обязанности организовать финансирование расходов на капитальный и текущий ремонт вышеуказанного объекта является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что недопустимо.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона Лузин К.А. просил суд отказать в её удовлетворении. Указал, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано для содержания и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг. В соответствии с Уставом учреждения финансирование осуществляется за счёт средств федерального бюджета с учётом задания на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом нуждается в капитальном и текущем ремонте. Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы военного прокурора в части необходимости ремонта, непринятия надлежащих мер по содержанию дома.

В возражениях на апелляционную жалобу Минобороны России помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона Лузин К.А. также не согласился с её доводами, указав, что постановлением правительства ЕАО от 06.08.2019 № 241-пп многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, внесён в региональную программу проведения капитального ремонта. Вместе с тем, техническое состояние опорных конструкций дома фактически является предаварийным, а состояние общедомового имущества нарушает права и законные интересы временно проживающих в нём военнослужащих и членов их семей. Кроме того, Минобороны РФ имеет задолженность перед НКО «РОКР» по уплате взносов на капитальный ремонт, которая по состоянию на 15.04.2021 составила 569489,76 рублей, в том числе пени 7626,73 рублей. Таким образом, фактическое проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с региональной программой является невозможным из-за отсутствия финансирования услуг и работ по капитальному ремонту общедомового имущества.

После отмены определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2021 апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 09.07.2021 и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции от ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России поступили дополнения к апелляционной жалобе от 25.11.2021 и от 15.12.2021, в которых указано, что по состоянию на 25.11.2021 государственный заказ для учреждения, в рамках которого ему поручено проведение текущего ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, не поступал. Субсидия за счёт федерального бюджета доводилась только на выполнение государственного задания по содержанию казарменно-жилищного фонда, организации работ по оказанию коммунальных услуг. Иных источников финансирования не предусмотрено.

02.11.2021 Единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России № <...> расторгнут договор управления от 26.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1, заключено дополнительное соглашение с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о расторжении договора управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными силами РФ.

26.11.2021 решением Государственной жилищной инспекции ЕАО № <...> из реестра лицензий по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ЕАО в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с 01.12.2021 из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, исключены сведения о многоквартирных домах, в том числе о доме, расположенном по адресу: <...>.

Представители ответчиков Минобороны России, филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу, третьих лиц ФКУ «ОСК ВВО», НКО «РОКР» в апелляционную инстанцию не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона Матюшкин Н.С. поддержал доводы письменных возражений, просил проведение текущего ремонта возложить на Минобороны России.

Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Матафонова Н.В. апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда в части возложения на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанности произвести текущий ремонт многоквартирного дома.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проведена проверка технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> которой установлено, что здание указанного многоквартирного дома находится в неудовлетворительном состоянии, требующем капитального и текущего ремонтов. Так, из актов общего сезонного весеннего осмотра от <...> и осеннего осмотра от <...>, дефектных актов, ведомостей объёмов работ усматривается, что в неудовлетворительном состоянии, требующем ремонта, находятся: подвальное помещение (продухи, системы отопления, холодного водоснабжения, канализации, электрощитовая), общедомовые инженерные сети (холодное водоснабжение, отопление, электроснабжение), внешние стены дома (межпанельные швы), отмостки, внутриподъездная отделка, лестницы, окна и двери (входные и квартирные), дверные замки, игровая площадка, также отсутствуют урны, скамейки, беседка, бельевая площадка.

Необходимы: ремонт окон – 70 кв.м, штукатурка стен и потолка – 250 кв.м, побелка стен – 397,5 кв.м, покраска стен – 450 кв.м, восстановление ПВХ перил в подъездах – 20 м/п, восстановление игровой площадки – 1 шт., ремонт (установка) внутренних дверей (поквартирные входные двери) – 70 шт., ремонт дверей (тамбурные/металлические) (30 кв.м), ремонт (установка) дверных замков (70 шт.), ремонт (установка) навесов (20 шт.), заделка трещин межпанельных швов – 1 900 м, ремонт отмостки – 188 кв.м, установка продухи – 2,34 кв.м, замена трубы отопления Д-80 мм (160 м), замена задвижек Д-80 мм (4 шт.), замена трубы холодного водоснабжения Д-80 мм (80 м), замена задвижек Д-80 мм (2 шт.), замена канализации Д-110 мм (40 м), замена ВРУ-04 (1 шт.), замена трубы холодного водоснабжения Д-25 мм (180 м), замена трубы отопления Д-20 мм (1 400 м), замена электропровода (500 м), замена электрощита (25 шт.), установка урн (5 шт.), скамеек (5 шт.), бельевой площадки (1 шт.), беседки (1 шт.).

Разрешая исковые требования военного прокурора, суд первой инстанции установил, что правомочия собственника многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> закреплённого за Вооружёнными Силами РФ, осуществляет ответчик Минобороны России, дом находится в управлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на основании договора управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными Силами РФ, от 26.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1, акта приёма-передачи указанного многоквартирного дома в управление от 2017 года.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, руководствуясь статьями 1, 55.24 Градостроительного кодекса РФ, статьями 209, 210, 676, 681 Гражданского кодекса РФ, статьями 161, 161 Жилищного кодекса РФ, положениями пунктов 2.4.2, 2.3.1, Приложений 7, 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, суд первой инстанции, установив, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> находится в состоянии, требующем как капитального, так и текущего ремонта, при этом собственник (Минобороны России), обязанный проводить капитальный ремонт, а также уполномоченная им организация, на балансе которой состоит этот дом (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимают, в связи с чем нарушаются жилищные права неопределённого круга граждан, признал незаконным бездействие собственника Минобороны России, выразившееся в непринятии надлежащих мер по проведению капитального ремонта здания, и возложил обязанность по проведению капитального ремонта (установка урн, скамеек, бельевой площадки, беседки) на собственника имущества Минобороны России, обязанность по проведению текущего ремонта – на управляющую организацию ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о признании незаконным бездействия Минобороны России, выразившегося в непринятии надлежащих мер по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, и возложении на Минобороны России обязанности по проведению капитального ремонта.

Оспаривая выводы суда в данной части, ответчик Минобороны России указывает, что Минобороны России не бездействует, им приняты меры, направленные на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, указанный жилой дом включён в региональную программу капитального ремонта общего имущества.

В силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» указано, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений и т.д.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Указа Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооружённых Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.11.2021 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, находится в собственности Российской Федерации.

Таким образом, указанный многоквартирный жилой дом, расположенный в закрытом военном городке № <...>, находится в собственности Российской Федерации, закреплён за Вооружёнными Силами Российской Федерации, Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника данного многоквартирного дома.

Подпунктом 68 пункта 7 названного Указа Президента РФ определено, что Минобороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закреплённым за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооружённых Силах, а также эксплуатацию таких объектов.

В соответствии со статьёй 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Соответственно, Минобороны России, осуществляя правомочия собственника, в силу приведённого правого регулирования несёт бремя содержания спорного жилого многоквартирного дома, ответственно за его эксплуатацию и, как следствие, обязано осуществлять его капитальный ремонт.

Факт включения постановлением правительства ЕАО от 06.08.2019 №241-пп многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, в региональную программу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2043 гг. под порядковым номером 833 (в настоящее время № <...>) не освобождает Минобороны России, как собственника этого объекта недвижимости, от обязанностей по его содержанию. Основным источником финансирования работ, выполнение которых возможно в рамках реализации региональной программы, являются средства собственников, накапливаемые при оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт. Согласно информации НКО «РОКР» от 26.05.2021 № <...> Минобороны России не выполняет обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома. По состоянию на 01.05.2021 задолженность Минобороны России по этому дому составляет 594325,38 рублей, что приводит к отсутствию средств, накопленных в фонде капитального ремонта, т.е. фактическое проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с региональной программой является невозможным из-за отсутствия финансирования услуг и работ по капитальному ремонту общедомового имущества. Ответчиком на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не представлено доказательств уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома.

Как усматривается из акта приёма-передачи многоквартирного дома в управление, технического паспорта, капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, 1979 года постройки, не проводился.

Таким образом, ответчик Минобороны России, являясь собственником дома в течение длительного периода времени (с момента постройки дома) его капитальный ремонт не проводил, в связи с чем вывод суда о бездействии Минобороны России является правильным.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении обязанности по проведению текущего ремонта на управляющую организацию ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в связи со следующим.

Возлагая на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанность произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, суд первой инстанции исходил из того, что управляющая организация ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на основании договора управления от 26.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1 приняла на себя обязательства по предоставлению услуг по надлежащему содержанию жилья и текущему ремонту общего имущества дома.

Между тем, материалами дела подтверждается, что приказом директора департамента военного имущества Минобороны России от 10.06.2021 № <...> «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России прекращено право оперативного управления федерального государственного казённого учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на недвижимое имущество, указанное в Приложении № 1 к настоящему приказу. Данное имущество закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс»). Согласно Приложению № 1 за ФГАУ «Росжилкомплекс» на праве оперативного управления закреплены квартиры с 1 по 70 жилого дома, расположенного по адресу: <...>

Данное имущество в виде квартир с 1 по 70 жилого дома, расположенного по адресу: <...>, передано по акту приёма-передачи недвижимого имущества в оперативное управление от 28.06.2021 ФГАУ «Росжилкомплекс».

02.11.2021 собственником имущества Минобороны России в лице начальника филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Ю. принято решение о расторжении договора управления от 26.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1, заключённого с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, с даты подписания дополнительного соглашения о расторжении договора управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными силами РФ (Единоличное решение собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России от 02.11.2021 № <...>).

03.11.2021 между Минобороны России в лице начальника филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Ю. и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу Т. заключено соглашение о расторжении договора управления жилищным фондом, закреплённым за Вооружёнными силами РФ от 26.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1. Стороны договорились расторгнуть договор в отношении объектов жилищного фонда, переданного в управление управляющей организации, согласно Приложению № 1 к настоящему соглашению, в том числе в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <...>

Решением Государственной жилищной инспекции ЕАО от 26.11.2021 № <...> в реестр лицензий по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ЕАО в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России внесены следующие изменения: с <...> из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, исключены сведения о многоквартирных домах, в том числе о доме, расположенном по адресу: <...>.

Согласно положениям Устава ФГАУ «Росжилкомплекс» с учётом изменений, утверждённых приказом директора Департамента военного имущества Минобороны РФ от 29.12.2020 № <...>, данная некоммерческая организация создана на основании приказа Министра обороны РФ от 04.04.2020 № <...>. Учредителем учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Минобороны России. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Минобороны России (пункты 1, 3, 4, 5). Одним из основных видов деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности (объектов жилищного фонда, прилегающей территории), для обеспечения реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, закреплённом за Минобороны России (пункт 19). Учреждение вправе осуществлять выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирными домами (абзац 10 пункта 20.11). В отношении жилых помещений учреждение является управомоченным лицом (наймодателем) и осуществляет права и обязанности Минобороны России в отношении жилищного фонда, закреплённого за Минобороны России, в том числе заключает договоры управления многоквартирными домами с управляющими организациями, выбранными на конкурсной основе или на основании решений собственников помещений (пункт 46). Учреждение имеет филиалы, в том числе филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» (пункт 13).

Согласно сообщению филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 25.01.2022 в настоящее время данным учреждением не заключены договоры на обслуживание и управление, в том числе многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...>.

Принимая во внимание, что ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в настоящее время не является управляющей организацией в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <...>, поскольку договор управления от 26.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1, заключённый между Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, расторгнут, сведения о жилом доме, исключены из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, на ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не может быть возложена обязанность по проведению текущего ремонта указанного жилого дома.

В силу пунктов 55, 56, 57, 60 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации», утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30.12.2017 № 860, текущий ремонт производится с учётом разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт.

В течение 30 дней после проведения общего весеннего (осеннего) осмотра на основании надлежаще оформленных актов общего осмотра объектов, дефектных актов с ведомостью работ ЖКС (жилищно-коммунальная служба) составляет локальные сметные расчёты (сметы) и формирует заявку на включение объектов в план текущего ремонта.

Заявку с дефектными актами (утверждёнными командиром воинской части) и сметами ЖКС в течение 10 дней направляет в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» для обобщения и направления в отделы эксплуатации.

Отдел эксплуатации рассматривает поступившие заявки, формирует в течение 15 дней план текущего ремонта, в том числе изменённый, за все воинские части, расположенные на территории военного округа, и представляет его на утверждение командующему войсками военного округа.

Утверждённый командующим войсками военного округа план текущего ремонта в течение одного дня направляется в ДЭС (Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации).

План текущего ремонта за все Вооружённые Силы формирует ДЭС с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году.

Приведённые правила организации текущего ремонта Вооружённых Сил РФ, установленные собственником такого имущества, позволяют прийти к выводу, что именно Минобороны России несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, самостоятельно разрешает вопросы формирования государственного задания на текущий ремонт и принимает решение о его проведении и финансировании. Являясь главным распорядителем бюджетных средств с учётом положений статей 6, 38.1, 158 Бюджетного кодекса РФ именно Минобороны России может осуществить планирование расходов на текущий ремонт имущества, а также довести запланированные бюджетные ассигнования до подведомственного ему учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

В силу статьи 337 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495, повседневная деятельность военнослужащих в любой обстановке должна осуществляться с соблюдением требований общевоинских уставов и других нормативных правовых актов Российской Федерации в части, касающейся оздоровления условий их службы и быта. При этом учитываются специфика выполняемых задач, климатические условия, экологическая обстановка в районе дислокации воинской части, состояние материального обеспечения и казарменно-жилищного фонда.

Таким образом, военнослужащие имеют право на безопасные и благоприятные условия проживания в жилищном фонде Вооружённых Сил РФ, которые им должно обеспечивать осуществляющее полномочия собственника имущества Минобороны России.

Учитывая, что выявленные военным прокурором нарушения до настоящего времени не устранены, ремонтные работы текущего характера в отношении многоквартирного жилого дома не проведены, отсутствие управляющей организации, принимая во внимание, что иск заявлен в интересах неопределённого круга лиц в целях недопущения существенного нарушения прав военнослужащих и членов их семей на безопасность при использовании принадлежащего ответчику имущества, недопущения причинения вреда их здоровью и жизни, а также в целях недопущения разрушения здания, причинения ущерба федеральной собственности, судебная коллегия полагает возможным выйти за пределы исковых требований прокурора и признать незаконным бездействие ответчика Минобороны России, выразившееся в непринятии мер по проведению текущего ремонта, возложить на Минобороны России обязанность в срок до <...> произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, в заявленном военным прокурором объёме.

С учётом изложенного решение суда подлежит отмене в части возложения на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанности в срок до <...> произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, а также в части возложения на Минобороны России обязанности при недостаточности у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России денежных средств на проведение вышеуказанных работ выделить денежные средства на указанные цели, с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований. Абзацы первый, второй, третий резолютивной части решения суда полежат изложению в новой редакции.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.02.2021 отменить в части возложения на федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанности в срок до <...> произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, а также в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности при недостаточности у федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации денежных средств на проведение вышеуказанных работ выделить денежные средства на указанные цели. Вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.

Абзацы первый, второй, третий резолютивной части решения суда изложить в новой редакции:

«Исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального и текущего ремонтов здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок до <...> произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, а именно: установка урн в количестве 5 штук, скамеек в количестве 5 штук, бельевой площадки в количестве 1 штуки; беседки в количестве 1 штуки. Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок до <...> произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, а именно: ремонт окон – 70 кв.м, штукатурка стен и потолка – 250 кв.м, побелка стен – 397,5 кв.м, покраска стен – 450 кв.м, восстановление ПВХ перил в подъездах – 30 м/п, восстановление игровой площадки – 1 шт., ремонт (установка) внутренних дверей (поквартирные входные двери) – 70 шт., ремонт дверей (тамбурные/металлические) (5 шт.), ремонт (установка) дверных замков (70 шт.), ремонт (установка) навесов (20 шт.), заделка трещин межпанельных швов – 1 900 м, ремонт отмостки – 188 кв.м, установка продухи – 2,34 кв.м, замена трубы отопления Д-80 мм (160 м), замена задвижек Д-80 мм (4 шт.), замена трубы холодного водоснабжения Д-80 мм (80 м), замена задвижек Д-80 мм (2 шт.), замена канализации Д-110 мм (40 м), замена ВРУ-04 (1 шт.), замена трубы холодного водоснабжения Д-25 мм (180 м), замена трубы отопления Д-20 мм (1 400 м), замена электропровода (500 м), замена электрощита (25 шт.)».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации считать удовлетворённой.

Апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи О.М. Кукшинова

В.Ю. Тараник

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21.02.2022.