Дело № 2-405/2021
№ 33-4240/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2021 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Раковского В.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Поповой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи апелляционную жалобу ФИО1 ФИО12 на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 марта 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) о включении периодов в страховой стаж дающий право на досрочную страховую пенсию по старости и понуждении назначить пенсию,
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 29.10.2020 года обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Решением начальника Пенсионного фонда № 340 от 30.11.2020 года в назначении пенсии отказано, по причине отсутствия необходимого специального стажа. Из решения начальника Пенсионного фонда следует, что его льготный стаж составляет 2 года 11 месяцев 05 дней при необходимом 6 лет 03 месяца. При этом в специальный стаж не были засчитаны периоды: с 10.05.1981 года по 18.04.1983 год (1 год 11 месяцев 09 дней) - служба по призыву в вооруженных силах СССР; с 14.03.1989 года по 28.02.1992 год (2 года 11 месяцев 15 дней) – работа в должности мастера с вредными условиями труда *** участка специализированного предприятия «***». С указанным решением не согласен. Истец просил суд обязать ответчика включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ следующие периоды: с 10.05.1981 года по 18.04.1983 год (1 год 11 месяцев 09 дней) - служба по призыву в вооруженных силах СССР; с 14.03.1989 года по 28.02.1992 год (2 года 11 месяцев 15 дней) – работа в должности мастера с вредными условиями труда *** участка специализированного предприятия «***», назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29.10.2020 года.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования.
Представитель истца ФИО2 иск и позицию ФИО1 поддержала, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения иска.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 марта 2021 года в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) о включении периодов в страховой стаж дающий право на досрочную страховую пенсию по старости и понуждении назначить пенсию отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В дело от представителя ответчика представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражений на них, проверив решение суда на законность и обоснованность в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Как следует из материалов дела, что 29.10.2020 года ФИО1, (дата) года рождения, обратился в УПФР в г.Орске с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Решением и.о. начальника Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) от 30.11.2020 г. № ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составляет 2 года 11 месяцев 05 дней, требуется 6 лет 3 месяца.
В специальный стаж не засчитаны периоды с 10.05.1981 года по 18.04.1983 года - служба по призыву в Вооруженных силах СССР; с 14.03.1989 года по 28.02.1992 года – работа в должности мастера с вредными условиями труда Орского производственного участка специализированного предприятия «Спецэнергоремонт».
Из трудовой книжки ФИО1 усматривается, что он 14.03.1989 года принят мастером с вредными условиями труда в специализированное предприятие «***» на Орский производственный участок в порядке перевода из *** управления связи (запись №); 28.02.1992 года уволен по статье 31 КЗоТ РФ (собственное желание) - (запись №).
Согласно сведениям из ***» от 02.03.2021 года, в документах архивного фонда ОАО «***» за 1989-1992 годы приказов о предоставлении ФИО1 отпусков без сохранения заработной платы, учебных, дополнительных отпусков и донорских дней, о работе в режиме неполной рабочей недели по инициативе работников или работодателя, о направлении его на курсы повышения квалификации, о командировках, о простоях предприятия и участии в забастовках, о днях отдыха по уходу за ребенком-инвалидом, об исполнении государственных обязанностей, о направлении его на сельхозработы, о временном переводе на другие работы, о совмещении им других профессий и замещении временно отсутствующего работника не имеется. Документы по основной деятельности ОАО «***» на хранение не поступали. В связи с этим предоставить Устав предприятия не представляется возможным.
Из архивной справки от 02.03.2021года № следует, что «***» в составе Всесоюзного промышленного объединения «***» Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР было создано в мае 1981 года на базе ремонтно-строительного участка В/О «***» (приказ Миннефтехимпрома СССР от (дата)№). На предприятие были возложены следующие задачи: ремонт и реконструкция дымовых труб с газоходами, отдельных видов градирен, ремонт и химзащита металлоконструкций высотных сооружений, ремонт химзащиты энергооборудования на заводах объединения «***». По состоянию на (дата) были созданы 14 объединенных производственных участков (ОПУ). В конце 1992 года трудовым коллективом «Спецэнергоремонт» было принято решение об акционировании предприятия и принят устав Акционерного общества открытого типа «Спецэнергоремонт» (решение представителей трудового коллектива от 10.10.1992г. №). Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.04.2005 по № ОАО «***» признано банкротом.
Из архивной справки от 02.03.2021 года № следует, что Приказом (распоряжением) о приеме на работу по с/п «***» (так в документе) от 14 марта 1989 г. №/з ФИО1 зачислен на работу мастером в *** (так в документе) переводом из *** управления связи с 14 марта 1989 г., 10 % за вредные условия труда. Приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора по с***» (так в документе) от 17 февраля 1992 г. № ФИО1 мастер ****** (так в документе) уволен по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РСФСР 28 февраля 1992 г.
В архивных справках от 02.03.2021 года № и № указаны сведения по заработной плате ФИО1 в должности мастера.
На запрос суда ПАО «***» направил ответ от 11.03.2021 года, в котором сообщил о невозможности предоставления договоров подряда между ПАО «***» и Орским производственным участком специализированного предприятия «***» за период с 1989 г. но 1992 г., поскольку срок их хранения истек.
По сообщению ***» от 11.03.2021 года, документы по основной деятельности (производственные), «договоры подряда между ПАО «***» и *** участком специализированного предприятия «***», Устав предприятия, списки производств, цехов, профессий и должностей работников Специализированного предприятия «***», работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях, тарификационные списки, технологические регламенты, должностные инструкции работников, штатные расписания на хранение не поступали.
Разрешая требования ФИО1 о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 14.03.1989 года по 28.02.1992 год в должности мастера с вредными условиями труда *** участка специализированного предприятия «***», суд первой инстанции исходил из того, что представленные в дело доказательства не подтверждают занятость истца на работах с тяжелыми условиями труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований о включении указанных периодов в специальный стаж ФИО1
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и отклоняет по следующим основаниям как несостоятельные доводы апелляционной жалобы истца о том, что представленные доказательства в совокупности подтверждают факт льготной работы в спорные периоды.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
По утверждению ФИО1 в период с 14.03.1989 года по 28.02.1992 год работал в должности мастера в производстве, предусмотренным в разделе XII «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» Списка № 2 от 1991 года, а по Списку № 2 от 1956 года в производстве, предусмотренным разделом XIII «Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца».
Так, в Списке N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 в разделе XII " Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", подраздел 3 "Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца" предусмотрены мастера, старшие мастера - код позиции 2130301б-23187, которые непосредственно заняты в производствах: перегонки, крекирования и каталитического риформинга нефти и нефтепродуктов, пиролизе нефтепродуктов, подготовки сырой нефти, регенерации растворов и масел, производстве газового бензина, сжиженных газов; конденсации, улавливания газового бензина; конверсии природного, водяного газа; щелочной очистки нефтепродуктов, искусственного жидкого топлива, топливоподготовки, топливоподачи, обогащения твердого топлива, производстве битума, консистентных смазок, а также ремонте и обслуживания технологического оборудования и коммуникаций основных производств, производственной канализации, вентиляции, резервуарных парков и коммуникаций для нефтепродуктов и газа, эстакад по сливу и наливу нефтепродуктов и реагентного хозяйства.
В Списке N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173, в разделе XIII "Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца", подразделе 3 "Переработка нефти, газа, угля и сланца", в подпункте "б" Инженерно-технические работники, предусмотрены начальники технологических цехов и их заместители, установок и смен, сменные инженеры, старшие мастера, мастера и механики производств, занятые в производствах: перегонки и крекирования нефти и нефтепродуктов, пиролизе нефтепродуктов, подготовки сырой нефти, регенерации растворов и масел, алкилирования, производстве газового бензина и сжиженных газов; конденсации и улавливания газового бензина, конверсии природного и водяного газа, щелочной очистки нефтепродуктов и искусственного жидкого топлива, топливоподготовки, топливоподачи и обогащения твердого топлива, производстве битума, консистентных смазок, а также ремонта и обслуживания технологического оборудования, коммуникаций основных производственных цехов, производственной канализации, вентиляции, резервуарных парков и коммуникаций для нефтепродуктов и газа, эстакад по сливу и наливу нефтепродуктов и реагентного хозяйства.
Для определения права истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимым условием является занятость в производстве, предусмотренным Списком №2 и соответствие наименование должности (профессии) Списку № 2, постоянная занятость полный рабочий день на работах, предусмотренных Списком.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно которому подтверждению подлежат периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка).
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктом 12 приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (пункт 1 статьи 30, пункт 1 статьи 1, подпункт 7 пункта 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, то есть выполнением работы, предусмотренной соответствующим Списком, не менее 80% рабочего времени в соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 г., рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Из представленных ФИО1 доказательств: трудовой книжки, архивных справок, личной карточки, приказов о приеме на работу и увольнении, сведений с ***», сведений с *** «***», вид производства, в котором работал истец в период с 14.03.1989 года по 28.02.1992 год установить не представляется возможным, доказательств, что истец работал в производстве «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» ( как он утверждает) не представлено.
Также отсутствуют доказательства того, что в спорный период истец работал мастером на новом строительстве, предусмотренным разделом XXIX Списка № 2 от 1956 года, а также по профессии, предусмотренной разделом XXУII Списка №2 от 1991 года, по которым производилась оценка пенсионных прав истца ответчиком.
Запись в трудовой книжке и личной карточке истца о том, что он принят на работу с вредными условиями труда и ему осуществлялась доплата за вредные условия труда в размере 10% заработка, не подтверждает и не опровергает работу истца в производстве и в должности, предусмотренными Списком № 2.
Справка работодателя, уточняющая особый характер работы за спорный период, а также учредительные документы работодателя, не представлены.
Иных доказательств в подтверждение льготного характера работы также не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.
Доводы апелляционной жалобы о тождественности профессий, о том, что работа в качестве электрика дежурного и электрика точно соответствуют условиям Списка № 2 от 1956 года, который применяется наравне со Списком № 2 от 1991 года, работа в качестве слесаря-электрика по ремонту электрооборудования является совмещением работ по двум равноправным профессиям ( слесаря и электрика), предусмотренным Списком № 2 от 1956 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку установление тождественности различных наименований работ, профессий и должностей не допускается, наименование должности «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» соответствует ЕКТС, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1885 года № 31/3-30.
Из военного билета ФИО1 следует, что он проходил службу в армии по призыву в период с 10.05.1981 года по 22.04.1983 год.
Согласно решению начальника Пенсионного фонда, периоды службы истца в армии по призыву с 10.05.1981 года по 18.04.1983 года, не включены в стаж работы истца со льготным характером труда. Вместе с тем, работа до службы в армии с 23.07.1979 года по 24.04.1981 года, а также после с 01.07.1983 года по 03.09.1984 года включены истцу в льготный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В данные периоды ФИО1 работал электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования электроцеха ПАО «Орскнефтеоргсинтез».
При включении указанных периодов оценка пенсионных прав истца производилась по Списку № 2 от 1991 года, поскольку профессия электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования электроцеха Списком № 2 от 1956 года не предусмотрена.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы в Вооруженных Силах СССР по призыву, суд первой инстанции исходил из того, что в период действия Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 03.08.1972 N 590, которым была предусмотрена возможность включения в специальный стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР у ФИО1 отсутствовала трудовая деятельность в должности и производстве, предусмотренным Списком № 2 от 1956 года, а периоды работы с 23.07.1979 года по 24.04.1981 года и с 01.07.1983 года по 03.09.1984 года включены ответчиком в специальный стаж истца на основании Списка № 2 от 1991 года, к которому положения пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 03.08.1972 N 590 применению не подлежат.
Учитывая, что на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (29.10.2020 года) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у ФИО1 составляет менее 6 лет 3 месяцев, суд отказал в удовлетворении исковых требовании о назначении досрочной страховой пенсии по старости с указанной даты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения периода службы в армии в специальный стаж истца, а доводы апелляционной жалобы в указанной части находит необоснованными.
В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 03.08.1972 N 590 (ред. от 30.01.1988) кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, в соответствии с указанным Положением, период прохождения службы в армии может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 (ред. от 30.01.1988) "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который не предусматривал включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости период прохождения службы в армии по призыву.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «б», данного постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
При этом к периодам работы, указанным в абз. 3 пп. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 665, относятся лишь периоды выполнения работы, имевшие место до 1991 года, и предусмотренные Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.
Действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения периодов военной службы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 N 380-О).
Так, из решения Пенсионного фонда следует, что им включены периоды работы истца до армии и после армии в льготный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования электроцеха ПАО «Орскнефтеоргсинтез», что предусмотрено Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года.
Список № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, не предусматривал как льготную профессию «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
При таких обстоятельствах, у истца отсутствовал стаж работы по Списку № 2 от 1956 года как до, так и после службы в армии, действующее законодательство не предусматривается возможности приравнивания службы в армии к работе с тяжелыми условиями труда, в связи с чем оснований для включения в специальный стаж истца периода службы в армии не имеется, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Поскольку спорные периоды правомерно судом не были включены в специальный стаж истца, у ФИО1 отсутствует необходимая продолжительность специального стажа для назначения досрочной пенсии с 29.10.2020 года.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 23 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 ФИО17 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи