Судья Теселкина С.М. № 33-409/2020
Дело № 2-4095/2019
60RS0001-01-2019-008709-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 марта 2020 года город Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,
судей: Яроцкой Н.В. и Белоноговой Н.Ю.,
при секретаре: Никандровой М.А.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Пскова на решение Псковского городского суда Псковской области от 17 декабря 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования заместителя прокурора города Пскова в интересах ФИО1 к Администрации города Пскова о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Пскова обязанность по предоставлению ФИО1 на территории города Пскова благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
Выслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения прокурора Петровой Н.М. и ФИО1, судебная коллегия
У С ТА Н О В И Л А:
Заместитель прокурора г.Пскова, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Администрации города Пскова о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указано, что родители истца были лишены в отношении него родительских прав решением Гдовского районного суда Псковской области от *** 2003 года, мать умерла *** 2003 года.
Вследствие этих событий ФИО1 приобрел статус ребенка, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением жилищной комиссии от 23 мая 2014 года ФИО1 включен в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, соответствующее право истца на получение жилья, вопреки требованиям действующего законодательства, до настоящего времени не реализовано.
Ссылаясь на то, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не устанавливает какую-либо очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, прокурор просил суд возложить на Администрацию г.Пскова обязанность по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м.
Прокурор, истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации города Пскова в судебное заседание не явился, представил письменные возражения. Указал, что реализация прав детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на предоставление жилого помещения осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ согласно установленному порядку. В список претендентов, подлежащих обеспечению жильем в 2019 году, ФИО1 не включен, в связи с чем в иске последнему просил отказать, дело рассмотреть без участия представителя.
Представитель третьего лица - Территориального отдела города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения, в обоснование которых ссылалась на закон Псковской области от 09 июля 2019 года № 1958-оз, указывая, что обеспечение лиц, к категории которых отнесен истец, жилым помещением осуществляется на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по месту жительства указанных лиц. В свою очередь, местом жительства лица является место его регистрации, в данном случае: <****>. Просила дело рассмотреть без участия представителя.
Представители третьих лиц Администрации Псковской области, Комитета по социальной защите Псковской области, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, возражений по иску не представили.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации города Пскова ставится вопрос об отмене судебного постановления по мотиву несоответствия нормам материального права.
Как указывает апеллянт, в силу действующего законодательства обеспечение ФИО1 жилым помещением в той последовательности, в которой он включен в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с учетом объема ежегодного финансирования, не может является нарушением жилищных прав последнего.
Кроме того, по мнению апеллянта, удовлетворение требований прокурора в интересах ФИО1 приведет к нарушению прав и интересов лиц, включенных ранее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Петрова Н.М. и ФИО1 выразили согласие с выводами суда первой инстанции.
Иные участвовавшие в деле лица, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, что в силу ст.ст.167, 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся судебное постановление.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
На территории Псковской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регламентированы Законом Псковской области от 09.01.2013 № 1241-оз, устанавливающим основания и условия предоставления жилых помещений, которые аналогичны предусмотренным ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Определенный статьей 7 этого Закона порядок реализации жилищных прав предусматривает, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется органом опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 9 того же Закона финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Данные средства предусматриваются в бюджете области на очередной финансовый год в виде субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления, которым Законом Псковской области от 03.06.2011 № 1082-оз были делегированы отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Судом установлено, что родители истца были лишены в отношении него родительских прав решением Гдовского районного суда Псковской области от *** 2003 года, мать умерла *** 2003 года.
С учетом указанных обстоятельств ФИО1, *** года рождения, приобрел статус ребенка, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
23 мая 2014 года на основании решения жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
До настоящего времени жилым помещением ФИО1 не обеспечен.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор исходил из того, что несмотря на указанное признание жилищных прав истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они до настоящего времени остаются нереализованными, а, следовательно, являются нарушенными и подлежат защите в судебном порядке.
Оценив эту позицию, суд правильно признал её обоснованной, а исковые требования - подлежащими удовлетворению.
Так, анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан отсутствует.
Напротив, по смыслу этих положений жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ и законодательстве субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответствующее толкование действующего законодательства содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом ВС РФ 24.12.2014 года.
Судом бесспорно установлено, что обстоятельства, являющиеся условиями предоставления ФИО1 жилого помещения, наступили, соответствующие требования закона относительно реализации права на жилье последним выполнены, однако до настоящего времени вопрос о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не разрешен.
В этих условиях суд правомерно возложил на Администрацию города Пскова обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения.
Данное решение принято в полном соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и доводы апеллянта его правильности и законности не опровергают, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Пскова – без удовлетворения.
Председательствующий Г.А.Ельчанинова
Судьи Н.В.Яроцкая Н.Ю.Белоногова