ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4128/19 от 17.02.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Исмагилов А.Т. УИД 16RS0036-01-2019-006038-95

Дело № 2-4128/2019

№ 33-3460/2020

Учёт № 115г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2020 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Нурмиева М.М.,

судей Абдуллиной Г.А., Калимуллина Р.Я.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахмадеевой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Киселевой Е.А. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 9 декабря 2019 года, которым постановлено:

исковое заявление Альметьевского городского прокурора Республики Татарстан в защиту интересов неопределённого круга лиц к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, - удовлетворить.

Признать бездействие исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в части непринятия мер по переселению аварийного дома <адрес> и его сносу, - незаконным.

Возложить на исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанность по расселению аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Киселевой Е.А., поддержавшей доводы жалобы, заслушав объяснения представителя прокурора г. Альметьевска Халиковой Л.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор г. Альметьевска, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее Исполком) с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным. В обоснование требований указано, что постановлением Исполкома от 7 февраля 2018 года № 209 многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Обследованием технического состояния конструкций дома установлено, что физический износ здания составляет 71,87 %, крыши и стены дома находятся в аварийном состоянии, фундаменты, перекрытия, лестницы – в ограниченно работоспособном; при этом в аварийном доме продолжают проживать 215 граждан. Прокурор указывал, что вопреки требованиям жилищного законодательства названный многоквартирный дом по настоящее время не расселён, ответчик требований к собственникам помещений о сносе здания или его реконструкции в разумный срок не предъявил. Полагая, что бездействие Исполкома создаёт реальную угрозу для жизни и здоровья неопределённого круга лиц, прокурор просил признать незаконным бездействие Исполкома в части непринятия мер по переселению жителей названного дома и его сносу, возложить на Исполком обязанность расселить аварийный многоквартирный жилой дом.

Определением от 14 ноября 2019 года суд первой инстанции перешёл к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.

Представитель прокурора г. Альметьевска в суде первой инстанции иск поддержал.

Представитель Исполкома в суде первой инстанции иск не признала.

Представители третьих лиц Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района» в суд первой инстанции не явились.

Суд первой инстанции иск удовлетворил, приняв решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Исполкома просит решение отменить и принять новое решение об отказе в иске. В жалобе указано, что расселение признанных аварийными многоквартирных жилых домов производится в рамках республиканской адресной программы, в которую названный многоквартирный дом не вошёл. Апеллянт полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о бездействии Исполкома, поскольку указанным выше постановлением от 7 февраля 2018 года № 209 сроки отселения дома не установлены; действующее законодательство также не содержит указания на срок, в течение которого орган местного самоуправления должен принять решение о расселении дома. Податель жалобы отмечает, что после признания дома аварийным Исполкомом проведён значительный объём работы – изыскивались средства на расселение дома, направлялись обращения в адрес Президента Республики Татарстан и Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан. Также заявитель жалобы отмечает, что Исполкомом принято решение о реконструкции названного дома.

Представители третьих лиц Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района» в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. С учётом отсутствия сведений о наличии уважительных причин для их неявки судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Согласно положениям части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

В силу положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.

Статьями 86, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

По делу установлено, что постановлением руководителя исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 7 февраля 2018 года № 209 многоквартирный жилой дом <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Исполком обязан принять меры к расселению признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.

Согласно пункту 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение о признании многоквартирного дома аварийным), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, на основании заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 указанного Положения, и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Сроки отселения жильцов названного дома постановлением руководителя исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 7 февраля 2018 года № 209 не установлены.

Из материалов дела следует, что основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу явилось заключение межведомственной комиссии от 1 февраля 2018 года, основанное на техническом заключении и акте обследования от той же даты.

Указанный акт обследования, в частности, содержит сведения о наличии в несущих стенах силовых трещин шириной раскрытия до 12 мм, вывале отдельных кирпичей, угрозе обрушения оконных перемычек в уровне пятого этажа; о зазорах между плитами перекрытий; о трещинах в местах прилегания лестничных маршей к стенам; об открытом проложении алюминиевой электропроводки без двойной изоляции и т.д.

Согласно техническому заключению № 155-ЗК/17 от 10 сентября 2017 года, подготовленному ООО «Градостроитель», физический износ здания составляет 71,87 %; категория технического состояния стен – аварийное.

Изложенное свидетельствует о наличии реальной угрозы жизни и здоровью как проживающих в доме граждан, так и неопределённого круга лиц, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск.

Довод жалобы о том, что названный многоквартирный дом не включён в соответствующую республиканскую адресную программу, не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанностей, установленных законом и подзаконными актами.

Судебная коллегия не может согласиться с мнением апеллянта о необоснованности вывода о бездействии Исполкома, отмечая при этом, что отсутствие в постановлении от 7 февраля 2018 года № 209 указания на сроки отселения жильцов дома прямо противоречит приведённому пункту 49 Положения о признании многоквартирного дома аварийным.

Ссылка апеллянта на проведение Исполкомом работы после признания дома аварийным принята быть не может, поскольку установленные законом действия ответчиком произведены не были. Судебная коллегия повторно отмечает при этом, что материалами дела подтверждён тот факт, что проживание в спорном доме является опасным для жизни и здоровья граждан.

Довод жалобы о том, что Исполкомом принято решение о реконструкции названного дома, основанием для отказа в иске служить не может. Как было отмечено выше, ответчиком принято решение о сносе аварийного дома; доказательств принятия в установленном законом порядке решения о его реконструкции материалы дела не содержат.

Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, существенных нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 9 декабря 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трёхмесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи