ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4140/2021 от 10.02.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Нетеса С.С.

Дело № 2-4140/2021

УИД 41RS0001-01-2021-005541-35

Дело № 33-268/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский

10 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Нечунаевой М.В.,

судей

при секретаре

Бондаренко С.С., Давыдовой М.В.,

Ткаченко А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО «Экологический резерв»на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 06 октября 2021 года, которым постановлено:

иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю удовлетворить.

Обязать ООО «Экологический резерв» в срок до 01 января 2022 года исполнить требования ст. 11, 20 п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п.п. 2.1, 4.2, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007, п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселе6ний, к водных объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», а именно:

- обеспечить проведение натурных лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух по ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами в точках, предусмотренных проектом расчетной СЗЗ (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ;

- установить размеры санитарно-защитной зоны в установленном законом порядке, направив в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения заявление об установлении СЗЗ с приложением необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством.

Взыскать с ООО «Экологический резерв» в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Бондаренко С.С., объяснения представителя истца Горячкиной Н.П., представителя ответчика Чудинова Р.А. судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю, Управление) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Экологический резерв» (далее - ООО «Экологический резерв») о возложении обязанности обеспечить проведение натурных лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух по ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) и за ее пределами в точках, предусмотренных проектом расчетной СЗЗ (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ; установить размеры санитарно-защитной зоны, направив в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения заявление об установлении СЗЗ с приложением необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством.

В обоснование исковых требований истец указал, что ООО«Экологический резерв» осуществляет производство рыбной муки в цеху, расположенном в г. Петропавловске-Камчатском. В нарушение ст. 11, 20 п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п.п. 2.1, 4.2, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007, п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водных объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» не осуществлены натурные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух, не установлены размеры санитарно-защитной зоны. При этом в адрес Управления регулярно поступают жалобы граждан на негативное влияние загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от деятельности предприятия.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик ООО «Экологический резерв», ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд обязал ответчика установить размеры санитарно-защитной зоны, однако данная обязанность с 01 января 2022 года отменена в связи с новым порядком установления зон с особыми условиями использования территорий. В целях соблюдения постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 ООО «Экологический резерв» направляло в Роспотребнадзор материалы для установления размеров санитарно-защитной зоны, однако ответчику было отказано по формальным основаниям. Кроме этого, на территории Камчатского края отсутствует аккредитованная лаборатория по проведению исследований атмосферного воздуха. Ссылаясь в решении на обязанность ООО «Экологический резерв» исполнить требования пункта 73 СанПиН 2.1.3684-21, суд не указал именно требования данного пункта должны быть исполнены юридическим лицом.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ООО«Экологический резерв» является предприятием, осуществляющим деятельность по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков. Цех по производству рыбной муки расположен в бывшем здании закрытого склада. При этом санитарно-защитная зона данного цеха не установлена в соответствии с требованиями санитарных правил. Юридическое лицо ссылается на то, что с 01 января 2022 года отпала необходимость в установлении санитарно-защитной зоны, однако действие СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 продлено до 01 января 2025 года.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Чудинов Р.А., не оспаривая обязанность общества установить размеры санитарно-защитной зоны, просил продлить срок исполнения решения суда до 01 июля 2022 года.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Горячкина Н.П. полагала решение суда законным и обоснованным. Не возражала против установления срока исполнения ООО «Экологический резерв» решения суда до 01 июля 2022 года.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 утверждены (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Ориентировочные размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производства первого класса - 1 000 м (глава VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

В силу пункта 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для предприятий I и II класса опасности размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья.

Согласно пункту 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе СЗЗ с учетом характеристик производственных процессов.

Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, которым утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).

В силу пункта 2 Правил, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны были провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, в срок не более одного года со дня вступления в силу указанного постановления.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Экологический резерв» осуществляет, в числе прочего, деятельность по производству готовых кормов для животных, содержащихся на ферме.

Цех по производству рыбной муки расположен в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Степная, д. 50, для изготовления рыбной муки ООО«Экологический резерв» использует рыбомучные установки РМУ № 1 и РМУ № 2.

14 сентября 2015 года ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» утверждено экспертное заключение на Проект обоснования расчетной санитарно-защитной зоны с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения) для ООО «Экологический резерв» по ул. Степная, 50 в г. Петропавловске-Камчатском, согласно которому представленные материалы соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Результаты расчетов подтвердили достаточность предлагаемой проектом расчетной санитарно-защитной зоны в размере от границ промплощадки предприятия на расстоянии 500 метров в западной и юго-западном направлении, 1000 метров в остальных направлениях. Для утверждения окончательного размера санитарно-защитной зоны необходимо провести натурные исследования атмосферного воздуха и измерения уровней физических воздействий на атмосферный воздух в соответствии с пунктами 4.2, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Согласно письму Роспотребназора от 06 мая 2020 года № 02/8714-2020-31, принятому судебной коллегией в качестве нового доказательства на основании пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», ООО «Экологический резерв» отказано в установлении санитарно-защитной зоны на предприятии по производству рыбной муки от отходов переработки рыбы-сырца в связи с отсутствием программы натурных исследований для устанавливаемых границ санитарно-защитной зоны, в рамках которой исследования на каждый ингредиент в отдельной точке должны быть проведены не менее пятидесяти дней.

Из материалов дела также следует, что жители близлежащих к производственному цеху ООО «Экологический резерв» многоквартирных жилых домов неоднократно обращались в органы государственной власти с жалобами на деятельность предприятия.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку доказательствам по делу, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, сделал вывод, что ООО «Экологический резерв» до настоящего времени не проведены натурные лабораторные исследования за загрязнением атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух в точках, предусмотренных проектом расчетной санитарно-защитной зоны не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке, а также не установлены размеры санитарно-защитной зоны, и удовлетворил исковые требования Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права.

Вопреки доводу апеллянта, Федеральный закон от 03 августа 2018 года № 342 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не освобождает ответчика от обязанности установить размеры санитарно-защитной зоны.

В соответствии с п. 14 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции, действующей на момент вынесения решения, если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с Федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.

Согласно п. 13 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия от атмосферный воздух (шум. вибрация. ЭМП и др.): установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Таким образом, ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарнозащитные и окончательная, это разные виды санитарно-защитной зоны.

ООО «Экологический резерв» не определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, а в обжалуемом решении указано на необходимость принятия мер, направленных на установление размеров санитарно-защитной зоны без указания вида.

Кроме того, Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие ч. 13 ст.26 Федерального закона № 342-ФЗ продлено до 01 января 2025 года.

Вопреки доводу жалобы, резолютивная часть решения содержит перечисление конкретных обязанностей, возложенные на ответчика.

Ссылки на формальный отказ Роспотребнадзора в установлении размера санитарно-защитной зоны судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку натурные лабораторные исследования являются неотъемлемой частью проекта санитарно-защитной зоны при обосновании ее размеров и границ в соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Допущенные ООО «Экологический резерв» нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, так как санитарно-защитная зона представляет собой специальную территорию с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

Эксплуатация рыбомучных установок без проведения специальных мероприятий и установления размеров санитарно-защитной зоны существенно нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и законные интересы граждан на благополучную окружающую среду, жизнь, здоровье.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что установленный ответчику срок для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства истёк к моменту рассмотрения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия находит подлежащим удовлетворению ходатайство ответчика об установлении нового срока исполнения решения суда и, с учетом действий, которые необходимо совершить ответчику, обеспечения баланса между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и законными интересами хозяйствующего субъекта, а также мнения истца, требования разумности, полагает возможным установить новый срок исполнения решения суда до 01 июля 2022 года.

Установление нового срока исполнения ответчиком судебного акта основанием для отмены правильного решения суда не является.

Существенных процессуальных нарушений, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и которые являлись бы безусловным основанием к отмене решения суда, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 206, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 06 октября 2021 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Установить ООО «Экологический резерв» срок исполнения решения суда до 01 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 февраля 2022 года.