ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-414/19 от 22.10.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Ерченко Л.Ю. Дело № 33 – 3396/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2019 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коржакова И.П.,

судей: Шнытко С.М., Коженовой Т.В.

при секретаре (помощнике судьи) Игнатовой Г.А.

при участии представителя истца Янкиной И.А., представителя ответчика Комитета по образованию Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области Смирновой Е.В., представителя ответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке Егорова П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело (№2-414/2019) по иску Баера Ивана Викторовича к Комитету по образованию Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки,

по апелляционной жалобе Баера Ивана Викторовича на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 15 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя истца Янкиной И.А., представителя ответчика Комитета по образованию Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области Смирновой Е.В., представителя ответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке Егорова П.А.,

установила:

Баер И.В., уточнив требования, обратился в суд с иском к Комитету по образованию Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, и взыскании денежной компенсации этих расходов за период с 01.01.2017г. 29.04.2019г. в размере 33600 руб., указав, что в период с 07.07.1998г. по 13.07.2018г. работал преподавателем в <данные изъяты> и проживал в сельской местности, в связи с чем имел право на возмещение расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Такие же льготы имела его жена, как педагогический работник. Поскольку они проживали одной семьей, то до 31.12.2016г. им предоставлялась такая льгота на одного человека. С 01.01.2017г. право на данную льготу имел каждый из них в размере 1200 руб. Поскольку выплату производили в прежнем размере, чем были нарушены его права, просил суд удовлетворить иск, восстановить право на денежную компенсацию, начиная с 01.01.2017г.

Представитель Комитета по образованию Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области Смирнова Е.В., возражая против удовлетворения иска, сослалась на отсутствие законных оснований для назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, поскольку право на возмещение испрашиваемых расходов имеют педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности с 01.01.2017г. при условии, что к моменту перехода на пенсию они пользовались данной мерой социальной поддержки.

Истец же до 15.03.2019г. с таким заявлением не обращался и ему такая льгота ранее не предоставлялось.

Дело рассмотрено в отсутствие извещенных о времени и месте слушания дела представителей Департамента Смоленской области по образованию и науке и Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области.

Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 15 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований Баеру И.В.отказано.

В апелляционной жалобе Баер И.В. просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.8 ст.47 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки, содержатся в областных законах – законе Смоленской области от 31 октября 2013 года N 122-з "Об образовании в Смоленской области", законе от 18 декабря 2009г.№136-з «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), перешедшим на пенсию педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций».

Из материалов дела видно, что Баер И.В., <данные изъяты> года рождения, с 07.07.1998г. по 18.07.2018г. работал учителем в <данные изъяты> откуда уволен по собственному желанию по п.3 ст.77 ТК РФ.

С 01.07.2008г. он является получателем пенсии по старости, продолжал работу в школе до 18.07.2018 г.

15.03.2019г. истец обратился в Комитет по образованию Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области с заявлением о предоставлении ему с 01.01.2017г. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

15 апреля 2019г. в заявленной выплате ему ответчиком было отказано, поскольку ни на момент обращения, ни на момент выхода на пенсию он данный льготой не пользовался.

Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что назначение компенсационной выплаты носит заявительный характер, а также принимая во внимание, что с заявлением Баер И.В. обратился после прекращения педагогической деятельности по собственному желанию, ранее он испрашиваемыми мерами социальной поддержки не пользовался, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Баера И.В. законных оснований для предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения и взыскании такой компенсации с 01.01.2017г., и отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.

Вышеуказанная мера социальной поддержки носит непрерывный характер лишь для ее получателя, и право на нее не возникает вновь, а сохраняется после увольнения педагогического работника, но при наличии ряда условий, предусмотренных Законом Смоленской области от 18 декабря 2009г. № 136-з.

Поскольку истец не пользовался мерами социальной поддержки как педагогический работник сельской местности до своего увольнения из школы и на момент выхода на пенсию, его требования удовлетворению не подлежали.

Доводы жалобы Баера И.В. о том, что он не знал об изменении закона, произошедшего 01.01.2017г., о Методических рекомендациях Департамента Смоленской области по образованию и науке по применению областного Закона от 18 декабря 2009г.№136-з, а также о том, что ответчик обязан был включить его в реестр получателей денежной компенсации и разъяснить о необходимости написать заявление, не влияют на правильность принятого по делу решения.

Соответствующее законодательство в Смоленской области ввиду вносимых изменений по-разному определяло условия предоставления указанной меры социальной поддержки в разные периоды.

По смыслу ч.1,2 ст.7 Закона Смоленской области «Об образовании Смоленской области» от 31 октября 2013г. N122-з до 1 января 2017 г. было установлено, что педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в денежной форме за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), устанавливаются областным законом.

В соответствии с настоящим законом право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения имеют совместно проживающие с педагогическими работниками, указанными в части 1 настоящей статьи, члены их семей; перешедшие на пенсию педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций, которые проработали в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там, при условии, что к моменту перехода на пенсию они пользовались такими мерами социальной поддержки, а также совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно ч.1,2 ст.2 Закона Смоленской области от 18 декабря 2009г.№136-з «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), перешедшим на пенсию педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций», возмещение расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций, осуществляется в денежной форме в виде денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее - денежная компенсация) за счет средств областного бюджета.

Денежная компенсация предоставляется педагогическим работникам образовательных организаций органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере образования, а в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по осуществлению мер социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций - соответствующим органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган, осуществляющий предоставление денежной компенсации).

В силу ст.3 данного Закона в указанной редакции размер денежной компенсации определялся исходя из фактически произведенных педагогическим работником образовательной организации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения.

С 1 января 2017 г. утратила силу часть 2 статьи 7 Закона Смоленской области «Об образовании в Смоленской области» от 31 октября 2013г. N122-з (Закон Смоленской области от 30.11.2016 N 147-з).

При этом согласно ст.3 Закона Смоленской области от 18 декабря 2009г.№136-з размер денежной компенсации установлен в сумме 1200 рублей в месяц.

Законом Смоленской области от 22.02.2018 N 15-з в статью 7 внесены изменения в закон Смоленской области «Об образовании в Смоленской области» от 31 октября 2013г. N122-з, которые действуют до 31 декабря 2020 года включительно. Согласно ч.1.1 ст.7 данного Закона в соответствии с настоящим законом право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения имеют перешедшие на пенсию педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций, которые проработали в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там, при условии, что к моменту перехода на пенсию они пользовались такими мерами социальной поддержки. Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения указанной категории граждан осуществляется в денежной форме за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки этой категории граждан, устанавливаются областным законом.

Соответственно ст.1 Закона Смоленской области от 18 декабря 2009г.№136-з также была изложена в новой редакции. Указано, что настоящий областной закон в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и областным законом от 31 октября 2013 года N 122-з "Об образовании в Смоленской области" устанавливает в Смоленской области размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа); перешедшим на пенсию педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, которые проработали в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там, при условии, что к моменту перехода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее - педагогические работники образовательных организаций).

То есть до 01.01.2017 г. все педагогические работники в сельских населенных пунктах, а также перешедшие на пенсию, бывшие педагогические работники пользовались данной мерой социальной поддержки с членами семьи. С 01.01.2017 г. такая категория, как перешедшие на пенсию, была исключена. Оставались лишь те, кто пользовался данной мерой на 31.12.2016 г. С 22.02.2018 г. такое право перешедшим на пенсию было возвращено до 2021 г. Однако истцу до оставления своей трудовой педагогической деятельности, до увольнения необходимо было обратиться в соответствующий орган либо МФЦ, что сделано не было.

Указанными мерами социальной поддержки истец не пользовался, личное дело на него не формировалось, и в соответствующий реестр получателей он не вносился (ст.5 Закона Смоленской области от 18 декабря 2009г. № 136-з), что истцом не оспаривалось.

Ссылка на то, что до 1 января 2017 г. у истца отсутствовала необходимость в соответствующем обращении, исходя из того, что супруга истца также является педагогом и включена в реестр получателей данной меры социальной поддержки, а компенсация определялась, исходя из фактически произведенных педагогическим работником образовательной организации расходов на оплату жилья, освещения, отопления не означает, что истец не должен быть включен в соответствующий реестр. До 1 января 2017 г. истец обладал статусом члена семьи педагогического работника, после указанной даты исключенного из нормативных актов. Поэтому истцу после 1 января 2017 г. и до прекращения своей трудовой деятельности необходимо было обратиться с ответствующим заявлением.

Заявление истцом подано только 15.03.2019г., когда истец перестал отвечать всем условиям вышеназванного законодательства.

По существу, доводы жалобы не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном понимании норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах оснований для отмены правильного по существу решения по доводам жалобы не имеется (ч.6 ст.330 ГПК РФ).

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,

определила:

Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 15 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Баера Ивана Викторовича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи