ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-414/2022 от 27.05.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

судья Главатских Л.Н.

дело № 2-414/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-6507/2022

ДД.ММ.ГГГГ г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Мицкевич А.Э.,

судей Беломестновой Ж.Н., Белоусовой О.М.

при помощнике судьи Огай В.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по иску ФИО1. к Министерству социальных отношений Челябинской области об установлении факта отсутствия родительского попечения, включении в список по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Заслушав доклад судьи Беломестновой Ж.Н. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, объяснения истца ФИО1. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился иском к Министерству социальных отношений по Челябинской области об установлении факта отсутствия родительского попечения в возрасте до 18 лет, о возложении обязанности на ответчика включить его в список лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (с учетом измененных исковых требований, л.д. 54).

В обосновании иска ФИО1 указал, что относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Министерства социальных отношений по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент подачи заявления ему исполнилось 50 лет.

Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск.

Суд постановил решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворил частично: установил факт отсутствия родительского попечения ФИО1 в возрасте до 18 лет, в удовлетворении исковых требований к Министерству социальных отношений Челябинской области о включении в список по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на ответчика включить его в список лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Ссылается на то, что при вынесении решения суд не учел особенности законодательства на момент достижения ФИО1 18 лет и вплоть до 23 летнего возраста, изменения законодательства, не исследовал объективные причины пропуска срока включения в список по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учет.

Часть 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакциях, действовавших до 1 января 2013 года предусматривала регистрационный учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Однако после отбытия первого срока, на регистрационный учет ФИО1 не ставили, разъяснительной беседы не проводили. При этом судом первой инстанции личное дело истца из детского дома не запрашивалось, из мест отбывания наказания суд информацию также не запрашивал. Кроме того, до вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для того, чтобы ребенку-сироте получить свое жилье, ему необходимо было обратиться в органы опеки и попечительства с пакетом документов. При этом документы должны были быть переданы во все инстанции непосредственно сиротой. Не допускалась передача этих документов ответственным или доверенным лицом. Суд не учел, что у истца фактически отсутствовали реальные возможности обратиться с пакетом документов лично в орган местного самоуправления для постановки меня на учет с целью включения в список по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Считает, что сам факт нахождения в местах лишения свободы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что фактически ФИО1 не мог реализовать свое право включения в список по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку не мог лично обратиться в орган местного самоуправления для включения <данные изъяты> в список нуждающихся. Нахождения истца на свободе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не исключает уважительности пропуска срока на реализацию своего права, поскольку ФИО1 не знал о своих правах в связи с правовой неграмотностью (л.д. <данные изъяты>).

Истец ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Ответчик - представитель Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения ФИО1, исследовав доказательства по делу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со ст. 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что родителями истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО2 (отец) и ФИО3 (мать).

Решением Кусинского районного Совета народных депутатов Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определен в школу – интернат с содержанием за счет средств родителей, поскольку отец мальчика совместно с семьей не проживает, платит алименты, мать лишена родительских прав на основании решения Кусинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением исполнительного комитета Кусинского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен попечитель ФИО4

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся воспитанником МКУ «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа», на полном государственном обеспечении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в СПТУ <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в местах лишения свободы.

Как следует из копий свидетельств о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 (мать истца) умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 (отец истца) умер ДД.ММ.ГГГГ.

При обращении в суд ФИО1 в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения указывал на определение его социально-правового статуса как ребенка, оставшегося в несовершеннолетнем возврате без попечения родителей, с целью получения от органов государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Таким образом, установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, поскольку имеет юридическое значение для определения лицу, когда он находился в возрасте до 18 лет, статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.

На момент исполнения истцу 23-х лет (19 ноября 1993 года) действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В ст.31 Жилищного кодекса РСФСР было указано, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (часть 1).

Согласно ст.33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2 статьи 33).

Таким образом, ранее действующее жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан указанной категории на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений по месту жительства, либо по месту выявления, строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений; при этом право на получение жилого помещения, в том числе и во внеочередном порядке, носило в соответствии с положениями ранее действующего жилищного законодательства, заявительный характер, о чем гражданин обязан подать органу местного самоуправления заявление вместе с документами, подтверждающими его нуждаемость в жилье и право на льготное обеспечение жилым помещением, то есть заявить о себе и о своем праве на льготное обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье.

Регулировавшийся п. 2 ст.37 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривал заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.

Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 01 марта 2005 года, были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ст.57, в редакции, действующей до 01 января 2013 года).

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 01 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Таким образом, по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, поскольку в силу прямого указания данного Закона они утрачивают статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, являющегося необходимым условием получения мер социальной поддержки.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действующей на 1996 год), было предусмотрено, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

Анализ жилищного законодательства позволяет сделать вывод, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке только до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Как следует из «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ФИО1 обращению с заявлением в адрес надлежащего компетентного органа (в том числе и к ответчику) как до достижения им 23 лет, так и в дальнейшем.

Суд первой инстанции учел указанные выше обстоятельства в качестве юридически значимых по делу и, дав надлежащую оценку установленным судом по делу обстоятельствам, сделал вывод об отсутствии уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет.

Указанные выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующего спорные отношения.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого. Каких-либо объективных причин, которые можно рассматривать как уважительные причины, препятствующие ФИО1 обращению с заявлением в компетентный орган как до достижения им 23 лет, так и далее, истцом не заявлены, а судом не установлены.

Отклоняя доводы истца о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по 12 января. 2011 года ФИО1 находился в местах лишения свободы, и это обстоятельство лишило его возможности реализовать свое право, суд первой инстанции правомерно указал, что данные обстоятельства носят субъективный характер, так как зависели исключительно от воли истца.

Само по себе длительное нахождение в местах лишения свободы не может рассматриваться как уважительная причина необращения истца за реализацией жилищных прав как лица, оставшегося без попечения родителей.

При этом судебная коллегия учитывает, что срок содержания ФИО1 в местах лишения свободы не являлся непрерывным, однако истец своим правом на обращение с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда не воспользовался.

Доводы истца относительно уважительности причин его обращения с указанными требования по истечении установленного законом срока, связанных с непринятием органом опеки и попечительства, социальных служб, администрации детского дома иных органов, мер к извещению ФИО1 (в период нахождения ФИО1 не в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) об имеющихся у него правах, не разъяснивших порядок реализации его прав, юридическая неграмотность. судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

В данном случае доводы апелляционной жалобы о наличии бездействия со стороны административных органов подлежат отклонению и ввиду того, что постановка на учет носит заявительный характер, и должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.

Таким образом, в связи с тем, что истец перестал относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, за ним не сохраняется право на обеспечение жильем как лица указанной категории.

Из пояснений ФИО1 следует, что перерыв между отбыванием наказания в местах лишения свободы составлял 10 лет, с 1995 по 2005 годы.

Согласно положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших реализовать свои жилищные права, истец суду не сообщил, соответствующие доказательства им не представлены.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, аналогичны исковым требованиям, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.

Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», предусматривает, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение постановлено судом при правильном применении норм материального права с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ