ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4160/19 от 16.06.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Гонтарь О.Э. Дело №2-4160/2019

33-2026/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июня 2020 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Поникаровской Н.В.,

судей: Алексенко Л.В., Чашиной Е.В.,

с участием прокурора: Маркеловой Г.И.,

при помощнике судьи: Мещеряковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения» на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 ноября 2019 года, которым исковые требования прокурора Нестеровского района Калининградской области в интересах ФИО1 были удовлетворены частично: признано незаконным решение начальника Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» от 30 января 2019 года №48 об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям сельских жителей Калининградской области; на ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в лице Нестеровского отдела возложена обязанность произвести ФИО1 выплату денежных средств в качестве компенсации по оплате услуг за жилое помещение и коммунальные услуги согласно поданных ею заявлений от 28 декабря 2018 года и от 28 января 2019 года и представленных платёжных документов, в возмещение расходов на оплату услуг водоснабжения в сумме 508,53 рублей и на приобретение топлива в размере 66 000 рублей, произведённых в декабре 2018 года; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Чашиной Е.В., объяснения прокурора Маркеловой Г.И. и истца ФИО1, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нестеровского района обратился в суд в интересах ФИО1 с исковым заявлением ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Нестеровскому отделу ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, возложении обязанности выплатить данные расходы, указав в обоснование заявленных требований, что ФИО1 относится к категории педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, в связи с чем имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Законом Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области». 28 декабря 2018 года ФИО1 обратилась в Нестеровский отдел ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о возмещении расходов на приобретение топливных брикетов на сумму 66 000 рублей по товарной накладной от 1 декабря 2018 года и на оплату услуг водоснабжения в размере 508,53 рублей по квитанции от 12 декабря 2018 года, однако получила отказ в связи с тем, что компенсация предоставляется за период не более 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения, тогда как представленные документы за декабрь 2018 года не являются истекшими платежами по отношению к месяцу обращения. 28 января 2019 года ФИО1 вновь обратилась с вышеуказанным заявлением, но ей было отказано со ссылкой на то, что с 1 января 2019 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, заменены на ежемесячную денежную компенсацию в размере 3500 рублей. Такие решения нарушают права ФИО1 на получение предусмотренной законом компенсации, в связи с чем прокурором было направлено соответствующее представление в адрес ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», но оно исполнено не было. Указывая на данные обстоятельства, просил признать незаконными решения начальника Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» от 15 и 30 января 2019 года; возложить на Нестеровский отдел ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» и ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязанность устранить допущенное нарушение и на основании заявлений от 28 декабря 2018 года и 28 января 2019 года возместить ФИО1 расходы на оплату услуг водоснабжения в сумме 508,53 рублей и на приобретение топлива в размере 66 000 рублей, понесенные в декабре 2018 года.

Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе, срок на подачу которой был восстановлен определением суда от 30 января 2020 года, ответчик ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» выражает несогласие с вынесенным судом решением, настаивает на своих доводах о том, что решение не компенсировать ФИО1 расходы на покупку топливных брикетов, понесенные в декабре 2018 года, является правильным, кроме того, с 1 января 2019 года ей была назначена ежемесячная денежная компенсация. Необоснованно суд возложил обязанность компенсировать расходы по водоснабжению, поскольку компенсация оплаты за оказание услуг по водоснабжению не предусмотрена нормами закона. Нестеровский отдел не является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем не мог выступать ответчиком по делу.

В судебное заседание остальные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории проживающих и работающих в сельской местности педагогических работников образовательных учреждений (зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>; работает в должности учителя в <данные изъяты>).

28 декабря 2018 года ФИО1 обратилась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям сельских жителей, в частности, о возмещении расходов на приобретение топливных брикетов на сумму 66 000 рублей по товарной накладной от 1 декабря 2018 года и на оплату услуг водоснабжения в размере 508,53 рублей по квитанции от 12 декабря 2018 года.

Однако 15 января 2019 года Нестеровским отделом ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ей был направлен ответ, в котором сообщалось об отказе в выплате компенсации со ссылкой на пункт 16 Порядка и условий предоставления меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 5 июля 2011 года №516 "Об установлении размеров, порядка и условий предоставления меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги", поскольку компенсация предоставляется гражданам за истекший период, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения; платежи за декабрь 2018 года не являются истекшими платежами по отношению к месяцу обращения в декабре.

28 января 2019 года ФИО1 вновь обратилась с аналогичным заявлением, но решением от 30 января 2019 года №48 ей также было отказано в выплате компенсации с указанием на то, что с 1 января 2019 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, заменены на ежемесячную денежную компенсацию в размере 3500 рублей.

Не согласившись с такими решениями, ФИО1 обратилась в прокуратуру Нестеровского района Калининградской области для защиты её интересов. По результатам проведенной проверки прокурором было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, рассмотрев которое ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» указало, что решения по заявлениям ФИО1 были приняты в точном соответствии с действующим законодательством, в связи с чем оснований для их пересмотра не имеется.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности первого решения ответчика, поскольку компенсации подлежат расходы, произведенные в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения, однако посчитал незаконным решение об отказе в выплате, вынесенное 30 января 2019 года, поскольку ФИО1 относится к числу педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, в декабре 2018 года понесла расходы на приобретение твердого топлива и по оплате водоснабжения, имеет право на возмещение этих расходов в течение 6 месяцев в соответствии с действовавшим в этот период законодательством, независимо от того, что с 1 января 2019 года для данной категории лиц предусмотрена выплата компенсации в фиксированной сумме, иное толкование закона исключало бы возмещение расходов, понесенных в декабре 2018 года, что является недопустимым.

Судебная коллегия находит выводы суда о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации на приобретение твердого топлива и взыскании такой компенсации обоснованными, однако находит, что и первое решение ответчика об отказе в предоставлении льготы от 10 января 2019 года основано на неправильном толковании положений закона.

Так, положениями ст. 2 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года №631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги проживающим и работающим в сельской местности педагогическим работникам образовательных учреждений.

Постановлением Правительства Калининградской области от 5 июля 2011 года №516 утвержден Порядок и условия предоставления такой меры социальной поддержки, согласно которому (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) размер компенсации педагогическим работникам образовательных учреждений определяется исходя из фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании представленных платежных документов об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе подтверждающих покупку твердого топлива. Компенсация предоставляется гражданам за истекший период, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.

Вместе с тем, вопреки утверждениям ответчика, данный срок представляет собой так называемый срок давности, пределами которого ограничивается право заявителя на получение соответствующей компенсации, однако при этом он не ограничивает возможность получения компенсации по тем расходам, которые фактически были понесены к моменту обращения в пределах названных 6 месяцев. Нигде в вышеприведенных нормативных актах не ограничена возможность подачи заявления на получение компенсации только в месяце, следующем за тем месяцем, в котором были понесены расходы на оплату жилья и коммунальных услуг. В данном случае ответчиком, как и судом первой инстанции, было допущено расширительное толкование норм закона, регулирующих спорные правоотношения.

Вместе с тем, вынесенное судом решение в названной части никем из сторон не оспаривается.

В то же время, признавая незаконным решение об отказе в выплате компенсации №48 от 30 января 2019 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, новые положения закона распространяются только на правоотношения, возникшие с момента его вступления в силу, тогда как компенсация расходов на приобретение твердого топлива, понесенных истцом в декабре 2018 года, подлежит выплате в соответствии с ранее действовавшими правилами. Иное толкование закона приводило бы к тому, что педагогическим работникам невозможно было бы получить компенсацию расходов, понесенных в декабре 2018 года по обращениям, поступившим в январе 2019 года, когда уже действовал новый порядок предоставления льготы.

При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии с ранее действовавшим порядком компенсации подлежали фактически понесенные льготной категорией граждан расходы, в частности, на приобретение твердого топлива, тогда как новый порядок заменил эту льготу выплатой ежемесячной денежной компенсацией в фиксированном размере независимо от того, какие в действительности расходы и в каком размере будет нести заявитель. При чем выплата этой компенсации предусмотрена только с 1 января 2019 года, о чем прямо указано в действующей редакции пункта 10 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 5 июля 2011 года №516.

Таким образом, новый порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, в фиксированном размере предполагает компенсацию именно текущих расходов, что, однако, не может лишать названную категорию граждан получения компенсации фактически произведенных расходов ранее вступления в силу нового порядка в соответствии с действовавшими в тот период времени нормативными положениями.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы в части необоснованного возложения обязанности компенсировать расходы по водоснабжению, поскольку компенсация оплаты за оказание услуг по водоснабжению не предусмотрена нормами закона.

Так, согласно ч.8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как выше уже указывалось, предоставление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, регулируется положениями Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года №631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области».

В статье 1 указанного Закона дается понятие, что представляет собой «плата за коммунальные услуги», в частности, это плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, освещение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в соответствии с установленными органами местного самоуправления нормативами потребления.

Вместе с тем, положениями названного Закона регулируется предоставление указанной меры социальной поддержки различным льготным категориям жителей Калининградской области. В зависимости от того, к какой категории относится заявитель, зависит объем возмещаемых расходов.

В частности, согласно ч.2-1 ст. 3 названного Закона педагогическим работникам образовательных учреждения, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и часть коммунальных услуг (освещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) по фактическим расходам в размере 100 процентов в домах независимо от формы собственности жилищного фонда.

Таким образом, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения; правом на компенсацию расходов по водоснабжению и водоотведению они не обладают, в связи с чем оспариваемое решение подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований о возмещении ФИО1 расходов на оплату услуг водоснабжения с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.

Также судебная коллегия находит обоснованными и доводы жалобы о том, что Нестеровский отдел не является самостоятельным юридическим лицом, поэтому возложение обязанности по выплате истцу компенсации на ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в лице Нестеровского отдела необоснованно. В этой связи абзац третий резолютивной части решения подлежит изложению иным образом.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 ноября 2019 года отменить в части удовлетворения исковых требований о возмещении ФИО1 расходов на оплату услуг водоснабжения, вынести в указанной части новое решение, которым данные исковые требования оставить без удовлетворения.

Изложить абзац третий резолютивной части решения следующим образом: «Взыскать с Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в пользу ФИО1 за счет средств областного бюджета компенсацию расходов на приобретение твердого топлива в декабре 2018 года в размере 66 000 (шестьдесят шесть тысяч) рублей».

В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: