АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Черкесск 08 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Лайпанова А.И.,
судей Коркмазовой Л.А., Чотчаева Х.О.,
при секретаре судебного заседания Кардановой М.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4160/2021 по апелляционной жалобе Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 29 октября 2021 года по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей <ФИО>2, <ФИО>5 и <ФИО>18 к Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР о взыскании неполученной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Коркмазовой Л.А., объяснения представителя ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР – ФИО3, представителя третьего лица КЧРКП «Дирекция капитального строительства» ФИО4, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 и ФИО2, действующие в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей <ФИО>2, <ФИО>5 и <ФИО>5 обратились в суд с вышеуказанным иском, указав в его обоснование, что в установленном законом порядке их семья стала участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 10 декабря 2018 года №.... Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счёта, на который подлежала зачислению социальная выплата в размере 1 157 832 руб. Однако социальная выплата их семье не предоставлена. В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики было направлено заявление, на которое ответчик ответил отказом. На основании изложенного просила суд: 1) Обязать Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики включить ФИО1, ФИО2 и детей <ФИО>2, <ФИО>5, <ФИО>5, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год; 2) Обязать Министерство туризма, курортов и молодёжной политики Карачаево-Черкесской Республики предоставить (выплатить) ФИО1, ФИО2 и детям <ФИО>2, <ФИО>5, <ФИО>5 социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 10 декабря 2018 года №... на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
В судебное заседание истцы и их представитель, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Направили в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представители Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в судебное заседание не явились, с ходатайствами к суду не обращались, надлежащим образом уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 29 октября 2021 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР включить ФИО1, ФИО2 и детей <ФИО>4, <ФИО>5 и <ФИО>6, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 года и в течение двух месяцев со дня принятия решения суда предоставить (выплатить) ФИО1, ФИО2 и детям <ФИО>2, <ФИО>5 и <ФИО>19 социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 10 декабря 2018 года №... на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
В апелляционной жалобе Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР просит отменить указанное решение как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. Полагает, что судом не учтено истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Считает, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются объем субсидий из федерального бюджета и размер бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете КЧР и местных бюджетах на соответствующий год. Семьей Ж-вых не представлены банку документы, предусмотренные п.39 Правил.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР – ФИО3 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица КЧРКП «Дирекция капитального строительства» –ФИО4 считала апелляционную жалобу ответчика обоснованной, а решение суда подлежащим отмене.
Истцы ФИО1 и ФИО2 представляющие свои интересы, а также интересы своих детей в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения.
Судебная коллегия, учитывая, что истцы извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав и обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Карачаево-Черкесской Республики предоставляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050; подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года №34.
В соответствии с условиями указанных подпрограмм, государственная поддержка молодым семьям - участницам подпрограмм в улучшении жилищных условий оказывается путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
В соответствии с п.35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (п.36 Правил).
Согласно п.46 Правил банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44, подпунктами «а» и «б» пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов, а также копии указанных документов.
Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, при условии соответствия представленных документов настоящим Правилам.
Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (п.50 Правил).
Подпунктом «а» п.49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные пунктами 41, 42, 44, подпунктами «а» и «б» пункта 45 и пунктом 45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.
Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Ж-вых, состоящая из пяти человек (ФИО1 и ФИО2, дети <ФИО>2, <ФИО>5 и <ФИО>5) являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, подпрограммы Карачаево-Черкесской Республики «Обеспечение жильем молодых семей».
10 декабря 2018 года ФИО5 выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства со сроком действия до 10 июля 2019 года (включительно) в размере 1 157 832 руб. Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 10 января 2021 года.
13.12.2018г. ФИО1 в АО АКБ «Тексбанк» открыт банковский счет для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
14.02.2019 года по договору купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств материнского капитала Ж-вы приобрели у <ФИО>13 в собственность квартиру в жилом доме по адресу: <адрес> за 4 000 000,00 рублей. Указанная недвижимость принадлежит продавцу на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительством и земельного участка от 06.08.2015г. и разрешения на ввод в эксплуатацию №... от 26.11.2018 г. Оплата части стоимости приобретаемого жилого дома в сумме 1 070 000 руб., уплачены Покупателями полностью Продавцу за счет собственных средств до подписания настоящего Договора. Оставшаяся сумма в размере 1 157 832,00 руб., будет оплачена путем перечисления с банковского счета для обслуживания целевых программ владельца Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства №... Серии АА №... выданного 10.12.2018г., директором Карачаево-Черкесского Республиканского Казенного Предприятия «Дирекции капитального строительства» <ФИО>14, в целях обеспечения республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015-2020 годы и сумма в размере 453 026 рублей, будут перечислены за счёт средств Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Серии МК-5 №... выданного 21.07.2014г., з соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» выданного на "основании решения Управления Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по КЧР в Прикубанском районе, Карачаево-Черкесской Республики от 04.07.2014г. №..., в установленный законом срок, после предъявления документов подтверждающих регистрацию права собственности.
Условием получения социальной выплаты на погашение долга по жилищному кредиту является получение кредита, что и было сделано истцами в рассматриваемом споре.
Согласно расчету о задолженности заемщика, полная задолженность по договору купли-продажи на дату расчета составляет 1 157 832,00 руб., сумма к погашению на дату расчета составляет 0,00 рублей.
Как следует из доводов стороны истца, денежные средства должны были оплачиваться, в том числе, за счет средств республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020» (1 157 832,00 руб.), путем перечисления с именного счета Покупателя, открытого в АО «Тексбанк» на расчетный счет Продавца, открытого в ПАО Сбербанк.
Согласно ответу АО «Тексбанк», банком была направлена заявка на финансирование (перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на приобретение жилого помещения) в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР.
В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодёжной политики КЧР было направлено заявление, в которым содержались адресованные ответчику просьбы: 1) включить семью в список претендентов на получение в 2021 году социальной выплаты для приобретения жилья; 2) продлить или восстановить истекший срок действия свидетельства либо выдать новое свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья; 3) предоставить на семью социальную выплату для приобретения жилого помещения.
На это заявление ответчик ответил отказом, указав, что в соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве, и продление указанного срока Правилами не предусмотрено. При этом содержавшиеся в заявлении основные просьбы о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения ответчик оставил без какого-либо ответа.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами права и исходил из того, что истцы приобрели по договору купли-продажи жилое помещение и переход права собственности на него уже зарегистрирован, что исключает возможность сохранения за семьей Ж-вых в дальнейшем права на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях в соответствии с п.52 Правил и лишает их возможности реализовать право на получение социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом не выяснялись имеющие значение для дела обстоятельства, а именно: объем субсидий из федерального бюджета и размер бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете КЧР и местных бюджетах на соответствующий год, судебной коллегией отклоняются.
Как следует из содержания обжалуемого судебного акта, согласно целевым показателям (индикаторам) подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счёт средств федерального бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов, (единиц), должно составить в 2021 году - 58.
Доводы об истечении срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты рассматривались судом первой инстанции и были им отклонены. Как верно указал суд, согласно п.36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а подпункт «а» п.49 Правил предусматривает возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.
При этом, как было указано выше, в связи с приобретением по договору купли-продажи жилого помещения истцы утратили право на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях в соответствии с п.52 Правил.
Вопреки мнению подателя жалобы, доводы о том, что судом не указано за счет каких средств ответчику надлежит исполнить решение суда, не свидетельствуют о его неисполнимости. Как следует из резолютивной части решения, на ответчика возложена обязанность включить семью Ж-вых в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год.
Доводы жалобы о том, что судом не проверено были ли семьей Ж-вых представлены банку документы, предусмотренные п.39, судебной коллегией также отклоняются, поскольку указанные документы имеются в материалах дела.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного по делу решения, которые могли бы повлечь его отмену или изменение, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.330 ГПК РФ повлечь отмену или изменение судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 29 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
1версия для печатиДело № 33-1951/2021 (Определение)