ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4161/19 от 15.01.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Василенко Н.С. дело № 33-17244/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.

судей Нагиной О.Ю., Торшиной С.А.

при секретаре Купиной И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4161/2019 по исковому заявлению Мясникова Максима Викторовича к АО «Флагман» о возложении обязанности произвести установку индикаторов расхода теплоты (распределителей),

по апелляционной жалобе истца Мясникова Максима Викторовича на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 09 октября 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Нагиной О.Ю., объяснения представителей Мясникова М.В. - Солдатенко Е.Н. и Урюпина А.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя АО «Флагман» - Сильяновой Ю.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Мясников М.В. обратился в суд с иском к АО «Флагман» о возложении обязанности произвести установку индикаторов расхода теплоты (распределителей).

В обоснование исковых требований указано, что истцом по договору купли-продажи № 03 от 13.07.2018 года приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Застройщиком данного объекта являлась организация АО «Флагман». В квартире истца отсутствуют индикаторы расхода теплоты (распределители) в нарушение ст. 13 Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Истцом направлена застройщику досудебная претензия от 29.04.2019 года с требованием в добровольном порядке произвести установку индикаторов расхода теплоты (распределителей). Ответчик не ответил на досудебную претензию. Истец указывает в своем иске, что в соответствии с требованиями законодательства с 01.01.2012 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а после капитального ремонта оборудуются индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. В случае, если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители). Дом, в котором расположена квартира истца, введен в эксплуатацию после 2012 года.

По приведенным основаниям истец просил суд обязать ответчика произвести установку индикаторов расхода теплоты (распределителей) в <адрес> принадлежащей на праве собственности Мясникову М.В., расположенной по адресу: <адрес> течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Мясников М.В. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит решение суда отменить.

В возражениях на апелляционную жалобу генеральный директор АО «Флагман» Якунин В.А. просит оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобы истца без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, исходя из доводов, изложенных в ней и в возражениях на апелляционную жалобу, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, это означает, что субъекты гражданского права самостоятельно, по своей воле определяют, заключать ли им договор, а если они принимают решение о его заключении, то самостоятельно определяют, когда, с кем, какой договор заключать и на каких условиях.

На основании ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу этого Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 данной статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергий при наличии технической возможности их установки.

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, раскрывающим содержание используемых в них основных понятий, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении; распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.

Исходя из вышеизложенного с 1 января 2012 г. многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а после капитального ремонта оборудуются индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. В случае, если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).

Из материалов дела следует, что 22.05.2018 года между ООО «Поволжский металлоцентр 2015» (кредитор) и АО «Флагман» (должник) было заключено соглашение об отступном, согласно которому <адрес> была предоставлена в качестве отступного.

22.05.2018 года ООО «Поволжский металлоцентр 2015» приняло квартиру по передаточному акту, согласно которому в <адрес><адрес> установлены следующие приборы учета: электросчетчик, счетчик холодной воды, счетчик горячей воды, газовый счетчик.

13.07.2018 года между истцом Мясниковым М.В. и ООО «Поволжский металлоцентр 2015» был заключен договор купли-продажи согласно, которому истец приобрел <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>

При этом покупатель подтвердил, что на момент подписания передаточного акта от 13.07.2018 года, он признал предмет купли-продажи соответствующим договору, не имеет претензий к продавцу по качеству предмета купли-продажи.

Ссылаясь на наличие у застройщика предусмотренной законодательством обязанности по установке индикаторов расхода теплоты (распределителей) в помещениях многоквартирного жилого <адрес>, в том числе в <адрес>, Мясников М.В. обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Мясникова В.М., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 49, п. 1 ч. 2 и ч. 8 ст. 54, ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, исходил из того обстоятельства, что строительство многоквартирного жилого <адрес>, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, выполнено застройщиком АО «Флагман» в соответствии с проектной документацией, разработанной с учетом применения СНиП 41-01-2003, обязательных для исполнения национальных стандартов и сводов правил, имеющей положительное заключение экспертизы, и которой установка индикаторов расхода теплоты (распределителей) в помещениях жилого дома не предусмотрена.

Оснований не согласиться с выводами суда, основанными на установленных по делу обстоятельствах при правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о наличии технической возможности для установки индикаторов расходы теплоты (распределителей) основанием для отмены судебного акта, по мнению судебной коллегии, не являются, в силу следующего.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12. 2011 года № 627 (вступившим в силу с 01.09.2012 года), изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Пунктом 5 данных критериев предусмотрено, что в отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291, № 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, № 29, ст. 4288, ст. 4291, № 30, ст.4590, № 49, ст. 7061, № 50, ст. 7344, 7359, № 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», включающего СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха», предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).

Действительно, исходя из приведенных выше правовых норм, техническое устройство вертикальной разводки внутридомовой инженерной системы отопления в многоквартирном доме не исключает возможности установки распределителей затрат на отопление, однако такой обязанности у застройщика из приведенных положений не усматривается.

В действующей редакции п. 6.1.3 СНиП 41-01-2003 установлено, что отопление жилых зданий следует проектировать, обеспечивая регулирование и учет расхода теплоты на отопление каждой квартиры, группами помещений общественного и другого назначения, расположенными в доме, а также зданием в целом.

Для определения расхода теплоты каждой квартирой (с учетом показаний общего счетчика) в жилых зданиях следует предусматривать: установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, а том числе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям.

Таким образом, положения названного СНиП о том, каким образом следует проектировать отопление жилых зданий, распространяются на организацию, выполняющую проектную документацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.

Предметом государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям (п. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 8 данной нормы предусмотрено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 года № 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Согласно пункту 16 указанного Положения после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства проводится органом государственного строительного надзора проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

При этом в пункте 17 Положения установлено, что орган государственного строительного надзора выдает соответствующее заключение, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Согласно пункту 18 указанного Положения орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче упомянутого заключения в случае, если были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до выдачи заключения о соответствии.

Как следует из материалов дела, проектная документация по объекту капитального строительства - многоквартирный жилой <адрес> была разработана ООО «ЭЖИП».

Устройство индикаторов расхода теплоты (распределителей) на отопительных приборах в системе отопления в указанном многоквартирном жилом доме, проектной документацией не предусмотрено.

Положительное заключение от 10.08.2017 года государственной экспертизы №34-1-1-2-0072-17 Государственного Автономного учреждения Волгоградской области «Управление государственной экспертизы проектов» подтверждает, что проект жилого <адрес> соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил) и результатам инженерных изысканий. Кроме того, в положительном заключении экспертизы отсутствуют сведения о необходимости установки индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов, проектной документацией предусматривалась только установка общего счетчика расхода теплоты, который и был установлен в жилом доме.

Согласно справке от 14.11.2017 года, являющейся приложением № 3 к административному регламенту предоставления муниципальной услуг «Подготовка и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенных на территории городского округа город Волжский Волгоградской области», 10 этажный 120 квартирный жилой дом из объемных блоков ОАО «КОД» по улице им. Генерала Карбышева, 116 соответствует проектной документации ООО «ЭЖИП», разработанной в марте 2016 года шифр 7384-4, в том числе требованиями энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

27.11.2017 года Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Нижне-Волжское управление была проведена проверка технической, исполнительной, пусконаладочной и эксплуатационной документации и осмотр технического состояния тепловой сети и тепловых узлов. Согласно акту осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей № 119 от 30.11.2017 года тепловая сеть, тепловые узлы соответствуют техническим условиям, требованиям проектной документации и нормативно-техническим документам. Тепловая энергоустановка по адресу: <адрес>, <адрес> (жилой дом) отвечает установленным техническим требованиям и может быть допущена к эксплуатации с 30.11.2017 года.

Заключение № 014-9-16 от 01.12.2017 года инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области о соответствии построенного объекта капитального строительства - 10- этажный многоквартирные жилые дома из объемных блоков ОАО «КОД» (I-й этап строительства) (число квартир-120, число этажей - 10, класс энергетической эффективности - «В»), расположенный по адресу: Россия, <адрес> подтверждает, что проект жилого дома соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

21.12.2017 года администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области выдала разрешение №34-RU34302000-2189-2016 на ввод объекта капитального строительства - 10-этажный 120-квартирный жилой дом из объемных блоков ОАО «КОД» по адресу: <адрес> эксплуатацию.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что строительство многоквартирного жилого дома, введенного в эксплуатацию 21.12.2017 года, выполнено в соответствии с требованиями проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы.

Инспекцией государственного строительного надзора, как контролирующим органом, в период строительства данного объекта какие-либо замечания по несоответствию дома требованиям энергоэффективности и оснащенности приборами учета тепловой энергии не предъявлялись, а 01.12.2017 года выдано заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

При таких данных, оснований для возложения на застройщика АО «Флагман» обязанности по установке в квартире истца индикаторов расхода теплоты (распределителей) в отсутствие на то проектного решения, у суда первой инстанции не имелось.

Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Мясникова М.В.

Соглашаясь с решением суда первой инстанции, судебная коллегия принимает во внимание, что представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции не оспаривал того обстоятельства, что устройство в квартире истица распределителей затрат на отопление не может повлиять на определение платы за отопление, поскольку помещения в многоквартирном доме такими распределителями не оборудованы, в то время как в силу пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то рассчитанный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения № 2 к настоящим Правилам.

При таких данных, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 09 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мясникова Максима Викторовича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: