ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-417/2021 от 02.09.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0033-01-2021-000666-20

дело № 2-417/2021 (№ 33-13056/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 02 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой А.С.,

судей Зоновой А.Е., Колесниковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Черепанова А.Н. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 15 о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе истца на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 31.05.2021.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Черепанов А.Н. обратился в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 15 (далее по тексту Управление) об оспаривании законности отказа во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.

В период с 03.09.1982 по 31.03.2011 истец работал на Богословском алюминиевом заводе, 27.05.1991 за высокие достижения в труде, повышение эффективности производства и качества продукции был награжден почетной грамотой Министерства металлургии СССР. Почетная грамота истцом утеряна, однако факт награждения подтверждается копией совместного приказа-постановления Министерства металлургии СССР и Федерации профсоюзов трудящихся горно-металлургической промышленности от 27.05.1991 № 218/6Г, полученной истцом в государственном архиве. 09.03.2021 Черепанов А.Н. обратился в Управление с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», приложив к заявлению указанную копию постановления о награждении. Решением от 11.03.2021 № 5 Управление отказало в удовлетворении заявления истца со ссылкой на то, что указанная награда не является ведомственным знаком отличия в труде (службе), дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Истец с отказом не согласен, просит включить его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Ответчик возражал против иска, настаивая на том, что Почетная грамота, которой награжден истец в 1991 г., в перечень ведомственных знаков отличия в труде, предусмотренный «Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ (далее по тексту Положение № 458-УГ), не входит, права на присвоение звания «Ветеран труда» не дает.

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 31.05.2021 иск Черепанова А.Н. оставлен без удовлетворения.

С таким решением суда не согласился истец. В апелляционной жалобе Черепанов А.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Настаивает на том, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Положением № 458-УГ и Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Оспаривает вывод суда о недостаточности продолжительности его трудового стажа.

Ответчик в заседание судебной коллегии своего представителя не направил, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещался заблаговременно и надлежащим образом - путем направления судебного извещения по электронной почте, а также путем размещения 05.08.2021 соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). Сведениями о причинах неявки представителя ответчика судебная коллегия не располагает. Ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, никем не заявлено.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав объяснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Черепанов А.Н. 09.03.2021 обратился в Управление с заявлением о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», представив в подтверждение факта награждения его ведомственным знаком отличия в труде заверенную копию совместного приказа-постановления Министерства металлургии СССР и Федерации профсоюзов трудящихся горно-металлургической промышленности СССР от 27.05.1991 № 218/6Г (л.д. 37-42).

Решением Управления № 5 от 11.03.2021 в удовлетворении заявления истца о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», отказано со ссылкой на несоответствие представленных документов требованиям, указанным в Положении № 458-УГ (л.д. 35).

Как следует из письма Управления от 12.03.2021 № 758/01-24, которым Черепанов А.Н. уведомлен о принятом решении, отказ во включении истца в соответствующий список обоснован тем, что почетная грамота Министерства металлургии СССР и Федерации профсоюзов трудящихся горно-металлургической промышленности СССР не подлежит учету при присвоении звания «Ветеран труда», поскольку в связи с изменениями, внесенными в Положение № 458-УГ Указом Губернатора Свердловской области от 20.05.2016 № 280-УГ, ведомственные знаки, награждение которыми производилось от имени министерств и ведомств, в том числе совместно с центральными комитетами (федерацией) профсоюзов трудящихся отраслей народного хозяйства, исключены из перечня ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (л.д. 36).

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон № 5-ФЗ), Положения № 458-УГ, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее Закон № 388-ФЗ), пришел к выводу о том, что Черепанов А.Н. хотя и награжден ведомственным знаком отличия в труде, подлежащим учету при присвоении звания «Ветеран труда», однако не имеет достаточной продолжительности трудового стажа (25 лет), позволяющей претендовать на включение его в соответствующий список.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о награждении истца ведомственным знаком отличия в труде, подлежащим учету при присвоении звания «Ветеран труда».

Согласно п. 4 ст. 7 Закона № 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Положением № 458-УГ.

На момент обращения истца с заявлением к ответчику о включении в Список действовала редакция подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ, определенная Законом № 388-ФЗ, согласно которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Такая редакция закона действует с 01.07.2016.

Аналогичным образом на момент обращения истца был урегулирован вопрос о ведомственных знаках отличия в труде и Положением № 458-УГ (подп. 1 ч. 1 п. 1).

Из редакции этих норм следует, что у лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда», должна быть ведомственная награда за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), т.е. в самом положении о награде должно содержаться указание на награждение за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 388-ФЗ за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Имеющаяся у истца почетная грамота Министерства металлургии СССР и Федерации профсоюзов трудящихся горно-металлургической промышленности СССР, исходя из оснований награждения, установленных приказом-постановлением № 218/6Г от 27.05.1991 (за высокие достижения в труде, повышение эффективности производства и качества продукции на основе научно-технического прогресса и успешное решение социальных вопросов), того обстоятельства, что на момент награждения стаж работы истца в металлургической отрасли составлял 9 лет, является ведомственным знаком отличия в труде, поскольку получена за особые заслуги истца в трудовой деятельности, продолжительную и добросовестную работу, отвечает требованиям к наградам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» до 30.06.2016, поскольку в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ, подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения № 458-УГ в редакциях, действовавших по состоянию на 30.06.2016, ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

При этом п. 5 Положения № 458-УГ в редакции, действовавшей до 01.07.2016, определяя ведомственные знаки отличия в труде как награды, учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, прямо указывал в перечне ведомственных знаков отличия в труде почетные грамоты, награждение которыми производилось от имени министерств и ведомств СССР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

Доводы ответчика о том, что пп. 4 п. 6 Положения № 458-УГ в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 26.02.2018 № 103-УГ не предусматривает в качестве наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», почетные грамоты, награждение которыми производилось от имени министерств и ведомств совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, нельзя признать состоятельными, поскольку они противоречат норме ч. 3 ст. 8 Закона № 388-ФЗ, учитывая, что награждение истца имело место до 30.06.2016, когда действовавшая до указанной даты редакция Положения № 458-УГ позволяла учитывать награду истца в числе наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», независимо от того, принимал участие ЦК профсоюза отрасли в награждении совместно с министерством (ведомством) или нет.

Более того, судебная коллегия отмечает, что вопреки доводам ответчика пп. 4 п. 6 Положения № 458-УГ в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 26.02.2018 103-УГ также не исключает награду истца из числа тех, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда»; в перечне наград, которые не подлежат учету согласно данного подпункта, наградной документ истца не поименован.

Как и в прежней редакции, пп. 4 п. 6 Положения № 458-УГ предусматривает в числе наград ведомственные знаки отличия, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (в том числе почетные грамоты), награждение которыми производилось от имени министерств и ведомств СССР, РСФСР.

Само по себе участие в награждении помимо Министра металлургии СССР руководителя иного органа (профсоюза), не порочит наградной документ применительно к условиям, установленным в п. 6 Положения № 458-УГ, и не исключает факт награждения истца от имени министерства СССР.

Таким образом, поскольку законодательством, действовавшим по состоянию на 30.06.2016, к ведомственным знакам отличия в труде не предъявлялись требования о награждении за 15-летний стаж работы в отрасли, почетная грамота, которой награжден истец, относилась к ведомственным знакам отличия в труде, право на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом этой награды у истца было по состоянию на 30.06.2016, истец сохраняет такое право и в настоящее время с учетом положений ч. 3 ст. 8 Закона № 388-ФЗ.

Между тем, для применения к спорным правоотношениям положений ч. 3 ст. 8 Закона № 388-ФЗ необходима совокупность двух условий: помимо факта награждения ведомственным знаком отличия в труде лицо должно иметь трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Вопреки ошибочной позиции суда первой инстанции второе условие истцом также соблюдено.

У истца Черепанова А.Н., <дата> г.р., на дату обращения в Управление с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», имелся трудовой (страховой) стаж не менее 25 лет (что следует из трудовой книжки истца в материалах дела и подтверждено самим ответчиком, установившим при проверке заявления, что продолжительность страхового стажа истца составляет 28 лет 11 месяцев 9 дней – л.д. 43-49).

Таким образом, истец, имеющий трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, продолжительностью более 25 лет, награжденный по состоянию на 30.06.2016 ведомственной наградой за отличие в труде, имеет право на включение в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

В этой связи обжалуемое решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 31.05.2021 подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права и ввиду несоответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), с вынесением нового решения об удовлетворении иска Черепанова А.Н.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 31.05.2021 отменить, принять по делу новое решение, которым иск Черепанова А.Н. удовлетворить.

Обязать территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 15 включить Черепанова А.Н. в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Председательствующий: Васильева А.С.

Судьи: Зонова А.Е.

Колесникова О.Г.