ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4182/20 от 09.11.2020 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 2- 4182/2020 (33-5500/2020г.).

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Нагорновой О.Н.,Сироткиной Е.М.,

при секретаре Буткиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании 09 ноября 2020 года дело по апелляционной жалобе Стаховского С.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 августа 2020 года, которым в удовлетворении иска Стаховскому С.С. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет 10.08.2009 с составом семьи 1 человек, возложении обязанности предоставить жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в соответствии с очередностью по категории «инвалиды» по дате постановки на учет 10.08.2009 на состав семьи 1 человек отказано.

Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения Стаховского С.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Стаховский С.С. обратился в суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 № 125-ФЗ с даты постановки на учет 10.08.2009 с составом семьи один человек, возложении обязанности выдать жилищную субсидию в соответствии с очередностью по категории «инвалиды» по дате постановки на учет 10.08.2009 на состав семьи один человек, оспаривая отказ Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми об отсутствии права на получение жилищной субсидии, по мотиву прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 1 января 1992 и предоставление субсидии без учета матери.

В судебном заседании Стаховский С.С. исковые требования поддержал

Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что на день рассмотрения спора действуют положения Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 № 125-ФЗ, предусматривающие, что правом на получение жилищной субсидии обладают инвалиды с детства, рожденные до 01.01.1992, к каковым истец не относится.

Третье лицо администрация МР «Печора» в судебное заседание своего представителя не направило, заявив о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третьи лица Стаховская Л.Ф. и Стаховская А.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы, в которых с исковыми требованиями согласились.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и не правильное определение обстоятельств, имеющих для разрешения дела.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что Стаховский С.С., <Дата обезличена> г.р., уроженец <Адрес обезличен>, является инвалидом ... группы с детства бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2014 № <Номер обезличен>, выданной Бюро № <Номер обезличен> ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» 15.10.2015 впервые.

Истец является получателем пенсии по инвалидности с 31.12.2009.

На территории г. Печоры истец проживает с рождения, что подтверждается документами о регистрации по месту жительства, поквартирной карточкой.

Распоряжением администрации МР «Печора» от 24.08.2009 № <Номер обезличен> Стаховский С.С. принят на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 10.08.2009 по категории «инвалиды» с составом семьи 3 человека, включая мать Стаховскую Л.Ф. и сестру Стаховскую А.С.

Судом установлено, что Стаховский С.С. с 07.02.2020 проживает и зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен> в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.

Стаховская Л.Ф. и Стаховская А.С. проживают и зарегистрированы по адресу: <Адрес обезличен> в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Стаховской Л.Ф.

07.06.2018 Стаховский С.С. обратился в администрацию МР «Печора» с заявлением о выделении на него одного государственного жилищного сертификата 2019 года выпуска.

Стаховский С.С. включен администрацией МР «Печора» в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Республике Коми по категории инвалидов с датой постановки на учет 10.08.2009, пакет документов на Стаховского С.С. для решения вопроса о предоставлении ему государственного жилищного сертификата 2019 года выпуска был направлен на рассмотрение в Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.

13.03.2019 Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми сообщено об отказе в выдаче сертификата по тому основанию, что Стаховский С.С. родился <Дата обезличена>, в связи с чем не может считаться прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992 и не обладает статусом лица, имеющего право на получение государственного жилищного сертификата. Кроме того, он не имеет права на получение государственного жилищного сертификата без учета членов семьи, вместе с ним состоящих на учете.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил, что Федеральным законом № 125-ФЗ установлено ограничение, не допускающее признание права на жилищную субсидию за гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности позднее 1 января 1992 года.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Право на предоставление жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, было предусмотрено нормами Федерального закона от 25 июля 1998 года №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно указанному закону, размер жилищной субсидии зависел от стажа работы (времени проживания) граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Для инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, время проживания исчислялось со дня рождения, а продолжительность такого времени должна быть не менее 15 лет (статьи 4, 6 Закона).

С 1 января 2003 года указанный закон утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

На указанную дату Стаховский С.С., родившийся <Дата обезличена> и проживающий в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, не состоял, имел продолжительность проживания в указанных районах менее 15 лет, поэтому право на получение жилищной субсидии по Федеральному закону от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ не приобрел.

С 1 января 2003 года применительно к правовому регулированию отношений по обеспечению жилищными субсидиями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ было установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Впервые указанным законом было установлено ограничение, не допускающее признание права на жилищную субсидию за гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности позднее 1 января 1992 года.

Мотивы введения такого ограничения действия федерального закона были разъяснены в заключении Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока от 29 ноября 2001 года № 29 на проект Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Согласно заключению, этим устанавливаются ограничения на переселение граждан, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 1 января 1992 года. Это связано с тем, что Закон призван оказать помощь гражданам, прибывшим на север в годы советской власти и лишившимся заработанных средств для переезда в центральные регионы России в период реформ 90-х годов.

Из преамбулы и текста статьи 1 названного закона следует, что общими условиями реализации упомянутого права являются: 1) прибытие на территории указанных в законе районов не позднее 1 января 1992 года; 2) выезд из этих районов не ранее 1 января 1992 года; 3) наличие стажа работы в этой местности не менее 15 календарных лет; 4) отсутствие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами указанной местности; 5) при наличии жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами указанной местности – подтверждение нуждаемости в улучшении жилищных условий и не получение субсидий на эти цели.

При соблюдении общих условий право на жилищную субсидию также предусмотрено для двух категорий инвалидов, для которых установлены и некоторые исключения из общих правил: 1) инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья (стаж работы может составлять менее пятнадцати календарных лет); 2) инвалиды с детства, для которых установлены дополнительные требования – подтверждение факта рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности; проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет (вместо общего условия о продолжительности трудового стажа).

Вместе с тем при реализации права на жилищную субсидию указанными категориями инвалидов подлежит соблюдению указание в законе, ограничивающее предоставление такого права гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после 1 января 1992 года.

Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений, следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение спорной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности – не позднее 1 января 1992 г., продолжительностью проживания в регионе – не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.

Об указанном же свидетельствует и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 22 апреля 2014 г. № 916-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рустамбекова С. К. на нарушение его конституционных прав абзацем вторым части первой статьи 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которой норма абзаца второго части первой статьи 1 названного Федерального закона, закрепляющая право инвалидов I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет, находится в нормативном единстве с абзацем первым части первой статьи 1 Федерального закона, предусматривающим, что право на получение жилищной субсидии имеют граждане, отвечающие следующим требованиям: прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года; имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий; не получавшие субсидий на эти цели.

Таким образом, принимая во внимание, что истец родился в районе Крайнего Севера в 1993 году, то есть после 1 января 1992 г., совокупности обязательных условий для признания за ним права на получение жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, не имеется.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стаховского С.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: