ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4185/19 от 17.01.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Строка статотчета 065, г/п 150 =00

Судья: Зайнулин А.В. Дело № 33-203/2020 17 января 2020 года

Докладчик: Маслов Д.А. г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Хмара Е.И.

судей Поповой Т.В. и Маслова Д.А.

при секретаре Торлоповой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-4185/2019 по иску ФИО1 к войсковой части 09703, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, установить ежемесячную компенсационную выплату за работу в опасных условиях труда, сделать перерасчет заработной платы, вести учет рабочего времени исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени, предоставить выходные дни и оплатить сверхурочную работу, предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в опасных условиях труда, о взыскании задолженности по заработной плате, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 4 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к войсковой части 09703, командиру войсковой части 09703, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору в связи с опасными условиями труда на его рабочем месте, установить ежемесячную компенсационную выплату за работу в опасных условиях труда (в размере 24% от оклада по должности), произвести перерасчет заработной платы с учетом повышения на 24% от оклада по должности, проводить учет рабочего времени исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени (36-часовой рабочей недели), предоставить дополнительные дни отдыха из расчета отработанных при 36-часовой рабочей неделе сверх нормы рабочего времени 78,4 часов за период с 10 декабря 2018 года по 30 июня 2019 года или оплатить как сверхурочную работу, предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в опасных условиях труда за период с 10 декабря 2018 года по 2 августа 2019 года продолжительностью 4 дня, а также о взыскании задолженности по неначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 10 декабря 2018 года по 30 июня 2019 года, сославшись на то, что работает в должности командира отделения пожарной команды войсковой части 09703, 10 декабря 2018 года согласно специальной оценке условий труда признаны опасными (4 класс) условия труда на его рабочем месте: пожарная команда – командир отделения, однако предусмотренные в таком случае гарантии и компенсации ему не предоставляются.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.

Представители войсковой части 09703 ФИО2, ФИО3 иск не признали.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ФКУ «ОСК Северного флота».

Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 4 октября 2019 года ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований к войсковой части 09703, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, установить ежемесячную компенсационную выплату за работу в опасных условиях труда, произвести перерасчет заработной платы, проводить учет рабочего времени исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени, предоставить дополнительные дни отдыха и оплатить сверхурочную работу, предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в опасных условиях труда, взыскании задолженности по заработной плате.

С данным решением суда не согласился ФИО1, в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду его незаконности, необоснованности, существенного нарушения норм материального права, а также неверного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, так как по мнению суда пожарные команды имеют право на дополнительные гарантии и компенсации только в случае непосредственного участия в тушении пожаров не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Так, например, для получения компенсации за январь 2019 года при норме 136 часов он должен был участвовать в тушении пожара не менее 68 часов. Согласно табелю учета рабочего времени за период с 1декабря 2018 года по 31 августа 2019 года он отработал командиром отделения пожарной команды войсковой части 09703, то есть на рабочем месте - командир отделения пожарной охраны, которое признано опасным; в декабре 2018 года – 167 часов, в феврале 2019 года – 159 часов, в марте 2019 года -159 часов, в апреле 2019 года -175 часов, в мае 2019 года - 0 часов, в июне 2019 года - 128 часов, в июле 2019 года – 184 часа, в августе 2019 года – 16 часов.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании трудового договора с 9 апреля 2012 года работает в войсковой части 09703 <данные изъяты>.

Войсковая часть 09703 состоит на финансовом обеспечении ФКУ «ОСК Северного флота» и зачислена на обслуживание в финансово-экономическую службу Северного флота – филиал ФКУ «ОСК Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба (г.Северодвинск).

Согласно трудовому договору местом работы командира отделения пожарной команды ФИО1 определена пожарная команда.

В соответствии с решением комиссии по проведению специальной оценки условий труда в войсковой части 09703, оформленном протоколом от 26 ноября 2018 года, и составленной 10 декабря 2018 года членами указанной комиссии картой специальной оценки условий труда № 126, приняты условия труда опасными (4 класс) – при выполнении обязанностей по тушению пожара - на рабочих местах: пожарная команда - начальник команды; пожарная команда - пожарная команда - командир отделения, пожарная команда - пожарный.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований об установлении ежемесячной компенсационной выплаты за работу в опасных условиях труда (в размере 24% от оклада по должности), перерасчете заработной платы с учетом повышения на 24% от оклада по должности, ведения учета рабочего времени исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени (36-часовой рабочей недели), предоставления дополнительных дней отдыха из расчета отработанных при 36-часовой рабочей неделе сверх нормы рабочего времени 78,4 часов за период с 10 декабря 2018 года по 30 июня 2019 года или оплаты как сверхурочную работу, предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в опасных условиях труда за период с 10 декабря 2018 года по 2 августа 2019 года продолжительностью 4 дня, а также о взыскании задолженности по неначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 10 декабря 2018 года по 30 июня 2019 года, и соответствующего перерасчета заработной платы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что данные гарантии и компенсации за опасные условия труда устанавливаются работодателем в зависимости от фактического состояния условий труда, вместе с тем в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства о занятости истца в названые рабочие периоды в опасных условиях труда не менее установленной нормы рабочего времени.

Выводы суда в данной части мотивированы, основаны на нормах материального права и фактических обстоятельствах дела, поэтому судебная коллегия с ними согласна, а доводы апелляционной жалобы в указанной части нельзя признать обоснованными, так как они построены на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих данные правоотношения.

Действительно, в соответствии с частью первой ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) каждый работник имеет право, в частности, на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

При этом сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда – не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Согласно ст. 117 этого же Кодекса ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

При этом из положений ст. 121 ТК РФ следует, что в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ст. 147 ТК РФ).

Вместе с тем особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрены ст. 349 ТК РФ, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 п. 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 (действовавшем до 9 декабря 2019 года, то есть в спорные периоды), гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени – на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда – на 24 процента.

При этом в абз. 2 п. 16 указанного Положения было предусмотрено, что должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Исходя из положений Коллективного договора войсковой части 09703 на 2017 – 2020 годы (п. 2 Примечаний к приложению № 8), в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное время в соответствующих условиях время.

В период времени, проработанного на работах (рабочих местах) с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего времени.

При этом сокращенная продолжительность рабочего времени и сокращенный рабочий день (смена) устанавливаются работнику лишь в те дни, в которые работник фактически был занят на работах (рабочих местах) с вредными и (или) опасными условиями труда не менее половины сокращенного рабочего дня (смены) (абз. 2 п. 3 Примечаний к приложению № 8 к Коллективному договору войсковой части 09703 на 2017 – 2020 годы).

Из содержания вышеприведенных положений нормативных правовых актов и локального нормативного акта войсковой части 09703 (Коллективного договора) очевидно следует, что право на повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени, в связи с занятостью в опасных условиях труда имеют работники, отработавшие в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

По делу видно и никем не отрицалось, что согласно имеющимся в материалах дела табелям учета рабочего времени во вредных (опасных) условиях труда <данные изъяты> ФИО1 отработал во вредных (опасных) условиях труда, то есть при выполнении обязанностей по тушению пожара, лишь 3 часа в 22 июля 2019 года (менее половины установленной нормы рабочего времени), в другие заявленные им рабочие периоды он фактически не был занят в опасных условиях труда.

При таком положении у суда не имелось правовых и фактических оснований для удовлетворения указанных исковых требований.

Относительно отказа суда первой инстанции в удовлетворении требования истца о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору в связи с опасными условиями труда на его рабочем месте: <данные изъяты> судебная коллегия исходит из следующего.

Действительно, условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для внесения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ)

В случае отсутствия на момент заключения трудового договора, недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Вместе с тем, внесение изменений в трудовой договор возможно только с учетом применения ст. 74 ТК РФ, поскольку имеет место изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя, а именно: объема гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник работает в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

По делу видно, что процедура, предусмотренная ст. 74 ТК РФ, работодателем в отношении истца не проводилась, а ее проведение к компетенции судебных органов не относится.

При таком положении, а также с учетом того, что в спорные периоды Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, в соответствии со ст. 349 ТК РФ прямо предусматривало гарантии и компенсации, связанные с опасными условиями труда работника, в том числе без внесения характеристик условий труда на рабочем месте в трудовой договор, вывод суда об отказе в удовлетворении указанного требования является по существу данного конкретного спора верным.

Довод представителя истца в суде апелляционной инстанции о необходимости применения в возникшем споре вновь введенных положений системы оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, является несостоятельным, поскольку как следует из указанного нормативного акта обратной силы к правоотношениям, имевшим место до его издания, он не имеет.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, так как судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 4 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: Е.И.Хмара

Судьи: Т.В.Попова

Д.А.Маслов