ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Юдакова Л.В. Дело № 2-418/2020
Докладчик Торговченкова О.В. Дело № 33-510/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
председательствующего Торговченковой О.В.,
судей Фроловой Е.М., Крючковой Е.Г.,
при секретаре Афанасовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Елецкого районного суда Липецкой области от 27 ноября 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе поселка Соколье Елецкого района Липецкой области о взыскании невыплаченных сумм молодому специалисту и судебных расходов отказать.».
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе поселка Соколье Елецкого муниципального района Липецкой области (далее – МБОУ СОШ п. Соколье Елецкого района) о взыскании невыплаченных сумм молодому специалисту.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 1 сентября 2017 года по 7 сентября 2019 года он работал в МБОУ СОШ п. Соколье Елецкого района в должности педагога-организатора. В данный период времени его общий трудовой стаж после окончания обучения составлял менее 5-ти лет (4 года 5 месяцев 24 дня), стаж работы с момента получения образования до трудоустройства к ответчику – 1 год 5 месяцев 22 дня. Таким образом, как молодой специалист он должен был получать ежемесячную доплату в размере 30% должностного оклада в соответствии с пунктом 7.3.5. Областного отраслевого соглашения между управлением образования и науки Липецкой области и областным комитетом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2015 – 2018 годы, пунктом 7.2.1 Районного отраслевого соглашения между администрацией Елецкого муниципального района Липецкой области, отделом образования администрации Елецкого муниципального района Липецкой области и Елецкой районной организацией Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2016 – 2018 годы, пункта 5.3.3 Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ п. Соколье Елецкого района (приложение к коллективному договору на 2019-2022 годы).
С учетом уточнения требований истец просил взыскать с ответчика невыплаченные суммы как молодому специалисту за период с 1 сентября 2017 года по 31 августа 2019 года в размере 81573 руб. 39 коп.
Определением суда от 9 сентября 2020 года к участию в деле в третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Елецкого муниципального района Липецкой области.
Представитель ответчика МБОУ СОШ п. Соколье Елецкого района – ФИО2 в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на несостоятельность его доводов, суду объяснила, что к моменту трудоустройства в МБОУ СОШ п. Соколье Елецкого района статус молодого специалиста у ФИО1 был утрачен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика (далее – третье лицо) администрации Елецкого муниципального района Липецкой области – ФИО3 в судебном заседании полагала, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку ФИО1 к моменту трудоустройства в МБОУ СРШ п. Соколье Елецкого района не имел статуса молодого специалиста в связи с истечением пятилетнего срока со дня получения образования, кроме того, истец не имеет высшего профессионального образования, поскольку полученная им специальность не относится к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Выслушав истца ФИО1 и его представителя – ФИО4., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика МБОУ СОШ п. Соколье Елецкого района – ФИО2, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что системы труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
В подпункте 7.3.2 Областного отраслевого соглашения на 2015-2018 годы предусмотрено понятие молодого специалиста, к которым относятся выпускники учреждений среднего и высшего профессионального образования в возрасте до 35 лет, поступающие на службу в муниципальные (государственные) образовательные организации в соответствии с полученным уровнем профессионального образования и квалификацией.
Областным отраслевым соглашением на 2015-2018 годы стороны рекомендуют в коллективных договорах, соглашениях предусматривать механизмы стимулирования труда молодых специалистов в течение первых пяти лет работы после окончания учреждений высшего и (или) среднего профессионального образования в размере не менее 30% от ставки заработной платы (должностного оклада) (подпункт 7.3.5).
Районным отраслевым соглашением между администрацией Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, отделом образования администрации Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации и Елецкой районной организацией Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2016-1018 годы определен статус молодого специалиста (далее – Районное отраслевое соглашение на 2016-2018 годы).
Так, в соответствии с пунктом 7.2.1 Районного отраслевого соглашения на 2016-2018 годы статус молодого специалиста возникает у выпускника учреждения профессионального образования, впервые приступившего к трудовой деятельности, со дня заключения им трудового договора с образовательным учреждением по основному месту работы. Статус молодого специалиста действует в течение пяти лет.
Молодым специалистом также признается работник, находящийся в трудовых отношениях с работодателем и впервые приступивший к работе в педагогической должности после окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования.
Статус молодого специалиста сохраняется или продлевается (на срок до пяти лет) в следующих случаях:
- призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
- переход работника в другое образовательное учреждение;
- нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Исходя из приведенных правовых положений, регламентирующих условия оплаты труда работников муниципальных учреждений в Липецкой области, следует, что муниципальные учреждения должны предусматривать в своих коллективных договорах стимулирование труда молодых специалистов в соответствии с отраслевыми соглашениями, как областными, так и районными. При этом указанными соглашениями регламентировано понятие молодого специалиста, определен момент возникновения данного статуса и период его действия, а также случаи сохранения данного статуса и его продления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ года.
В период обучения в указанном учреждении высшего профессионального образования истец в период с 16 января 2012 года по 30 апреля 2012 года работал в ГБ(о)ОУ детский дом № 3 в должности воспитателя.
После окончания ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» ФИО1 в период с 11 июля 2012 года по 10 июля 2013 года проходил срочную военную службу.
В период с 1 ноября 2016 года по 30 августа 2017 года работал в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная школа № 15 города Ельца» сторожем.
В соответствии с Положением об оплате труда работников муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Соколье Елецкого муниципального района Липецкой области, вступившим в силу 1 июля 2016 года, выплата молодым педагогам в течение первых пяти лет работы после окончания учреждений высшего или среднего профессионального образования устанавливается в размере 30% должностного оклада (пункт 5.3.3).
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, применив положения Областного отраслевого соглашения на 2015-2018 годы и Районного отраслевого соглашения на 2016-2018 годы, а также Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Соколье Елецкого муниципального района Липецкой области, пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 статуса молодого специалиста на день его трудоустройства в МБОУ СОШ п. Соколье Елецкого района.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Исходя из приведенных положений Областного отраслевого соглашения на 2015-2018 годы, действовавшего на момент трудоустройства истца к ответчику, действие механизма стимулирования молодых специалистов предусматривалось в течение первых пяти лет работы после окончания учреждения высшего или профессионального образования.
ФИО1 окончил ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» 21 июня 2012 года, соответственно, с этой даты он имел право на стимулирование его труда как молодого специалиста при поступлении на службу в муниципальные (государственные) образовательные организации в соответствии с полученным уровнем профессионального образования и квалификацией. Окончание права истца на такого рода стимулирование – 21 июня 2017 года.
Исходя из пункта 7.2.1 Районного отраслевого соглашения на 2016-2018 годы, статус молодого специалиста продлевался у истца на период прохождения им срочной военной службы с 11 июля 2012 года по 10 июля 2013 года, то есть до 21 июня 2018 года.
При поступлении на работу 1 сентября 2014 года в муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом пионеров и школьников на должность педагога дополнительного образования ФИО1 имел статус молодого специалиста.
В соответствии с пунктом 7.3.2 Областного отраслевого соглашения на 2015-2018 года, а также тем же пунктом 7.2.1 Районного отраслевого соглашения на 2016-2018 годы статус молодого специалиста сохранился бы у истица в случае его перехода в другое образовательное учреждение по должности в соответствии с полученным уровнем профессионального образования и квалификации.
Однако, уволившись 22 апреля 2015 года из бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей дом пионеров и школьников, истец 1 ноября 2016 года трудоустроился в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 15 города Ельца» на должность сторожа.
Таким образом, в связи с переходом ФИО1 1 ноября 2016 года хотя и в другое образовательное учреждение, но на должность, которая не соответствовала полученному им уровню профессионального образования и квалификации, истец утратил статус молодого специалиста.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на момент трудоустройства 1 сентября 2017 года к ответчику ФИО1 не имел статуса молодого специалиста, а потому у него отсутствовало право на материальное стимулирование, предусмотренное молодым специалистам в размере 30% должностного оклада в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Соколье Елецкого муниципального района Липецкой области.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права на указанный вид материального стимулирования основаны на ошибочном толковании норм материального права и не являются основаниями для отмены судебного постановления.
Довод жалобы о том, что в 2015 году истец окончил магистратуру по специальности «история» и трудоустройство к ответчику в 2017 году стало для него первой работой по педагогической специальности после завершения обучения, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку статус молодого специалиста возникает у выпускника учреждения профессионального образования, поступающего на службу в муниципальные (государственные) образовательные организации в соответствии с полученным уровнем профессионального образования и квалификацией и действует в течение пяти лет. При этом действующее правовое регулирование не предусматривает возможности возобновления статуса молодого специалиста после получения гражданином второго или последующего высшего профессионального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программа относятся основные профессиональные образовательные программы, в том числе образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки (подпункт «б» пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Как следует из пункта 2 части 8 статьи 12 того же Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучение по программам магистратуры лицом, имеющим диплом специалиста, является получением второго или последующего образования.
ФИО1 впервые получил высшее профессиональное образование 21 июня 2012 года, окончив ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» по программе специалитета.
Окончив 2 июля 2015 года то же образовательное учреждение по программе магистратуры, истец получил последующее образование.
При таких обстоятельствах оснований для возобновления истцу статуса молодого специалиста с даты получения последующего высшего профессионального образования не имеется.
То обстоятельство, что при трудоустройстве к ответчику истцу в течение двух месяцев выплачивалась надбавка к должностному окладу как молодому специалисту, на выводы суда не влияет, поскольку ошибочное назначение данного вида стимулирования при отсутствии к тому оснований не влечет возникновения права на данный вид материального стимулирования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела суд исследовал положения коллективного договора ответчика на 2019-2022 годы, в то время как на момент трудоустройства истца действовал другой коллективный договор, не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Соколье Елецкого муниципального района Липецкой области, вступившее в силу 1 июля 2016 года и являющееся приложением к коллективному договору, действовавшему на момент трудоустройства истца к ответчику, исследовано судом апелляционной инстанции, норм, опровергающих выводы суда, оно не содержит. Пункт 5.3.3 данного Положения, как было приведено выше, предусматривает выплату молодым педагогам в течение первых пяти лет работы после окончания учреждений высшего или среднего профессионального образования в размере 30% должностного оклада.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции либо опровергали выводы суда, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого по делу судебного постановления и не являются основанием к его отмене.
Суд первой инстанции полно исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу им установлены правильно, выводы суда соответствуют представленным доказательствам.
Нарушений норм процессуального права судом допущено не было.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елецкого районного суда Липецкой области от 27 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна: Судья: Секретарь: