ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-418/2023 от 30.11.2023 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Борисова Е.А. гр. дело №33-8661/2023

(гр. дело №2-418/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2023 года г.о. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Занкиной Е.П.,

судей Дудовой Е.И., Серикова В.А.,

с участием прокурора Атяскиной О.А.,

при секретаре Гилязовой Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства строительства Самарской области, Департамента управления имуществом г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 06 апреля 2023 года, которым постановлено:

«Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Акимовой Л.В. в собственность жилое помещение в границах городского округа Самара, благоустроенное применительно к условиям городского округа Самара, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее занимаемой, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 32,2 кв.м.

В удовлетворении исковых требований Министерства строительства Самарской области отказать.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Серикова В.А., объяснения представителя Министерства строительства Самарской области Апаркиной Т.М., представителя ответчика Акимовой Л.В. – Логинова А.В., прокурора, проверив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство строительства Самарской области обратилось в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Акимовой Л.В. об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, указав, что распоряжением Правительства Самарской области от 08.07.2022 № 402-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества для размещения линейного объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в границах городского округа Самара, г. Самара, от станции «Алабинская» до станции «Самарская» принято решение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Самарской области в целях размещения линейного объекта регионального значения «Метрополитен 1 очередь строительства» в границах городского округа Самара, г. Самара, от станции «Алабинская» до станции «Самарская». В перечень подлежащих изъятию вошел объект недвижимого имущества: квартира, назначение: жилое, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 32,2 кв.м., этаж , кадастровый . Указанная квартира принадлежит на праве собственности Акимовой Л.В. Распоряжением Правительства Самарской области министерству строительства Самарской области поручено осуществить необходимые юридические действия, связанные с изъятием объекта недвижимого имущества.

Объект регионального значения «Метрополитен» в г. Самаре относится к объектам транспорта в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предусмотрен Схемой территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261. Решение об изъятии опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 08.07.2022 по адресу: https://pravo.samregion.ru, регистрационный номер размещения (опубликования) . 11.07.2022 Министерство направило копию решения об изъятии ответчику, которое получено Акимовой Л.В. 21.07.2022. Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Самарской области 11.08.2022 передан ответчику нарочно, что подтверждается распиской ответчика в получении названных документов на письмах Министерства строительства Самарской области от 09.08.2022 . Однако до настоящего времени в адрес истца от ответчика не поступило подписанное ею соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Самарской области.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил суд принудительно изъять у Акимовой Л.В. для государственных нужд Самарской области объект недвижимого имущества: квартиру, назначение: жилое, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 32,2 кв.м., этаж , кадастровый ; прекратить право собственности Акимовой Л.В. на объект недвижимого имущества: квартира, назначение: жилое, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 32,2 кв.м., этаж , кадастровый ; определить сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие: установить сумму возмещения в соответствии с отчетом об определении размера возмещения от ДД.ММ.ГГГГ. выполненным ООО «Центр оценки и судебной экспертизы» в размере 1 861 584,14 рублей; установить следующие условия возмещения стоимости изымаемого имущества: выплачивается министерством строительства Самарской области в течение 14 календарных дней после вступления решения суда по настоящему дела в законную силу путем перечисления денежных средств на счет Акимовой Л.В., а в случае отсутствия сведений о счетах ответчиков посредством внесения денежных средств на депозит суда; обязать Акимову Л.В. освободить изъятое в соответствии с решением суда по настоящему делу жилое помещение от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3 рабочих дней после получения денежной компенсации, и обеспечить допуск министерства строительства Самарской области и/или подрядной организации к данному жилому помещению; определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Акимовой Л.В. и регистрации права собственности Самарской области на объект недвижимого имущества: квартира, назначение: жилое, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 32,2 кв.м., этаж , кадастровый ; признать право собственности Самарской области на объект недвижимого имущества: квартира, назначение: жилое, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 32,2 кв.м., этаж , кадастровый .

Прокуратура г. Самары обратилась в суд с иском в интересах Акимовой Л.В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что прокуратурой города по поручению прокуратуры области обеспечено надзорное сопровождение по соблюдению требований законодательства при строительстве объекта регионального значения «Метрополитен».

Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014-2015 годы)», в рамках которой утверждена подпрограмма «Развитие метрополитена в городском округе Самара».

В зону строительства объекта регионального значения подпадает многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>

Вместе с тем, указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. и включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017г.» до 2024 года», утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019г. № 179.

Департамент управления имуществом г.о. Самара не направлял в адрес ответчика проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.

Акимова Л.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 32,2 кв.м.

Собственник помещения, признанного аварийным и включенного в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, имеет право на предоставление другого жилого помещения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокуратура г. Самары просила суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Акимовой Л.В. в собственность жилое помещение в границах городского округа Самара, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее занимаемой, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 32,2 кв.м.

Определением Ленинского районного суда г. Самары от 20.02.2023 гражданское дело г. по иску Прокуратуры г. Самара в интересах Акимовой Л.В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения и гражданское дело – 418/2023г. по иску Министерства строительства Самарской области к Акимовой Л.В. об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд объединены в одно производство.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Министерство строительства Самарской области и Департамент управления имуществом г.о.Самара в апелляционных жалобах просят отменить, требования Министерства удовлетворить, в удовлетворении исковых требований прокуратуры города Самары отказать, указав, что правовым основанием изъятия жилого помещения Министерством является распоряжение Правительства Самарской области от 08.07.2022 № 402-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества для размещения линейного объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в границах городского округа Самара, г. Самара, от станции «Алабинская» до станции «Самарская» об изъятии объектов недвижимого имущества, включая принадлежащее ответчику жилое помещение. Решение суда об обязании Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Акимовой Л.В. жилое помещение без изъятия в пользу Департамента жилого помещения, принадлежащего Акимовой Л.В., противоречит требованиям ст. 32 ЖК РФ. Департаментом в связи с признанием дома аварийным решение об изъятии земельного участка не принималось. При этом Акимова Л.В. имела возможность реализовать права ч. 8 ст. 32 ЖК РФ путем направления в министерство предложения об изменении условий соглашения об изъятии путем определения способа изъятия предоставлением в собственность другого жилого помещения, чего сделано не было.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства Самарской области Апаркина Т.М., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. В случае удовлетворения исковых требований просила установить выкупную цену на основании заключения судебной экспертизы, выводы которой находит обоснованными.

Представитель ответчика Акимовой Л.В. – Логинов А.В., действующий на основании доверенности, и прокурор, обратившийся в суд с иском в интересах Акимовой Л.В., возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы жалоб, заслушав мнение явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего апелляционные жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статья 35 Конституции РФ гарантирует, что право частной собственности охраняется законом.

Вместе с тем, в определенных, строго указанных в законе случаях, имущество может быть изъято у его собственника.

Согласно ст. 35 ч. 3 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества допускается только на основании решения суда и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В силу ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Положениями п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 6, 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015), выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, исходя из рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

На основании ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Земельным кодексом РФ допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).

Согласно подпункту 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется, в частности, по основаниям, связанным со строительством объектов транспорта государственного (регионального) значения.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, распоряжением Правительства Самарской области от 08.07.2022 № 402-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества для размещения линейного объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в границах городского округа Самара, г. Самара, от станции «Алабинская» до станции «Самарская» принято решение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Самарской области в целях размещения линейного объекта регионального значения «Метрополитен 1 очередь строительства» в границах городского округа Самара, г. Самара, от станции «Алабинская» до станции «Самарская».

Объект регионального значения «Метрополитен» в городе Самаре относится к объектам транспорта в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 29.12.2017 года № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предусмотрен схемой территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 года № 261.

В перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию, распоряжением Правительства Самарской области от 08.07.2022 № 402-р включена квартира, назначение: жилое, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 32,2 кв.м, этаж , кадастровый .

Акимова Л.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 32,2 кв.м.

Вышеуказанным распоряжением Правительства Самарской области министерству строительства Самарской области поручено осуществить необходимые юридические действия, связанные с изъятием объектов недвижимого имущества, перечисленных в решении об изъятии.

В соответствии с п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 08.07.2022 года по адресу: https://pravo.samregion.ru, регистрационный номер размещения (опубликования) .

В силу п. 11 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года №176-ФЗ «О почтовой связи» заказного письма.

На основании положений ст. 282 Гражданского кодекса РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В соответствии с п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

В случае принудительного изъятия объектов недвижимого имущества сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд, определяются судом.

Материалами дела подтверждается, что 11.07.2022 министерство строительства Самарской области направило собственнику Акимовой Л.В. копию решения об изъятии, которое получено 21.07.2022.

11.08.2022 министерство направило Акимовой Л.В. проект соглашения об изъятии недвижимого имущества с приложением отчета об определении размера возмещения.

Соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Самарской области, а также уведомление об отказе в подписании данного соглашения, ни предложения об изменении условий данного соглашения в адрес Министерства строительства от ответчика не поступало.

Отклоняя требования министерства и удовлетворяя требования прокуратуры г. Самары, действующей в интересах Акимовой Л.В. об обязании Департамента управления имуществом г.о.Самара предоставить Акимовой Л.В. в собственность равнозначное жилое помещение, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литера А, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу Самарской области, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017г.» до 2024г.». Следовательно, собственник помещения, признанного аварийным и включенного в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, имеет право на предоставление другого жилого помещения.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, согласно которым, жилое помещение может быть изъято у собственника только в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (ч. 1, 2 ст. 32 ЖК РФ).

Следовательно, изъятие жилого помещения осуществляется именно в целях освобождения и изъятия земельного участка для его последующего использования для государственных или муниципальных нужд.

В данном случае, вывод суда о праве Акимовой Л.В. на выбор способа возмещения при изъятии принадлежащего ей жилого помещения несмотря на принятое первым заместителем Главы г.о. Самара распоряжение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и включении дома в государственную программу переселения граждан, является ошибочным, поскольку Главой г.о.Самара постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, литера А, не принималось.

При этом, как указано выше, земельный участок по адресу: <адрес> изъят распоряжением Правительства Самарской области для строительства метрополитена, с возложением на министерство строительства Самарской области обязанности по осуществлению необходимых юридических действий, связанных с изъятием объектов недвижимого имущества, в том числе принадлежащей Акимовой Л.В. квартиры.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований министерства строительства Самарской области и об отказе в удовлетворении требований прокурора г. Самары, действующего в интересах Акимовой Л.В. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, поскольку обязанность по изъятию жилого помещения и выплате возмещения лежит на Министерстве строительства Самарской области, т.к. земельный участок изъят Правительством Самарской области для государственных нужд Самарской области для размещения линейного объекта регионального значения «Метрополитен».

Как обоснованно указывают податели апелляционных жалоб, Акимова Л.В. имела возможность реализовать предусмотренные ч. 8 ст. 32 ЖК РФ права, путем заключения с министерством соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, однако с предложением об изменении условий соглашения о выкупе, Акимова Л.В. в министерство не обращалась. Не предъявлено Акимовой Л.В. таких встречных требований к Министерству строительства Самарской области и в ходе рассмотрения данного дела.

Из представленного истцом отчёта, выполненного ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», следует, что рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, включая стоимость общего имущества и земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, составляет 1 760 410 рублей 38 копеек, размер убытков, причиненных изъятием – 101 173 рубля 76 копеек.

По ходатайству представителя Акимовой Л.В. – Логинова А.В., действующего на основании доверенности, в целях проверки доводов ответчика о занижении стоимости изымаемого имущества, судом первой инстанции назначена судебная экспертиза.

Согласно заключению судебной экспертизы ООО «Институт независимой оценки и аудита» от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 32,2 кв.м, этаж , кадастровый , составляет 1 809 286 рублей, в том числе стоимость земельного участка на праве общедолевой собственности многоквартирного дома 452 321 рубль.

Размер убытков собственнику жилого помещения, связанных с его изъятием (услуги риэлтора, услуги грузоперевозок и т. д.), составляет 113 032 рубля.

Размер компенсации за не произведённый капитальный ремонт многоквартирного дома, составляет 516 585 рублей.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представителем Акимовой Л.В. Логиновым А.В. заявлено ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы. В обоснование заявленного ходатайства представитель ответчика ссылался на то, что с момента проведения судебной экспертизы прошел длительный срок, в связи с чем рыночная стоимость изымаемого имущества могла существенно измениться.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21.09.2023 назначена повторная судебная экспертиза. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

- определить размер возмещения за изымаемый для государственных нужд Самарской области объект - жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, площадью 32.2 кв.м., этаж , кадастровый , включая рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли Акимовой Л.В. в праве общей собственности на такое имущество.

- изменилась ли стоимость вышеуказанного имущества вследствие не проведения капитального ремонта в доме по адресу: <адрес>, если изменилась, то насколько.

- каков размер необходимых расходов, которые будут понесены Акимовой Л.В. вследствие изъятия у нее указанного недвижимого имущества.

Согласно заключению эксперта ООО АНО «Диапазон» от ДД.ММ.ГГГГ размер возмещения за изымаемый для государственных нужд Самарской области объект – жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, площадью 32,2 кв. м, кадастровый составляет 2 559 000 руб., включая рыночную стоимость квартиры без учета стоимости земли: 1 420 000 руб., рыночную стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 471 кв. м, пропорционально размеру общей площади жилого помещения по адресу: <адрес>: 1 139 000 руб. Относительно рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, эксперт указал, что помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, не являются источником финансовой выгоды и не могут быть реализованы обособленно на открытом рынке, поэтому рыночной стоимости не имеют.

Невыполнение обязанности по производству капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес> является фактором снижения стоимости объекта недвижимости. Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома составил 664 000 руб.

Размер убытков собственнику жилого помещения, связанных с изъятием недвижимого имущества составляет 159 000 руб.

Согласно статье 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ.

В силу части 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из смысла вышеперечисленных норм права, экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Оценив отчёт ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», экспертное заключение ООО «Институт независимой оценки и аудита» и заключение эксперта ООО АНО «Диапазон», судебная коллегия принимает в качестве относимого, допустимого, достоверного доказательства, как определяющее рыночную стоимость изымаемого имущества, с учётом требований действующего законодательства, заключение повторной судебной экспертизы, поскольку заключение эксперта соответствует требованиям, установленным ст. 86 ГПК РФ, Федеральному закону от 31 мая 2011 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит сведения о порядке проведения исследования, об источниках информации, на основании которых сделаны выводы. В исследовательской части судебной экспертизы подробно обоснованы выводы, которые являются последовательными, мотивированными, проверяемыми. До производства судебной экспертизы эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт имеет соответствующее образование, подготовку и стаж работы.

Обоснованность выводов судебной экспертизы не оспорена представителем ответчика и признана представителем министерства строительства в заседании апелляционной инстанции.

Представленный истцом отчёт ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», не соответствует законодательному требованию об определении выкупной цены земельного участка по рыночным ценам, оценщиком ООО «Центр оценки и судебной экспертизы» использовался анализ рынка квартир в г. Самара на июль 2022 года, т.е. более года назад, кроме того, оценщик не предупреждался об уголовной ответственности за дачу ложного заключения. Первоначальная судебная экспертиза, выполненная ООО «Институт независимой оценки и аудита», проведена в период с 12.01.2023 по 25.01.2023, что с учетом изменения рынка существенно влияет на определение рыночной стоимости недвижимого имущества.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Министерства строительства Самарской области с учетом определения возмещения за изъятие недвижимого имущества согласно судебной экспертизе, что составляет 3 382 000 рублей, из которых стоимость квартиры – 1 420 000 рублей, стоимость доли на земельный участок – 1 139 000 рублей; размер убытков – 159 000 рублей, размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт – 664 000 рублей.

Изъятие недвижимого имущества влечет удовлетворение требований министерства о прекращении права собственности Акимовой Л.В. на объект недвижимости и признании прав собственности на изымаемый объект за Самарской областью, с возложением на министерство обязанности произвести выплату возмещения в течение 14 календарных дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путём перечисления денежных средств на счет Акимовой Л.В., а в случае отсутствия сведений о счете посредствам внесения денежных средств в депозит суда, а на Акимову Л.В. возложением обязанности освободить изъятое в соответствии с решением суда по настоящему делу жилое помещение от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3 рабочих дней после получения денежной компенсации, и обеспечить допуск министерства строительства Самарской области к данному жилому помещению.

В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

В соответствии с «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, регистрация гражданина по месту жительства является административным актом, носит уведомительный характер и сама по себе не порождает возникновения каких-либо прав и обязанностей.

В силу ст. 20 ГК РФ и п. 3 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, снятие с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае признания утратившим права пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решением суда.

Изъятие жилого помещения для государственных нужд и прекращение права собственности Акимовой Л.В. на объект недвижимого имущества: квартиру, расположенную по адресу: <адрес> также является основанием для снятия с регистрационного учета Акимовой Л.В. по вышеуказанному адресу.

Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционные жалобы Министерства строительства Самарской области и Департамента управления имуществом г.о.Самара удовлетворить частично.

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 06 апреля 2023 года отменить.

Принять новое решение, которым исковые требования Министерства строительства Самарской области удовлетворить частично.

Изъять для государственных нужд Самарской области у Акимовой Л.В. (паспорт <данные изъяты>) объект недвижимого имущества: квартира, площадью 32,2 кв.м, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>.

Установить сумму возмещения Акимовой Л.В. в размере 3 382 000 рублей, из которых стоимость квартиры – 1 420 000 рублей; стоимость доли на земельный участок – 1 139 000 рублей; размер убытков – 159 000 рублей, размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт – 664 000 рублей.

Указанные денежные средства выплачиваются Министерством строительства Самарской области в течение 14 календарных дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления денежных средств на счет Акимовой Л.В., а в случае отсутствия сведений о счете ответчика посредством внесения денежных средств на депозит суда.

Обязать Акимову Л.В. освободить изъятое в соответствии с решением суда по настоящему делу жилое помещение от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3 рабочих дней после получения денежной компенсации, и обеспечить допуск Министерства строительства Самарской области к данному жилому помещению.

Прекратить право собственности Акимовой Л.В. на объект недвижимого имущества: квартира, площадью 32,2 кв. м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

Снять Акимову Л.В. (паспорт ) с регистрационного учёта по адресу: <адрес>.

Вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Акимовой Л.В. на объект недвижимого имущества: квартира, площадью 32,2 кв. м, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, и регистрации права собственности Самарской области на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

Признать право собственности Самарской области на объект недвижимого имущества: квартира, площадью 32,2 кв. м, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Самары в интересах Акимовой Л.В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении в собственность жилого помещения отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи