ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4211/2021 от 20.10.2021 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Маржохов А.В. дело №33-2093/2021

Дело №2-4211/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2021 года г.Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего Шомахова Р.Х.

Судей Савкуева З.У. и Мисхожева М.Б.

при секретаре Узденовой Ф.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по заявлению Минераловодской таможни о признании имущества бесхозяйным,

по апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Нальчикского городского суда КБР от 16 июля 2021 года,

установила:

Минераловодская таможня обратилась в суд с заявлением о признании шести банкнот достоинством по 500 рублей бесхозяйным имуществом и его передаче в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю.

Заявление мотивировано тем, что 25.07.2016 года при проведении таможенного контроля пассажиров, убывающих международным авиарейсом «Нальчик (Россия) – Стамбул (Турция)», в аэропорту г.Нальчик у гр-ки Рузимовой Ш.М. были изъяты незадекларированные наличные денежные средства в общем размере 3000 руб.

В этот же день в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, шесть банкнот достоинством по 500 рублей на общую сумму 3000 руб. в установленном законом порядке в присутствии понятых были изъяты и упакованы в конверт, о чем был составлен соответствующий акт.

Конверт с упакованными денежными средствами был помещен в камеру хранения вещественных доказательств Кабардино-Балкарского таможенного поста Минераловодской таможни, расположенную по адресу: КБР, <адрес>.

В соответствии с принятым в рамках дела об административном правонарушении постановлением от 8 сентября 2016 года Рузимова Ш.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа. Также принято решение о возврате Рузимовой Ш.М. изъятых денежных средств.

В связи с тем, что Рузимова Ш.М. на таможенный пост для получения изъятых денежных средств не обращалась, 30 апреля 2020 года в ее адрес было направлено уведомление о необходимости принятия мер на получение изъятых денежных средств. Указанное уведомление получено Рузимовой Ш.М. 24 июня 2020 года, однако до настоящего времени ею каких-либо мер по получению денежных средств не предпринято.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель полагал о наличии оснований для обращения в собственность Российской Федерации изъятых денежных средств в общем размере 3000 руб. путем их передачи в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 16 июля 2021 года заявление Минераловодской таможни удовлетворено в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, считая его незаконным, Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления в части удовлетворения заявления о передаче денежных средств.

В обоснование жалобы ее автор, ссылавшийся на приказ Минфина России от 13 апреля 2020 года н, которым утвержден Порядок перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства (далее по тексту Порядок), отмечалось, что указанным нормативным актом территориальные органы казначейства не наделяются полномочиями по администрированию, хранению, распоряжению денежными средствами, признанными бесхозяйными.

В силу установленного Порядком правового регулирования обязанность по внесению на соответствующий банковский счет и последующее перечисление на казначейский счет осуществляется соответствующим государственным органом, а в рассматриваемом случае Минераловодской таможней.

Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Не оспаривая обстоятельств изъятия у Рузимовой Ш.М. незадекларированных при пересечении границы Российской Федерации денежных средств в количестве шести банкнот достоинством по 500 рублей на общую сумму 3000 рублей и последующего привлечения Рузимовой Ш.М. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также наличия оснований для признания денежных средств бесхозяйным имуществом, Управлением Федерального казначейства постановленный 16 июля 2021 года судебный акт обжалуется лишь в части порядка обращения в собственность Российской Федерации бесхозяйного имущества в виде наличных денежных средств, изъятых у Рузимовой Ш.М.

В этой связи в силу требований части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного постановления проверяется лишь в обжалуемой части.

Согласно статье 323 Федерального закона от 3 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары обращаются в федеральную собственность на основании судебного акта по заявлению таможенного органа о признании имущества бесхозяйным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года утверждено Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, которое в силу его пункта первого определяет порядок распоряжения обращенным в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами.

Согласно подпункту «д» пункта 3 Положения для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, которые в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, перечисляются на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.

Во исполнение приведенной нормы Положения (подпункт «д» пункта 3) Министерством финансов России 13 апреля 2020 года принят приказ н «Об утверждении порядка перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства».

Пунктом 8 Порядка установлено, что наличные денежные средства в валюте Российской Федерации вносятся федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) на банковские счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации, кредитных организациях (с учетом положений законодательства Российской Федерации) и предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям, с их последующим перечислением на единый казначейский счет для их зачисления на соответствующий казначейский счет с указанием в распоряжении о переводе денежных средств реквизитов документа - основания для признания указанных денежных средств собственностью Российской Федерации.

Учет указанных поступлений осуществляется в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными данным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями данного кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство наделено бюджетными полномочиями - производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом перечислений излишне распределенных сумм и возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно абзаца второго пункта 1 статьи 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджетов по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, с казначейских счетов для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений и иных поступлений в бюджет.

Таким образом, коллегия приходит к выводу, что наличные денежные средства, обращенные в собственность государства, следует отнести к иным поступлениям, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для исполнения бюджетов по доходам.

Соответственно довод Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю об отсутствии полномочий по распоряжению изъятыми денежными средствами основан на ошибочном толковании норм материального права.

Вместе с тем, коллегия отмечает, что принятие судом решения о передаче денежных средств Управлению Федерального казначейства, признанных бесхозяйным имуществом, не исключает обязанности таможенного органа по совершению действий, направленных на исполнение вступившего в законную силу судебного акта в соответствии с пунктом 8 Порядка, а именно внесения денежных средств на банковский счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в подразделении Центрального банка Российской Федерации в Ставропольском крае.

При таких обстоятельствах, коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 16 июля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 20 октября 2021 года.

Председательствующий Р.Х.Шомахов

Судьи З.У.Савкуев

М.Б.Мисхожев