дело № 2 - 4219/2020 (33 – 1871/2021) судья Макарова К.М. 2021 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Серёжкина А.А.,
судей Кулакова А.В., Харитоновой В.А.
при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Кулакова А.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 16 декабря 2020 года, которым постановлено:
«В иске ФИО1 к АО «Почта России» о защите прав потребителей отказать».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Почта России» о признании незаконными действий в части длительной недоставки в разумные сроки письма категории «простое» на имя адресата ФИО1 с адресом доставки: <адрес>, от отправителя <данные изъяты> с адресом отправителя: <адрес>, с оттиском франкировальной машины принятия к пересылке в отделении № 16 ноября 2016 года с отсутствующем ОКШ №, признании незаконными действий в части непроставления OKШ № на оболочке названного письма, признании оказанной услуги почтовой связи в части данного письма некачественной, признании незаконными действий в части предоставления недостоверных сведений, признании незаконными действий в части нарушения сроков рассмотрения претензии, признании действий незаконными в части нарушения п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2017 года № 234, п. 8, п. 9 Порядка приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое» редакция № 2 Приказа от 27 декабря 2018 года № 469-п, п. 5 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а так же контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 04 июня 2018 года № 257; п. 4 п.п. «б», 5, 6 лицензионных требований лицензии от 11 апреля 2018 года № 162571, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», компенсации морального вреда в размере 6000 рублей, взыскании судебных расходов в размере 114 рублей, неустойки за нарушение контрольных сроков пересылки и доставки в размере 18 рублей, процентов по ст. 395 Гражданского кодекса РФ с момента присуждения судом денежной суммы в пользу истца до его фактического исполнения.
В обоснование исковых требований указано, что отделением почтовой связи нарушены его права на своевременное получение почтовой письменной корреспонденции в установленные контрольные сроки доставки. 04 января 2020 года в своем почтовом ящике ФИО1 обнаружил письмо категории «простое», направленное <данные изъяты> на имя ФИО1 простой корреспонденцией, доставленное с нарушением контрольных сроков пересылки и доставки, в отсутствие на оболочке конверта «ОКШ №». По данному факту истцом была направлена претензия, ответ на которую в установленный законом срок не дан.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик АО «Почта России», извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился истец ФИО1, обратившийся в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда признать заранее неправосудным судебным актом и отменить.
В обоснование жалобы указано на незаконность состава суда, постановившего решение по делу, заинтересованность судьи в исходе дела, дискриминацию истца в доступе к правосудию.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части второй указанной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Закон РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи - граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи; адресат - гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Согласно подпункту «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Пунктом 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 04 июня 2018 года № 257, определены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема).
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации составляют два календарных дня.
В силу ст. 34 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
В соответствии с п. 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил; б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: а) простые почтовые отправления; б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов (п. 32 вышеуказанных Правил оказания услуг почтовой связи).
В силу п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств. Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).
Согласно п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда «судебное» и разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.
В силу п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.
Согласно п./п. 1 п. 5 ст. 55 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» претензии предъявляются в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи - по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями).
В соответствии с п. 7 ст. 55 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» претензия подлежит регистрации оператором связи не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию.
Судом установлено, что 05 января 2020 года истец обратился к ответчику с претензией о том, что письмо категории «простое» от отправителя <данные изъяты> от 16 ноября 2016 года было доставлено ему в неразумные сроки, в отсутствие на оболочке конверта «ОКШ №».
В ответ на претензию ОСП Смоленский почтамт УФПС Смоленской области - Филиала ФГУП «Почта России» 31 января 2020 года сообщило ФИО2 о том, что доставка вышеуказанного письма в неразумные сроки исключена по причине доставки простой корреспонденции почтальоном строго в день поступления.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что услуга по оказанию почтовой связи была оказана в соответствии с Законом РФ «О почтовой связи» - почтовое отправление от отправителя <данные изъяты> вручено ФИО1, при этом доказательств получения письма 04 января 2020 года истцом не представлено, а сами по себе его утверждения о нарушении срока доставки письма не свидетельствуют о получении адресатом указанной корреспонденции с нарушением установленного срока и не в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Истцом заявлено требование о признании незаконными действий по некачественному оказанию почтовой услуги по доставлению письма категории «простое» на имя адресата ФИО2 по адресу доставки: <адрес>, от отправителя <данные изъяты>, адрес отправителя: <адрес>, с оттиском календарного штемпеля (ОКШ) принятия к пересылке в отделении № 16 ноября 2016 года, поступившего в отделение № с неопределенной датой ввиду отсутствия ОКШ №, с нарушением контрольных сроков пересылки и доставки, в отсутствие на оболочке конверта «ОКШ №».
Вместе с тем, доказательств получения письма именно 04 января 2020 года истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ представлено не было.
Извещение на получение писем, которое согласно претензии было обнаружено истцом в почтовом ящике 03 января 2020 года, таковым доказательством не являются. Все письма согласно указанному извещению были отправлены судами и получены ФИО1 согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений в декабре 2019 года (номера отправлений - №, №№, № и №).
Доводы истца о нарушении сроков рассмотрения претензии, установленных ст. 55 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи», в ходе рассмотрения спора своего подтверждения также не нашли. Судом первой инстанции обоснованно указано, что в ответ на письменное обращение (претензию) от 05 января 2020 года истцу ФИО1 был дан ответчиком исчерпывающий ответ 31 января 2020 года, то есть в установленный законом срок.
Проставление почтового календарного штемпеля не является самостоятельной услугой, в связи с чем суд пришел к верному выводу о том, что в данном случае действиями ответчика права истца как потребителя нарушены не были.
Представленные доказательства не свидетельствуют о наличии виновных действий со стороны ответчика, причинивших вред истцу, о предоставлении некачественной услуги почтовой связи со стороны ответчика, в связи с чем оснований для удовлетворении иска не имелось.
Исковые требования о взыскании компенсации морального вреда мотивированы истцом нарушением его прав действиями ответчика по нарушению контрольных сроков пересылки и доставки и непроставлению на оболочке письма ОКШ.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В абзаце втором пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлены доказательства, свидетельствующие о причинении ему нравственных или физических страданий непосредственно действиями ответчика, о нарушении его прав потребителя оказанием некачественной почтовой услуги.
Требования ФИО1 о признании незаконными действий ответчика в части нарушения п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2017 № 234, п. 8, 9 Порядка приёма, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое» Приказа от 27.12.2018 № 469-п, п. 5 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257, п. 4 п.п. б, 5, 6 требований лицензии от 11.04.2018 № 162571, п. 1 ст. 46 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» не могут рассматриваться в качестве самостоятельного способа защиты права.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом процессуальных норм действующего законодательства, ввиду рассмотрения дела судом первой инстанции в незаконном составе, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Обстоятельств, изложенных в абз. 3 п. 36 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судебной коллегией не установлено.
Доводы подателя жалобы относительно заинтересованности судьи в исходе дела не содержат объективных обстоятельств, которые были бы подтверждены материалами дела, свидетельствующими о наличии предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации условий, препятствующих рассмотрению дела судьей и влекущих отмену решения суда.
Оснований для вывода о том, что истцу был ограничен доступ к правосудию, не имеется, поскольку всем его доводам дана надлежащая, соответствующая требованиям закона оценка.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Смоленска от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Серёжкин
Судьи А.В. Кулаков
В.А. Харитонова