Судья Репин А.Я. дело № 33-11697/2022
УИД: 34RS0014-01-2022-000638-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 12 октября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пашковой Т.В.,
судей Боеску-Зыковой М.В., Алябьева Д.Н.,
при секретаре Дроботовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-421/2022 по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе администрации Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области
на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 08 августа 2022 г., которым иск прокурора Дубовского района Волгоградской области удовлетворен; на администрацию Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести паспорт безопасности территории муниципального образования в соответствие с формой типового паспорта безопасности муниципальных образований утвержденной Приказом МЧС РФ от 25 октября 2004 №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Заслушав доклад судьи Боеску-Зыковой М.В., выслушав прокурора Мамину Н.Л., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Дубовского района Волгоградской области в июне 2022 г. проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, а также законодательства о профилактике терроризма в деятельности администрации Песковатского сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что типовой паспорт безопасности территории Песковатского сельского поселения администрацией сельского поселения на момент проверки не разработан.
03 февраля 2020 г. в адрес главы администрации сельского поселения прокурором Дубовского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого 18 мая 2021 г. разработан и утвержден паспорт безопасности территорий Песковатского поселения.
Форма типового паспорта безопасности муниципальных образований утверждена Приказом МЧС РФ от 25 октября 2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», однако паспорт безопасности территории Песковатского сельского поселения в полном объеме требованиям Приказа № 484 не соответствует.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил возложить на администрацию Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести паспорт безопасности территории муниципального образования в соответствие с формой типового паспорта безопасности муниципальных образований утвержденной Приказом МЧС РФ от 25 октября 2004 №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, оспаривая постановление суда в части определения срока исполнения возложенной обязанности, просит об его увеличении, установив реальный срок для исполнения судебного решения с учетом действующих норм Российской Федерации.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, изучив материалы дела, выслушав прокурора, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуации; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.8 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в ст. 1 Закона Волгоградской области от 28 ноября 2014 г. № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. 7.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в ст. 1 Закона Волгоградской области от 28 ноября 2014 г. № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения.
Решением совместного заседания Совета безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ от 13 ноября 2003 г. подписан протокол № 4 «О мерах по обеспечению защищенности критически важных дел для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений», в соответствии с которым на муниципальные образования возложена обязанность по разработке типовых паспортов безопасности.
Форма типового паспорта безопасности муниципальных образований утверждена Приказом МЧС РФ от 25 октября 2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что прокуратурой Дубовского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, а также законодательства о профилактике терроризма в деятельности администрации Песковатского сельского поселения, в ходе которой установлено, что типовой паспорт безопасности территории Песковатского сельского поселения администрацией сельского поселения на момент проверки не разработан.
Форма типового паспорта безопасности муниципальных образований утверждена Приказом МЧС РФ от 25 октября 2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Так, в соответствии с п. 8 приложения к Приказу № 484 паспорт безопасности территории включает в себя: раздел I «Общая характеристика территории»; раздел II «Характеристика опасных объектов на территории»; раздел III «Показатели риска природных чрезвычайных ситуаций»; раздел IV «Показатели риска техногенных чрезвычайных ситуаций»; раздел V «Показатели риска биолого-социальных чрезвычайных ситуаций»; раздел VI «Характеристика организационно-технических мероприятий по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории»; раздел VII «Расчетно-пояснительная записка2.
В силу п. 9 Приложения к Приказу № 484 расчеты по количественным показателям риска чрезвычайных ситуаций на территории представляются в расчетно-пояснительной записке, которая входит в состав паспорта безопасности территории.
Согласно разделу 7 приложения к Приказу № 484 в расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие количественные показатели риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности территории. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру: титульный лист; список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации; аннотация; содержание (оглавление); задачи и цели оценки риска; краткое описание основных опасностей на территории; использованная методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций; описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения; результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на объектах, расположенных на территории, транспортные коммуникации, а также природные явления; анализ результатов оценки риска; выводы с количественными показателями риска чрезвычайных ситуаций для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций; рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на территории.
Вместе с тем, паспорт безопасности территории Песковатского сельского поселения в полном объеме требованиям Приказа №484 не соответствует, поскольку в паспорте безопасности Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области раздел VII «Расчетно-пояснительная записка» отсутствует.
До настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства, не устранены.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных прокурором требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из фактических обстоятельств дела и характера тех действий, к совершению которых ответчик был обязан, суд обоснованно определил в решении суда срок для осуществления соответствующей обязанности для Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области – в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, привести паспорт безопасности территории муниципального образования в соответствие с формой типового паспорта безопасности муниципальных образований утвержденной Приказом МЧС РФ от 25 октября 2004 №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку разрешая указанные заявленные требования, суд верно определил юридически значимые обстоятельства дела, правильно применил закон, дал надлежащую правовую оценку всем собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, постановив решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. У судебной коллегии отсутствуют объективные причины для иной оценки доказательств по делу.
Доводы апелляционной жалобы администрации Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области о необходимости увеличения срока исполнения решения суда отклоняются судебной коллегией, поскольку данные требования апеллянта не мотивированы. Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнения решения суда в установленный срок, заявитель апелляционной жалобы не представил.
Таким образом, судебная коллегия не находит поводов для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку ее доводы не опровергают выводов суда, не содержат указания на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
При разрешении заявленных требований и вынесении обжалуемого судебного постановления, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 08 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Песковатского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: