ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4227/2023 от 31.10.2023 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Ибрагимова Ю.Р. дело № 33-2370/2023

Дело № 2-4227/2023 (УИД 12RS0003-02-2023-004131-16)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 31 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Гринюк М.А. и Скворцовой О.В.,

при секретаре Тарасовой С.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от <дата>, которым постановлено:

исковое заявление ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконным приказ Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата><№>д об отказе во включении ФИО4, <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений.

Признать за ФИО4, <дата> года рождения, право на обеспечение жилым помещением как лица, которое относилось к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет.

Признать за ФИО4, <дата> года рождения, право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений.

Возложить на Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность включить ФИО4, <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в котором просила признать незаконным приказ Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата><№>д об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к указанной категории, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список); признать за ней право на обеспечение жилым помещением как лица, которое относилось к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло 23 лет; признать за ней право на включение в Список и обязать ответчика включить истца в указанный Список.

В обоснование требований указано, что истец является лицом, которое относилось к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигшее 23-летнего возраста. Отец истца умер, мать лишена родительских прав. В период с <дата> по <дата> она находилась на полном государственном обеспечении в детском доме. На основании постановления мэра г. Йошкар-Олы от <дата> за Кипоть (в настоящее время ФИО4) М.Н. было закреплено жилое помещение по адресу: г. Йошкар-Ола, <адрес>. <дата> истец обратилась в Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о включении ее в Список. Решением Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата><№>ФИО4 отказано во включении в Список по причине того, что за ней было закреплено жилое помещение, кроме того, до достижения 23 лет истец в Списке детей-сирот не состояла, поскольку на момент обращения к ответчику ФИО4 достигла возраста 23 лет, в связи с чем она не относится к категории лиц, имеющих право на льготное обеспечение жильем. Истец считает данное решение незаконным.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд сделал неверный вывод о том, что истец состояла на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как на данном учете состояла ее мать. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин, которые препятствовали ей своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, так как суд пришел к правильному выводу, что она, получив официальный ответ об отсутствии у нее права на обеспечение жилым помещением, добросовестно заблуждалась относительно невозможности предоставления ей, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения.

Выслушав представителя ФИО4ФИО5, просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Из этого следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

В подпункте «г» пункта 4 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, предусмотрено, что к лицам, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Как установлено судом первой инстанции, ФИО4 (до вступления в брак – Кипоть) М.Н., <дата> года рождения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец истца ФИО1 умер <дата>. Мать истца ФИО2 лишена родительских прав решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от <дата>.

С <дата> по <дата>ФИО6, <дата> года рождения, находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ Республики Марий Эл «Люльпанский детский дом».

<дата>ФИО4, как лицо, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет, обратилась в Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

Решением Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата><№>ФИО4 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с пунктами 13, 14 Правил формирования указанного Списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><№>.

<дата> истец повторно обратилась в Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о признании невозможности ее проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес> (в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади), а также с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет.

Приказом Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата><№>д ФИО4 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с пунктами 13, 14 Правил формирования указанного Списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><№>.

Основаниями для отказа во включении в Список явились наличие закрепленного за ФИО4 жилого помещения, а также то обстоятельство, что до <дата> она достигла возраста 23 лет и уже не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что <дата> за Кипоть (истцом ФИО4) М.Н. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое находилось в многоквартирном доме, 1958 года постройки, его износ в 2004 году составлял 67 %. Из представленного в материалы дела акта обследования закрепленного за ФИО4 жилья, проведенного Управлением образования в 1997 году, следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, находилось в аварийном, антисанитарном состоянии (общий износ дома 65 %).

Решением от <дата><№> утверждена комплексная целевая программа ликвидации ветхого жилого фонда <адрес> на 1990-1995 годы, в которую включен данный жилой дом.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что за истцом было закреплено жилое помещение, не пригодное для проживания, в которое она не могла вернуться по достижении совершеннолетия, является верным. Судом первой инстанции правильно учтено, что истец с рождения состояла на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, как член семьи своей матери ФИО2 по списку первоочередников.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не была лишена возможности обратиться с заявлением о включении в Список, являются необоснованными, поскольку в материалах дела имеются письменные доказательства, подтверждающие уважительность причин, препятствовавших ФИО4 реализовать свое право.

Так, 19 июня 2003 года депутат Государственного собрания Республики Марий Эл обратился в администрацию г. Йошкар-Олы с депутатским запросом о разрешении жилищного вопроса, в том числе несовершеннолетней Кипоть (истца ФИО4) М.Н.

Согласно ответу заместителя главы администрации <адрес>ФИО3 от <дата> на указанный депутатский запрос, за ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, семья Кипоть с 1987 года включена в список первоочередников для получения жилого помещения.

С учетом исследованных письменных доказательств, судом правильно сделан вывод о том, что истец, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получив официальный ответ от администрации г. Йошкар-Олы, добросовестно заблуждалась относительно наличия у нее права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (до 1 января 2013 года).

Судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 7 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Е. Соснин

Судьи М.А. Гринюк

О.В. Скворцова

апелляционное определение составлено в окончательной форме 2 ноября 2023 года