ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4231/2023 от 12.10.2023 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Казакова Л.Д. УИД 16RS0046-01-2023-004675-32

Дело № 2-4231/2023

№ 33-16663/2023

Учет 073г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 октября 2023 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Субботиной Л.Р.,

судей Мелихова А.В. и Прытковой Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Семеновой А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Прытковой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Гайфуллиной Р. Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 11 июля 2023 года, которым постановлено:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (<данные изъяты>) включить период службы с 20 сентября 1993 года по 14 апреля 2000 года в органах внутренних дел МВД Республики Казахстан в страховой стаж Булдаковой И. А. (<данные изъяты>) и произвести перерасчет страховой пенсии с момента начисления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Булдакова И.А. обратилась в суд иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ОСФР по РТ) о возложении обязанности включить период работы в страховой стаж, произвести перерасчет пенсии.

Свои требования истец мотивировала тем, что на основании решения ОСФР по РТ от 13 января 2023 года Булдакова И.А. является получателем страховой пенсии по старости на общих основаниях и состоит на учете в Клиентской службе (на правах отдела) города Байконур ОСФР по РТ. Истцу определен размер пенсии, исходя из размера общего трудового стажа, который на 1 января 2002 года составил 5 лет 8 месяцев 13 дней. При этом при исчислении продолжительности страхового стажа ответчик отказался зачесть в стаж истца период её службы в органах Министерства внутренних дел Республики Казахстан в городе Байконур (городе Ленинске) (6 лет 6 месяцев 24 дня), располагавшихся на территории комплекса «Байконур», в период с 20 сентября 1993 года по 14 апреля 2000 года (далее – спорный период).

По изложенным основаниям, указывая, что отказ во включении в трудовой стаж истца спорного периода привело к нарушению пенсионных прав истца, существенно сократив размер причитающийся ей пенсии по старости, истец просила суд возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность внести изменение в решение о назначении Булдаковой И. А. страховой пенсии по старости от 13 января 2023 года, включив в трудовой стаж период работы с 20 сентября 1993 года по 14 апреля 2000 года в органах внутренних дел Республики Казахстан, и произвести соответствующий перерасчет с учетом изменившихся условий.

На судебное заседание суда первой инстанции истец не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ответчик исковые требования не признает, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года», Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года. В этой связи реализация пенсионных прав жителей города Байконур, в связи с принятием Российской Федерацией решения о денонсации Соглашения СНГ, с 2023 года осуществляется в соответствии с Соглашением от 27 апреля 1996 года в части определения круга лиц, подпадающих под их действие. С 1 января 2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, участниками которого являются, в частности, Россия и Казахстан, предусматривающее установление пенсий каждым государством - членом в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории. В условиях денонсации Соглашения СНГ, в соответствии со статьей 12 Соглашения ЕАЭС, за периоды до 1 января 2021 года продолжают действовать положения Соглашения СНГ (в отношении России, Казахстана, Армении, Киргизии). Вместе с тем, учитывая, что Соглашение от 27 апреля 1996 года выступает специальным международным договором по отношению к Соглашению ЕАЭС, что обусловлено особым статусом города Байконур, пенсионное обеспечение его жителей осуществляется в соответствии с положениями Соглашения от 27 апреля 1996 года, без применения положений Соглашения ЕАЭС.

Судом вынесено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по доверенности Гайфуллина Р.Р. просит постановленное по делу решение отменить, как незаконное и необоснованное, приводя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Булдакова И.А. просила оставить в силе решение суда первой инстанции, полагая, что изложенные в апелляционной жалобе доводы являются необоснованными.

На судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федерльный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) установлено, что в страховой стаж включаются, в том числе, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерльный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон № 4468-1).

На основании статей 1 и 4 Закона № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным законом, распространяются, в том числе на лиц, проходивших службу в органах внутренних дел в других государствах, при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионное обеспечение в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Статьей 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти» от 23 декабря 1995 года (далее – Соглашение от 23 декабря 1995 года) установлено, что город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

В соответствии со статьей 14 Соглашения от 23 декабря 1995 года на территории города Байконур устанавливается особый режим безопасного функционирования объектов космодрома «Байконур», предприятий и организаций, а также проживания граждан, включающий, в том числе ограничение на въезд, выезд и ограничение на постоянное проживание граждан на его территории.

В силу статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года (далее – Соглашение от 27 апреля 1996 года) пенсионное обеспечение жителей города Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации. Выплата пенсий производится в российских рублях. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.

В соответствии с требованиями пункта «б» статьи 1 Соглашения от 27 апреля 1996 года термин «жители города Байконур» означает граждан Российской Федерации, граждан Республики Казахстан, граждан третьих государств и лиц без гражданства, постоянно проживающих в городе Байконур.

Согласно статье 5 Соглашения от 27 апреля 1996 года о пенсионных правах финансирование выплаты пенсий жителям города Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также пенсий, указанных в части второй статьи 4 данного Соглашения, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Соглашение о пенсионных правах согласно статье 10 остается в силе в течение срока аренды комплекса «Байконур», установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года и Договором арены комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года, статьей 4 которого комплекс «Байконур» передан в аренду Российской Федерации до 2050 года.

Статьей 11 Соглашения от 27 апреля 1996 года установлено, что каждая Сторона может прекратить действие настоящего Соглашения. В этом случае Соглашение утрачивает силу через шесть месяцев со дня направления письменного уведомления одной из Сторон о своем намерении прекратить его действие. При этом пенсионные права, приобретенные согласно положениям настоящего Соглашения, не теряют своей силы в случае прекращения его действия.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Булдакова И.А., 16 декабря 1965 года рождения, является гражданином Российской Федерации, 2 января 2023 года она обратилась в ОСФР по РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях.

Решением ОСФР по РТ от 13 января 2023 года Булдаковой И.А. с 2 января 2023 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Булдакова И.А. состоит на учете в Клиентской службе (на правах отдела) города Байконур Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.

Размер пенсии установлен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при этом учтены следующие показатели:

общий трудовой стаж, подтвержденный документально, составляющий по состоянию на 1 января 2002 года - 5 лет 8 месяцев 13 дней, в том числе фактический трудовой стаж до 1 января 1991, составляющий 1 полный год, что соответствует валоризации расчетного пенсионного капитала на 11%: - период работы с 12 сентября 1989 года по 16 сентября 1993 года (04-00-05);

период работы с 24 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года (01-08-08).

Продолжительность стажа после 1 января 2002 года в расчете пенсии не участвует, поскольку пенсионные права после указанной даты формируются за счет страховых взносов, начисленных работодателем на пенсию работника.

Отношение среднемесячной заработной платы за период работы с 1 апреля 2000 года по 31 декабря 2001 года к среднемесячному заработку в стране за этот же период, составляющее максимальную величину 1,2. Сумма страховых взносов, перечисленная на индивидуальный лицевой счет после 1 января 2002 года до 31 декабря 2014 года – 1 171 855 рублей 28 копеек. Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее ИПК) за работу после 2015 года - 61,693.

Размер страховой пенсии по старости с 2 января 2023 года составляет 27 367 рублей 56 копеек (19 800 рублей 23 копеек - страховая пенсия с учетом вышеуказанных данных о трудовой и иной деятельности плюс фиксированная выплата – 7 567 рублей 33 копеек).

В трудовой книжке Булдаковой И.А., 16 декабря 1965 года рождения, указана следующая трудовая деятельность:

с 12 сентября 1989 года по 16 сентября 1993 года – техник в войсковой части 62010,

с 20 сентября 1993 года по 14 апреля 2000 года проходила службу в органах МВД Республики Казахстан,

с 24 апреля 2000 года по 31 марта 2011 года работала в городской администрации города Байконура на различных должностях,

с 1 апреля 2011 года по настоящее время работает в отделе по отселению граждан администрации города Байконур.

Согласно послужному списку Булдаковой И.А. весь период её службы в органах МВД Республики Казахстан (с сентября 1983 года по 14 апреля 2000 года) проходил в городе Байконур (город Ленинск).

Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания №3650 от 22 декабря 2017 года и №3407 от 18 ноября 2022 года, Булдакова И.А. зарегистрирована по месту пребывания в городе Байконуре с 22 декабря 2017 года по 10 ноября 2025 года.

Вышеуказанные доказательства в их совокупности прямо указывают на то, что с сентября 1983 года по настоящее время Булдакова И.А. постоянно проживает в г. Байконур и в силу требований части 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации город Байконур является постоянным местом её жительства.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный период работы истца, имевший место до 1 января 2002 года за пределами Российской Федерации, на территории города Байконур подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, поскольку прекращение действия с 1 января 2023 года в отношениях между Российской Федерацией и другими участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13 марта 1992 года, не влияет на действие Соглашения от 27 апреля 1996 года.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, признавая доводы апелляционной жалобы представителя ответчика несостоятельными по следующим основаниям.

«Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ, действие Соглашения в отношениях Российской Федерации с другими участниками прекращено с 1 января 2023 года.

С 1 января 2021 года вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - членов Евразийского экономического союза урегулированы Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее - Соглашение от 20 декабря 2019 года), которое вступило в силу с 1 января 2021 года, и которое подписано, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

При этом в статье 12 данного Соглашения от 20 декабря 2019 года предусмотрены переходные положения, согласно которым назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Согласно статье 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения - до 27 апреля 1996 года.

Из изложенного следует, что пенсионное обеспечение истца на территории города Байконур (бывший город Ленинск) должно быть произведено по нормам законодательства Российской Федерации и трудовой стаж, приобретенный на территории Республики Казахстан, подлежит учету при определении права на страховую пенсию.

Как установлено из материалов дела, с сентября 1983 года по настоящее время Булдакова И.А. постоянно проживает в городе Байконур и в силу требований части 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации город Байконур является постоянным местом её жительства.

Согласно послужному списку Булдакова И.А. несла службу с сентября 1993 года по январь 1996 года - в качестве техника по учету Информационного Центра УВД города Ленинска, с января 1996 года по февраль 1996 года - в качестве техника по учету Центра криминальной информации Управления Следственного комитета города Байконур, с февраля 1996 года по сентябрь 1996 года – в качестве инспектора группы планирования, анализа и контроля Управления следственного комитета города Байконур, с сентября 1996 года по апрель 1997 года – в качестве старшего инспектора отделения криминальной информации Управления Следственного комитета города Байконур, с апреля 1997 года по май 1997 года – в качестве старшего инспектора Центра криминальной информации Управления города Байконур Главного военно-следственного управления ГСК, с мая 1999 года по июнь 1997 года – в распоряжении ГСК РК, с июня 1997 года по июль 1999 года - в качестве начальника – в качестве начальника Информационного Центра УВД города Байконур, с июля 1999 года по август 1999 года - в качестве старшего госавтоинспектора ОДП УВД города Байконур, с августа 1999 года по 14 апреля 2000 года – в качестве начальника Информационного Центра УВД города Байконур.

Вопросы пенсионного обеспечения жителей города Байконур урегулированы Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года с учетом Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года.

Согласно статье 1 Соглашение от 27 апреля 1996 года распространяется на граждан Российской Федерации, граждан Республики Казахстан, граждан третьих государств и лиц без гражданства, в том числе детей, которые постоянно проживают в городе Байконур.

Таким образом, в городе Байконур состоят на учете и получают пенсию по законодательству Российской Федерации:

- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в городе Байконур (не имеющие регистрацию на территории Российской Федерации);

- граждане Российской Федерации, имеющие постоянную регистрацию на территории Российской Федерации, зарегистрированные на территории города Байконур по месту пребывания;

- граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие в городе Байконур;

- граждане третьих государств, постоянно проживающие в городе Байконур.

Также Соглашением от 27 апреля 1996 года установлено, что обязательное пенсионное страхование и пенсионное обеспечение жителей города Байконур осуществляется по нормам законодательства Российской Федерации.

Как следует из положений статьи 10 Соглашения, указанное соглашение остается в силе в течение срока аренды комплекса «Байконур», установленного Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года и Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года.

Согласно статье 17 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года, проживание и работа людей в условиях особого режима подлежат общей социальной компенсации, которая включает в себя повышенный уровень обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы по оплате труда, государственному страхованию.

Согласно пункту 2 статьи 20 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года, исчисление трудового стажа гражданам Российской Федерации, Республики Казахстан, работающим в учреждениях, организациях и на предприятиях комплекса «Байконур», осуществляется в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с сохранением существующих для города Байконур льгот. По желанию гражданина Республики Казахстан исчисление указанного трудового стажа работы может осуществляться соответствующими органами Республики Казахстан по законодательству Республики Казахстан.

Соглашение от 13 марта 1992 года денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 года и таким образом оно подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия.

Как правильно указал суд первой инстанции, трудовая деятельность Булдаковой И.А. в период с 20 сентября 1993 года по 14 апреля 2000 года в МВД Республики Казахстан на территории города Байконур подлежит зачету в страховой стаж на основании пункта 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года, согласно которому пенсионное обеспечение жителей г. Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, денонсация Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года не влияет на определение круга лиц, трудовой стаж которых учитывается для установления права на пенсию в рамках специального пенсионного обеспечения жителей города Байконур, урегулированного Соглашением от 27 апреля 1996 года.

Доводы апелляционной жалобы о применении к спорным правоотношениям Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» (далее – Соглашение от 24 декабря 1993 года), не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неверном применении норм пенсионного законодательства к спорным правоотношениям.

Так порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности и применяется при назначении пенсии за выслугу лет указанным в нем категориям граждан.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Соглашение от 24 декабря 1993 года применяется в отношении граждан-сотрудников органов внутренних дел при назначении им пенсии за выслугу лет (в том числе на льготных условиях). Истец же обратилась с заявлением о назначении пенсии на основании Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым не регулируется назначение пенсий работникам внутренних дел за выслугу лет (в том числе на льготных условиях).

Таким образом, вышеуказанное Соглашение от 24 декабря 1993 года применяется в отношении граждан - сотрудников органов внутренних дел при назначении им пенсии за выслугу лет, однако истец обратилась с заявлением о назначении пенсии на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предметом которого не является назначение пенсии работникам внутренних дел за выслугу лет, в связи с чем правомерно не нашлось оснований при рассмотрении данного спора для применения Соглашения от 24 декабря 1993 года.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы признаются судебной коллегией суда апелляционной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда первой инстанции не опровергли.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого судебного постановления. Более того, часть доводов приводились ответчиком ранее, являлись предметом исследования суда первой инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении.

Таким образом, при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, то основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 11 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Гайфуллиной Р. Р. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16 октября 2023 года.

Председательствующий

Судьи