Судья Петухова Т.Э.
Судья-докладчик Кулакова С.А. по делу № 33-8945/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 декабря 2020 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Горбачук Л.В.,
судей Шабалиной В.О., Кулаковой С.А.,
при секретаре Попугаевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело № 2-423/2020 по иску Алёшиной Оксаны Андреевны к индивидуальному предпринимателю Капралова И.П. о взыскании неустойки за нарушение сроков устранения недостатков, штрафа, компенсации морального вреда, судебных расходов
по апелляционной жалобе, дополнительной апелляционной жалобе представителя ответчика индивидуального предпринимателя Капралова И.П. – Кудрявцев С.Г.
на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 7 августа 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование требований истец указала, что 18.01.2019 с индивидуальным предпринимателем Капралова И.П. заключила договор Номер изъят розничной купли-продажи предварительно оплаченного товара. Согласно заказу от 18.01.2019 Номер изъят салон дверей премиум класса ALPORTE обязался поставить товар на 121615 руб. Товар ею оплачен. Шестидесятидневный срок поставки истек 12.04.2019, товар поставлен 06.05.2019. За несвоевременную поставку продавец оплатил неустойку 6985 руб. путем уменьшения стоимости товара до 114630 руб. В момент приемки товара установлено, что часть погонажных изделий: наличник фигурный, карниз, а также доборные элементы, - повреждены и подлежат замене. После сборки дверей установлено, что имеется расхождение в цвете между коробками, наличниками и дверным полотном. То есть товар имел явные неустранимые недостатки, не соответствовал договору. 17.06.2019 возвратила элементы товара продавцу для замены. Двери в окончательном варианте установлены в ее квартире только 17.09.2019. На ее претензию от 29.07.2019 о возмещении неустойки в связи с задержкой поставки товара ответчик в письме от 07.08.2019 согласился выплатить 10000 руб., сослался на п. 3.5 договора, предусматривающий, что разные по тону и текстуре полотна и погонаж не считаются бракованными.
С учетом уточнений, просила суд взыскать неустойку за нарушение сроков устранения недостатков 30564 руб., штраф - 15282 руб., компенсацию морального вреда - 50000 руб., судебные расходы - 13000 руб.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 07.08.2020 исковые требования удовлетворены. Взысканы с индивидуального предпринимателя Капралова И.П. в пользу Алёшиной О.А. неустойка 14000 руб., компенсация морального вреда - 2000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя - 8000 руб., судебные расходы на представителя - 10000 руб. В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов на представителя в остальной части отказано. Взыскана с Капралова И.П. И.П. в соответствующий бюджет госпошлина 1416 руб. 92 коп.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней представитель ответчика индивидуального предпринимателя Капралова И.П. – Кудрявцев С.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, мотивируя тем, что судом при рассмотрении спора дана неверная оценка обстоятельствам дела. Имеющиеся в деле доказательства подтверждают, что несовпадение тона дверных полотен и погонажа к ним, на которое истец ссылается, как на выявленный в ходе эксплуатации товара недостаток, не является недостатком товара, поскольку несовпадение тона прямо предусмотрено условиями договора купли-продажи (п. 3.5 договора). Продавец исполнил свои обязательства по договору в полном объеме и в соответствии с его условиями. То обстоятельство, что упомянутый в п. 3.5 договора ГОСТ 475-78 не применяется, не свидетельствует о том, что стороны не достигли соглашения по вопросу наличия у продаваемого товара указанных отличий по тону. Доказательств, позволяющих достоверно установить факт наличия у товара недостатков, помимо голословных заявлений истца, материалы дела не содержат. Вывод суда о том, что потребитель предъявила к ответчику требования об устранении недостатков в рамках гарантийного обслуживания товара, не соответствует действительности, с таким требованиям истец не обращалась. Наличие в тексте договора п. 7.1, устанавливающего, что все споры по договору разрешаются путем переговоров, само по себе не может свидетельствовать о том, что требование об устранении недостатков потребителем продавцу предъявлено. Истцом не представлено доказательств обращения к Капралова И.П. И.П. с требованиями об устранении недостатков в какой-либо форме в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», в связи с чем возможность взыскания пени за нарушение срока удовлетворения требований исключена. Кроме того, недостатки, на которые ссылается истец, если бы они действительно имели место, должны были быть выявлены при приемке товара, как это предусмотрено договором. Несовпадение тона изделий, на которое ссылается истец, не проявляется в ходе эксплуатации изделий. Гарантийный срок призван обеспечить защиту потребителя в случае наличия в товаре недостатков, которые проявляются в ходе его эксплуатации. Таким образом, гарантийный срок, в рамках которого, по мнению суда, предъявлено требование потребителя, к рассматриваемой ситуации отношения не имеет. Вывод суда о том, что факт предъявления потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков товара подтверждается принятием ответчиком на себя дополнительных обязательств перед истцом, ошибочен. Ответчик взял на себя обязательства по оказанию Алёшиной О.А. услуг, поставке дверных коробок. Условия оговорены сторонами, договор заключен в устной форме. Данные обстоятельства должны были быть рассмотрены судом как обособленная сделка, работы осуществлялись заводом-изготовителем по отдельному заказу от имени Капралова И.П. И.П., но не поставщиком товара, а иным юридическим лицом – ООО «АРТ-ДЕКО». Тот факт, что Капралова И.П. И.П. взяла на себя обязательства по покраске изделий, не указывает на то, что данные изделия (товар) имели какие-либо недостатки, а последующие действия направлены на их устранение. В поступившей 29.07.2020 истец ссылалась на нарушение ответчиком сроков поставки товара по договору купли-продажи, однако товар был принят истцом в мае 2019 года, в связи с чем, претензия обоснованно отклонена ответчиком. Суд в решении установил, что в рассматриваемом случае подлежит применению срок устранения недостатков, предусмотренный абз. 2 п. 1 ст. 21 Закона «О защите прав потребителей», однако требование об устранении недостатков товара путем его замены является самостоятельным требованием, истцом ответчику не предъявлялось, данное обстоятельство не доказывалось при рассмотрении дела. Замены изделия не было. Ответчиком истцу оказаны услуги на сумму в несколько десятков тысяч рублей безвозмездно, что подтверждено документально. Ответчик заявлял суду о том, что имеются основания полагать, что действия истца и поочередно предъявляемые к ответчику требования в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о намерении потребителя заработать на конфликте с продавцом, что подпадает под неюридический термин «потребительский экстремизм».
В письменных возражениях представитель истца Алёшиной О.А. – Корнеева Л.И. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии явился представитель ответчика Капралова И.П. И.П. – Кудрявцев С.Г., действующий на основании доверенности от 01.02.2020, представивший диплом о высшем юридическом образовании ФГБО УВПО «Российская академия правосудия» от 05.07.2013 Номер изъят, регистрационный Номер изъят, иные лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Кулаковой С.А., выслушав объяснения представителя ответчика Капралова И.П. И.П. – Кудрявцев С.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены постановленного судом решения не находит, исходя из следующего.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию (п. 4 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей»).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе в случае обнаружения в товаре недостатков если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей», если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 названного Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
В соответствии с п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Как следует из материалов дела, 18.01.2019 индивидуальный предприниматель Капралова И.П. (продавец) и Алёшина О.А. (покупатель) заключили договор розничной купли-продажи предварительно оплаченного товара Номер изъят, по условиям которого продавец обязуется передать товар надлежащего качества в количестве и ассортименте в соответствии со счетом (приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, а покупатель – принять товар и оплатить его в согласованные сроки. Продавец осуществляет гарантийное обслуживание товара при условии соблюдения покупателем правил по эксплуатации и установке.
Приемка товара по ассортименту, количеству и на предмет видимых недостатков проводится при передаче товара покупателю по документам (накладным, товарному чеку и т. п.) на отгрузку товара. В случае несоответствия количества товара принятым продавцом к исполненной заявке покупателя, в документе приемки должна быть сделана отметка о фактически принятом количестве товара (п. 3.2 договора).
При заказе дверных полотен и погонажных изделий к ним следует знать, что абсолютного совпадения полотен и погонажа по тону и текстуре не будет. Разные по тону и текстуре полотна и погонаж не считается бракованными, тому подтверждение положение ГОСТ 475-78/6629-88 на изделия из натурального шпона. Обмен-возврат товара надлежащего качества производится в случае, предусмотренным законом (п. 3.5 договора).
При оформлении заказа на предоставление дверных полотен фабрики покупатель вносит предоплату в размере не менее 50 % от стоимости заказа, оставшаяся сумма оплачивается после уведомления покупателя о прибытии товара на склад. Срок передачи товара от момента внесения оплаты (предоплаты) составляет не более 60 рабочих дней (п. 4.4 договора).
Оплата услуг (замер, установка), предоставляемых продавцом покупателю, осуществляется последним по факту выполненных работ, основанием для оплаты является смета (п. 4.6 договора).
При несвоевременной передаче товара продавец выплачивает покупателю неустойку (пеню) в размере 0,5 % суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки, при этом неустойка взыскивается со дня, когда по договору передача товара покупателю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара покупателю (п. 5.2 договора).
Уплата неустойки и возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств, не освобождает стороны от исполнения обязательств по настоящему договору и не влечет за собой расторжение договора (п. 5.3).
Покупатель не вправе предъявлять претензии по количеству товара после его приемки (п. 5.4).
Продавец обязан передать товар покупателю в заявленном количестве надлежащего качества (п. 5.5).
Гарантийный срок обслуживания 1 год, исчисляется с даты передачи товара покупателю (п. 6.2 договора).
Все споры по договору решаются путем переговоров (п. 7.1 договора).
Согласно правилам приемки эксплуатации и установки дверей (приложение № 2 к договору Номер изъят от 18.01.2019) перед установкой покупатель обязан тщательно осмотреть подготовленный к монтажу товар. При выявлении недостатков (явные недостатки) покупатель обязан заявить о них мастеру по установке. Претензии по явным дефектам принимаются до врезки фурнитуры. Покупатель, обнаруживший недостатки при приемке товара, вправе ссылаться и рассчитывать на устранение недостатков только в случае своевременного (до врезки фурнитуры) оповещения об этих недостатках продавца (п. 1. 5).
10.11.2016 ООО «Арт Деко-Н» (поставщик) и Капралова И.П. И.П. (покупатель) заключили договор поставки Номер изъят, по условиям которого поставщик поставляет межкомнатные филенчатые двери (именуемые в дальнейшем «Товар»), а покупатель принимает и оплачивает этот товар на условиях настоящего договора.
Согласно п. 2.2 договора поставщик гарантирует качество и надежность поставляемой продукции в течение 12 месяцев с момента продажи продукции потребителю (розничному покупателю), но не более 24 месяцев с момента изготовления (дата изготовления отражена на верхнем торце дверного полотна и на штрих-коде на упаковке). Для продукции со стеклом «триплекс» гарантийный срок устанавливается в течение 12 месяцев с момента изготовления.
Оттенки полотна, облицованного натуральным шпоном, меняются в зависимости от вида среза древесины, направления волокон сердцевидных лучей и т.д. в связи с этим готовые изделия могут отличаться по цвету (разнотон), что браком не является. В данном случае претензии покупателя к поставщику принимаются только до момента врезки в полотно фурнитуры (петель, замков, ручек и т.д.) и в порядке, установленном условиями по приемке товара (груза), обнаружения недостатков (брака), замене товара (которые утверждены поставщиком и являются неотъемлемой частью настоящего договора).
В соответствии с п.п. 5.1.1., 5.6.5. ГОСТа 475-2016 «Межгосударственный стандарт. Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия» (утв. Приказом Росстандарта от 22.11.2016 № 1734-ст, взамен ГОСТа 475-78) дверные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, образцу-эталону и изготовляться по конструкторской и технологической документации предприятия-изготовителя. Цвет (тон) и степень блеска (глянец, матовость) отделочного покрытия должны соответствовать образцам-эталонам, утвержденным руководителем предприятия-изготовителя и согласованным с заказчиком.
Согласно заказу от 18.01.2019 Номер изъят покупателем оплачены следующие товары: аттика – 1 ПГ Шпон АКВА 2000*800 (2 шт.); аттика – 1 ПО Шпон АКВА 1900*800 стекло «Эстель» (1 шт.); коробка АКВА ТС стойка (8 шт.); наличник фигурный ТС Аква 2440*75*15 (17 шт.); карниз ТС 800 АКВА без патины (6 шт.); Добор Аква ТС 270*100*10 (8 шт.); добор Аква ТС 2070*165*10 (3 шт.); завертка к ручкам бронза состаренная ВК 16 BIG OB (2 шт.); ручка дверная Мишель бронза состар./керамика состар. DH 615-16 ОВ/ОС (3 шт.); замок межкомнатный магнит WS LP 52120OL N (бронза) Арчи (3 шт.); петля ARCHIE 010-C 100*70*3-4BB-ACF-1B (античная бронза) (6 шт.); доставка до подъезда (1 усл.); предоставление информационных услуг по установке дверей (3 шт.); подъем на этаж (6 шт.). Всего к оплате 121615 руб.
Согласно кассовому чеку от 18.01.2019 внесена предоплата 60000 руб., согласно кассовому чеку от 29.04.2019 оплачено с учетом скидки 114630 руб.
Согласно возврату от покупателя от 17.06.2019 Номер изъят осуществлен возврат карниза ТС 800 АКВА без патины (1 шт.) – 2000 руб., добор Аква ТС 270*170*10 (3 шт.) – 4500 руб.; согласно возврату от покупателя от 17.06.2019 Номер изъят наличник фигурный ТС Аква 2440*75*15 (17 шт.) – 28050 руб., добор Аква ТС 2070*100*10 (8 шт.) – 4800 руб.
29.07.2019 истец Алёшина О.А. обратилась с претензией к директору салона дверей ALPORTE Капралова И.П. с требованием о возмещении неустойки согласно ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей».
В ответе на претензию от 07.08.2019 ответчик ссылался на п. 3.5 договора, указал, что возможные различия по тону между полотном и отделочными материалами связаны со структурой дерева и не являются браком товара; по согласованию с истцом отделочные материалы после передачи направлены на перекраску. Ответчиком отказано в удовлетворении претензии, указано о готовности выплатить истцу неустойку 10000 руб.
Согласно товарному чеку от 11.09.2019 Номер изъят оформлен обмен по браку: добор Аква ТС 2070*100*10 (8 шт.), коробка АКВА ТС стойка (8 шт.), наличник фигурный ТС Аква 2440*75*15 (17 шт.), подъем на этаж (6 шт.), предоставление информационных услуг по установке дверей (3 шт.), доставка до подъезда (1 усл.). Всего на сумму 42550 руб.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, установив, что после установки дверных коробок ответчик принял от истца наличники, доборы, карнизы для перекраски изделий, что подтверждается возвратами товара от покупателя от 17.06.2019 №Номер изъят, 412, направил соответствующий заказ на завод-изготовитель на перекраску изделий и изготовление новых дверных коробок, исходил из наличия в товаре не оговоренных продавцом недостатков, выразившихся в несоответствии дверных коробок по цвету дверным полотнам.
Согласно товарному чеку от 11.09.2019 Номер изъят (поставщик Капралова И.П. И.П., покупатель Алёшина О.А.) произведен обмен товара по браку (в заказе покупателя от 02.09.2019 Номер изъят приведен перечень товаров на сумму 42550 руб. (л.д. 24, т. I)). В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что несовпадение тона прямо предусмотрено договором купли-продажи, не могут являться основанием к отмене решения суда, факт наличия недостатка в товаре не опровергают.
Принимая во внимание, что не соответствующие дверным полотнам элементы дверей переданы истцом ответчику 17.06.2019, по истечении 45 дней недостатки товара ответчиком не устранены, из материалов дела следует, что окончательно двери установлены 17.09.2019, истец Алёшина О.А. вправе требовать взыскания с ответчика предусмотренной ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» неустойки за нарушение срока устранения недостатков товара.
Поскольку по истечении сорока пяти дней с момента передачи продавцу изделий для перекраски недостатки товара не устранены, неустойка, исчисленная исходя из стоимости товара 40450 руб., за период с 01.08.2019 по 17.09.2019 (48 дней) составит 19416 руб.
Учитывая, что неустойка, с учетом применения ст. 333 ГК РФ, определена судом в размере 14000 руб., в соответствии с ч. 6 ст. 330 ГПК РФ доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд исчислил неустойку как в случае предъявления требования о замене товара, не могут являться основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не предъявляла требований об устранении недостатков, опровергаются имеющимися в деле доказательствами – претензией от 29.07.2019, ответом Капралова И.П. И.П. от 07.08.2019, являлись предметом оценки суда первой инстанции, обоснованно отклонены. То обстоятельство, что истец предъявила ответчику требования, связанные с устранением недостатков приобретенного товара, подтверждается тем, что ответчик принял на себя обязательства по перекраске уже переданных покупателю изделий, по изготовлению новых дверных коробок, принял изделия от покупателя и выполнил данные обязательства, установив истцу дверные блоки, в отношении которых у истца замечания отсутствуют.
Установив факт нарушения прав истца как потребителя, суд взыскал с ответчика компенсацию морального вреда, определил по правилами ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» размер подлежащего взысканию с ответчика штрафа.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, опровергаются исследованными доказательствами, сводятся к их иной оценке, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суд первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 7 августа 2020 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.В. Горбачук
Судьи В.О. Шабалина
С.А. Кулакова
Судья Петухова Т.Э.
Судья-докладчик Кулакова С.А. по делу № 33-8945/2020