ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-423/2021 от 02.09.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0041 – 01 – 2021 – 000624 – 37

Судья Ковалева Е.В. Дело № 33 – 9173/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 02 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ривняк Е.В.,

судей Лисовского А.М., Бурковской Е.А.,

при секретаре Шилиной Л.Ю.,

с участием прокурора Романенко Ф.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 423/2021 по иску Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к комитету образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области, администрации городского округа города Урюпинск Волгоградской области, МАОУ «Лицей» городского округа города Урюпинск Волгоградской области о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд по всем входящим в реализуемые образовательные программы учебным предметам,

по апелляционной жалобе комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области в лице представителя Дягилева Александра Игоревича на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 24 мая 2021 года, которым постановлено:

иск Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к комитету образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области, администрации городского округа города Урюпинск Волгоградской области и МАОУ «Лицей» городского округа города Урюпинск Волгоградской области о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд по всем входящим в реализуемые образовательные программы учебным предметам – удовлетворить.

Возложить на комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области обязанность обеспечить финансирование на приобретение 1 459 учебников и учебных пособий МАОУ «Лицей» городского округа города Урюпинск Волгоградской области в течение трёх месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

Возложить на администрацию городского округа города Урюпинск Волгоградской области осуществить перечисление бюджетных средств МАОУ «Лицей», поступивших из комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области для приобретения 1 459 учебников и учебных пособий, в соответствии с их целевым назначением.

Возложить на МАОУ «Лицей» городского округа города Урюпинск Волгоградской области обязанность укомплектовать библиотечный фонд следующей учебной литературой в течение шести месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу: 2 класс – 160 (английский язык (в 2 частях); 3 класс – 160 (английский язык (в 2 частях); 5 класс – 255 (английский язык (в 2 частях), биология); 5 – 6 классы – 70 (география: землеведение); 6 класс – 277 (русский язык (в 2 частях), биология, обществознание); 7 класс – 400 (литература (в 2 частях), обществознание, всеобщая история, география: страноведение); 8 класс – 57 (изобразительное искусство); 10 – 11 классы – 80 (физическая культура).

Заслушав доклад судьи Лисовского А.М., выслушав представителя ответчика комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области по доверенности Дягилева А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Романенко Ф.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к комитету образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области, администрации городского округа города Урюпинск Волгоградской области, МАОУ «Лицей» городского округа города Урюпинск Волгоградской области о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд по всем входящим в реализуемые образовательные программы учебным предметам.

В обоснование заявленных требований указано, что при проведении проверки исполнения законодательства об образовании в деятельности МАОУ «Лицей» городского округа города Урюпинск Волгоградской области выявлены нарушения действующего законодательства, а именно, что библиотечный фонд образовательной организации не укомплектован по всем входящим в реализуемые образовательные программы по учебным предметам.

Электронная форма учебников в образовательной организации предусматривает копирование учебников на лазерный диск, однако, данные носители информации не являются электронными учебными изданиями, а являются нелицензированной копией бумажного учебника.

Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи учебному учреждению соответствующего предписания от 26 февраля 2020 года № 0723, устанавливающим срока устранения нарушений до 20 августа 2020 года.

В связи с неисполнением выданного предписания об устранении нарушений законодательства об образовании, комитетом образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области 28 декабря 2020 года МАОУ «Лицей» выдано повторное предписание и издан приказ о запрете приёма на обучение в МАОУ «Лицей» от 24 декабря 2020 года № 676-у. По состоянию на 02 марта 2021 года повторное предписание об устранении нарушений МАОУ «Лицей» не исполнено.

В этой связи Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области, уточнив в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции исковые требования, просил возложить обязанность на комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области обеспечить финансирование на приобретение 1 459 учебников и учебных пособий МАОУ «Лицей» городского округа города Урюпинск Волгоградской области в течение трёх месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, при этом на администрацию городского округа города Урюпинск Волгоградской области возложить обязанность осуществить перечисление бюджетных средств МАОУ «Лицей», поступивших из комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области для приобретения 1459 учебников и учебных пособий, в соответствии с их целевым назначением, тогда как на МАОУ «Лицей» городского округа города Урюпинск Волгоградской области возложить обязанность укомплектовать библиотечный фонд следующей учебной литературой в течение шести месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу: 2 класс – 160 (английский язык (в 2 частях); 3 класс – 160 (английский язык (в 2 частях); 5 класс – 255 (английский язык (в 2 частях), биология); 5 – 6 классы – 70 (география: землеведение); 6 класс – 277 (русский язык (в 2 частях), биология, обществознание); 7 класс – 400 (литература (в 2 частях), обществознание, всеобщая история, география: страноведение); 8 класс – 57 (изобразительное искусство); 10 – 11 классы – 80 (физическая культура).

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит его отменить в той части, которой удовлетворены исковые требования к комитету образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области, принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении таких требований отказать. Указывает на отсутствие полномочий по централизованной закупке учебников для муниципальных образовательных организаций. Обращает внимание на обеспечение учебного процесса в размере 4 305,7 тысяч рублей. Полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.43 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 ст.4 названного Закона основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются, в частности, обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.

В п.п. 3 п. 1 ст.2 того же Закона предусматривается, что обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

На основании п. 3 ст.5 указанного Закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В п. 3 ч.1 ст.8 Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ (п.п. 10).

Пунктами 1 и 2 ст.18 указанного Закона предусмотрено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится:

материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.п. 2 п. 3 ст.28 того же Закона).

Согласно ч.1 и 2 ст.35 названного Закона обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 утверждён федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

В п. 26 Приказа № 1897 от 17 декабря 2010 года, в частности, указано, что информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно- образовательной средой. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями её осуществления.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать: информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета); укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определённых учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.

Согласно п. 23 Стандарта финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования; обеспечивать организации, осуществляющей образовательную деятельность возможность исполнения требований Стандарта; обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы основного общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая внеурочную деятельность; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.

В п. 24 Стандарта предусмотрено, что материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счёт выделяемых бюджетных средств и привлечённых в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.

В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Волгоградской области от 21 мая 2014 года № 265-п установлен порядок предоставления из областного бюджета муниципальных образований Волгоградской области для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, согласно которому субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области для финансирования расходов, в том числе, на приобретение учебников и учебных пособий.

Обязанность финансового обеспечения образовательной организации по укомплектованию библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем входящим в реализуемые образовательные программы учебным предметам образовательного процесса возлагается на Комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области.

Так, судом апелляционной инстанции установлено, что на момент принятия оспариваемого судебного постановления ответчиками обязательные требования обеспечения МАОУ «Лицей» по укомплектованию библиотечного фонда учебной литературой: 2 класс – 160 (английский язык (в 2 частях); 3 класс – 160 (английский язык (в 2 частях); 5 класс – 255 (английский язык (в 2 частях), биология); 5 – 6 классы – 70 (география: землеведение); 6 класс – 277 (русский язык (в 2 частях), биология, обществознание); 7 класс – 400 (литература (в 2 частях), обществознание, всеобщая история, география: страноведение); 8 класс – 57 (изобразительное искусство); 10 – 11 классы – 80 (физическая культура), не выполнены, комитетом образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области не обеспечено финансирование на приобретение 1 459 учебников и учебных пособий, администрацией не перечислены в образовательное учреждение денежные средства на обеспечение данным учебным материалом МАОУ «Лицей».

Между тем, из пояснений представителя Комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области в суде апелляционной инстанции следует, что после подачи апелляционной жалобы комитетом образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области было профинансировано более 400000 рублей на приобретение учебного материала.

Оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая неисполнение ответчиками требований законодательства на момент принятия судебного решения, суд первой инстанции, руководствуясь приведёнными нормами права, заявленные требования удовлетворил.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, при том, что выполнение возложенных функций каждым из учреждений направлено на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальной общеобразовательной организации.

Доводы апеллянта, содержащиеся в жалобе, о том, что образовательное учреждение наделено определённой компетенцией и несёт ответственность за выбор и определение списка учебников в соответствии с утверждённым федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, а также учебных пособий, допущенных к использованию, судебной коллегией не принимаются, поскольку оспариваемым судебным актом на комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области возложена обязанность лишь произвести финансирование на приобретение учебного материала в необходимом размере в рамках предоставленных законом комитету образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области полномочий.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, исключающих в рассматриваемом случае ответственность, комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области в нарушение требований ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлено.

В целом, изложенные заявителем жалобы доводы, сводятся к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведённой судом первой инстанции в полном соответствии с нормами действующего законодательства, тогда как оснований иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену постановленного решения в части, о чём содержится просьба в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания его отмены по изложенным в апелляционной жалобе доводам, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области в лице представителя Дягилева Александра Игоревича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции (г.Краснодар) через Урюпинский городской суд Волгоградской области.

Председательствующий судья:

Судьи: