Мотивированное апелляционное определение изготовлено
_ _
Судья Бырина Д.В. | № 33-1209-2022 УИД 51RS0001-01-2021-002210-78 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 27 апреля 2022 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Морозовой И.Ю. |
судей | ФИО1 |
ФИО2 | |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4245/2021 по иску ФИО4 к федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району», Североморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о зачислении периодов работы в стаж государственной гражданской службы,
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю., выслушав возражения относительно доводов жалобы представителя федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району» ФИО5 и представителя Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району» (далее – ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по западному арктическому району»), Североморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - Североморское ТУ Росрыболовства) о зачислении периодов работы в стаж государственной гражданской службы.
В обоснование заявленных требований, с учетом последующих уточнений, указал, что протоколом аттестационной комиссии Североморского ТУ Росрыболовства от 15 октября 2020 г. * ему отказано в зачислении в стаж государственной гражданской службы периодов работы и замещения должностей: *** с 15 июля 2003 г. по 30 декабря 2004 г.; *** с 31 декабря 2004 г. по 31 августа 2005 г.; *** с 1 октября 2005 г. по 31 октября 2008 г., поскольку представленные комиссии документы не содержат сведений, подтверждающих выполнение им функций контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по западному арктическому району» отказало в выдаче соответствующих документов по его заявлению, ссылаясь на их отсутствие.
По сообщению ФГКУ «Центральный пограничный архив ФСБ России» архив необходимыми ему сведениями не располагает, его личное дело на хранение в архив не поступало.
Считал, что нарушены его права на свободное получение и изучение архивных документов, а также право на зачет в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1532 от 19 ноября 2007 г. «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации».
Зачет периодов работы в перечисленных им должностях в стаж государственной гражданской службы необходим для возникновения гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, в том числе, на назначение в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсии за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы при расторжении служебного контракта по его инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости, а также права на повышенный размер пенсионных выплат при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по достижению им возраста 60 лет.
Уточнив исковые требования, просил включить в стаж государственной гражданской службы периоды замещения должностей: *** с 15 июля 2003 г. по 30 декабря 2004 г.; *** с 31 декабря 2004 г. по 31 августа 2005 г.; *** с 1 октября 2005 г. по 31 октября 2008 г., для возникновения гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении иска ФИО4 отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО4, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Приводит довод о том, что отсутствие в пограничном органе документов, подтверждающих осуществление им контрольно-надзорной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, привело к нарушению его законного права о зачислении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации».
Отмечает, что в соответствии с нормами Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» хранение и учет архивных документов является обязанностью государственных органов; документы по личному составу, законченные делопроизводством после 1 января 2003 г., хранятся 50 лет; при реорганизации государственных органов архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых государственных органов.
Полагает, что поскольку согласно выписке ЕГРЮЛ ФНС России по состоянию на 19 мая 2020 г. ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по западному арктическому району» является правопреемником ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по Архангельской области» с 1 апреля 2015 г., то его личное дело должно храниться по настоящее время в ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по западному арктическому району».
Отмечает, что суд не дал оценки представленным им письменным доказательствам, в том числе копиям документов, подлинники которых хранились в личном деле.
Считает, что им были приняты все меры по получению должностной инструкции и/или иных документов, подтверждающих осуществление им контрольно-надзорной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в спорные периоды для предоставления аттестационной комиссии Североморского ТУ Росрыболовства, с целью реализации его законного права – зачисления в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы и замещения должностей.
Кроме того просит принять приобщенные к апелляционной жалобе дополнительные доказательства по делу, а именно письменные объяснения ФИО 1, ФИО 2., ФИО 3, подтверждающие выполнение им функций контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые он не имел возможности представить в суд первой инстанции, полагая, что представленных доказательств достаточно, а также ему не было известно местонахождение указанных лиц.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец ФИО4, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, которым представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам жалобы не находит.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) гражданской службы включаются периоды замещения: должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; государственных должностей; муниципальных должностей; должностей муниципальной службы; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж гражданской службы для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) в соответствии с порядком исчисления стажа гражданской службы, установленным Президентом Российской Федерации, иные периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 153 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО4 с 3 августа 2020 г. проходит государственную гражданскую службу в Североморском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству в должности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области.
Согласно вписке из протокола * заседания аттестационной комиссии Североморского ТУ Росрыболовства от 28 августа 2020 г., проведенной по вопросу исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, о включении иных периодов работы (службы) в стаж государственной гражданской службы, дающих право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет гражданскому служащему Североморского ТУ Росрыболовства, в стаж государственной гражданской службы ФИО4 зачислены периоды: с 13 июня 1989 г. по 12 мая 1991 г. – служба в рядах Советской Армии (03 года 09 месяцев 28 дней); с 1 ноября 2008 г. по 31 июля 2020 г. – Двинско – Печерское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации, Северо-Западное Территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, государственный инспектор, старший государственный инспектор (11 лет 09 месяцев), всего 15 лет 06 месяцев 28 дней.
ФИО4 с 3 августа 2020 г. установлен размер ежемесячной надбавки - 30%, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет – 10 календарных дней. Основанием послужила трудовая книжка ФИО4*.5 октября 2020 г. ФИО4 обратился с заявлением к руководителю Североморского ТУ Росрыболовства о включении в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532 в стаж государственной гражданской службы периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом: с 15 июля 2003 г. по 30 декабря 2004 г. – ***; с 31 декабря 2004 г. по 31 августа 2005 г. – ***; с 1 октября 2005 г. по 31 октября 2008 г. – ***.
Для рассмотрения поставленного вопроса ФИО4 представлены мотивированное ходатайство заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области от 5 октября 2020 г.; архивная справка ФГКУ «Центральный пограничный архив» ФСБ России от 26 февраля 2020 г.
*; копия трудовой книжки.
Согласно протоколу * заседания аттестационной комиссии Североморского ТУ Росрыболовства от 15 октября 2020 г., рассмотрев заявление государственного гражданского служащего ФИО4, старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области Управления, с просьбой включить в стаж государственной гражданской службы периоды замещения им вышеуказанных должностей специалистов, опыт и знания работы в которых необходимы ему для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, и прилагаемые к нему документы, комиссия установила, что представленные документы не содержат сведений, подтверждающих выполнение ФИО4 функций контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в период замещения им должностей специалистов, в указанных организациях, в связи с чем ему отказано в зачислении в стаж государственной гражданской службы, предоставленные к рассмотрению периоды работы.
Рекомендовано государственному гражданскому служащему предоставить в комиссию должностную инструкцию и/или иные документы подтверждающие осуществление контрольно-надзорной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в период замещения вышеуказанных должностей.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации», оценив представленные доказательства, как в обоснование заявленных требований, так и в возражения на них по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО4 требований.
Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований считать их неправильными вопреки доводам жалобы у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что при обращении в суд с исковыми требованиями, с учетом их уточнения, ФИО4 указал на нарушение действиями ответчиков его права на пенсионное обеспечение.
Между тем, Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2017 г. № 1532, в соответствии с которым комиссией нанимателя решался вопрос исчисления стажа государственной гражданской службы истца, применяется исключительно в целях исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.
При этом в соответствии с исчисленным истцу стажем государственной гражданской службы (более 15 лет) ФИО4 установлены максимальные размеры надбавки к должностному окладу за выслугу лет и продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.
Установление же стажа гражданской службы для назначения пенсии по выслуге лет производится с соблюдением порядка, установленного именно для указанной цели, на день увольнения государственного гражданского служащего, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» и утвержденным в соответствии с ним приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. № 1648н «О порядке подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».
Данными нормативными актами предусмотрено, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федерального государственного гражданского служащего.
При этом пунктом 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. № 1648н, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (далее - иные периоды), на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (далее - решение), согласованного с Министерством финансов Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.
Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа оформляется не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (далее - заявление о включении иных периодов).
Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
К представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа прилагаются следующие документы: копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, справка-объективка, копия приказа об увольнении федерального государственного гражданского служащего, должностной регламент по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, документ, подтверждающий выполняемые трудовые (служебные) обязанности, возложенные по занимаемой должности (должностям), представленной (представленным) для рассмотрения (трудовой договор, должностная инструкция, иной документ), заявление о включении иных периодов, копия заявления о назначении пенсии за выслугу лет.
Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации для подготовки проекта решения и внесения его в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Принятое Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации решение, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, направляется в кадровую службу федерального государственного органа, направившего представление.
Вместе с тем с соответствующими заявлениями ФИО4 не обращался, соответственно вопрос о включении спорных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в установленном законом порядке не рассматривался, и права истца в данной части, вопреки приведенным в жалобе доводам, не могут быть признаны нарушенными ответчиком Североморское ТУ Росрыболовства.
В данном случае право на разрешение вопроса о включении спорных периодов в стаж государственной гражданской службы в целях назначения пенсии за выслугу лет возникнет у истца при обращении с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет и с заявлением о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Оснований для вывода о нарушении прав истца действиями ответчика при разрешении вопроса о включении спорных периодов в стаж государственной гражданской службы на основании Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532, учитывая факт установления ФИО4 размера надбавки и продолжительности дополнительного отпуска в максимальном размере, вопреки доводам жалобы, не усматривается.
Также правомерно не усмотрел суд и оснований для вывода о нарушении прав истца и со стороны ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по западному арктическому району», поскольку данный ответчик не уполномочен на включение периодов работы сотрудников реорганизуемых учреждений в стаж государственной гражданской службы.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, подробно приведены в решении, и судебная коллегия с ними соглашается, не усматривая необходимости в дополнительном обосновании.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал оценку представленным истцом письменным доказательствам по существу, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции об отсутствии на день рассмотрения спора, по заявленным истцом предмету и основанию иска, доказательств нарушения прав и свобод истца действиями ответчиков и недопустимости подмены предусмотренного законом порядка реализации гражданским своих прав и законных интересов возможностью обращения лица за судебной защитой.
Оснований для принятия в качестве дополнительных доказательств по делу приобщенных к апелляционной жалобе письменных объяснений ФИО 1., ФИО 2, ФИО 3 судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», не усмотрела ввиду отсутствия уважительных причин, препятствующих истцу представить дополнительные доказательства в суд первой инстанции.
В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.
При таком положении оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи