В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-154/2020 (33-8667/2019)
Дело в суде первой инстанции № 2-4247/2019
Строка № 042г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 января 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.
судей Глазовой Н.В., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Тарасове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б.
гражданское дело по иску Шальневой Ольги Васильевны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Шальневой Ольги Васильевны,
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 23.08.2019 года
(судья Леденева И.С.),
У С Т А Н О В И Л А:
Шальнева О.В. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указывала, что работает в ДСЗ Воронежской области в должности начальника отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан с 2012 года. Приказом от 27.11.2018 № 2800/ОД на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Считает данный приказ незаконным, так как отсутствуют основания применения дисциплинарного взыскания – состав дисциплинарного проступка. Указывает, что основанием проведения служебной проверки послужило поручение руководителя департамента Сергеевой О.В. от 23.08.2018 о подготовке порядка проведения анализа поступивших обращений граждан и разработке речевых шаблонов. Ею проведена соответствующая работа, подготовленные материалы, согласованные с курирующим заместителем руководителя департамента Гладышевой Г.Ф., представлены на решение руководителя департамента служебной запиской Шальневой О.В. от 01.10.2018 №82-22/1849, что подтверждается соответствующими данными размещенными в АС ДОУ. В этой связи в ответ на служебную записку Сергеевой О.В. от 23.10.2018 о причинах неисполнения поручения, указаны не причины неисполнения, а указаны сведения об исполнении поручения. При этом не до 23.10.2018, ни позже конкретные замечания, дополнения, требований о доработке представленных материалов, как и разрешение на направление подготовленных материалов в подведомственные структуры для использования, от руководства департамента не поступили.
По вопросу подготовки порядка проведения анализа поступивших обращений граждан, в связи с разъяснениями заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации, которые доведены до всех ИОГВ письмом от 25.09.2018 №23-12/732, предписывающими единообразие в вопросах организации работы, в том числе порядка проведения анализа поступивших обращений граждан, подготовлен и направлен анализ по установленной форме за I, II III кварталах 2018 года и сравнительный анализ количества вопросов, поступивших от граждан, с предыдущим периодом в разрезе вопросов. Отделом систематизированы данные по жалобам граждан в разрезе учреждений, подведомственных департаменту.
Также ссылается на нарушение сроков применения дисциплинарного взыскания, порядка оформления дисциплинарного взыскания и ознакомления с ним.
Просила признать незаконным, необоснованным, оформленным с нарушением норм действующего законодательства и отменить приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 27.11.2018 года №2800/ОД «О применении дисциплинарного взыскания»; взыскать с департамента социальной защиты Воронежской области в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.
Решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 23.08.2019 года в удовлетворении заявленных исковых требований Шальневой О.В. отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении и нарушении норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и принятии нового решения, которым удовлетворить заявленные исковые требования.
В суд апелляционной инстанции явились: представители департамента социальной защиты- ФИО2, ФИО3. Истица просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
На основании статьи 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на гражданского служащего возложена обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций и др.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа (ч. 1 ст. 47).
Служебная дисциплина на гражданской службе - это обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами государственного органа и со служебным контрактом (ст. 56 названного Федерального закона).
В соответствии со ст. 57 этого же Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии, а также увольнения с гражданской службы.
Порядок применения дисциплинарного взыскания установлен в ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ч. ч. 1 - 4 ст. 58 до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 указанного Федерального закона при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Основанием применения вышеперечисленных видов взысканий является дисциплинарный проступок, который проявляется в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим должностных обязанностей.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в департаменте социальной защиты Воронежской области в должности начальника отдела организации делопроизводства и приема граждан, о чем с ней заключен служебный контракт от 26.01.2012 №1 (т. 1 л.д. 70-71).
Пунктами 2.1, 2.2, 2.3 названного служебного контракта предусмотрена обязанность гражданского служащего исполнять обязанности, предусмотренные должностным регламентом на должность государственной гражданской службы Воронежской области начальника отдела организации делопроизводства и приема граждан, статьями 14, 15, п.3 ст. 23 и другими положениями Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», иными нормативно-правовыми актами о государственной гражданской службе РФ и Воронежской области (т.1 л.д.92-93).
Пунктом 3.10 должностного регламента на должность государственной гражданской службы Воронежской области начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента социальной защиты Воронежской области предусмотрена обязанность осуществлять контроль выработки мер управляющего воздействия по устранению причин, порождающих рост устных и письменных обращений граждан, их реализацию.
Пунктом 3.12 должностного регламента установлено, что начальник отдела обеспечивает методическое сопровождение и контроль за состоянием делопроизводства и работы с обращениями граждан в подразделениях департамента и в подведомственных учреждениях, оказывает им помощь в работе.
В силу пункта 5 должностного регламента начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента ФИО1 она несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.Согласно пунктам 2.1.1, 2.2.16 и 2.2.22 Положения об отделе организации делопроизводства и работы с обращениями граждан ДСЗ ВО, утв. 11.01.2018 г., основными задачами отдела являются ведение централизованного делопроизводства корреспонденции департамента, обеспечение своевременной обработки поступившей и отправляемой корреспонденции, осуществление методического руководства, контроля за состоянием делопроизводства и за соблюдением требований инструкции по делопроизводству в подразделениях департамента и в подведомственных учреждениях и оказание им методической помощи.
В соответствии с приказом департамента от 19.07.2018 № 1536/ОД «О проведении внеплановой тематической проверки» контрольно-ревизионному отделу департамента было поручено провести внеплановую тематическую проверку деятельности отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан в период с 23 июля по 03 августа 2018 года (т. 1 л.д. 56).
По результатам проверки был составлен акт тематической проверки отдельных вопросов деятельности отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента от 01.08.2018 № 20 (т. 1 л.д. 39-49).
На основании письма контрольно-ревизионного отдела департамента по результатам тематической проверки от 23.08.2018 № 82-22/1536 (т. 1 л.д. 128-129) врио руководителя департамента ФИО5 начальнику отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента ФИО1 было поручено в срок до 15.09.2018 разработать и утвердить порядок проведения количественного и качественного анализа поступивших обращений граждан; до 01.10.2018 разработать речевые шаблоны для работников подведомственных учреждений, непосредственно взаимодействующих с гражданами при оказании услуг. Данные речевые шаблоны должны содержать корректные типовые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в рамках предоставления той или иной услуги (л.д. 130).
На основании заявления ФИО1 от 12.09.2019 №82-22/1715 срок исполнения пункта 1 поручения, а именно, разработки и утверждения порядка проведения количественного и качественного анализа поступающих обращений граждан продлен до 15.10.2019 г. (л.д. 131-133).
01.10.2018 ФИО1 представлены типовые ответы и материалы для подготовки речевых шаблонов, разработанные начальником отдела организации комплексного социального обслуживания граждан ФИО9, начальником отдела предоставления гражданам субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО10, начальником отдела социальной поддержки федеральных, региональных льготников и отдельных категорий граждан ФИО11, начальником отдела кадров ФИО12 (л.д.171-216).
16.10.2018 ФИО1 в адрес врио руководителя департамента ФИО5 был направлен анализ поступивших обращений граждан за I – III кварталы 2018 года, сравнительный анализ количества вопросов, поступивших от граждан, с предыдущим периодом в виде таблиц (л.д.224-234).
23.10.2018 врио руководителя департамента ФИО5 ФИО1 было поручено представить объяснительную записку по поводу неисполнения поручения к №82-22/1536 от 23.08.2018 в части разработки порядка проведения количественного и качественного анализа поступивших обращений граждан, разработки речевых шаблонов и типовых ответов для работников подведомственных учреждений с целью использования в работе с обращениями граждан (л.д.73).
Во исполнение поручения 26.10.2018 г. ФИО1 представлена информация, согласно которой отделом организации делопроизводства и работы с обращениями граждан обобщены материалы, предоставленные отделом кадров, отделом социальной поддержки федеральных, региональных льготников и отдельных категорий граждан, отделом организации комплексного социального обслуживания граждан и отделом предоставления гражданам субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг, и своевременно представлены (служебная записка от 01.10.2018 №82-22/1849) речевые шаблоны и наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них для использования работниками подведомственных учреждений, взаимодействующих с гражданами при предоставлении мер социальной поддержки; аналитическая информация об обращениях граждан в разрезе вопросов за I, II, III кварталы 2018 года представлена служебной запиской от 16.10.2018 №82-22/2014; также отделом систематизированы данные по жалобам граждан в разрезе учреждений, подведомственных департаменту (л.д.72).
В соответствии с приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 31.10.2018 № 2563/ОД «О создании комиссии» проведена служебная проверка по факту неисполнения в полном объеме поручения врио руководителя департамента социальной защиты Воронежской области от 23.08.2018 г. (л.д.74-75).
Как следует из объяснительной записки ФИО1 от 09.11.2018 №82-22/2238, предоставленной на основании поручения зам. руководителя департамента ФИО13 от 02.11.2018 (л.д.25), во исполнение поручения руководителя департамента ФИО5 от 23.08.2018 №82-22-1536 о разработке совместно с отделами департамента (ФИО4, ФИО7, ФИО8, ФИО14, ФИО15) речевых шаблонов для работников подведомственных учреждений, содержащих корректные типовые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в рамках предоставления той или иной услуги, отделом организации делопроизводства и работы с обращениями граждан проведена организационная работа с профильными подразделениями по данному вопросу, оказана им методологическая и консультативная помощь при подготовке, а в последующем обобщены и систематизированы материалы, полученные от структурных подразделений департамента, в т.ч. от отдела кадров, от отдела социальной поддержки федеральных, региональных льготников и отдельных категорий граждан, от отдела организации комплексного социального обслуживания населения, отдела предоставления гражданам субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг департамента. Обобщенные материалы, согласованные с курирующим заместителем руководителя департамента ФИО6, представлены на решение руководителя департамента служебной запиской от 01.10.2018 №82-22/1849. Работа с обращениями граждан в органах исполнительной власти Российской Федерации ведется в соответствии со «Сборником методических рекомендаций и документов, в том числе в электронном виде, по работе с обращениями и запросами российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в приемных президента российской федерации, в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и иных организациях, на которые возложено осуществление публично значимых функций», утвержденным заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации, который доведен до всех ИОГВ письмом от 25.09.2018 №23-12/732, благодаря чему на территории всей страны обеспечен единый порядок работы с обращениями граждан, в т.ч. «анализ обращений российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также результатов рассмотрения и принятых по ним мер в государственных органах и органах местного самоуправления», его периодичность и надлежащее оформление. На территории Воронежской области всю работу по этому направлению координирует и обобщает управление по работе с обращениями правительства. По их запросам департаментом своевременно готовятся и направляются в их адрес, а также размещается в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет». По поручению руководителя департамента дополнительно отделом организации делопроизводства и работы с обращениями граждан проведен анализ поступивших обращений граждан по вопросам за I, II, III кварталы 2018 г. и сравнительный анализ количества вопросов. Отделом систематизированы данные по жалобам граждан в разрезе учреждений, подведомственных департаменту (письмо от 16.10.2018 №82-22/2014) (л.д.249-251).
Согласно заключению комиссии по результатам проведения служебной проверки в департаменте социальной защиты Воронежской области от 26.11.2018г. начальником отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента установлено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом ФИО1, которой не соблюдались нормы должностного регламента (пункты 3.10. 3.12), а именно не выполнено поручение руководителя департамента (л.д.34-37).
Комиссией по проведению служебной проверки был установлен факт совершения дисциплинарного проступка; вина начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента, ФИО1 в нарушении пунктов 3.10, 3.12 должностного регламента; причины и условия совершения дисциплинарного проступка - недобросовестное исполнение должностных обязанностей, выразившееся в неисполнении поручения руководителя департамента.
В заключении по результатам служебной проверки комиссия предложила применить к ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Приказом руководителя департамента социальной защиты Воронежской области от 27.11.2018 № 2800/ОД «О применении дисциплинарного взыскания» к ФИО1, начальнику отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение по ее вине возложенных на нее служебных обязанностей, предусмотренных разделом 3 должностного регламента.
Разрешая исковые требования о признании незаконным приказа от 27.11.2018 года № 2800/ОД о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора, на основании установленных по делу обстоятельств, подробно проанализировав и оценив имеющиеся по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеет место факт наличия в действиях истца вмененного дисциплинарного проступка, в связи с чем, у ответчика имелись необходимые правовые и фактические основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, поскольку в судебном заседании установлены обстоятельства ненадлежащее исполнение по ее вине возложенных на нее служебных обязанностей, предусмотренных разделом 3 должностного регламента и отраженным в заключении по результатам служебной проверки.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют материалам дела и требованиям трудового законодательства и Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе РФ", в связи с чем судебная коллегия соглашается с ними.
Ссылка истца в апелляционной жалобе об отсутствие её вины для применения дисциплинарного взыскания, не может служить основанием к отмене решения, поскольку нарушение истцом служебных обязанностей, предусмотренных разделом 3 должностного регламента, правомерно работодателем расценено как нарушение должностных обязанностей, влекущее наложение дисциплинарного взыскания, вид которого определяет работодатель.
Ссылки истца на необъективность результатов служебной проверки судом проверены, и не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют доводы искового заявления, были предметом исследования суда первой инстанции, в ходе которого получили надлежащую оценку, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не влекут отмену постановленного судом решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе истца не приведено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для отмены или изменения судебного решения не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 23.08.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: