ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4251/2021 от 13.04.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №33-2279/2022

(в суде первой инстанции дело №2-4251/2021; УИД 27RS0001-01-2021-005095-74)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 апреля 2022 года г.Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Гвоздева М.В.,

судей Мартыненко А.А., Сенченко П.В.,

при ведении протокола помощником судьи Севастьяновой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Хабаровска в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах» о возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционному представлению прокурора Центрального района г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Сенченко П.В., объяснения представителя истца прокурора Максименко Е.В., представителя ответчика МУП г.Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах» - Чистяковой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г.Хабаровска в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах» (далее – МУП г.Хабаровска «УО МКД») о возложении обязанности совершить определённые действия. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком жилищного законодательства, в том числе при сборе отходов, в ходе проведения которой установлено, что на контейнерной площадке, расположенной в районе дома № 20 по ул. Мухина в г.Хабаровске, управление которым осуществляет МУП г.Хабаровска «УО МКД» твердые коммунальные отходы складированы вне контейнеров. Информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки отсутствует. На площадке отсутствует водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Выявленные обстоятельства нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду. Просил суд: возложить на МУП г.Хабаровска «УО МКД» обязанность по оборудованию контейнерной площадки в районе дома №20 по ул. Мухина водонепроницаемым покрытием, разместить информацию об обслуживаемом объекте и о собственнике указанной контейнерной площадки.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 22.12.2021г. исковые требования прокурора Центрального района г.Хабаровска удовлетворены частично: на МУП г.Хабаровска «УО МКД» возложена обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить контейнерную площадку в районе дома 20 по ул. Мухина в г.Хабаровске в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционном представлении прокурор Центрального района г.Хабаровска, ссылаясь на неправильное определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Выражает несогласие с выводом суда об отказе в удовлетворении требования о возложении обязанности обеспечить размещение информации, поскольку наличие на контейнерах надписи «УМКД», размещение сведений на сайте ГИС ЖКХ не свидетельствует о выполнении ответчиком требований действующего законодательства, так как идентифицировать управляющую организацию без наличия сведений о ИНН, ОГРН, полном наименовании юридического лица, местоположении, контактных данных в месте размещения контейнерной площадки невозможно.

В письменном отзыве ответчик МУП г.Хабаровска «УО МКД» просит оставить решение суда без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения. Считает, что прокурором не доказан факт, что управляющая организация должна создать место накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерная площадка и мусорные баки приобретались за счет средств жильцов многоквартирного дома, являются их собственностью, и на балансе управляющей компании не находятся. Информация о контейнерной площадке отражена на контейнерных баках путем нанесения надписи, а также информация размещена на официальном сайте ГИС ЖКХ, установка дополнительных стендов нецелесообразна. Ранее внеочередным собранием собственников в 2018 году принималось решение о заключении договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала оказания коммунальной услуги, копия решения направлялась региональному оператору ООО «Хабавтотранс ДВ» 16.03.2022г., он приступит к предоставлению услуг по обращению с ТКО не позднее 01.07.2022г.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца прокурор Максименко Е.В. доводы апелляционного представления поддержала, уточнив, что решение суда обжалуется в части отказа в удовлетворении требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МУП г.Хабаровска «УО МКД» - Чистякова И.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения, поддержала доводы своих письменных возражений.

На основании ч.1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив в порядке ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражениях, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 8.2.5 Санитарных правил и норм СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 10.06.2010г. №64, определено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

В соответствии с п. 3.7.1, 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Согласно п. 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках, размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

Аналогичные положения закреплены в разделе 2.1.23 Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Правила), утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677. Так, согласно п. 2.1.23.1 Правил контейнерные площадки, организуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Согласно п. 2.1.23.3 Правил лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах и о собственнике площадок.

В соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно подп. «д(2)» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчик МУП г.Хабаровска «УО МКД» осуществляет управление многоквартирным домом по ул. Мухина, д.20 в г.Хабаровске на основании договора от 23.03.2007 № 2/461-у, согласно которому управляющей организацией приняты на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, решения вопросов пользования общим имуществом МКД и предоставления коммунальных услуг пользователям.

В силу указанных договора и положений ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, ответчик является лицом, ответственным за содержание площадки накопления твердых коммунальных отходов для этого многоквартирного дома.

При проведении прокуратурой Центрального района г.Хабаровска проверки установлено, что на контейнерной площадке, расположенной по адресу: г.Хабаровск, ул. Мухина, д. 20, твердые коммунальные отходы складированы вне контейнеров. Информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадки, а также водонепроницаемое покрытие отсутствует, о чем составлен акт осмотра от 22.06.2021г. с фотофиксацией выявленных обстоятельств. Указанные в акте осмотра нарушения содержания контейнерной площадки подтверждаются прилагаемыми фотографиями.

26.08.2021г. МУП г.Хабаровска «УО МКД» составлен акт о том, что контейнерная площадка для контейнеров для сбора ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул. Мухина, д. 20, стоит на твердом металлическом основании, о чем представлены фотоснимки.

В отзыве на иск от 01.09.2021г. ответчик выразил согласие с иском, указав о добровольном исполнении исковых требований, поскольку контейнерная площадка оборудована твердым металлическим основанием, на сайте ГИС ЖКХ размещена информация о выполнении работы по устройству контейнерной площадки для сбора ТБО по ул.Мухина, 20 в г.Хабаровске, предоставив распечатку с сайта ГИС ЖКХ, согласно которой МУП г.Хабаровска «УО МКД» 31.08.2021г. размещено информационное сообщение, согласно которому контейнерная площадка установлена на твердое металлическое основание.

22.12.2021г. прокуратурой Центрального района г.Хабаровска повторно осмотрена контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Хабаровск, ул.Мухина, д.20, в ходе проведения осмотра установлено, что информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадке отсутствует. Водонепроницаемое бетонированное или асфальтированное покрытие отсутствует. По результатам осмотра составлен акт от 22.12.2021г. с приложение фотографии площадки.

Разрешая заявленные прокурором исковые требования и удовлетворяя их в части возложения на ответчика обязанности обустроить контейнерную площадку в районе дома № 20 по ул. Мухина в г. Хабаровске в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, суд первой инстанции, оценивая представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10, п. 3.7.1, 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, раздела 2.1.23 Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677, исходил из того, что материалами дела подтверждено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: г.Хабаровск, ул. Мухина, д.20, не соответствует требованиям законодательства, в т.ч. санитарным нормам и правилам, не имеет под собой бетонированного или асфальтированного основания. Доводы ответчика об обустройстве площадки металлическим поддоном судом первой инстанции отклонены, поскольку такой вид основания не предусмотрен требованиями законодательства.

Решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции. Соответственно, указанные в возражениях ответчика доводы по обустройству контейнерной площадки (основанием с уклоном, ограждением) судом апелляционной инстанции не учитываются.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора о размещении информации об обслуживаемом объекте и о собственнике контейнерной площадки, суд первой инстанции учел размещение сведений на сайте ГИС ЖКХ и наличие надписи на контейнере.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду несоответствия их фактическим обстоятельствам, неверного применения норм материального права. Доводы апелляционного представления прокурора о том, что наличие на контейнерах надписи и размещение сведений на сайте ГИС ЖКХ, не свидетельствуют о выполнение ответчиком установленных законодательством требований являются обоснованными.

Условия содержания контейнерных площадок обеспечено специальным нормативным регулированием, предусматривающим также отдельные требования к информированию при размещении таких площадок.

Так, согласно п. 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, на лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, возложена обязанность обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

Аналогичные положения закреплены в п 2.1.23.3 Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677.

Из указанных норм следует, что эта информация должна размещаться непосредственно на контейнерных площадках, а не в иных источниках и местах. При этом, предусмотрен минимальный объем размещаемых сведений: информация об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

В связи с этим, размещение ответчиком информационного сообщения на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) не свидетельствует о выполнении установленной обязанности. Кроме того, содержание размещенного ответчиком информационного сообщения на сайте ГИС ЖКХ также не соответствует установленным требованиям по необходимому объему сведений.

При этом, материалы дела не содержат доказательств надлежащего выполнения ответчиком требований по размещению информации. Согласно представленным фотографиям на контейнере, находящемся на контейнерной площадке, имеется надпись «МКД», из которой не усматриваются соответствие установленным требованиям по доведению необходимого объема сведений. Иных доказательств размещения на контейнерной площадке необходимой согласно нормативным требованиям информации в материалы дела не представлено.

Доводы возражений ответчика о нецелесообразности размещения требуемой информации на стендах в связи с их периодическим уничтожением неизвестными лицами судебной коллегией не принимаются, поскольку не свидетельствуют о возможности неисполнения ответчиком или освобождения его от установленной законодательством обязанности. При этом, судебная коллегия учитывает, что размещение информации на стендах не является единственно возможным способом исполнения этой обязанности, поскольку указанные нормативные акты не содержат ограничений относительно способа размещения информации на контейнерной площадке.

В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции о достаточности размещения требуемой информации на официальном сайте ГИС ЖКХ и в виде надписи на контейнере нельзя признать верным, доводы возражений ответчика в этой части судебная коллегия считает несостоятельными.

Доводы возражений ответчика об отсутствии у нее обязанности создавать и содержать место накопления коммунальных отходов, нахождение контейнерной площадки и мусорных баков в собственности собственников многоквартирного дома ввиду приобретения и обустройства этого имущества на их денежные средства судебной коллегией отклоняются, как не основанные на нормах права и противоречащие положениям законодательства, регулирующего обязанности управляющих организаций обеспечивать содержание общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг. При этом согласно положениям п. 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, выполнение ответственным лицом установленной в ней обязанности по размещению информации связано с обязательством этого лица по содержанию контейнерной площадки, а не с правом собственности у такого лица на эту площадку.

Возражения представителя ответчика, указанные в судебном заседании суда апелляционной инстанции, о малом числе проживающих лиц в многоквартирном доме, большой задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, что собственники многоквартирного дома в 2018 году приняли решение на внеочередном собрании о заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО, что не позднее 01.07.2022г. к предоставлению услуг по обращению с ТКО должен приступить региональный оператор ООО «Хабавтотранс ДВ», судебной коллегией не учитываются, поскольку не свидетельствуют об освобождении ответчика от установленной законодательством обязанности, на день рассмотрения спора обязанность по содержанию контейнерной площадки несет ответчик.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования прокурора о возложении обязанности по размещению информации нельзя признать законным, в связи с чем в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения в отмененной части об удовлетворении этого искового требования. Таким образом, апелляционное представления подлежит удовлетворению. Согласно требованиям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом характера действий по исполнению возлагаемой на ответчика обязанности по размещению информации судебная коллегия находит возможным установить срок ее исполнения в течение одного месяца со дня вступления решения в силу.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное представление прокурора Центрального района г.Хабаровска удовлетворить.

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 22 декабря 2021 года по гражданскому делу по иску прокурора Центрального района г.Хабаровска к Муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах» о возложении обязанности совершить определённые действия - отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять в отмененной части новое решение:

Обязать муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в силу разместить на контейнерной площадке в районе дома № 20 по ул.Мухина в г.Хабаровске информацию об обслуживаемом объекте и о собственнике площадки.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: