судья Алешков А.Л. дело № 33-711/2021
дело № 2-426/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Блиновской Е.О.,
судей: Ахметзяновой Л.Р., Башковой Ю.А.,
при ведении протокола помощником судьи Петровой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Краснодар» к ФИО1 о взыскании задолженности и по встречному иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Краснодар» о взыскании неосновательного обогащения,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сургутского районного суда ХМАО-Югры от 17 марта 2020 года, которым постановлено:
«взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» задолженность по оплате услуг газоснабжения за период с 01.12.2018 года по 25.03.2019 года размере 2 673 рубля 13 копеек, в счет возмещения стоимости работ по приостановлению подачи газа в размере 120 рублей 12 копеек, судебные расходы в размере 708 рублей 51 копейка.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 - отказать».
Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л.Р., судебная коллегия
установила:
ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» обратилось с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг газоснабжения, в обоснование исковых требований указав, что истец является поставщиком газа и производит его подачу через присоединенную сеть на газо-потребляющее оборудование ФИО1, установленное в домовладении по адресу: (адрес).
Очередная поверка в органах государственной метрологической службы должна была быть проведена не позднее 19 сентября 2018 года, однако ФИО1 до настоящего времени поверку прибора учета газа не произвел, подача газа приостановлена 25 марта 2019 года.
Таким образом, за период с 01 октября 2018 года до 25 марта 2019 года по лицевому счету ответчика были произведены начисления за потребленный природный газ согласно действующим нормативам потребления газа. Сумма начислений составила 28 011,10 рубль, которую ответчик добровольно не оплачивает.
04.06.2019 года в отношении ФИО1 был вынесен судебный приказ о взыскании с него задолженности в сумме 28 011 руб. 10 коп. - задолженности по оплате поставленного природного газа в период с 01.08.2018 года по 30.04.2019 года, 754 руб. 50 коп. - пени, 531 руб. 49 коп. - судебные расходы по уплате государственной пошлины. Абинским отделом УФФСП России по Краснодарскому краю с ФИО1 частично удержана и перечислена задолженность по судебному приказу.
Судебный приказ отменен ФИО1 26.09.2019 года.
С учетом заявления об уточнении исковых требований ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» просит взыскать с ответчика задолженность по пени в размере 2 673 рубля 13 копеек, 120 рублей 12 копеек - стоимость работ по приостановлению подачи газа, 708 рублей 51 копейка - судебные расходы по уплате государственной пошлины.
ФИО1 в свою очередь обратился со встречным иском к ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» о взыскании неосновательного обогащения в размере удержанных с него сумм.
В обоснование требований указал, что он ранее подавал заявление на приостановление начислений за коммунальные услуги на период отъезда на постоянное место жительства. С 2017 года такие заявления ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» не принимаются.
Указывает. что коммунальные услуги, в том числе поставку газа, истец по встречному иску оплачивает по факту потребления, по абонентской книжке в период нахождения в отпуске в Краснодарском крае.
Газ подключен в сентябре 2008 года, за последние годы и лето 2018 года уведомлений об истечении срока межповерочного интервала приборов учета газа ему не поступало. Оплата за газ принята в ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» с августа по ноябрь месяц 2018 года включительно, с декабря 2018 года перестали принимать.
Начисление по нормативу платы за газоснабжение с 01.10.2018 года по 25.03.2019 года считает незаконным, в силу нарушения утвержденных правил постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан".
Просит взыскать с ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» неосновательное обогащение в размере 28 189 рублей 40 копеек, моральный вред в размере 300 000 рублей 00 копеек, судебные расходы в размере 1 040 рублей 00 копеек.
Представитель истца (ответчика по встречному иску) ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар», ответчик (истец по встречному иску) ФИО1, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились. Суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Представитель ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании первоначальный иск не признал, на встречных исковых требованиях настаивал.
Сургутским районным судом ХМАО-Югры постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик (истец по встречному иску) ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение, в удовлетворении иска ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» отказать, исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Полагает, что юридически значимым обстоятельством по данному делу является порядок определения объема потребляемого газа по истечению межповерочного интервала прибора учета газа, который определяется в соответствии с п.30 Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549. Данная норма, при вынесении судом первой инстанции решения, применена не была.
Считает, что в данном случае преюдициальным является решение Славянского городского суда Краснодарского края от 13.11.2018 г. по гражданскому делу №2-1191/2018, которым исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю Территориального отдела в Славянском, Красноармейском, Калининском районах к ООО ’’Газпром Межрегионгаз Краснодар" в отношении неопределенного круга лиц в части необоснованного включения в платежные документы начислений за поставленный газ и пени по нормативам потребления в связи с истечением межповерочного интервала прибора учета газа удовлетворены. Данным решением установлена противоправность действий ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар" в части включения в платежные документы начислений за поставленный газ и пени по нормативам потребления в связи с истечением межповерочного интервала прибора учета газа.
Не согласен с выводом суда о проживании в принадлежащем ФИО1 домовладении трех человек. Судом не дана правовая оценка представленным документам - справке с места жительства и акту о проживании ФИО1, согласно которым он постоянно проживает по адресу: (адрес). Совместно с ним по указанному адресу проживают его жена ФИО3 и дочь ФИО4
Указанный адрес также указан как адрес его проживания в договоре №27029 на газоснабжение населения от 19.09.2008 года, заключенном между ним и ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар", предусматривающим уведомление абонента о сроке поверки приборов учета газа п.2.1.6, и изменениях порядка расчета за газ п.4.6 в письменной форме.
Считает, что отказ в удовлетворении встречных исковых требований, в нарушение положений ст. 198 ГПК РФ, не мотивирован. Дополнительно указывает, что в принадлежащем ему домовладении по адресу: (адрес), никто не проживает. Расчет нормативов потребления газа из расчета на трех проживающих, предоставленный истцом (ответчиком) не обоснован, соответственно является незаконным.
Возражая против доводов жалобы, ООО Газпром Межрегионгаз Краснодар» указывает, что обязанность по уведомлению поставщиком газа об истечении срока поверки прибора учета газа законодательством не предусмотрена. Полагает, что истец на законных основаниях произвел по лицевому счету ответчика начисления за потребленный природный газ согласно действующим нормативам потребления газа за период с 01.1.2018 (с момента истечения срока поверки) до 25.03.2019 г. (даты приостановления подачи газа).
Считает необоснованной ссылку жалобы на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 13.11.2018, поскольку данное решение не имеет отношения к рассматриваемому спору.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 июля 2020 года решение Сургутского районного суда ХМАО-Юры от 17 марта 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 июля 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, с указанием на то, что судами допущены нарушения норм материального права, которые являются существенными, и которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела, поскольку не определены юридически значимые обстоятельства по делу, которыми являются: количество лиц, зарегистрированных в доме по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания в расчетный период, а при их отсутствии количество собственников дома, а также количество временно проживающих в доме лиц, установленных соответствующим актом исполнителя коммунальной услуги.
В силу ч.4 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 с т. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно положений ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1 ст. 157 ЖК РФ).
Положениями ст. 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» является поставщиком газа и производит его подачу через присоединенную сеть на газо-потребляющее оборудование ФИО1, установленное в домовладении по адресу: (адрес).
В принадлежащем ФИО1 доме установлена газовая плита, КС "Proterm". Учет потребляемого газа производится по прибору учета газа, межповерочный интервал оборудования составляет 10 лет.
Дата последней поверки 19.09.2008 года. Очередную поверку установленный в доме ответчика прибор учета газа не прошел, подача газа приостановлена 25.03.2019 года.
За спорный период с 19.09.2018 г. (с момента истечения срока поверки) и до 25.03.2019 года (даты приостановления подачи газа) по лицевому счету ФИО1 были произведены начисления за потребленный природный газ, согласно действующим нормативам потребления газа. Сумма начислений составила 28 011 руб. 10 коп.
В связи с тем, что оплату задолженности ФИО1 не произвел, ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
04.06.2019 года в отношении ФИО1 был вынесен судебный приказ № 2-1495/2019 о взыскании с него задолженности в сумме: 28 011 рублей 10 копеек - задолженность по оплате поставленного природного газа в период с 01.08.2018 года по 30.04.2019 года, 754 рубля 50 копеек – пени, 531 рубль 49 копеек - судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Абинским отделом УФФСП России по Краснодарскому краю с ФИО1 удержана задолженность по судебному приказу в размере 28 189 рублей 40 копеек.
26.09.2019 года по заявлению ФИО1 судебный приказ отменен.
Как следует из заявления ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» об уточнении исковых требований, предметом настоящего спора является взыскание пени, размер которой определен на дату подачи настоящего иска - 2 673,13 рубля, стоимости работ по приостановлению подачи газа – 120,12 рублей.
Обращаясь со встречным иском, ФИО1 указывает о незаконности удержанных с него сумм в размере 28 189 рублей 40 копеек, полагая их неосновательным обогащением ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар».
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив предоставленные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» и отсутствии оснований для удовлетворения встречных требований ФИО1, при этом исходил из того, что в спорный период начисление платы за газ правомерно производилось по нормативам потребления, приняв во внимание расчет истца по первоначальному иску.
Выводы суда первой инстанции в части необходимости расчета задолженности, исходя из установленного норматива потребления, судебная коллегия полагает правильными, соответствующими требованиям закона и обстоятельствам дела.
В соответствии с абз.3 ст. 2 и абз.1 ст. 18 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
На основании п.п. «а» п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") абонент обязан: оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.
Согласно подпункту "в" пункту 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении (в том числе): срока проведения очередной поверки, определяемого с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке; установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
Установив, что дата последней поверки прибора учета газа истекла 19 сентября 2008 года, суд первой инстанции обоснованно определил задолженность исходя из норматива потребления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае должен быть применен пункт 30 Правил № 549, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, как основанные на ошибочном толковании норм права.
Пунктом 30 Правил № 549 установлено, что объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Приведенное положение действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, одновременно утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг, пункты 59 и 60 которых предусматривают порядок расчета объема потребления коммунального ресурса при невозможности его определения по приборам учета в случаях, поименованных в подпунктах "а" - "в" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе при выходе прибора учета из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки.
Предусматривая механизм определения объема потребления коммунальных ресурсов при наличии у потребителей приборов учета, но невозможности их применения по назначению, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 одновременно с этим излагает в новой редакции пункт 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которая выступает в качестве специальной нормы по отношению к подпункту "а” пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг применительно к правоотношениям между поставщиком газа и абонентами.
Согласно разъяснениям в письме Минрегиона России от 28 мая 2012 года № 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354», в случае, если в момент демонтажа прибора учета объем потребления газа в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан определяется по нормативам потребления газа (например, истечение срока поверки), то факт демонтажа прибора учета не влечет изменения порядка определения объема потребления газа, то есть объемы потребления газа определяются по нормативам потребления газа.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что срок поверки прибора учета газа истек, демонтажа счетчика не имелось, соответственно определение потребленного газа уже не могло осуществляться по показаниям прибора учета газа. При таких обстоятельствах, учитывая, что поверка прибора учета должна быть произведена заблаговременно, правильным является определение объема потребленного газа по нормативам потребления.
Ссылка апелляционной жалобы на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 13.11.2018 года по гражданскому делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю к ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в отношении неопределенного круга лиц, подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку данное решение не имеет отношения к предмету настоящего спора, принято по иным обстоятельствам.
Как следует из искового заявления ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар», а также пояснений, представленных по запросу суда ХМАО-Югры, ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» рассчитывает размер задолженности, исходя из количества трех человек.
ФИО1 утверждает, что постоянно проживает с семьей в другом субъекте Российской Федерации, в доме бывает только периодически, в спорный период в доме никто не проживал.
Согласно Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормой потребления газа является, в частности, среднемесячный объем потребления газа в целях приготовления пищи и нагрева воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения в расчете на 1 человека в месяц (пункт 32, подпункт "а" пункта 34). Так, при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления (подпункт "а" пункта 35 Правил).
В силу подпункта "в" пункта 8 вышеуказанных Правил, оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, следующие сведения о количестве лиц, проживающих в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить. К оферте прилагаются документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов (подпункт "ё” пункта 9 Правил).
Поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте - предложении; заключении договора, а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения о количестве лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается (пункт 4 Правил).
Абонент обязан уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа об изменении количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан (подпункт "е" пункта 21 Правил).
Таким образом, объем потребленного абонентом газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, рассчитывается, в том числе, и исходя из количества граждан, проживающих в нем.
В материалах дела имеется заявление ФИО1 от 14 августа 2017 года, из которого следует, что ФИО1 просит не производить начисления за газ в связи с тем, что все граждане, проживающие в доме, будут отсутствовать по этому месту жительства более месяца, в период с 01 мая 2017 года по 01 августа 2018 года.
Согласно акту проверки достоверности учета потребляемого газа, составленному 22 июня 2018 года, домовладение не является жилым, со слов соседей собственник появляется редко, проживает в ином регионе.
Из акта МУП «Федоровское жилищно-коммунальное хозяйство» от 10.12.2019 года следует, что ФИО1 (муж), ФИО3 (жена), ФИО4 (дочь) постоянно проживают по адресу: (адрес).
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, в редакции, действовавшей на момент расчетного периода, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В данной формуле учитывается количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 56 (1) данных Правил, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
По запросу суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» не был предоставлен акт об установлении количества граждан, временно проживающих в спорном жилом помещении в расчетный период.
В силу пункта 56(2) Правил, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции при расчете размера платы за коммунальную услугу по поставке газа принимает во внимание то, что ФИО1 является единственным собственником спорного помещения, лиц, зарегистрированных в доме по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания в расчетный период не было, а также учитывает отсутствие данных о количестве временно проживающих в доме лиц, установленных соответствующим актом исполнителя коммунальной услуги.
Проверив представленный ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» по запросу суда расчет задолженности за газоснабжение за расчетный период, признав его верным с учетом 3 человек, суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принимая во внимание, что расчет должен быть произведен с учетом 1 человека, приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ФИО1 задолженности в размере 9 337, 03 рублей, а также 120, 12 рублей – за стоимость работ по приостановлению подачи газа.
Вместе с тем, принимая во внимание, что Абинским отделом УФФСП России по Краснодарскому краю с ФИО1 удержана в пользу ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» задолженность по судебному приказу № 2-1495/2019 в размере 28 189 рублей 490 копеек, суд апелляционной инстанции полагает, что в удовлетворении требований ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» надлежит отказать в полном объеме.
Разрешая встречные требования о взыскании неосновательного обогащения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с главой 60 ГК РФ обязательства из неосновательного обогащения возникают при обогащении одного лица за счет другого. Обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошло при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
В соответствии с положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, указанных в статье 1109 данного кодекса (пункт 1).
Таким образом, по смыслу вышеуказанной нормы права юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении указанного спора, являются обстоятельства приобретения или сбережения ответчиком имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований за счет истца.
Исходя из установленных обстоятельств, учитывая, что в результате вынесенного судебного приказа, с расчетного счета ФИО1 осуществлено списание в общем размере 28 189 рублей 40 копеек, из которых правомерно удержанными являются 9 457 рублей 15 копеек (9 337, 03 рублей задолженность за газоснабжение, 120, 12 рублей за стоимость работ по приостановлению подачи газа), следовательно, неосновательным обогащением является сумма в размере 18 732 рублей 25 копеек, которые должны быть взысканы с ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» в пользу ФИО1
Требования в части компенсации морального вреда являются необоснованными.
В соответствии с ч. 3 ст. 98 ГПК РФ в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
Согласно чч. 1, 2 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Исходя из положений ст. 333.19 налогового кодекса Российской Федерации с ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» в пользу ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 750 рублей.
В силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар», частичному удовлетворению требований ФИО1
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского районного суда ХМАО-Югры от 17 марта 2020 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Краснодар» отказать.
Встречные исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Краснодар» о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Краснодар» в пользу ФИО1 неосновательное обогащение в размере 18 732 рублей 25 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 750 рублей.
В остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Председательствующий: Блиновская Е.О.
Судьи: Ахметзянова Л.Р.
Башкова Ю.А.