ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-428/11-2021 от 25.05.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья Шурова Л.И. 46RS0030-01-2020-006667-23

№ 2-428/11-2021

№ 33-1270/2021

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Стародубова Ю.И.,

судей Леонтьевой И.В., Лобковой Е.А.,

при секретаре Крюковой М.С.,

с участием прокуроров Борисовой Е.С., Казимировой Е. Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 мая 2021 года дело по иску Чаплыгина П.Ю. к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Курской области о признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, поступившее по апелляционной жалобе истца Чаплыгина П.Ю. и апелляционному представлению прокурора ЦАО г. Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 13 января 2021 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В.., судебная коллегия

установила:

Чаплыгин П.Ю. обратился в суд с вышеназванным иском к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Курской области, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он был назначен на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 разряда административного отдела территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области (далее Курскстат). С ним был заключен служебный контракт на неопределенный срок с испытанием на 3 месяца, издан приказом от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на федеральную службу.

Приказами руководителя Курскстата р от ДД.ММ.ГГГГ и р от ДД.ММ.ГГГГ он был привлечен к дисциплинарной ответственности, за неисполнение возложенных на него должностных обязанностей ему были объявлены выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

Приказом Курстата к от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с Федеральной государственной гражданской службы на основании подп. 2 п.1 ст.37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с неоднократным неисполнением гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей. С привлечением к дисциплинарной ответственности и увольнением он не согласен.

С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований Чаплыгин П.Ю. просил суд: отменить приказы от ДД.ММ.ГГГГ/р и от ДД.ММ.ГГГГ/р о наложении дисциплинарного взыскания, от ДД.ММ.ГГГГ/к об увольнении; восстановить его на службе в Курскстате в должности специалиста 1 разряда административного отдела Курстстата с прежними функциональными обязанностями; взыскать с Курстатат в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на службе.

Судом постановлено решение об отказе Чаплыгину П.Ю. в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе истец Чаплыгин П.Ю. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

В апелляционном представлении прокурор ЦО г. Курска Папанов С.В. просит решение суда отменить в части отказа Чаплыгину П.Ю. в удовлетворении иска о признани приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ/к незаконным, восстановлении на работе, и принять новое решение, которым эти исковые требования удовлетворить.

В письменных возражениях на апелляционное представление прокурора истец Чаплыгин П.Ю. полагает, что решение суда подлежит отмене в полном объеме, а все его исковые требования подлежат удовлетворению.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истца и апелляционное представление прокурора ответчик Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление без удовлетворения.

В заседание судебной коллегии представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Курской области, извещенный надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не явился, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционном представлении и возражениях относительно жалобы и апелляционного представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, апелляционного представления прокурора, и возражений на них, заслушав объяснения истца Чаплыгина П.Ю., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, представителя ответчика Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области по доверенности - Артюх С.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы истца и апелляционного представления прокурора, заключение прокурора Казимировой Е.Ю., поддержавшей апелляционное представление, полагавшей решение суда подлежащим отмене в части отказа Чаплыгину П.Ю. в удовлетворении исковых требований о признания приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ/к незаконным и восстановлении на службе, судебная коллегия находит решение суда в части отказа Чаплыгину П.Ю. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными приказов руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики <данные изъяты>. и <данные изъяты> г. о привлечении Чаплыгина П.Ю. к дисциплинарной ответственности подлежащим оставлению без изменения, а в остальной части - отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, обстоятельствам дела не соответствуют, судом неправильно применены нормы материального права.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (ст.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Согласно ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в ч. 7 ст. 11 ТК РФ, согласно которой на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу ст.15 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий обязан в том числе: соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Понятие дисциплинарного проступка, порядка привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего и совокупность обстоятельств, необходимых для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности раскрыты в ст.ст.57-59 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ.

Согласно ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, в том числе, является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).

Согласно подп. 2 п.1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Правила проведения служебной проверки установлены ст.59 указанного Федерального закона, согласно которой служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (ч.1). При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего, предусмотренные ст.15 Федерального закона, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязанности и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами (п.2). Представитель нанимателя имеет право требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, возложенных на него настоящим служебным контрактом, должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, а также соблюдения Служебного распорядка Росстата и Кодекса (п.3.1.1). Представитель нанимателя имеет право привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка (п.3.1.3).

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.06.2013 г. №204 «Об организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих федеральной службы государственной статистики» утвержден «Порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики», который разработан на основании Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации» в целях организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие), замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной статистики.

Согласно вышеназванных Правил, перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (п.1.2). Основанием для проведения служебной проверки является: решение представителя нанимателя о проведении служебной проверки; письменное заявление гражданского служащего о проведении служебной проверки (п.1.3). В отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики (за исключением государственных служащих, замещающих должности заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы государственной статистики) служебная проверка проводится по решению руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики (лица, его замещающего) (далее - руководитель территориального органа Росстата) (п.2.1). основаниями для издания приказа о проведении служебной проверки являются: 1) докладная (служебная) записка, содержащая признаки (факт) совершения конкретным гражданским служащим дисциплинарного проступка, то есть неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей;2) представление на имя руководителя Росстата (руководителя территориального органа Росстата) соответствующих государственных органов российской Федерации, содержащее сведения о совершении конкретным гражданским служащим дисциплинарного проступка; 3) письменное заявление гражданского служащего (п.2.2). В приказе Росстата (территориального органа Росстата) о проведении служебной проверки: 1) указывается: основание для проведения служебной проверки. Должность, фамилия, имя и отчество гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка; 2) утверждается состав комиссии и ее председатель с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств членов комиссии по проведению служебной проверки (далее – комиссия) с указанием (в случае необходимости) на освобождение ее членов от служебных обязанностей на период проверки; 3) определяется срок проведения служебной проверки (п.2.6). При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (п.2.9). Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются руководителю Росстата (руководителю территориального органа Росстата), назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. Днем окончания служебной проверки является дата подписания заключения по результатам проведения служебной проверки (п.2.11). Служебная проверка проводится комиссией, которая состоит из трех или более гражданских служащих, обладающих необходимыми знаниями и опытом (п.3.1). В случае отказа гражданского служащего дать письменные объяснения составляется соответствующий акт (приложение №1). Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (п.3.4). Гражданский служащий, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, имеет право: 1) ознакомиться с приказом Росстата (территориального органа Росстата) о проведении служебной проверки; 2) давать устные и письменные объяснения (приложение №2) (письменные объяснения пишутся собственноручно на имя руководителя Росстата (руководителя территориального органа Росстата), принявшего решение о проведении служебной проверки); 3) представлять заявления. Ходатайства и иные документы, которые приобщаются к материалам служебной проверки; 4) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, руководителю Росстата (руководителю территориального органа Росстата), назначившему служебную проверку; 5) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну (п.3.7). Результаты служебной проверки оформляются письменным заключением (далее – заключение) п.5.1). Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается председателем комиссии, членами комиссии, участвовавшими в проверке, и представляется руководителю Росстата (руководителю территориального органа Росстата) для принятия соответствующего решения (п.5.3). Председатель комиссии (член комиссии (член комиссии по поручению председателя комиссии) не позднее трех рабочих дней со дня принятого руководителем Росстата (руководителем территориального органа Росстата) соответствующего решения знакомит гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, с заключением и другими материалами по результатам служебной проверки в части, его касающейся, и если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, под роспись на заключении с проставлением даты ознакомления (п.5.8). Подготовка проекта приказа Росстата (территориального органа Росстата) о применении дисциплинарного взыскания осуществляются в установленном порядке Кадровой службой (структурному подразделению территориального органа Росстата, в ведении которого находятся вопросы государственной гражданской службы и кадров) (п.5.11).

Из материалов дела следует, что Чаплыгин П.Ю. был принят на федеральную государственную гражданскую службу и с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 разряда административного отдела, с испытательным сроком три месяца, что подтверждается заключенным с истцом служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ и приказом /к от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении Чаплыгина П.Ю.».

Согласно служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Чаплыгиным П.Ю., гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением федеральной государственной службы, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение федеральной государственной гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации (п.1.1). Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 разряда административного отдела, утвержденной в целях обеспечения исполнения полномочий Курскстата в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, соблюдать Служебный распорядок Росстата и Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики (далее – Кодекс), а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему замещение должности федеральной государственной службы в соответствии с законодательством Российской федерации о государственной гражданской службе российской Федерации, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим служебным контрактом (п.1.2). В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы должность, замещаемая Гражданским служащим, отнесена к младшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» (п.1.3). Гражданский служащий обязан исполнять обязанности федерального государственного гражданского служащего, предусмотренные статьей 15 Федерального закона, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами (п.2.2). Представитель нанимателя имеет право: требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, возложенных на него настоящим служебным контрактом, должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, а также соблюдения Служебного распорядка Росстата и Кодекса (п.3.1.1); привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка (п.3.1.3). Представитель нанимателя и гражданский служащий несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств в соответствии с законодательством российской Федерации (п.9.1). Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения обязанностей, не установленных настоящим служебным контрактом и должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего (п.9.2). Настоящий служебный контракт может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе в Российской Федерации (п.9.5).

При поступлении на федеральную государственную гражданскую службу Чаплыгин П.Ю. был под роспись ознакомлен с Должностным регламентом специалиста 1 разряда административного отдела, а так же локальными актами Курскстата.

Приказом руководителя Курскстат /р от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания» за неоднократное ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него служебных обязанностей, выразившееся в нарушении подпунктов 2.3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ, подпункта 3.3.1, пункта 3.3.1 абзаца 1), 3), 4), 6) пункта 3.3.2 раздела 3 Должностного регламента, утвержденного руководителем Курскстата ДД.ММ.ГГГГ. , учитывая наличие действующего дисциплинарного взыскания, к специалисту 1 разряда административного отдела Чаплыгину П.Ю. применено дисциплинарное взыскание – выговор.

Приказом руководителя Курскстат /р от ДД.ММ.ГГГГ «О применении дисциплинарного взыскания» за неоднократное ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него служебных обязанностей, выразившееся в нарушении пунктов 2.3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе от 27.07.2004 г. №79-ФЗ, абзаца 1), 6) пункта 3.3.2 раздела 3 Должностного регламента, утвержденного руководителем Курскстата ДД.ММ.ГГГГ-ВД, учитывая наличие двух действующих дисциплинарных взысканий в виде замечания и выговора к специалисту 1 разряда административного отдела Чаплыгину П.Ю. применено дисциплинарное взыскание – предупреждение о неполном должностном соответствии.

Приказом руководителя Курскстат от ДД.ММ.ГГГГ/к «Об увольнении Чаплыгина П.Ю.» действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ прекращено и Чаплыгин П.Ю. освобожден от замещаемой должности специалиста 1 разряда административного отдела и уволен ДД.ММ.ГГГГ с федеральной государственной службы за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей и наличием трех дисциплинарных взыскание в виде: замечания, вынесенного приказом Курскстата от ДД.ММ.ГГГГ/р; выговора, вынесенного приказом Курскстата от ДД.ММ.ГГГГ/р; предупреждения о неполном должностном соответствии, вынесенного приказом Курскстата от ДД.ММ.ГГГГ/р, <данные изъяты> 37 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Оспаривая законность привлечения к дисциплинарной ответственности на основании приказов руководителя Курскстата р от ДД.ММ.ГГГГ и /р от ДД.ММ.ГГГГ, истец Чаплыгин П.Ю. ссылался на то, что дисциплинарных проступков не совершал, он не является специалистом по охране труда, возложение на него обязанностей специалиста по охране труда нарушает нормы законодательства в области охраны труда. Полагает, что выполнять устное поручение начальника Отдела по разработке и исполнению мероприятий по охране труда, а также созданию условий безопасной работы он не обязан. Служебная проверка проведена с нарушением Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Порядка организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики, утвержденного приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ, от него не были отобраны письменные объяснения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о несостоятельности этих доводов истца.

Проверяя законность привлечения Чаплыгина П.Ю. к дисциплинарной ответственности на основании приказов руководителя Курскстата р от ДД.ММ.ГГГГ и /р от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец Чаплыгин П.Ю. совершил дисциплинарные проступки, за которые правомерно был привлечен ответчиком к дисциплинарной ответственности, с соблюдением порядка и процедуры наложения дисциплинарного взыскания.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, и сними соглашается.

Доводы истца о том, что обязанности специалиста по охране труда возложены на него ответчиком неправомерно, нарушают требования ст.217 ТК РФ, судом первой инстанции проверялись, обоснованно признаны несостоятельными.

В соответствии с требованиями ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч.1). Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч.2). При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч.3).

Из объяснений представителя ответчика в суде первой и апелляционной инстанции следует, что система управления охраной труда в государственном органе формируется с учетом специфики его деятельности. Курскстат свою деятельность осуществляет в соответствии с Положением о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Курской области, утвержденным приказом Росстата от 20.04.2018 г.

Согласно п.11.6 Положения о Курскстате, руководитель решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в территориальном органе

Организация работы по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите и созданию условий безопасной работы в Курскстате по решению руководителя возложены на административный отдел в соответствии с п.4.11 Положения об административном отделе Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области, утвержденного приказом Курскстата от ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии с Положением об административном отделе Курскстата отдел возглавляет начальника отдела (п.10). Начальник отдела является прямым начальником работников Отдела и подчиняется руководителю Курскстата (п.1). Начальник отдела: распределяет должностные обязанности и разрабатывает должностные регламенты гражданских служащих и должностные инструкции работников Отдела (п.14.1); организует деятельность Отдела по выполнению возложенных на Отдел задач и функций (п.14.2); дает указания в пределах своих полномочий, организует и проверяет их исполнение (п.14.3).

Согласно ч.1 ст.47 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утвержденным представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Согласно Должностному регламенту специалиста 1 разряда административного отдела, утвержденного руководителем Курскстата ДД.ММ.ГГГГ-ВД область профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего: обеспечение внутренней безопасности и правоохранительная деятельность; регулирование в сфере труда и социального развития (п.1.2) Вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего: обеспечение пожарной безопасности; регулирование в сфере условий и охраны труда (п.1.3). Гражданский служащий, замещающий должность Специалиста 1 разряда непосредственно подчиняется начальнику административного отдела (далее - Отдел), либо лицу, исполняющему его обязанности. Специалист 1 разряда также подчиняется руководителю Курскстата (п.1.5).

Согласно Должностному регламенту специалиста 1 разряда административного отдела, с которым Чаплыгин П.Ю. был ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Положением об Отделе, поручениями руководителя Курскстата, начальника Отдела, специалист 1 разряда: участвует в подготовке в установленном порядке проектов актов и других документов Курскстата, относящихся к сфере деятельности Отдела (п. 3.1.1); участвует в рассмотрении поступивших в Отдел обращений, проектов актов и других документов, а также в подготовке заключений на них (п.3.3.1.2); взаимодействует со специалистами подразделений хозяйствующих субъектов, структурных подразделений Курскстата по вопросам, входящим в компетенцию Отдела (п.3.3.1.4). Специалист 1 разряда осуществляет следующие функции: 1) выполнение указаний и поручений начальника отдела по вопросам, входящим в его компетенцию; 3) подготовка и представление начальнику отдела различных вариантов решения поставленной задачи; 4) подготовка проектов документов, информаций, входящих в компетенцию отдела; 5) обеспечивает разработку мероприятий и их выполнение по противопожарной безопасности; 6) обеспечивает разработку мероприятий и их выполнение по охране труда, технике безопасности, создание условий безопасной работы. Специалист 1 разряда также: соблюдает Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных орган (п.3.3.2); исполняет решения и поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, документы государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, учреждений, организаций. Должностных лиц, по обращениям граждан, поручениям руководителя Курскстата и его заместителей по вопросам, относящимся к сфере ведения Отдела, и незамедлительно вносит в систему электронного документооборота текущую информацию о ходе исполнения контролируемых документов и поручений (п.3.4.6). Специалист 1 разряда за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 57 Федерального закона о государственной службе, а также иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3.7).

На основании Положения об административном отделе в должностные обязанности одного из сотрудников включены обязанности по организации работы по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите и создании условий безопасной работы в Курскстате.

Как следует из материалов дела и не опровергнуто сторонами по делу, в соответствии с Положением об административном отделе Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области и Должностным регламентом специалиста 1 разряда административного отдела, обязанности по организации работы по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите и созданию условий безопасной работы в Курскстате возложены на Чаплыгина П.Ю., что следует из приказа временно исполняющего обязанности руководителя Курскстат от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ответственного за охрану труда и технику безопасности», согласно которому для обеспечения работы по охране труда и технике безопасности в Курскстате ответственным за охрану труда и технику безопасности назначен специалист 1 разряда административного отдела Чаплыгин П.Ю.

Доводы истца об отсутствии у него специальной подготовки, не могут быть приняты судом первой инстанции во внимание.

Из материалов дела следует и не опровергнуто истцом, что в ДД.ММ.ГГГГ г. Чаплыгин П.Ю. по направлению ответчика проходил повышение квалификации в Курский областном центре подготовки и переподготовки кадров ЖКХ по программе «Обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций» в количестве 40 ч. за счет средств федерального бюджета, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ. Чаплыгин П.Ю. прошел профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВО «<данные изъяты> государственный университет» по программе «Техносферная безопасность» с присвоением квалификации специалиста по охране труда.

Анализ вышеприведенных локальных актов и приказов ответчика позволил суду придти к обоснованному выводу о том, что обязанности по организации работы по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите и созданию условий безопасной работы в Курскстате правомерно возложены на Чаплыгина П.Ю. руководителем Курскстата в рамках предоставленных ему полномочий, в соответствии с локальными актами Курскстата и требованиям ст.217 ТК РФ не противоречит. Невыполнение истцом поручений его непосредственного руководителя – начальника административного отдела по организации работы по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите и созданию условий безопасной работы в Курскстате правомерно было расценено судом как совершение истцом дисциплинарного проступка, за который истец мог быть привлечен нанимателем к дисциплинарной ответственности.

Доводы Чаплыгина П.Ю. о том, что обязанности по охране труда должны быть возложены на специалиста охраны труда службы охраны труда, и такая должность должна быть введена ответчиком в штатное расписание Курскстата не состоятельны.

В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно вступившему в законному силу решению Ленинского районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ административное заявление административного истца территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области к административному ответчику Государственной инспекции труда в Курской области о признании незаконным и отмене предписания ГИТ в Курской области об устранении выявленных нарушений в части введения должности специалиста по охране труда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено, предписание об устранении выявленных нарушений в части введения в должности специалиста по охране труда от ДД.ММ.ГГГГ признано судом незаконным и отменено.

Разрешая данный административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что, требуя от Курскстата введения в штатное расписание должности «специалист по охране труда», Государственной инспекцией труда в Курской области не был учтен факт наличия сотрудника, в чьи должностные и функциональные обязанности включены работы по соблюдению требований охраны труда и контроль за их выполнением в соответствии со ст.217 ТК РФ. В Курскстате мероприятия по охране труда и технике безопасности проводятся в полном объеме, организована система управления охраной труда, нарушения обязательных требований ст. 217 ТК РФ в суде не установлено.

Кроме того, решением Ленинского районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Курской области ФИО11 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Установленные вышеназванными решениями обстоятельства, в силу ст. 62 ГПК РФ имеют преюдициальное значение для суда, рассматривающего данный спор.

Суд не усмотрел в действиях ответчика и нарушений при проведении в отношении Чаплыгина П.Ю. служебных проверок.

Из приказа руководителя Курскстата р от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для привлечения Чаплыгина П.Ю. к дисциплинарной ответственности явилось заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которая была проведена на основании служебной записки начальника административного отдела ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, вмененный истцу проступок выразился в том, что специалист 1 разряда административного отдела Чаплыгин П.Ю. в срок до 15 час. ДД.ММ.ГГГГ не исполнил устное поручение начальника административного отдела ФИО12, данное Чаплыгину П.Ю. ДД.ММ.ГГГГ провести подготовку к проведению спецоценки условий труда на рабочем месте, а именно представить предложения о перечне рабочих мест сотрудников Курскстата, по которым должна быть проведена спецоценка условий труда в 2020 г. Срок исполнения данного поручения Чаплыгину П.Ю. был установлен – первая половина дня ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом руководителя Курскстата от ДД.ММ.ГГГГ поручено провести служебную проверку информации, изложенной в служебной записке начальника административного отдела ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, для проведения служебной проверки создать комиссию в составе, согласно приложению. Комиссии письменное заключение по результатам проверки представить до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Чаплыгин П.Ю. был приглашен на заседание комиссии где был ознакомлен с приказом о создании комиссии и ему было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить письменные объяснения по факту неисполнения поручения.

Согласно объяснениям Чаплыгина П.Ю., оформленным в виде служебной записки на имя председателя комиссии по проведению служебной проверки ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, он не исполнил данное ему устное поручение начальника Отдела, так как считает, данное поручение нарушает нормы трудового законодательства и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №246-ФЗ «О специальной оценке условий труда», так как специалист 1 разряда административного отдела Курскстата не является специалистом по охране труда, а является государственных гражданским служащим. По его мнению, соединение обязанностей по указанным должностям является незаконным. О причинах неисполнения данного поручения с обоснованием его неправомерности ДД.ММ.ГГГГ в адрес ВРиО руководителя Курскстата ФИО14 им была направлена служебная записка.

В заключении комиссии «по служебной проверки информации, изложенной в служебной записке начальника административного ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ.» от ДД.ММ.ГГГГ высказаны следующие рекомендации: «за неоднократное несоблюдение государственным гражданским служащим п.п. 2, 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе» от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, подп. 3.3.2 раздела 3 должностного регламента, утвержденного руководителем Курскстата к специалисту 1 разряда административного отдела Чаплыгину П.Ю. применить дисциплинарное взыскание».

Как следует из приказа руководителя Курскстата /р от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве основания привлечения истца к дисциплинарной ответственности послужило заключение комиссии по служебной проверке от ДД.ММ.ГГГГ, созданной на основании приказа руководителя Курскстата от ДД.ММ.ГГГГ для проверки информации, изложенной в служебной записке ВРиО начальника административного отдела ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой комиссии предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить свое заключение.

Согласно заключению комиссии от ДД.ММ.ГГГГ проступок, совершенный Чаплыгиным П.Ю. выразился в том, что ДД.ММ.ГГГГ ВРиО начальника административного отдела ФИО9 в присутствии заместителя руководителя ФИО13, начальника хозяйственного отдела ФИО15, ведущего специалиста-эксперта отдела информационных технологий ФИО16 вручила ФИО1 письменное поручение о проведении вводного инструктажа для вновь принятого работника – ФИО17 Момент вручения письменного поручения оформлен соответствующим Актом. Чаплыгин П.Ю. в получении поручения расписался, однако выполнять его отказался. Свою позицию он изложил в служебной записке на имя руководителя Курскстата ФИО18 и в служебной записке председателю комиссии по проведению служебной проверки – заместителю руководителя ФИО14, в которых ссылался на нарушение Курскстатом положений ст. 217 ТК РФ в части возложения на него обязанностей по осуществлению обязанностей специалиста по охране труда. Указывал на то, что заниматься вопросами охраны труда должен работник по должности «специалист по охране труда». По его мнению, ответчик принуждает его совмещать две должности, не внося в соответствии со ст. 57 ТК РФ изменения в его служебный контракт. В связи с этим данное ему поручение считает незаконным и исполнять его отказывается.

Согласно заключению комиссии «по служебной проверке информации, изложенной в служебной записке временно исполняющего обязанности начальника административного отдела ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ.» от ДД.ММ.ГГГГ, неисполнение письменного поручения начальника административного отдела является нарушением служебной дисциплины гражданского служащего и влечет за собой дисциплинарную ответственности. Комиссией даны рекомендации за неоднократное несоблюдение государственным гражданским служащим п.п. 2,3 п.1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе» от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, абзацы 1), 6) пункта 3.3.2 раздела 3 должностного регламента, утвержденного руководителем Курскстата к специалисту 1 разряда административного отдела Чаплыгину П.Ю. применить дисциплинарное взыскание.

Принимая во внимание, что Чаплыгин П.Ю. не исполнил устное поручение начальника административного отдела ФИО12, данное ему ДД.ММ.ГГГГ, провести подготовку к проведению спецоценки условий труда на рабочем месте, а именно представить предложения о перечне рабочих мест сотрудников Курскстата, по которым должна быть проведена спецоценка условий труда в 2020 г., а также не исполнил письменное распоряжение ВРиО начальника административного отдела ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ провести вводный инструктаж для вновь принятого работника ФИО17, что истец не отрицал в суде первой и апелляционной инстанции, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец совершил дисциплинарные проступки за которые был правомерно привлечен ответчиком к дисциплинарной ответственности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, суд первой инстанции не установил нарушения порядка и процедуры привлечения Чаплыгина П.Ю. к дисциплинарной ответственности. Исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством по распоряжению представителя нанимателя были созданы комиссии по проведению служебных проверок, в которых указывались основания для их проведения, определены сроки проведения проверок, с приказами о их назначении истец был ознакомлен, присутствовал на заседаниях комиссии, где ему было предложено дать письменные объяснения по факту совершения им дисциплинарных проступков. В письменных объяснениях, изложенных в форме служебных записок от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Чаплыгин П.Ю. высказал свою позицию, изложил причину неисполнения поручений руководителя Отдела. По окончании служебных проверок составлены соответствующие заключения, которые учтены ответчиком при решении вопроса о привлечении Чаплыгина П.Ю. к дисциплинарной ответственности, сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюдены.

Не указание в приказах «О создании комиссии» должности и фамилии лица в отношении которого проводится проверка, не свидетельствует о нарушении порядка привлечения Чаплыгина П.Ю. к дисциплинарной ответственности, не является основанием для признания приказов о привлечении Чаплыгина П.Ю. к дисциплинарной ответственности незаконными.

Доводы истца о том, что в нарушение Порядка, утвержденного Приказом федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ он не был ознакомлен с заключением и другими материалами по результатам служебных проверок в части, его касающейся, о незаконности заключений по материалам служебных проверок и приказов о привлечении истца к дисциплинарной ответственности так же не являются.

Положения п.5.8 Порядка, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ, не противоречат п.8 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ, имеющего главенствующее значение, которым установлено право государственного гражданского служащего знакомиться с материалами служебной проверки, а не обязанность представителя нанимателя по ознакомлению государственного служащего с результатами служебной проверки.

Из материалов дела следует и не опровергнуто истцом, что о проводимых в отношении него служебных проверках он был уведомлен. Его права в ходе проведенной служебной проверки нанимателем нарушены не были.

Доказательств того, что Чаплыгин П.Ю. обращался к нанимателю с заявлением об ознакомлении с заключением и другими материалами по результатам служебной проверки в части, его касающейся, и что ему были созданы какие-либо препятствия со стороны ответчика, Чаплыгин П.Ю. в суд не представил. Не подтверждены доказательствами и доводы Чаплыгина П.Ю. о фальсификации протоколов заседаний комиссий.

Сроки проведения служебных проверок и срок привлечения Чаплыгина П.Ю. к дисциплинарной ответственности со дня окончания служебных проверок нанимателем соблюден.

Дисциплинарные взыскания применены к Чаплыгину П.Ю. с учетом тяжести совершенных дисциплинарных проступков, обстоятельств, при которых совершены дисциплинарные проступки, степени вины государственного служащего, результатов предшествующего исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда в части признания незаконными приказов руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики р от ДД.ММ.ГГГГ и р от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Чаплыгина к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговора и неполного служебного соответствия, соответственно, как об этом просит истец в своей апелляционной жалобе.

Выводы суда первой инстанции в указанной части подробно мотивированы, не согласиться с ними правовых оснований судебная коллегия не находит.

Иные доводы апелляционной жалобы, иная оценка истцом представленных доказательств о незаконности решения суда в вышеуказанной части не свидетельствует.

В то же время, судебная коллегия считает обоснованными доводы апелляционной жалобы истца и апелляционного представления прокурора о незаконности приказа руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Чаплыгина П.Ю. по подп.<данные изъяты> Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Разрешая спор о признании увольнения Чаплыгина П.Ю. незаконным и восстановлении его на работе, суд первой инстанции исходил из того, что истец неоднократно не исполнил свои должностные обязанности, за что был трижды привлечен к дисциплинарной ответственности, в связи с чем был правомерно уволен по соответствующему основанию в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ.

В то же время, эти выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены не верно.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 23 своего постановления от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Согласно ст.57 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Основания увольнения государственного гражданского служащего по подп. 2 п.1 ст.37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ аналогичны основаниям увольнения работника по п.5 ч.1 ст. 81 ТК РФ.

Как следует из смысла п.5 ч.1 ст. 81 ТК РФ увольнение работника за нарушение трудовой дисциплины будет правомерным при соблюдении работодателем следующих условий: неисполнение трудовых обязанностей уже имело место хотя бы один раз, трудовые обязанности не исполнены без уважительных причин, к работнику уже было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения трудовых обязанностей оно не снято и не погашено. При отсутствии хотя бы одного из этих условий увольнение работника по п.5 вышеназванной статьи ТК РФ будет неправомерным. При этом следует иметь ввиду, что неоднократное нарушение работником (без уважительных причин) трудовой дисциплины должно быть подтверждено зафиксированными фактами дисциплинарных взысканий, в частности приказами об их наложении. Если к работнику, нарушающему трудовую дисциплину, дисциплинарные взыскания официально не применялись, увольнение по п.5 ч.1 ст. 81 ТК РФ не может быть признано законным.

На это указал и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.33 своего Постановления от 17.03.2004 г. №2, согласно которому, при разрешении споров лиц, уволенных по п.5 части 1 ст.81 Кодекса за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, следует учитывать, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено.

Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по п. 5 части первой статьи 81 Кодекса допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания.

В силу п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Согласно объяснениям представителя ответчика в суде апелляционной инстанции и это следует из текста приказа руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Чаплыгина П.Ю., истец был уволен не за конкретный дисциплинарный проступок, а за совокупность дисциплинарных проступков, за совершение которых он был ранее привлечен к дисциплинарной ответственности на основании приказов Курскстата от ДД.ММ.ГГГГ/р, от ДД.ММ.ГГГГ/р, от ДД.ММ.ГГГГ/р.

Между тем приказ к от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Чаплыгина П.Ю. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по подп. 2 п.1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ не содержит сведений относительно проступка, который послужил поводом для увольнения истца, что давало бы ответчику основания для установления неоднократности неисполнения истцом без уважительных причин трудовых обязанностей.

При изложенных обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании приказа руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Чаплыгина П.Ю. по подп. 2 п.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ, восстановлении его на службе и производного требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула подлежит отмене.

Принимая во внимание, что исследования дополнительных доказательств по делу не требуется, судебная коллегия считает возможным принять в этой части новое решение об удовлетворении этих исковых требований.

Согласно ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор (ч.1).

Согласно ч.3 ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы (ч.2 ст. 394 ТК РФ).

Работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного увольнения (ст.234 ТК РФ).

Согласно ст.139 ТК РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления (ч.1). Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.7).

Принимая во внимание, что увольнение истца произведено ДД.ММ.ГГГГ и этот день, в силу ч.3 ст. 84.1 ТК РФ истцу оплачен, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец Чаплыгин П.Ю. подлежит восстановлению в прежней должности с ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время, в соответствии с ч.2 ст. 394 и ст. 234 ТК РФ оплате подлежит период вынужденного прогула, который имел место быть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 231 рабочий день, рассчитанный судебной коллегией по производственному календарю на 2020 и 2021 гг. при пятидневной рабочей неделе.

С учетом справки о среднедневном заработке, представленной ответчиком в судебную коллегию среднедневной заработок Чаплыгина П.Ю. составил 1249 руб. 19 коп., средний заработок за время вынужденного прогула, в силу ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, являющийся денежным содержанием гражданского служащего, составил 288562 руб. 89 коп. (1249 руб. 19 коп. х 231 ден.).

Принимая во внимание, что во исполнение ранее заключенного между истцом Чаплыгиным П.Ю. и ответчиком Курскстатом мирового соглашения, и утвержденного определение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии отмененного определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик выплатил Чаплыгину П.Ю. 18634 руб. 95 коп., что истцом в судебном заседании суда апелляционной инстанции, не оспаривалось, судебная коллегия приходит к выводу что данная сумма подлежит зачету, в связи с чем с Курскстата в пользу истца подлежит взысканию средний заработок (денежное довольствие) за время вынужденного прогула в размере 269927 руб. 94 коп. (288562 руб. 89 коп. - 18634 руб. 95 коп.).

Доводы истца о том, что при расчете среднедневного заработка подлежат учету все премии, выплаченные истцу в учетном периоде, основаны на ошибочном толковании истцом норм материального права.

Расчет среднего заработка за время вынужденного прогула, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца произведен судебной коллегией в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 94, 103 ГПК РФ с ответчика Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области в доход бюджета МО «город Курск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6499 руб. 28 коп., расчет которой произведен судебной коллегией в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.

В связи с изложенным, апелляционное представление подлежит удовлетворению, апелляционная жалоба истца Чаплыгина П.Ю. подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329, п.п.3,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 13 января 2021 года в части отказа Чаплыгину П.Ю. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными приказов руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики р от ДД.ММ.ГГГГ и р от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Чаплыгина П.Ю. к дисциплинарной ответственности оставить без изменения.

В остальной части решение суда отменить и принять новое решение:

«Признать незаконным приказ руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики -к от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Чаплыгина П.Ю. по п.п.2 п.1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Восстановить Чаплыгина Павла Юрьевича в должности федеральной государственной службы - специалиста 1 разряда административного отдела Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области в пользу Чаплыгина П.Ю. заработную плату за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 269 927 руб. 94 коп.

Взыскать с Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области в доход бюджета МО «город Курск» государственную пошлину в размере 6499 руб. 28 коп.».

Апелляционную жалобу истца Чаплыгина П.Ю. удовлетворить частично.

Апелляционное представление прокурора удовлетворить.

Председательствующий

Судьи