Строка статотчета 045, г/п 00=00
Судья Жернаков С.П. Дело № 33-5402/2020 24 сентября 2020 года
Докладчик: Маслов Д.А. г. Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.
судей Бланару Е.М. и Маслова Д.А.
при секретаре судебного заседания Искусовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-42/2020 по иску ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Приморского районного суда Архангельской области от 16 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации морального вреда, сославшись на то, что с 1 марта 2018 года работает вахтовым методом в данной организации в жилищно-коммунальной службе № 3 (архипелаг Новая Земля), ему установлен должностной оклад в размере 6552 рубля с оплатой пропорционально отработанному времени. 30 апреля 2019 года между работодателем и профессиональным союзом работников ответчика подписан коллективный договор, который, в соответствии с п. 1.8, вступает в силу с момента его подписания. Согласно п. 2.3 договора и приложения № 1 к договору, с 1 мая 2019 года минимальная месячная тарифная ставка работника электросетевого хозяйства составляет 10 303 рубля. К данной минимальной тарифной ставке, согласно п. 2.4 договора и приложения № 2 к Договору, для исчисления должностного оклада истца (тарификации) применяется тарифный коэффициент, соответствующий квалификационному уровню, определяемый согласно ЕТКС работ и профессий рабочих, иными нормативными актами, утвержденными Минтруда России. Квалификационный уровень истца, согласно Постановлению Минтруда России от 29 января 2004 года № 4 (3 группа до 15 000 у.е.) – 12, соответственно, согласно приложению № 2 к договору, к минимальной месячной тарифной ставке применяется тарифный коэффициент 4,0. Следовательно, его должностной оклад составляет 41 212 рублей 00 копеек в месяц с оплатой пропорционально отработанному времени. Вместе с тем ответчик уклоняется от выполнения условий Коллективного договора, в связи с чем у ответчика имеется задолженность перед истцом по заработной плате в размере 581 530 рублей 79 копеек. Вследствие неправомерных действий ответчика истцу причинен моральный вред.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Решением Приморского районного суда Архангельской области от 16 июня 2020 года ФИО1 отказано в удовлетворении иска к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации морального вреда.
С данным решением не согласился ФИО1, в поданной апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить ввиду несоответствия обстоятельствам дела и принять по делу новое – удовлетворив иск в полном объеме, мотивируя тем, что ответчик наделен правом заключать коллективного договора с работниками от своего имени, а не от имени Министерства обороны. Коллективный договор разработан на основании Отраслевого тарифного соглашения в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.
Пунктом 2.3. данного соглашения, в редакции до внесения изменений от 5 сентября 2017 года, 27 февраля и 03 августа 2018 года, предусмотрено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
Письмом Минтруда России от 3 февраля 2017 года № 14-4/1 О/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении названного соглашения, предложено присоединиться к нему. Разъяснено, что при отсутствии мотивированного письменного отказа в порядке части девятой статьи 48 ТК РФ соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Истцу установлен должностной оклад менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
Утверждение Ответчика о том, что положения названного тарифного соглашения не применяются к ФГБУ «ЦЖКУ», является необоснованным. ФГБУ «ЦЖКУ» не представлено доказательств обращения в Минтруд России с мотивированным письменным отказом от участия в заключение тарифного соглашения, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на ч.ч. 7, 8 ст. 48 ТК РФ.
Представленное ответчиком Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников, утвержденное приказом Министром обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, не свидетельствует о необоснованности иска. Поскольку, в силу ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению.
Суду первой инстанции был представлен приказ начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ №6ПР80 от 25 апреля 2019 года, в соответствии с которым определены лица, участвующие в разработке проекта коллективного договора и проведения переговоров. Комиссией по заключению коллективного договора, были выполнены все условия для подписания коллективного договора и введение его в действие.
Распоряжений или указаний от департамента эксплуатационного содержания и обеспечению коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) или от Министерства обороны о невозможности заключения коллективного договора на условиях, предложенных работниками ЖКС № 3 ни в ходе коллективных переговоров, ни в суд первой инстанции ответчик не предоставил. Предложений о внесении Министерства обороны в коллективный договор в качестве: заинтересованного лица от работодателя не поступало. Из чего следует, что Департамент и Министерство обороны согласны на все условия коллективного договора, в том числе и по оплате труда работников ЖКС №3. ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ имеет самостоятельное право на заключение коллективного договора и располагает необходимыми средствами для обеспечения своевременной оплаты труда в полном объеме в соответствии с коллективным трудовым договором.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, с 1 марта 2018 года истец работал в ФГБУ «ЦЖКУ» в должности «Диспетчер», Жилищно-коммунальная служба № 2/1 (архипелаг Новая Земля), а впоследствии с 1 февраля 2019 года в должности «Начальник лаборатории (электроизмерительной)», Электроизмерительная лаборатория, ЖКС № 3. Местом работы работника является ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Рабочее место работника находится по адресу: <адрес> в/часть №, расположенная в <данные изъяты>.
Трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему истцу установлен должностной оклад в размере 8154 рубля, районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 100 %, а также предусмотрены льготы и выплата компенсаций на условиях, в порядке и размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя и трудовым договором.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец считает, именно в таком размере в силу условий Коллективного договора ему подлежала начислению тарифная ставка за май, июнь и июль 2019 года.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия Коллективного договора не подлежат применению, поскольку он не является заключенным в установленном законом порядке, в силу финансирования ответчика из федерального бюджета должен был быть согласован и подписан представителем Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, суд не усмотрел оснований для взыскания заявленных сумм, поскольку оплата труда истца осуществляется по установленной системе оплаты труда.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенного по делу решения в силу следующего.
В соответствии с положениями ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (ч. 4 ст. 40 ТК РФ).
В силу п. 5 ст. 40 ТК РФ для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой ст. 33 ТК РФ. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса).
В силу абз. 1 ст. 33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Таким образом, норма ч. 1 ст. 33 ТК РФ уточняет правило о представительстве работодателей при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров: интересы работодателя представляют руководитель организации или уполномоченные им лица.
В соответствии со ст. 34 ТК РФ представителями работодателей - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Из Коллективного договора усматривается, что он подписан от работодателя начальником ЖКС №3 (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) ФИО2
Между тем, согласно материалам дела, учредителем ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Учитывая изложенное, подписавший Коллективный договор со стороны работодателя ФИО2 необходимыми полномочиями не обладал. Как следует из п. 21 доверенности от 1 февраля 2019 года № 15, ФИО2 наделен полномочиями подписывать документы в отношении работников филиала, предоставляемые в организации, учреждения и внебюджетные фонды, справки о заработной плате работников; участвовать в коллективных переговорах по вопросам подготовки и заключения коллективного договора с Профессиональным союзом гражданского персонала Учреждения в целях обеспечения социально-трудовых прав лиц гражданского персонала Учреждения с правом подписания коллективного договора (с обязательным согласованием с Учреждением в установленном порядке) в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Кроме того, система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583, ответчик исходя из Приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» от 11 мая 2017 года № 49, утвердившего Положение о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ», ФГБУ «ЦЖКУ» является бюджетной организацией и финансируется из средств, выделяемых Министерством обороны Российской Федерации, получает финансирование из федерального бюджета.
Пунктом 3 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» также определено, что учреждение непосредственно подчинено руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а п. 9 Устава предусмотрено, что организационно-штатная структура учреждения определяется штатом и штатным расписанием, утверждаемым в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Однако, из материалов дела следует, что Коллективный договор со стороны работодателя заключен без участия Министерства обороны Российской Федерации (учредителя учреждения). Также материалы дела не содержат сведений о согласовании ФИО2 Коллективного договора непосредственно с ФГБУ «ЦЖКУ».
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что, по сути, требования истца направлены на изменение условий трудового договора в одностороннем порядке в части установленных ему условий оплаты труда.
Как следует из материалов дела, истец работает в должности начальника лаборатории (электроизмерительной), трудовым договором с учетом дополнительного соглашения ему установлен оклад, из которого и производилась оплата труда. Таким образом, истцу установлен должностной оклад, а не месячная тарифная ставка, поэтому положения Коллективного договора, в части регулирования оплаты труда работников, которым устанавливается заработная плата, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки, в данном случае не применимы.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате с учетом Коллективного договора у суда первой инстанции не имелось, поскольку, вопреки доводам апелляционный жалобы истца, Коллективный договор не подлежит применению, не является заключенным, ввиду его подписания со стороны работодателя неуполномоченным лицом и с нарушением норм трудового законодательства. Кроме того, оснований полагать, что у ответчика перед истцом имеется задолженность по заработной плате в рамках заключенного между сторонами трудового договора и дополнительных соглашений к нему также не имелось, поскольку в установленном законом порядке ФГБУ «ЦЖКУ» не устанавливало истцу ставку и коэффициент, заявленные им в иске.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании недоплаченной заработной платы является правильным. Соответственно, правильным является решение суда и об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда как производных от основного требования о взыскании недоплаченной заработной платы.
Доводы стороны истца о том, что Коллективный договор никем не отменен, является действующим, с учетом изложенного выше, основанием для применения его условий являться не может.
Доводы апелляционной жалобы истца о применении тарифной ставки в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением независимо от наличия или отсутствия Коллективного договора являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно п. 1.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 года) (ред. от 07 декабря 2018 года) (далее – Соглашение), Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей организаций установленных в соответствии с п. 1.4 Соглашения, на которые распространяются условия Соглашения, вне зависимости от форм собственности организаций. Соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Пункт 1.4 определяет, что организации жилищно-коммунального хозяйства – юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложении № 1 и Приложении № 2 к Соглашению. На данные организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и Соглашением.
В соответствии с п. 1.8 Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в организациях принимаются с учетом положений Соглашения. Соглашение не ограничивает права организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.
В случае отсутствия Коллективного договора Соглашение имеет прямое действие в организациях, на которые оно распространено и присоединившийся к нему в установленном порядке (в ред. Дополнительного соглашения, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 27 февраля 2018 года).
Материалы дела не содержат сведений о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» присоединилось к вышеуказанному Соглашению в порядке, установленном им.
Кроме того, в силу п. 1.4 Соглашения к нему могут присоединиться только юридические лица, в то время как ФГБУ «ЦЖКУ» является бюджетной организацией и финансируется из средств Министерства обороны Российской Федерации и, соответственно, оплата труда в нем регулируется в соответствии с утвержденными локальными и ведомственными нормативно-правовыми актами и не может произвольно изменяться.
Как указано выше, в силу Устава ФГБУ «ЦЖКУ» учреждение непосредственно подчинено руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 9 Устава предусмотрено, что организационно-штатная структура учреждения определяется штатом и штатным расписанием, утверждаемым в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Право на утверждение, изменение штата Учреждения предоставлено руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ утверждено штатное расписание ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, в том числе и филиала (по 12 ГУ МО).
Трудовым договором с учетом дополнительных соглашений истцу установлен должностной оклад в размере 8154 рубля в месяц, выплата заработной платы осуществляется в соответствии с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» (п. 4.1 трудового договора), о чем свидетельствуют его подписи в трудовом договоре и дополнительном соглашении.
При таких обстоятельствах оснований для применения тарифной ставки в соответствии с отраслевым тарифным соглашением у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, считать выводы суда не основанными на нормах законодательства, у судебной коллегии оснований не имеется, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный и процессуальный закон не нарушены, и судебная коллегия по приведенным в апелляционной жалобе доводам не усматривает оснований для отмены по существу принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Приморского районного суда Архангельской области от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.И.Хмара
Судьи: Е.М.Бланару
Д.А.Маслов