Судья Багдасарян Г.В. дело № 33-2903/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2020 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Щетининой Е.В.,
судей Котельниковой Л.П., Шамрай М.С.,
при секретаре Стяжкиной С.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4300/2019 по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о возмещении затрат за изготовление и установку памятника по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 ноября 2019 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о возмещении затрат за изготовление и установку памятника, указав в обоснование заявленных исковых требований, что она является дочерью ФИО9., которая умерла ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Истец за счет собственных денежных средств произвела установку надгробного памятника и обратилась к ответчику ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» с заявлением о возмещении затрат за изготовление и установку памятника, однако получила отказ. Полагая принятое решение ответчика незаконным, ФИО1 просила суд признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» в возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника и обязать ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» возместить ей указанные расходы.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 ноября 2019 года исковые требования ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о возмещении затрат за изготовление и установку памятника удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Военного комиссариата Ростовской области в возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника ветерану боевых действий ФИО9.
Суд обязал Военный комиссариат Ростовской области возместить ФИО1 расходы за изготовление и установку надгробного памятника ветерану боевых действий ФИО9, умершей ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года.
С указанным решением суда не согласился ответчик, им подана апелляционная жалоба, в которой считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, повторяя позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление, представленных в суде первой инстанции, апеллянт указал на следующее.
ФИО9 не относится к категориям граждан, на которых распространяются положения Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N460, а также положения Федерального закона от 12.01.1995 N8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а при вынесении решения судом применены нормы законов, не подлежащих применению. По мнению заявителя жалобы, судом допущены существенные нарушения норм материального права, а также выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На апелляционную жалобу ответчика истцом ФИО1 поданы возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и представителя ответчика, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" также предусмотрено, что расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Такой размер денежных средств для возмещения расходов установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников". Согласно пункту 1 оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами.
Аналогичный порядок возмещения тех же расходов на погребение ветеранов боевых действий определен в ч.1, п.4 ч.3 т.11 ФЗ от 12.01.1996 N8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В силу подпункта 1 пункта 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Так, согласно ч.3 ст.11 ФЗ от 12.01.1995 N8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение ветеранов боевых действий осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений ч.5 ст.11 указанного Федерального закона погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
В соответствии с п. 31 Порядка оплата ритуальных услуг производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 35 названного Порядка предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти лиц, указанных в п. 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
В соответствии с п.39 вышеуказанного Порядка оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 38 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 ( в ред. от 26.01.2019), одной из задач военных комиссариатов является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 является дочерью ФИО9., что подтверждается свидетельством о рождении II-АН №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.14).
Как следует из свидетельства о смерти IV-АН №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАФИО9. умерла ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, о чем ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА составлена запись акта о смерти №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.16).
Судом также установлено, что ФИО1 произвела захоронение ФИО9., что подтверждается справкой о месте захоронения №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.03.2019 (л.д.17).
Из представленных в суд копий договоров от 17.11.2018 и 01.03.2019 следует, что ООО «Родос» по заказу ФИО1 изготовило надгробное сооружение ФИО9 и произвело его установку в квартале 183, захоронение №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в г. Ростове-на-Дону. В соответствии с п. 2 вышеуказанных договоров, стоимость оказанных услуг составила 140 000 руб. (л.д.31-34).
Согласно акта выполненных работ от 15.04.2019 надгробный памятник изготовлен и установлен на месте захоронения ФИО9 (л.д.35), оплата по договору произведена в полном объеме, что подтверждается представленными истцом в суд квитанцией- договором № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.36).
В последующем 29.07.2019 ФИО1 обратилась к военному комиссару Октябрьского и Ворошиловского районов г.Ростова-на-Дону с заявлением о выплате компенсации произведенных расходов на изготовление и установку надгробного памятника ФИО9 (л.д.13).
Письмом №N/НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.07.2019 военный комиссар Октябрьского и Ворошиловского районов г.Ростова-на-Дону направил в Военный комиссариат Ростовской области документы на возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения ФИО9 (л.д.11).
Письмом Военного комиссариата Ростовской области №ЦСО/РПО от 26.08.2019 документы на возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника ФИО9 были возвращены истцу в связи с тем, что ФИО9. не относится к категориям лиц, которым предоставляются гарантии по увековечению памяти (л.д.10-11).
Как следует из справки военного комиссара Октябрьского и Ворошиловского районов г.Ростова-на-Дону №460 от 25.07.2019 ФИО9 за период с 01.04.2002 по 08.05.2007 состояла в должности бухгалтера в общежитии офицерского состава Ханкалинской КЭЧ района, являлась участником боевых действий в Чеченской Республике в 2002 году, в связи с чем ей было выдано льготное удостоверение участника боевых действий БК №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.12.2004. Ранее от Министерства обороны Российской Федерации компенсация на изготовление и установку надгробного памятника умершей ФИО9 не выплачивалась (л.д.18).
Судом установлено, что согласно представленной в материалы дела копии трудовой книжки ФИО9 действительно с 01.04.2002 она была принята на должность бухгалтера в общежитие офицерского состава по в.т.р. ЕТС (приказ №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.04.2002). Также имеется отметка о ее участии в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона (л.д.27-30).
Согласно п.1 ч.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах» ФИО3 была признана ветераном боевых действий с выдачей ей соответствующего удостоверения, которое в установленном законом порядке недействительным признано не было, следовательно, имеются все права, предусмотренные ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О погребении и похоронном деле», в том числе и в части возмещения расходов на установку памятника.
При этом, оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации.
Так, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N460 (в редакции, действовавшей на момент обращения истца от 17.10.2018) установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты и стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения:
погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 27 016 руб.; остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в п.1 Постановления, - до 33 721 руб.
Таким образом, норма расходов денежных средств на изготовление и установку надгробного памятника составляет 33 721 руб.
В этой связи судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истец имеет право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника в пределах установленной Правительством Российской Федерации нормы расходов - в размере 33 721 руб.
С учетом вышеизложенного суд пришел к правильному выводу об удовлетворении в полном объеме исковых требований ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о признании решения незаконным, возмещении затрат за изготовление и установку памятника.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств. В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 28 февраля 2020 года