ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4304/18 от 13.10.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2-4304/2018

Дело № 33-6955/2022 г. Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Хабаровский краевой суд в составе судьи Хохловой Е.Ю., при секретаре Аликбаевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 октября 2022 года частную жалобу МБУ ДО «Детская художественная школа города Хабаровска» на определение Центрального районного суда г. Хабаровска от 07 сентября 2022 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда,

У С Т А Н О В И Л:

решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 07.09.2018 удовлетворен иск прокурора, на муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа города Хабаровска» (МБУ ДО ДХШ) возложена обязанность в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой Плешко», 1905 г., расположенный по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 26, а именно: провести укрепление клинчатых перемычек (противоаварийные мероприятия) оконных проемов; выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной проектной документацией на основании разрешений управления государственной охраны объекта культурного наследия Правительства Хабаровского края. В удовлетворении требований прокурора к администрации города Хабаровска, управлению культуры администрации города Хабаровска отказано. Решение вступило в силу 16.10.2018.

28.09.2020 МБУ ДО ДХШ обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 2022 года, ссылаясь на то, что объект включен в перечень капитальных вложений в 2019-2021, ответственным исполнителем (заказчиком) является МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту», началось проведение подготовительных работ, выполнение экспертиз, вместе с тем, денежные средства на финансирование работ краевой бюджет выделит только в 2021 году, когда и планируется проведение торгов и выполнение работ.

Определением суда от 29.10.2020 заявление удовлетворено, отсрочка исполнения решения предоставлена до 29.10.2021.

17.09.2021 МБУ ДО ДХШ обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 2024 года, ссылаясь на то, что объект включен в перечень капитальных вложений в 2021-2023, ответственным исполнителем (заказчиком) является МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту», в отношении проектной документации были получены три отрицательных заключения, 10.08.2021 КГБУ «Госэкспертиза Хабаровского края» направила в МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту» экспертные замечания для корректировки проектной документации. В настоящее время администрацией города ведется работа по устранению замечаний для прохождения государственной экспертизы повторно.

Определением суда от 21.09.2021 заявление удовлетворено, отсрочка исполнения решения предоставлена на срок один год.

24.08.2022 МБУ ДО ДХШ обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 2025 года, ссылаясь на то, что в 2019 году разработана проектно-сметная документация, в 2020 году получены акт историко-культурной экспертизы и согласование органа охраны объектов культурного наследия, в 2021 году получены заключение государственной технической экспертизы и заключение достоверности сметной стоимости, объект включен в перечень капитальных вложений городского округа «город Хабаровск» в 2023-2024 гг., ответственным исполнителем (заказчиком) является МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту», 23.05.2022 направлена заявка на участие в национальном проекте «Культура», решение по которой будет принято в декабре 2022 года. С учетом порядка получения бюджетных средств, организации торгов, просят максимально отсрочить исполнение решение – на три года.

Определением суда от 07.09.2022 в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.

В частной жалобе МБУ ДО ДХШ просит определение суда отменить, удовлетворить заявление и предоставить отсрочку до 2025 года, ссылаясь на обстоятельства, приведенные в обоснование заявления о предоставлении отсрочки, указывая, что решение суда в установленный срок неисполнимо по объективным причинам, не зависящим от должника, а отказ в отсрочке повлечет финансовые санкции и дополнительные расходы, избежать которые должник не сможет.

Письменных возражений на доводы жалобы не поступило.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Данный вопрос на стадии исполнения судебных постановлений регулируется ст. 434 ГПК РФ, согласно которой при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Отказывая в предоставлении отсрочки, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено доказательств тому, что неисполнение судебного решения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от МБУ ДО ДХШ в целях его надлежащего исполнения. Кроме того, ранее заявителю дважды предоставлялась отсрочка, новые требования заявитель обосновал аналогичными доводами.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции как принятыми без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и положений бюджетного законодательства, Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в связи с чем определение суда подлежит отмене в силу п.п.1, 4 ст. 330 ГПК РФ с разрешением вопроса по существу.

Так из материалов дела следует, что МБУ ДО ДХШ является муниципальным бюджетным учреждением, здание по ул. Запарина, 26, в г. Хабаровске закреплено за ним на праве оперативного управления в 2006 году. Данное здание находится в собственности городского округа «Город Хабаровск», как памятник архитектуры регионального значения: «Дом жилой Плешко», 1905 г., принят на государственную охрану решением исполнительного комитета Хабаровского краевого совета народных депутатов в 1991 году.

С учетом его статуса объекта культурного наследия выполнение ремонтных работ возможно только после проведения соответствующих государственных экспертиз. Источниками финансирования мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, включающих проведение ремонта, являются федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации; внебюджетные поступления; местные бюджеты (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

МБУ ДО ДХШ не является распорядителем бюджетных средств, не может повлиять на сроки и объемы финансирования мероприятий, направленных на исполнение решение суда.

Представленными МБУ ДО ДХШ документами подтверждено, что МБУ ДО ДХШ совершаются действия, направленные на исполнение решения суда от 07.09.2018, однако длительность неисполнения обусловлена обстоятельствами, независящими от МБУ ДО ДХШ, связанными с подготовкой документацией, проведением экспертиз, изысканием финансирования, размер которого определяется на основании подготовленной и согласованной документации, а фактическое выделение которого обусловлено требованием законодательства, в том числе, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Реконструкция здания объекта культурного наследия по ул. Запарина, 26, в г. Хабаровске включена в перечень адресных инвестиционных проектов города Хабаровска на 2022-2024 гг., с выделением из местного бюджета 25 млн.руб. Дополнительным источником финансирования могут быть средства федерального бюджета по программе «Реновация региональных и муниципальных учреждений отрасли культуры», заявка на участие в которой подана 23.05.2022, в случае ее удовлетворения испрашиваемая сумма будет запланирована не ранее, чем на следующий финансовый год – 2023.

Таким образом, отказ в предоставлении отсрочки не повлечет ускорение исполнения решения суда, соблюдение баланса прав и законных интересов взыскателя и должника, а приведет к появлению оснований для взыскания судебной неустойки, исполнительского сбора, т.е. к несению МБУ ДО ДХШ дополнительных трат.

Вместе с тем, из содержания заявления и приложенных документов достоверно не следует, что отсрочка должна быть предоставлена до 2025 года. С учетом даты вынесения решения – 07.09.2018, завершения подготовки проектной документации, сроков проведения мероприятий, связанных с финансированием выполнения работ, объема и характера работ, подлежащих выполнению в целях сохранения объекта культурного наследия, суд апелляционной инстанции находит возможным предоставить МБУ ДО ДХШ отсрочку до окончания следующего финансового года – т.е. до 31.12.2023.

Руководствуясь ст.ст. 334, 335 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

определение Центрального районного суда г. Хабаровска от 07 сентября 2022 года отменить.

Заявление МБУ ДО «Детская художественная школа города Хабаровска» удовлетворить.

Предоставить МБУ ДО «Детская художественная школа города Хабаровска» отсрочку исполнения решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 07 октября 2018 года сроком до 31 декабря 2023 года.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья: