ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4312/20 от 27.04.2021 Копейского городского суда (Челябинская область)

Мировой судья судебного участка № 3

г.Копейска Урышева С.В.

Дело № 2-4312/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-74/2021

27 апреля 2021 года г.Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Кузнецовой Е.В.

при секретаре Дмитриевой Е.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Подмарькова Д.Н. на решение мирового судьи судебного участка № 3 г.Копейска по иску ООО «Производственное коммерческое предприятие Синергия» к Подмарькову Д.Н. о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию, пени, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Производственное коммерческое предприятие Синергия» (далее – ООО «ПКП Синергия») обратилось в суд с иском к Подмарькову Д.Н. о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию предоставленную по адресу: АДРЕС, за период с 01 ноября 2017 года по 31 ноября 2019 года в размере 12 890 руб. 35 коп., пени за период с 11 января 2018 года по 05 апреля 2020 года в сумме 10 338 руб. 96 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 896 руб. 88 коп.

В обоснование исковых требований указано, что ООО ПКП «Синергия» является единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии для предоставления потребителем пос.Горняк, пос.Потанино, пос.Железнодорожный, пос.Кадровик, пос.Вахрушево, пос.Калачево, пос.Северный рудник Копейского городского округа коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения на основании Постановления Администрации Копейкого городского округа НОМЕР от 26.09.2017 г. (с изменениями и дополнениями). Ответчик является собственником жилого помещения по адресу: АДРЕС своевременно оплату задолженности за период с 01 ноября 2017 года по 31 ноября 2019 года по оплате тепловой энергии не производил, в результате чего образовалась задолженность.

Представитель истца ООО «ПКП Синергия» в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик Подмарьков Д.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Мировой судья постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично, взыскал с Подмарькова Д.Н. в пользу ООО «ПКП Синергия» задолженность по оплате за тепловую энергию за период с 01 ноября 2017 года по 31 ноября2019 года в сумме 12 890 руб. 35 коп.. пени за несвоевременную оплату тепловой энергии за период с 11 января 2018 года по 05 апреля 2020 года в сумме 500 руб. 00 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 896 руб. 88 коп.. всего 14287 руб. 23 коп.

В апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе ответчик Подмарьков Д.Н. просит решение мирового суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что в жилом помещении температура воздуха в холодный период (ноябрь 2018 – март 2019 г.г.) составляла 9 градусов по Цельсию, что подтверждается Актом осмотра системы теплоснабжения здания от 24 января 2019 года, проведенным взыскателем. Таким образом, услуга ООО «ПКП Синергия» для потребителя теплоэнергии выполнена ненадлежаще. В мае 2019 собственник помещения обратился к ООО «ПКПК Синергия» с заявлением об отказе о поставке тепловой энергии, т.к. взыскатель исполняет свои обязательства ненадлежащим образом. На основании акта № б/н о прекращении подачи тепловой энергии от 31 мая 2019 года подписанного между ООО «ПКП Синергия» и Подмарьковым Д.Н. подача теплоэнергии по адресу: АДРЕС с 31 мая 2019 года прекращена. Таким образом, с 31 мая 2019 года Подмарьков Д.Н. не является потребителем тепловой энергии, поставляемой взыскателем. Обязательства по уплате коммунальных услуг Подмарьковым Д.Н. в отношении ООО «ПКП Синергия» исполнены надлежащим образом.

Заслушав ответчика Подмарькова Д.Н., проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «ПКП Синергия» является единой теплоснабжающей организацией на территории пос.Горняк, пос.Потанино, пос.Железнодорожный, пос.Кадровик, пос.Вахрушево, пос.Калачево, пос.Северный рудник Копейкого городского округа на основании Постановления Администрации Копейского городского округа Челябинской области НОМЕР от 26 сентября 2017 года, с изменениями и дополнениями в редакции Постановления администрации Копейского городского округа НОМЕР от 20 октября 2017 года.

Подмарьков Д.Н. с 04 июля 2017 года является собственником жилого дома, общей площадью 124,5 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС (л.д.12-14).

В период с 01 ноября 2017 года по 31 ноября 2019 года истец поставлял тепловую энергию в жилой дом, принадлежащий на праве собственности ответчику.

На основании заявления ответчика от 29 мая 2019 года, с 31 мая 2019 года прекращена подача тепловой энергии по указанному адресу, что подтверждается актом осмотра системы теплоснабжения от 24 января 2019 года. 31 мая 2019 года составлен акт о прекращении подачи тепловой энергии теплоносителя «потребителю».

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья исходил из того, что фактически расчет задолженности по оплате тепловой энергии произведен за период с ноября 2017 года по май 2019 года, в указанный расчет включены месяцы с июня 20129 г. по ноябрь 2019 г., так как в этот период производились платежи за спорный период, в период с июня 2019 г. по ноябрь 2019 г. начисления не произведены. С учетом требований ст.333 ГК РФ, был уменьшен размер пени до 500 руб. 00 коп.

Из представленного истцом расчета следует, что задолженность за тепловую энергию поставленную в жилое помещение за период с 01 ноября 2017 года по 31 ноября 2019 года составила 12 890 руб. 35 коп., которая рассчитана из площади жилого помещения 124,5 кв.м., начисление произведено по май 2019 года. Стоимость потребленной тепловой энергии и теплоносителя рассчитана истцом исходя из тарифов, установленных Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области НОМЕРНОМЕР от 15.12.2017, НОМЕР, НОМЕР от 15.02.2018.

Установив, что ответчиком оплата услуг производилась не в полном объеме, мировой судья пришел к выводу о взыскании с Подмарькова Д.Н. в пользу ООО «ПКП Синергия» образовавшейся задолженности за указанный период в размере 12 890 руб. 35 коп.

Суд соглашается с такими выводами мирового судьи, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Представленным в материалы дела доказательствам и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы Подмарькова Д.Н. о том, что на основании акта от 31 мая 2019 года была прекращена подача теплоэнергии, в связи с чем ответчик не является потребителем спорной услуги судом отклоняются как несостоятельные ввиду следующего.

В соответствии с положениями стс.ст.539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим его потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом. Иными правовыми актами или соглашением сторон.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса российской Федерации).

Статьей 158 Жилищного кодекса российской Федерации установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.

Согласно пунктам 20 - 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).

В случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354).

При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1«О защите прав потребителей»).

Согласно ст. 123 (часть 3) Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

При этом, в соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Часть 1 ст.56 ГПК РФ возлагает обязанность по предоставлению доказательств на стороны.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, права и обязанности, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Так, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителем от оплаты такой услуги (п. 98 указанных Правил).

В соответствии с п.105 Правил, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой (п.106 Правил).

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию (п.107 Правил).

В соответствии с п.108 Правил, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы.

По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги (п.109, 110 Правил).

Согласно п.110(1) Правил в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Ответчик Подмарьков Д.Н. в период спорный период в ООО «ПКП Синергия» с сообщением о нарушении качества коммунальной услуги не обращался, а также с заявлением о перерасчете за поставленную ему как потребителю тепловой энергии в указанный период, не обращался. Акты проверки нарушения качества коммунальной услуги с участием и потребителя и исполнителя не составлялись, т.е. порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, установленный разделом 10 Правил потребителем, не выполнен.

Таким образом, в связи с отсутствием названных актов, суд полагает, что допустимых доказательств оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальной слуги по отоплению за период с 01 ноября 2017 года по 31 ноября 2019 года является правомерным, а потому решение мирового судьи является законным и обоснованным.

Согласно части 14 статьи 155 жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные у слуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка российской федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Поскольку ежемесячная оплата услуг по отоплению в установленный законом срок ответчиками не осуществлялась, вывод суда о наличии оснований для взыскания пени является правомерным.

Между тем, предъявлены требования о взыскании пени с 1 января 2018 года по 05 апреля 2020 года, тогда как основанию иска и заявленным требованиям начисление пени с указанной даты в силу приведенных выше норм права не соответствует.

Как следует из постановленного по делу решения суда, судом размер пени снижен до 500 руб. 00 коп. в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истцом ООО «ПКП Синергия» решение с уда в данной части не обжаловано.

С учетом периода просрочки, размера задолженности, суд соглашается с выводом мирового судьи о том, что пени несоразмерна последствиям нарушения обязательств. Определенный мировым судьей размер пени равный 500 рублям на задолженность отвечает принципам разумности и справедливости и в наибольше степени способствует установлению баланса между применяемой к ответчику мерой ответственности и последствиями нарушениям обязательства.

Доводов и обстоятельств, способным повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит, оснований для отмены решения суда суд не находит, поэтому решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 3 г. Копейска Челябинской области от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Подмарькова Д.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий: Е.В.Кузнецова