г. Сыктывкар 11RS0001-01-2021-005740-91 Дело № 2-4316/2021
(33-5045/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 06 сентября 2021 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 мая 2021 года, по которому
администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <Номер обезличен> по <Адрес обезличен>, а также
-принадлежащей ФИО1, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 квартиры <Номер обезличен> в этом доме,
-принадлежащей ФИО4 квартиры <Номер обезличен> в этом доме,
-принадлежащей ФИО5 квартиры <Номер обезличен> в этом доме,
-принадлежащей ФИО6 квартиры <Номер обезличен> в этом доме,
-принадлежащей ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 квартиры <Номер обезличен> в этом доме,
-принадлежащей ФИО12 квартиры <Номер обезличен> в этом доме,
-принадлежащей ФИО13 и ФИО14 квартиры <Номер обезличен> в этом доме,
-принадлежащей ФИО15 квартиры <Номер обезличен> в этом доме,
-принадлежащей ФИО16 квартиры <Номер обезличен> в этом доме,
-принадлежащей ФИО16 и ФИО17 квартиры <Номер обезличен> в этом доме,
-принадлежащей ФИО18 квартиры <Номер обезличен> в этом доме.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО1, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО4 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО5 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО6 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО7 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО12 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО13 и ФИО14 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО15 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО16 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО16 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО18, проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО19, действуя в интересах собственников помещений <Номер обезличен> в многоквартирном доме <Адрес обезличен> ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО20, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО21, ФИО15, ФИО16 Вас., ФИО18, а также ФИО16. обратились в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного под многоквартирным домом <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> и жилых помещений в нём; направить собственникам помещений проект соглашения об изъятии недвижимости с определением размера возмещения, указав в обоснование требований, что многоквартирный дом <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу, однако, администрация бездействует в решении вопроса об изъятии земельного участка и жилых помещений в аварийном доме в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО17, ФИО11, ФИО10, ФИО9 и ФИО8
Определением суда от 31.05.2021 требования истца ФИО21 оставлены без рассмотрения.
В судебном заседании представитель истцов ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО20, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО16 Вас., ФИО18 требования поддержала.
Истцы, представитель ответчика и третьи лица в суд не явились.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что квартира <Адрес обезличен> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО3, ФИО2, ФИО22 и ФИО23, <Дата обезличена> года рождения (по ... доли каждому).
Собственником квартиры <Номер обезличен> в этом же доме является ФИО4
Собственником квартиры <Номер обезличен> является ФИО5
Собственником квартиры <Номер обезличен> является ФИО6
Квартира <Номер обезличен> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО11, <Дата обезличена> года рождения, ФИО10, <Дата обезличена> года рождения, ФИО9, <Дата обезличена> года рождения, ФИО8 и ФИО7 (по ... доли каждому).
Собственником квартиры <Номер обезличен> является ФИО12
Квартира <Номер обезличен> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО14 и ФИО13 (по ... доли каждому).
Квартира <Номер обезличен> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО24, ФИО25 и ФИО26, <Дата обезличена> года рождения (по ... доли каждому)
Собственником квартиры <Номер обезличен> является ФИО15
Собственником квартиры <Номер обезличен> является ФИО16
Квартира <Номер обезличен> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО17 и ФИО16 (по ... доли каждому)
Собственником квартиры <Номер обезличен> является ФИО18
На основании заключения межведомственной комиссии от 24.08.2018 <Номер обезличен> постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 21.09.2018 <Номер обезличен> многоквартирный дом <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же постановлением определен срок до 2022 года для принятия мер по расселению граждан, проживающих в многоквартирном доме.
В адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда данный дом не вошел.
25.10.2018 администрацией МО ГО «Сыктывкар» в адрес собственников жилых помещений дома <Адрес обезличен> направлено требование о сносе дома в срок до 01.02.2019.
Также в требовании указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО ГО «Сыктывкар» будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В установленный срок снос дома собственниками помещений не произведен.
Установленный ответчиком в требовании срок для сноса многоквартирного дома к настоящему времени истек.
Решение об изъятии земельного участка под указанным жилым домом для муниципальных нужд ответчиком не принято.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах и руководствуясь положениями статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством предусмотрены правовые последствия признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также процедура, необходимая для принятия решения об изъятии земельного участка под аварийным жилым домом и жилых помещений, расположенных в нем, которая ответчиком в части принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под таким домом и жилых помещений в нем не выполнена, что влечет нарушение прав истца, как собственника жилого помещения, расположенного в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, на благоприятные и безопасные условия проживания и получение выкупной цены как способа обеспечения жилищных прав. С учетом изложенного и в целях восстановления прав истца суд удовлетворил заявленные требования.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В силу пункта 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
При этом обязанность совершения действий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса РФ, возникает у органа исполнительной власти только после признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По настоящему делу судом установлено и подтверждается материалами дела, что многоквартирный дом <Адрес обезличен> в установленном Правительством РФ порядке признан аварийным и подлежащим сносу.
Направленное собственникам жилых помещений в этом доме, в том числе истцу, требование о его сносе за счет собственных средств в установленный срок (до 01.02.2019) не исполнено, дом не снесен.
Между тем, администрацией МОГО «Сыктывкар» не принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, что нарушает права истца, как собственника жилого помещения в таком доме, на благоприятные и безопасные условия проживания и на получение возмещения за жилое помещение в качестве одного из предусмотренных законом способов для обеспечения их жилищных прав.
Таким образом, со стороны ответчика имеет место несоблюдение установленной законом процедуры, которая предусматривает обязанность органа местного самоуправления принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, и жилых помещений в таком доме для муниципальных нужд, после неосуществления собственниками жилых помещений в этом доме его сноса или реконструкции в предоставленный им для этого срок.
Отсутствие в жилищном законодательстве императивной нормы, содержащей указание на предельный срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан совершить действия, предписанные статьей 32 Жилищного кодекса РФ, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания гарантировано Конституцией Российской Федерации, жилищным законодательством и законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Реализация данного права в установленных законом случаях должна быть обеспечена органами, исполняющими в соответствующей сфере полномочия и функции публичных органов и органов власти, и не может быть поставлена в зависимость от наличия произвольно установленного ответчиком срока расселения аварийного дома без какого-либо объективного обоснования к этому.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены статьей 56.3 Земельного кодекса РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 2 указанной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 данной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Из пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ усматривается, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьёй 56.2 указанного Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.
В случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. При этом непринятие длительное время такого решения свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий и нарушении жилищных прав граждан.
Срок сноса аварийного дома, установленный для собственников жилых помещений в доме по адресу: <Адрес обезличен> согласно требованиям администрации МО ГО «Сыктывкар» истек 01.02.2019 года.
Таким образом, с указанного времени у ответчика возникла обязанность начать процедуру изъятия земельного участка и расположенных на нем жилых помещений, для чего требовалось принять соответствующее решение, на основании которого в силу подпунктов 1-4 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии должен осуществить размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обеспечить опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направить копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости; направить копию решения об изъятии в орган регистрации прав.
Поскольку решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным, не принято, доказательств совершения действий, предусмотренных пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, ответчиком не представлено, вывод суда о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности принять такое решение в судебном порядке является правильным.
Учитывая бездействие администрации МОГО «Сыктывкар», выразившееся в непринятии всего комплекса мер, определенных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, и нарушение прав лиц, проживающих в многоквартирном доме, а также неопределенного круга лиц ввиду аварийности дома и угрозы его саморазрушения, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Не влечет отмены судебного решения и довод жалобы о невключении дома <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на период 2019-2025 годы, утвержденную постановлением администрации МОГО «Сыктывкар» от 21.05.2019 <Номер обезличен>, так как от включения или невключения жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда зависит способ обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в таком доме (получение выкупной цены за изымаемое жилое помещение либо предоставление другого благоустроенного жилого помещения), на что указано в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, которые соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в том числе статье 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы – необоснованными.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 06 сентября 2021 года.
Председательствующий -
Судьи -