ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-431/2021 от 10.08.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Саая В.О. Дело № 2-431/2021

(№ 33-929/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 10 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Дулуша В.В.,

судей Баутдинова М.Т., Болат-оол А.В.,

при секретаре Кара-оол О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе представителя истца ФИО2, апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО3 на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 апреля 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском (с учётом уточнений) к Министерству внутренних дел по Республике Тыва (далее - МВД по РТ) о взыскании денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что приказом исполняющего обязанности начальника Следственного управления МВД по РТ от 11.05.2017 г. №81л/с на него временно возложены обязанности начальника ** СО МО МВД России «Улуг-Хемский» с 11.05.2017 г. Приказом начальника Следственного управления МВД по РТ от 18.08.2017 №144л/с назначен на должность начальника отделения по расследованию преступлений на территории ** СО МО МВД России «Улуг-Хемский» с 17.09.2017 г. Приказом Министра от 10.12.2019 г. № 2708 л/с с ним расторгнут контракт о прохождении службы и он уволен из органов внутренних дел с 10.12.2019 г. С данным приказом ознакомлен и получил выписку из приказа только 24.12.2019 г. После чего узнал, что приказом об увольнении ему выплачена только компенсация за не использованные дни отпуска за 2019 г., а иные выплаты не предусмотрены и не произведены. Поскольку работодателем ему не выплачена компенсация за работу за пределами нормальной продолжительности (сверхурочную работу) за период службы 2019 г. обратился к работодателю с соответствующим заявлением об оплате дней компенсации труда за пределами нормальной продолжительности. Ответом от 27.02.2020 г. в компенсации за сверхурочную работу в период 2019 г. ответчиком отказано. Он осуществлял полномочия начальника отделения по расследованию преступлений на территории ** СО МО МВД России «Улуг-Хемский» в течение пятидневной недели пять дней по восемь часов каждый день, а всего 40 часов в неделю. Все остальное время работы в составе следственно-оперативной группы (далее - СОГ) в суточном наряде, является работой сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени. Поскольку Федеральным законом № 342-ФЗ (ч. 2 ст. 53), Правилами внутреннего распорядка (приказом) установлено, что его рабочее время начинается в 9:00 часов и заканчивается в 18:00 часов (с перерывом на обед с 13:00 до 14:00 часов), то всё остальное время суточного дежурства с 9:00 часов одних суток до 9:00 часов других суток за вычетом времени работы с 9:00 до 18:00 часов будет являться сверхурочным. В рабочий день, с учётом работы в суточном наряде, количество часов отработанных сверхурочно, свыше периода с 9:00 до 18:00 часов, составляет 15 часов. Поскольку контрактом и Правилами внутреннего распорядка (приказом), законом ему установлена 5 дневная 40 часовая рабочая неделя, то работа в выходные и праздничные дни является сверх установленной продолжительности рабочего времени, за которую положен отдельный день отдыха. Однако, учитывая, что в выходные и праздничные дни, он находился на дежурстве круглые сутки, то количество часов отработанных сверхурочно, составляет 24 часа. Поскольку, как видно из представленных сведений и графиков дежурств, он привлекался к работе в следственно-оперативной группе в суточном наряде 159 дней в рабочие и 77 дней в выходные и праздничные дни, а всего 236 дней за 2019 год, то предоставление ему отдыха в другие дни недели было невозможно. Как видно из постоянного привлечения к дежурству, то он планировал положенное ему время отдыха присоединить к ежегодному оплачиваемому отпуску за 2019 год. Однако, в силу увольнения без предоставления очередного отпуска, не смог воспользоваться указанным правом. Факты работы сверхурочно в указанные в таблице дни, подтверждаются Книгами инструктажа личного состава ПП МО МВД России «Улуг-Хемский» заступающих в суточный наряд (СОГ), в которых начальником утверждён состав следственно-оперативной группы и установлено их дежурство. В данных Книгах они расписываются о его принятии и проведении с ними инструктажа перед дежурством на протяжении 2019 г. Всего им отработано сверхурочно в течение 159 рабочих и 77 выходных и праздничных дней. Время сверхурочной работы составило 159 дней*15 часов/сутки=2 385 часов. Время сверхурочной работы составило 77 дней*24 часа/сутки=1 848 часов. Общее количество часов отработанных сверхурочно составляет 4 233 часов. Сумма среднемесячного заработка составляет 87 359,52 руб., а сумма и среднедневного заработка составляет 4 261,44 руб. Размер оплаты за 1 час составляет 532,68 руб. (4 261,44 руб./8 часов). Общее количество часов 4 233, отработанных сверхурочно, необходимо разделить на 8 рабочих часов (нормальный рабочий день), что равняется 529,125 рабочих дня, подлежащих компенсации путём предоставления время отдыха или денежной компенсацией. Поскольку, предоставление ему указанного выше времени отдыха с оплатой в установленном Приказом № 50 порядке, в настоящее время невозможно, то указанное время сверхурочной работы подлежит компенсации в соответствии с действующим законодательством, единственным способом компенсации указанных дней является денежная компенсация. При увольнении, указанные дни отдыха за сверхурочную работу ему не компенсированы, а срок предусмотренный законом с момента, когда ему стало известно о не компенсации указанных дней не истёк; на его заявление о выплате соответствующей компенсации получен формальный отказ. Считает правомерным взыскать с МВД по РТ денежную компенсацию отработанного им сверхурочно времени в размере 2 254 834,44 руб. (4 233 часов*532,68 руб./час). Нарушением его трудовых прав ему причинён моральный вред в виде постоянных переживаний вследствие несправедливого и незаконного бездействия ответчика и отказа в восстановлении его трудовых прав., справедливый размер компенсации которого оценивает в 1 000 руб. Просил взыскать с МВД по РТ денежную компенсацию в размере 2 254 834,44 руб. и компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 апреля 2021 года иск удовлетворён частично. Взыскано с Министерства внутренних дел Республики Тыва в пользу ФИО1 63 921 руб. 60 коп. в счёт денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, 1 000 руб. в счёт компенсации морального вреда.

Представитель истца ФИО2, не согласившись с решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить, принять новое решение о полном удовлетворении иска. Указал, что ответчиком не оспаривалось и судом признаны установленными факты осуществления ФИО1 служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени в дни, указанные в иске, за которые истец имеет право на предоставление ему дней отдыха и денежную компенсацию за указанные дни, в связи с его увольнением. Однако, удовлетворяя иск в части денежной компенсации только за 120 часов исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, суд неверно применил нормы материального права, выводы суда в этой части не соответствуют обстоятельствам дела. Ссылается на правовую позицию, отражённую в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2019 № 3363-0, в которой указано, что закреплённое статьёй 99 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) ограничение продолжительности сверхурочной работы (работы, выполняемой работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учёте рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период) носит гарантированный характер, направлено на обеспечение реализации конституционного права на отдых, во взаимосвязи со статьёй 152 ТК РФ не предполагает ограничения оплаты сверхурочной работы в случае несоблюдения работодателем установленного оспариваемой нормой правила и не может расцениваться как нарушающее права работников. В соответствии с ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Таким образом, положения п.58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ № 65 от 31.01.2013 г., которыми установлено ограничение количества дней, за которые выплачивается денежная компенсация, количеством дней установленных ст. 99 ТК РФ, предусмотрены как гарантии реализации конституционного права сотрудников на отдых и с учётом указанной выше правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации не могут являться основанием ограничения оплаты сверхурочной оспариваемой нормой правила. В связи с увольнением ФИО1 из органов внутренних дел по инициативе работодателя и невозможности получения им времени отдыха за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени, путём присоединения этого времени к дням очередного отпуска за 2019 год, дни которого при увольнении истца были компенсированы денежной компенсацией, указанное время сверхурочной работы подлежало денежной компенсации при увольнении истца.

В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности ФИО4 просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объёме, сославшись в ней положения ч.ч. 2 и 6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункты 275, 277, 293, 285 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а также пункт 58 приказа МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». В жалобе обращено внимание на то, что количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в год). ФИО1 за время несения службы к руководству с подобного рода рапортами не обращался.

В суде апелляционной инстанции истец, его представитель, представитель ответчика поддержали доводы своих жалоб, просили их удовлетворить.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основным нормативным актом, регулирующим в соответствии с Конституцией Российской Федерации правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, является Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел РФ»).

В соответствии с частью 2 статьи 3 данного Федерального закона к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, нормы трудового законодательства применяются в случаях, не урегулированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими данные правоотношения.

Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ» служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Частью 5 ст. 53 названного закона, ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ».

На основании ч. 6 ст. 53 вышеуказанного закона сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 ст. 53 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ», определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 10 ст. 53).

Приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N 50 утверждён Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок N 50).

Согласно пунктам 274, 276 Порядка № 50 (в редакции от 01.02.2018 г., действовавшего до 04.01.2021 г.) руководителю предоставлено право привлекать сотрудников в случае служебной необходимости к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности. В случаях, не терпящих отлагательств, решение о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время может быть принято и доведено до него прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом Министру, заместителю Министра, руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющему право назначения сотрудников на должности. В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и его продолжительность.

В соответствии с пунктами 290, 293 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности.

Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.

Самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается.

Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учёта служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (пункт 56 Приказа МВД России от 31.01.2013 N 65 (в ред. от 12.11.2018 г., действовавшей до 09.05.2021 г.) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" – далее Порядок № 65).

В соответствии с частью 6 статьи 99 Трудового кодекса РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

В соответствии с пунктом 58 Приказа МВД России от 31 января 2013 г. N 65 (ред. от 12 ноября 2018 г.) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в год).

Вместе с тем, сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ» (пункт 286 Порядка N 50).

Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 5 ст. 58 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ»).

В пунктах 303, 304 Порядка № 50 предусмотрено, что дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сотрудникам ежегодно в соответствии с графиком отпусков одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника на основании его рапорта. Право на дополнительный отпуск возникает у сотрудника независимо от фактической продолжительности его службы сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени. Продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, в зависимости от занимаемой должности, устанавливается п. 305.1 и 305.2 Порядка № 50.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, стороны состояли в трудовых отношениях, что следует из трудовой книжки, приказов, а также из контракта от 2 мая 2012 г. (л.д. 220, т. 1), должностного регламента, утверждённого 27 ноября 2017 г. (л.д. 222).

В соответствии с приказом исполняющего обязанности начальника Следственного управления МВД по РТ от 11.05.2017 № 81л/с ФИО1 был назначен временно исполняющим обязанности начальника ** СО МО МВД России «Улуг-Хемский» с 11 мая 2017 года (л.д. 14, т. 1).

Приказом начальника Следственного управления МВД по РТ от 18 августа 2017 года №144л/с 18 августа 2017 года ФИО1 назначен на должность начальника ** СО МО МВД России «Улуг-Хемский» с 17 сентября 2017 года (л.д. 15, т. 1).

Из должностного регламента ФИО1, утверждённого исполняющим обязанности начальника СУ МВД по РТ ФИО5 27 ноября 2017 года, следует, что начальнику ** СО МО МВД России «Улуг-Хемский» установлен ненормированный служебный день (п. 1.6) (л.д. 222, т. 1).

Приказом начальника МО МВД России «Улуг-Хемский» от 15 марта 2019 года № 18 создана специализированная следственно-оперативная группа по зарегистрированным преступлениям корыстно-насильственного характера для их раскрытия, своевременного и качественного расследования уголовного дела, а также оперативного сопровождения до суда, в состав которой входил начальник **ФИО1 (л.д. 207, т.6).

Из табелей (л.д. 208-220, т. 6) учёта служебного времени личного состава МО МВД России «Улуг-Хемский» за период с января по октябрь 2019 года следует, что у начальника ОРП ФИО1 установлена 5 дневная и 40 часовая неделя (8 часов в день), учёт продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в отношении последнего не велся.

С 10 декабря 2019 года с ФИО1 расторгнут контракт о прохождении службы, он уволен из органов внутренних дел. В приказе принято решение выплатить компенсацию за неиспользование дни отпуска за 2019 год в количестве 41,16 дней (выписка из приказа от 10 декабря 2019 года № 2708 л/с – л.д. 17, т. 1).

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 ссылался на то, что согласно приказу об увольнении выплачена только компенсация за не использованные дни отпуска за 2019 г., суточные дежурства в составе следственно-оперативной группы должны рассматриваться как сверхурочная работа, работодателем не выплачена компенсация за работу за пределами нормальной продолжительности (сверхурочную работу) за 159 рабочих и 77 выходных и праздничных дней за период службы в 2019 г.

В письменном ответе МВД по РТ от 27 февраля 2020 года ФИО1 дан ответ, что он в 2019 году не обращался с рапортом о денежной компенсации в соответствии с п. 275 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел РФ, утверждённых приказом МВД России от 01.02.2018 г. № 50, выплата носит заявительный характер, может осуществляться лишь по просьбе, изложенной в рапорте, с представлением табеля учёта служебного времени, срок реализации права на получение компенсации истёк в 2019 году (л.д. 20, т. 1).

Судом первой инстанции установлен не оспариваемый ответчиком факт того, что в период трудовых отношений ФИО1 привлекался к несению службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, что нашло подтверждение показаниями свидетелей Л., Д. и письменными доказательствами: книгами инструктажа личного состава ПП МО МВД России «Улуг-Хемский» (3 шт.), заступающих в суточный наряд, где начальником утверждён состав следственно-оперативной группы (далее – СОГ) и установлено дежурство, ФИО1 в период с 11 января 2019 года по 13 декабря 2019 года периодически заступал в СОГ в качестве следователя или ответственного от руководства, что подтверждается занесением его имени в состав суточного наряда и его подписью; книгами (5 шт. за 2019 г.) приёма и сдачи дежурства ПП МО МВД России «Улуг-Хемский», согласно которым ФИО1 заступал в суточный СОГ в качестве ответственного от руководства, проводил инструктаж и проверки несения службы суточного наряда.

Согласно графику отпусков сотрудников СУ МВД по Республике Тыва на 2019 год, остаток отпуска в 15 дней запланирован ФИО1 в июле 2019 года.

Приказом начальника СУ МВД по РТ от 11 февраля 2019 года № 21 л/с ФИО1 предоставлен отпуск за 2018 год в количестве 3 дней основного отпуска, с 4 по 6 февраля 2019 года; приказом от 15 марта 2019 года № 43 л/с ФИО1 предоставлен оставшийся день отпуска за 2018 год в количестве 1 дня 15 марта 2019 года; приказом от 16 апреля 2019 года № 63 л/с ФИО1 предоставлен отпуск за 2019 год в количестве 7 дней (дополнительного отпуска за ненормированный служебный день), с 12 по 18 апреля 2019 года; приказом от 11 июля 2019 года № 107 л/с ФИО1 предоставлен отпуск за 2019 год в количестве 15 дней основного отпуска, с 12 по 26 июля 2019 года, с выездом в г.**.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 в период службы в органах внутренних дел право на предоставление дополнительных дней отдыха не использовал, в связи с чем, имеет право на получение денежной компенсации за 120 часов в год, которая, в силу п. 5.4 Порядка обеспечения денежным довольствием, должна была быть выплачена увольняемому сотруднику в последний день службы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке являются недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также в силу п. 1 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ неприменение закона, подлежащего применению.

Судебная коллегия считает, что при разрешении дела судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению, а также не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из содержания иска усматривается, что истец полагает, что суточные дежурства в составе следственно-оперативной группы должны рассматриваться как сверхурочная работа.

Согласно статье 97 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право в порядке, установленном ТК РФ, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (далее - установленная для работника продолжительность рабочего времени): для сверхурочной работы (статья 99 ТК РФ); если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 ТК РФ).

В силу части 1 статьи 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Согласно части 1 статьи 101 ТК РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

На основании статьи 119 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливаются в федеральных государственных учреждениях нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в муниципальных учреждениях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, для работников с ненормированным рабочим днём время, отработанное за пределами нормальной продолжительности рабочего дня, не считается сверхурочной работой; гарантии, предусмотренные законом (ч. 6 ст. 53 Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел РФ») для работников, работающих сверхурочно, на них не распространяются. Согласно ч. 5 ст. 53 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел РФ" и п. 286 Порядка обеспечения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел РФ (Порядка № 50) за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, часы работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени отдельно не оплачиваются.

Факт подачи сотрудником рапорта правового значения для разрешения исковых требований в указанной части правового значения не имеет, поскольку рапорт является условием предоставления дополнительного времени отдыха только для сотрудников, которым не установлен ненормированный рабочий день.

Помимо этого судебная коллегия исходит из того, что в соответствии с действующим Порядком (п.п. 290, 293, 285) для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение факта обращения сотрудника к руководителю, поскольку, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

То есть из прямого указания закона и п. 290 названного Порядка следует, что истец ФИО1 вправе был подать рапорт о предоставлении ему дополнительных дней отпуска до увольнения в 2019 году. Данным правом истец не воспользовался.

Из содержания иска, из представленных материалов и из протокола судебного заседания установлено, что ФИО1 в 2019 г. не обращался до своего увольнения к руководству о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени или о производстве денежной компенсации. Доказательств обратного (наличие рапортов, результатов их рассмотрения) не представлено. В иске неполнота компенсации за неиспользованный отпуск не оспаривалась.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба представителя ответчика заслуживает внимания, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Апелляционная жалоба представителя истца не содержат правовых оснований для её удовлетворения, доводы, приведённые в ней, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 апреля 2021 года отменить, принять новое решение в следующей редакции:

«Исковое заявление ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке через Кызылский городской суд Республики Тыва в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трёх месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 августа 2021 года.

Председательствующий

Судьи