Судья Артеменко Е.А. Дело № 33-1549/2022
(№ 2-431/2022)
УИД:37RS0005-01-2022-000107-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего Плехановой Н.А.,
судей Петуховой М.Ю., Акуловой Н.А.,
при секретаре Смертиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Акуловой Н.А.
дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Центр Авиа» на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 18марта 2022 г. по иску Ивановского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр Авиа» об обеспечении безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации,
УСТАНОВИЛА:
Ивановский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ООО «Центр Авиа» осуществляет функции главного оператора аэродрома «Иваново», оказывающего услуги обеспечения посадки и вылета воздушных судов, авиационной безопасности в зоне аэропорта, предоставления мест для стоянки на аэродроме, обслуживание в зоне и здании аэровокзала убывающих и прибывающих пассажиров, предоставления экипажам метеорологической информации в аэропорту, обработки прибывающих и убывающих грузов и другого.
Ивановской транспортной прокуратурой проводилась проверка исполнения требований законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации в деятельности ООО «Центр Авиа», в ходе проведения которой были выявлены нарушения требований законодательства.
Так, в нарушение требований п. 4.1.8 Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства транспорта России № от ДД.ММ.ГГГГг. (далее - ФАП №), п. 5.3 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных Приказом Министерства транспорта России № от ДД.ММ.ГГГГг., в ООО «Центр Авиа» отсутствует аэродромный радиолокационный комплекс (первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, работающий в режиме «RBS»), обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктам контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома. При этом орган ОВД ООО «Центр Авиа» не имеет возможности информировать экипажи воздушных судов о взаимном местоположении воздушных судов при возникновении конфликтной ситуации в установленных для него зонах и районах.
В нарушение требований п.п. 6.11.8, 11.1.1 ФАП № в ООО «Центр Авиа» отсутствует контроль со стороны органа ОВД при отклонениях воздушного судна от курса и глиссады на участке траектории полета от дальнего приводного радиомаяка (ДПРМ) до ближнего приводного радиомаяка (БПРМ) за пределы, превышающие предельно допустимые, соответственно, орган ОВД ООО «Центр Авиа» не может осуществлять контроль и слежение по индикатору воздушной обстановки за ВС.
В нарушение норм п.п.3.1.1 и 3.5.5 ФАП № в зоне ответственности органа ОВД ООО «Центр Авиа» отсутствует диспетчерское обслуживание подхода: обеспечение диспетчерского обслуживания этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом, для решения задач по предотвращению столкновений между воздушными судами и предотвращению столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади. При этом не обеспечивается диспетчерская передача обслуживания между органом, обеспечивающим районное диспетчерское обслуживание, и органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, а также между органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, и органом, обеспечивающим аэродромное диспетчерское обслуживание.
Кроме того, стажировка диспетчера ФИО6 при получении допуска к работе в качестве руководителя полетов, назначенная приказом ООО «Центр Авиа» от ДД.ММ.ГГГГг. №, в период с 12октября2020г. по 30ноября2020г. проводилась руководителем полетов ФИО1, не прошедшим своевременно курсы повышения квалификации в качестве диспетчера-инструктора, что противоречит требованиям п.п. 31 и 70 «Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала», утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №. В настоящее время ФИО1 на периодические курсы повышения квалификации в качестве диспетчера-инструктора не направлен. В связи с отсутствием в органе ОВД диспетчера-инструктора и средств наблюдения проверки диспетчеров для продления срока действия свидетельства и подтверждения своей квалификации в рамках имеющейся квалификационной отметки (отметок) проводятся с нарушениями требований воздушного законодательства.
Таким образом, в нарушение ст. 18 Воздушного кодекса Российской Федерации орган ОВД ООО «Центр Авиа» не обеспечивает контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства в установленных для него зонах и районе.
С целью устранения данных нарушений Ивановской транспортной прокуратурой 07октября2021г. генеральному директору ООО «Центр Авиа» внесено представление, по результатам рассмотрения которого мер к фактическому устранению нарушений не принято.
Данные обстоятельства свидетельствуют о существенных угрозах безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании ООО «Центр Авиа», в том числе при обслуживании социально значимых воздушных перевозок, в связи с чем транспортный прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением.
На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика установить и ввести в эксплуатацию аэродромный радиолокационный комплекс (первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, работающий в режиме «RBS»), обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктом контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома Иваново (Южный); обеспечить контроль при отклонениях воздушного судна от курса и глиссады на участке траектории полета от дальнего приводного радиомаяка (ДПРМ) до ближнего приводного радиомаяка (БПРМ) за пределы, превышающие предельно допустимые; обеспечить осуществление контроля и слежение по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами при нахождении воздушного судна в аварийном положении; в зоне ответственности органа ОВД обеспечить диспетчерское обслуживание подхода: обеспечение диспетчерского обслуживания этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом, для решения задач по предотвращению столкновений между воздушными судами и предотвращению столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади; диспетчерскую передачу обслуживания между органом, обеспечивающим районное диспетчерское обслуживание, и органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, а также между органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, и органом, обеспечивающим аэродромное диспетчерское обслуживание; обеспечить прохождение ФИО1 периодических курсов повышения квалификации по программе подготовке диспетчеров-инструкторов.
Определением Ивановского районного суда Ивановской области от 18 марта 2022 г. прекращено производство по гражданскому делу по иску Ивановского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО«Центр Авиа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности полетов в части заявленных требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить контроль при отклонениях воздушного судна от курса и глиссады на участке траектории полета от дальнего приводного радиомаяка (ДПРМ) до ближнего приводного радиомаяка (БПРМ) за пределы, превышающие предельно допустимые, а также о возложении обязанности обеспечить в зоне ответственности органа ОВД диспетчерское обслуживание подхода: обеспечение диспетчерского обслуживания этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом, для решения задач по предотвращению столкновений между воздушными судами и предотвращению столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади; диспетчерскую передачу обслуживания между органом, обеспечивающим районное диспетчерское обслуживание, и органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, а также между органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, и органом, обеспечивающим аэродромное диспетчерское обслуживание.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и в окончательной редакции просил суд обязать ООО «Центр Авиа» установить и ввести в эксплуатацию аэродромный радиолокационный комплекс (первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, работающий в режиме «RBS»), обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктам контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома Иваново (Южный). Указанные мероприятия произвести в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ООО«Центр Авиа» обеспечить осуществление контроля и слежение по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами при нахождении воздушного судна в аварийном положении. Обязать ООО «Центр Авиа» обеспечить прохождение ФИО1 периодических курсов повышения квалификации по программе подготовке диспетчеров-инструкторов. Указанные мероприятия произвести в течении полугода с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 18 марта 2022 г. постановлено:
Иск Ивановского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр Авиа» об обеспечении безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации удовлетворить.
Обязать ООО «Центр Авиа» в срок до 31декабря2023г. установить и ввести в эксплуатацию аэродромный радиолокационный комплекс (первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, работающий в режиме «RBS»), обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктам контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома Иваново (Южный).
Обязать ООО «Центр Авиа» в срок до 31декабря2023г. обеспечить осуществление контроля и слежение по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами при нахождении воздушного судна в аварийном положении.
Обязать ООО «Центр Авиа» в срок до 31декабря2022г. обеспечить прохождение ФИО1 периодических курсов повышения квалификации по программе подготовки диспетчеров-инструкторов.
ООО «Центр Авиа» обратилось с апелляционной жалобой на принятое по делу решение, считает решение суда в части установления сроков для ввода в эксплуатацию аэродромного радиолокационного комплекса и осуществления контроля и слежения по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, просит решение суда в части установления сроков для ввода в эксплуатацию аэродромного радиолокационного комплекса и осуществления контроля и слежения по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами отменить и принять по делу новое решение, которым обязать ООО «Центр Авиа»: в срок до 30 июня 2027 г. установить и ввести в эксплуатацию аэродромный радиолокационный комплекс, обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктом контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома Иваново (Южный); в срок до 30 июня 2027 г. обеспечить осуществление контроля и слежение по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами при нахождении воздушного судна в аварийном положении; в срок до 31 декабря 2022 г. обеспечить прохождение ФИО1 периодических курсов повышения квалификации по программе подготовки диспетчеров-инструкторов.
Выслушав объяснения представителя ООО «Центр Авиа» по доверенности Рзаева А.М.о, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя истца Куприяновой М.С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО«Центр Авиа» осуществляет функции главного оператора аэродрома «Иваново», оказывающего услуги обеспечения посадки и вылета воздушных судов, авиационной безопасности в зоне аэропорта, предоставления мест для стоянки на аэродроме, обслуживание в зоне и здании аэровокзала убывающих и прибывающих пассажиров, предоставления экипажам метеорологической информации в аэропорту, обработки прибывающих и убывающих грузов и другого.
В ходе проведенной Ивановской транспортной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации в деятельности ООО «Центр Авиа» установлено, что в нарушение требований безопасности использования воздушного пространства в ООО «Центр Авиа» отсутствует аэродромный радиолокационный комплекс (первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, работающий в режиме «RBS»), обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктам контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома.
При этом орган ОВД ООО «Центр Авиа» не имеет возможности информировать экипажи воздушных судов о взаимном местоположении воздушных судов при возникновении конфликтной ситуации в установленных для него зонах и районах.
Из пояснений ответчиков в ходе рассмотрения дела следует, что на территории аэропорта «Иваново», в собственности ООО «Центр Авиа» имеется недостроенный аэродромный радиолокационный комплекс АР ЛК «Лира А-10». Для ввода в эксплуатацию АР ЛК «Лира А-10» необходимо выполнение мероприятий, состоящих из различных этапов, а также получение финансирования в размере более 200000000 руб.
Разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, ссылка на которые приведена в решении, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом исходил из предусмотренной законом обязанности ответчика провести указанные истцом мероприятия. При вынесении решения суд установил срок для выполнения ответчиком возложенных на него обязанностей.
В апелляционной жалобе ответчик оспаривает выводы суда в части установления сроков выполнения работ по установлению и вводу в эксплуатацию аэродромного радиолокационного комплекса и осуществления контроля и слежения по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами. Ответчик указывает о том, что в связи с убыточным финансовым положением, необходимостью выполнения мероприятий по введению в эксплуатацию аэродромного радиолокационного комплекса, состоящих из нескольких этапов, занимающих продолжительное время от 12 до 24 месяцев, необходимостью изыскания денежных средств для выполнения указанных работ установить и ввести в эксплуатацию аэродромный радиолокационный комплекс не представляется возможным ранее 30 июня 2027 г. При этом осуществление контроля и слежение по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами при нахождении воздушного судна в аварийном положении будет возможно после ввода в эксплуатацию вышеуказанного аэродромного радиолокационного комплекса. Полагает, что ответчиком представлена достаточная совокупность доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда в срок до 31 декабря 2023 г., так как только поставка оборудования после изыскания денежных средств займет до 18 месяцев, при принятии судом решения не учтены другие этапы ввода в эксплуатацию аэродромного радиолокационного комплекса. Кроме того, ответчик указывает, что предоставление вышеуказанного срока для ввода в эксплуатацию радиолокационного комплекса никак не отразится на обеспечении безопасности полетов воздушных судов.
Данные доводы проверены, основанием для отмены решения суда они не являются.
Разрешая исковые требования, суд, проанализировав положения Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных Приказом Министерства транспорта России № от 25 августа 2015 г., оценив представленные в материалы дела доказательств, пришел к правильному выводу о том, что ответчик как лицо, осуществляющее функции главного оператора аэродрома «Иваново», в силу указанных норм действующего законодательства обязан обеспечивать безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации, установить и ввести в эксплуатацию аэродромный радиолокационный комплекс, а также обеспечить осуществление контроля и слежение по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами при нахождении воздушного судна в аварийном положении, выполнить данные обязанности в срок до 31 декабря 2023 г.
Определяя такой срок выполнения мероприятий ответчиком, суд учел сроки выполнения работ, а также объяснения ответчика в части необходимости изыскания денежных средств на выполнение указанных работ с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. № 434, предусматривающего, что деятельность ООО «Центр Авиа» включена в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений основанием для отмены решения суда не являются.
Исходя из представленных по делу доказательств, оснований утверждать о том, что решение не может быть исполнено в установленный решением суда срок, не имеется.
Суд учел сроки, необходимые для проведения работ, а также финансовое положение ответчика, с учетом данных обстоятельств срок для выполнения работ определен правильно.
Достоверных доказательств того, что денежные средства не поступят в указанный судом период и необходимые мероприятия не будут выполнены, в материалы дела не представлено.
Представитель ответчика не представил сведений о том, какие меры принимаются и приняты для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, которые свидетельствовали бы об обоснованности доводов апелляционной жалобы в части недостаточности установленного судом срока для исполнения решения.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что возложенные судом на ответчика обязанности направлены на обеспечение авиационной безопасности, при отсутствии достоверных доказательств отсутствия возможности исполнить решение суда, определенный судом срок для выполнения данных обязанностей является разумным.
Суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено. Выводы, изложенные в решении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ивановского районного суда Ивановской области от 18 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Центр Авиа» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: