ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-4331/18 от 23.01.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья Латынцев А.В. дело № 33-594/2020

дело № 2-4331/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2020 года г. Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Ахметзяновой Л.Р.,

при секретаре Щербина О.А.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» о предоставлении отсрочки исполнения решения Нижневартовского городского суда от 25.09.2018 года,

по частной жалобе акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» на определение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2019 года, которым постановлено:

«в удовлетворении заявления акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» о предоставлении отсрочки исполнения решения Нижневартовского городского суда от 25.09.2018 по гражданскому делу № 2-4331/2018, отказать»,

установил:

акционерное общество «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» (далее – АО «ННП») обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, обосновав доводы тем, что решением Нижневартовского городского суда от 25.09.2018 по гражданскому делу по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Нижневартовское Нефтегазодобывающее предприятие» о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.02.2019, которым АО «ННП» обязали в срок до 31.12.2018 получить в Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разрешения на ввод в эксплуатацию следующих объектов капитального строительства: - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А - т.вр. к. 12ГЗУ А, Б», диаметром 159 мм, протяженностью 122 м. и нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А, Б - т.вр. к. 12», диаметром 219 мм, протяженностью 2693 м., являющихся 4 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12»; - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ Б - т.вр.к.12 ГЗУ АБ», диаметром 159 мм, протяженностью 246 м. являющегося 16 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12»;

в срок до 28.02.2019 внести изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект-«Система промысловых трубопроводов Колек-Еганского месторождения», в связи с вводом в эксплуатацию с декабря 2017 года следующих объектов капитального строительства: - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А - т.вр. к. 12ГЗУ А, Б», диаметром 159 мм, протяженностью 122 м. и нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А, Б - т.вр. к. 12», диаметром 219 мм, протяженностью 2693 м., являющихся 4 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12»; - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ Б - т.вр.к.12 ГЗУ АБ», диаметром 159 мм, протяженностью 246 м. являющегося 16 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12».

Запретили АО «ННП» с 01.03.2019 эксплуатацию следующих объектов капитального строительства, при отсутствии разрешений на ввод их в эксплуатацию: - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А - т.вр. к. 12ГЗУ А, Б», диаметром 159 мм, протяженностью 122 м. и нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А, Б - т.вр. к. 12», диаметром 219 мм, протяженностью 2693 м., являющихся 4 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12»; - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ Б - т.вр.к.12 ГЗУ АБ», диаметром 159 мм, протяженностью 246 м. являющегося 16 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12».

Указывает, что в настоящее время исполнение данного решения является невозможным, поскольку нефтегазосборные трубопроводы «к.12 ГЗУ А - т.вр. к. 12 ГЗУ А, Б», «к.12 ГЗУ А, Б - т.вр. к. 12» входят в 4 этап строительства объекта капитального строительства «Обустройство Колик-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12». Четвертый этап строительства кроме трубопроводов включает в себя следующие подобъекты/подэтапы: инженерная подготовка кустового основания, площадки для размещения пожарной техники, спецтехники, бригад бурения, освоения и ТКР и ЗВС, КТПН, НО УЭЦН (18 комплектов); обустройство скважины №1 (добывающая) с сетями инженерного обеспечения, освещение, АГЗУ, ДЕ-25 мЗ, система сбора жидкости с приустьевых поддонов с обвязкой на ДЕ-16 мЗ; сети электроснабжения, сети КИПиА, молниеотводы». Строительство указанного объекта осуществляется на основании разрешения на строительство № 86-504000-3021646-2016 от 02.12.2016, оформленного в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации № 0164-16/ХМЭ-4941/02 от 19.05.2016. Нефтегазосборный трубопровод «к.12 ГЗУ Б - т.вр. к. 12 ГЗУ А, Б» входит в 16 этап строительства объекта капитального строительства «Обустройство Колик- Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12». Шестнадцатый этап строительства кроме трубопровода включает в себя следующие подобъекты/подэтапы: освещение, АГЗУ, ДЕ-25 мЗ, сети электроснабжения, сети КИПиА, молниеотводы; обустройство скважины (нагнетательная после отработки на нефть) с сетями инженерного обеспечения. Строительство указанного объекта осуществляется на основании разрешения на строительство № 86-504000-1858-2017 от 20.04.2017, оформленного в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации № 0164-16. ХМЭ-4941/02 от 18.05.2016. Фактически строительство нефтесборных трубопроводов завершено, но, учитывая, что трубопроводы являются частью этапа (подобъектом) строительства, а строительство всего этапа не завершено, соответственно ввод в эксплуатацию трубопроводов не может быть осуществлен. При этом запущенные в эксплуатацию трубопроводы обладают признаками отдельного этапа строительства, так как их возможно эксплуатировать (и они фактически эксплуатируются) независимо от строительства иных объектов капитального строительства.

Кроме этого, имелась необходимость запуска трубопроводов вместе с законченными строительством скважинами куста 12 Колик-Еганского месторождения, так как технология работы добывающей скважины не позволяет произвести временную остановку законченной строительством скважины. Общество после окончания бурения скважины производит ее запуск для выявления фильтрационно-емкостных свойств пласта, выводу скважины на запланированный режим и подтверждения соответствия геологических и иных условий проектной документации, что необходимо для формирования дела скважины. В процессе вывода скважины на запланированный режим Общество производит подъем (отбор) нефтесодержащей жидкости. Извлекаемая нефтесодержащая жидкость подлежит учету в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом, ввод трубопроводов является вынужденной мерой. Во исполнения решения суда в Обществе разработан План мероприятий по устранению нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации Объектов, целью которых является отражение порядка действий, направленных на окончание строительно-монтажных работ, получение разрешения на ввод в эксплуатацию Объектов, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре опасных производственных объектов, с указанием объективных сроков по каждому объекту и ответственных лиц за исполнение мероприятий (далее - План мероприятий). Указанный План мероприятий утвержден Приказом АО «ННП» № 824 от 22.10.2018. Во исполнение Плана мероприятий в адрес поставщиков необходимого для продолжения строительства оборудования (ООО «РН-Снабжение», ООО ПК «Сибинтек») направлены письма об ускорении поставки оборудования и о согласовании передачи МТР на самостоятельную закупку АО «ННП». По факту поставки оборудования подрядчиками по СМР проведены и окончены работы по строительству всех объектов обустройства Колик-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12 (4,16 этапы).

Окончив строительство, Общество приступило к оформлению разрешительной документации на ввод объектов в эксплуатацию, а также к регистрации объектов в государственном реестре ОПО, для чего Обществом актуализирован План мероприятий по устранению нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации Объектов. Согласно актуализированному Плану мероприятий срок получения разрешения на ввод Объектов в эксплуатацию - 25 декабря 2019 года, срок регистрации Объектов в государственном реестре опасных производственных объектов - 30 марта 2020 года. Указанные сроки выполнения мероприятий по каждому из Объектов являются нормативно установленными, не зависят от воли Общества (от действий Общества зависели лишь сроки окончания строительства этапов) и обусловлены следующим:

- сроки получения разрешения на ввод. С момента окончания строительства до момента получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию согласно нормативно установленных сроков получения разрешения на ввод, необходимо не менее 64 рабочих дня (описание законодательно установленной процедура получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию по окончании строительства со сроками выполнения мероприятий («дорожная карта») прилагается);

- сроки регистрации в реестре ОПО. Порядок регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов определен Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора № 494 от 25.11.2016. (далее - Административный регламент). Пунктами 12, 20, 24, 25 Административного регламента, определены основания, перечень документов, необходимых для осуществления регистрации ОПО в государственном реестре ОПО, также установлены сроки для проведения регистрационных действий. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре ОПО, осуществляются в срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления от заявителя в системе делопроизводства (п. 12 Административного регламента). Таким образом, учитывая установленный срок для внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре ОПО, время, необходимое на отправление и получение корреспонденции, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре ОПО, а так же регистрация изменений в государственном реестре ОПО возможны не ранее 30.03.2020.

Также имеются обстоятельства, затрудняющие исполнение решения суда, к которым относятся:

- остановка трубопроводов и скважин куста 12 Колик-Еганского месторождения не возможна в силу технических особенностей объектов, а так же прямого законодательного запрета остановки ОПО без документации на консервацию ОПО, получившую положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;

- остановка трубопроводов/скважин повлечет нарушение требований действующего законодательства о рациональном использовании недр;

- несмотря на формальную невозможность получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, Общество, эксплуатируя объекты, не создает угрозы причинения вреда, поскольку осуществляет все необходимые мероприятия, предусмотренные действующим законодательством для обеспечения безопасной эксплуатации объектов. Однако, несмотря на наличие указанных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, суд апелляционной инстанции не дал должной оценки доказательствам, обосновывающим их наличие. На сегодняшний день у Общества отсутствует проект консервации объектов и заключение промышленной безопасности на него.

В соответствии с разделом 7.5.7. Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов (РД 39-132-94), утвержденных Минтопэнерго РФ 30.12.1993: при временном прекращении эксплуатации трубопроводы должны быть подвергнуты консервации; на период консервации должна быть обеспечена защита от коррозии как наружной, так и внутренней поверхностей стенок трубопровода; на период временной консервации трубопровод заполняется консервантом (подготовленной нефтью, ингибированной водой). Между тем, подготовка проекта консервации, а так же закупка ингибитора, требует значительных временных затрат, сопоставимых со сроком необходимой Обществу отсрочки, позволяющей вместо консервации Объектов исполнить решение суда в полном объёме.

Таким образом, в случае предоставления Обществу отсрочки, необходимость в закупке ингибитора и подготовке проекта консервации отпадёт, поскольку все подобъекты 4,16 этапа достроены и к моменту окончания отсрочки будут оформлены (получено разрешение на ввод, внесены в реестр ОПО) в предусмотренном законом порядке. При этом, вытеснение нефтесодержащей жидкости (которая содержит воду) из трубопровода для приостановления его деятельности до окончательной консервации, полностью не возможно. Оставшийся в трубопроводе флюид в условиях отсутствия надлежащего режима эксплуатации (бездвижимое состояние и отсутствие антикоррозийной обработки) может вызвать дополнительные коррозийные процессы, приводящие к разгерметизации трубопровода и загрязнению окружающей среды. Соответственно данные последствия можно предотвратить, эксплуатируя трубопровод в соответствии с требованиями Приказа Ростехнадзора от 30.11.2017 № 515, обеспечивая как объем прокачиваемой жидкости, так и его надлежащую антикоррозийную обработку. Совместная работа скважин куста 12 Колик-Еганского месторождения позволяет существующему нефтесбору работать в пределах технологического режима. При ограничении подачи жидкости скважин куста 12 Колик-Еганского месторождения возникает риск отклонения от соблюдения технологического режима транспортировки жидкости, что может привести к повышенному появлению участков на которых могут проявляться коррозийные процессы.

Остановка эксплуатации спорных трубопроводов повлечет нарушение требований действующего законодательства о рациональном использовании недр. Более того, в результате отклонения по показателю «уровни добычи нефти и газа», бюджет недополучит доход от налога на добычу полезных ископаемых. Общество с момента ввода в эксплуатацию нефтегазосборных трубопроводов, осуществляет все необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством для обеспечения их безопасной эксплуатации. Так, в соответствие с Приказами № 188 от 10.03.2017 и № 119 от 07.02.2018 в Обществе назначены ответственные лица за безопасную эксплуатацию трубопроводов, за содержание их в исправном состоянии, за диагностику с целью продления срока эксплуатации. Кроме того, перечень ответственных лиц за безопасную эксплуатацию трубопроводов отражен в самом паспорте трубопровода.

Просит предоставить отсрочку исполнения решения Нижневартовского городского суда от 25.09.2018 по гражданскому делу № 2-4331/2018, а именно:

- сроком до 25.12.2019 в части возложения обязанности по получению в Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разрешения на ввод в эксплуатацию следующих объектов капитального строительства:

- нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А - т.вр. к. 12ГЗУ А, Б», и нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А, Б - т.вр. к. 12», являющихся 4 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12»;

- нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ Б - т.вр.к.12 ГЗУ АБ», являющегося 16 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12».

- сроком до 30.03.2020 в части возложения обязанности по внесению изменения в сведения, характеризующие опасный производственные объекты:

- нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А - т.вр. к. 12ГЗУ А, Б» и нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А, Б - т.вр. к. 12» являющихся 4 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12»;

- нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ Б - т.вр.к.12 ГЗУ АБ», являющегося 16 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12».

- сроком до 01.04.2020 в части запрета эксплуатации следующих объектов капитального строительства, при отсутствии разрешений на ввод их в эксплуатацию:

- нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А - т.вр. к. 12ГЗУ А, Б» и нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А, Б - т.вр. к. 12» являющихся 4 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12»;

- нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ Б - т.вр.к.12 ГЗУ АБ» являющегося 16 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12».

В судебном заседании представитель АО «ННП» требования поддержал.

Представитель Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в судебное заседание не явился, о месте и времени которого извещен надлежащим образом, представил возражение относительно заявленных требований, просит отказать АО «ННП» в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.

Суд постановил вышеуказанное определение.

В частной жалобе АО «ННП» просит определение суда отменить, удовлетворить требования в полном объеме, ссылаясь на доводы аналогичные доводам заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Не согласен с выводом суда об отсутствии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда с указанием на то, что заявителем не доказана невозможность получения разрешения на ввод в эксплуатацию нефтесборных трубопроводов отдельно от соответствующих разрешений в отношении всего этапа строительства объекта капитального строительства. Считает, что доводы заявителя о невозможности получения данного разрешения не требуют доказательств, поскольку основаны на нормах права, в том числе нормах Градостроительного кодекса РФ.

Полагает, что суд не дал оценки иным доводам заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Возражая против доводов жалобы, Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор указывает, что сроки получения разрешений на ввод объектов капитального строительства являются разумными и обоснованными.

Учитывая, что необходимые разрешительные документы на эксплуатацию трубопроводов не получены, оценка его технического состояния уполномоченным органом строительного надзора не давалась, считает, что эксплуатация данных объектов является незаконной и недопустимой.

Полагает, что указанные в заявлении обстоятельства не свидетельствуют об исключительности характера и серьезности препятствий для его исполнения.

Просит в удовлетворении частной жалобы отказать.

На основании ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба подлежит рассмотрению без извещения лиц, участвующих в деле.

В соответствии с ч. 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений, указанных в части третьей настоящей статьи, рассматриваются судьей единолично в сроки, предусмотренные статьей 327.2 настоящего Кодекса, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.

Проверив материалы дела в суде апелляционной инстанции судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам, судья не находит оснований для отмены определения суда.

Согласно ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

Статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

Из указанных норм следует, что отсрочка исполнения решения суда возможна лишь в отношении неисполненного судебного акта при наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих его исполнение, и лицо, обращающееся с заявлением, должно представить суду доказательства наличия серьезных препятствий и затруднений к совершению исполнительных действий. При этом, должны учитываться интересы, как должника, так и взыскателя.

Решением Нижневартовского городского суда от 25.09.2018 по гражданскому делу № 2-4331/2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.02.2019, на АО «ННП» возложена обязанность в срок до 31.12.2018 получить в Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разрешения на ввод в эксплуатацию следующих объектов капитального строительства: - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А - т.вр. к. 12ГЗУ А, Б», диаметром 159 мм, протяженностью 122 м. и нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А, Б - т.вр. к. 12», диаметром 219 мм, протяженностью 2693 м., являющихся 4 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12»; - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ Б - т.вр.к.12 ГЗУ АБ», диаметром 159 мм, протяженностью 246 м. являющегося 16 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12».

Кроме этого, на АО «ННП» возложена обязанность в срок до 28.02.2019 внести изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект – «Система промысловых трубопроводов Колек-Еганского месторождения», в связи с вводом в эксплуатацию с декабря 2017 года следующих объектов капитального строительства: - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А - т.вр. к. 12ГЗУ А, Б», диаметром 159 мм, протяженностью 122 м. и нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А, Б - т.вр. к. 12», диаметром 219 мм, протяженностью 2693 м., являющихся 4 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12»; - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ Б - т.вр.к.12 ГЗУ АБ», диаметром 159 мм, протяженностью 246 м. являющегося 16 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12».

Также АО «ННП» с 01.03.2019 запрещена эксплуатация следующих объектов капитального строительства, при отсутствии разрешений на ввод их в эксплуатацию: - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А - т.вр. к. 12ГЗУ А, Б», диаметром 159 мм, протяженностью 122 м. и нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ А, Б - т.вр. к. 12», диаметром 219 мм, протяженностью 2693 м., являющихся 4 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12»; - нефтегазосборного трубопровода «к.12 ГЗУ Б - т.вр.к.12 ГЗУ АБ», диаметром 159 мм, протяженностью 246 м. являющегося 16 этапом строительства объекта: «Обустройство Колек-Еганского месторождения. Кустовая площадка № 12».

Акционерное общество «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие», заявляя требования о предоставлении отсрочки исполнения данного решения, указывает на невозможность исполнения решения в настоящее время, поскольку трубопроводы являются частью этапа (подобъектом) строительства, а строительство всего этапа не завершено, соответственно, ввод в эксплуатацию трубопроводов не может быть осуществлен. При этом, имелась необходимость запуска трубопроводов вместе с законченными строительством скважинами, так как технология работы добывающей скважины не позволяет произвести временную остановку законченной строительством скважины.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем доказательств наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда не представлено, при этом указав, что заявителем не представлено доказательств невозможности получения разрешений на ввод в эксплуатацию нефтесборных трубопроводов отдельно от соответствующих разрешений в отношении всего этапа строительства объекта капитального строительства «Обустройство Колек-Еганского месторождения».

Суд апелляционной инстанции полагает возможным согласиться с выводами суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Не допускаются консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Заявитель утверждает, что у него отсутствует проект консервации объекта и заключение промышленной безопасности на него. Вместе с тем, доказательств тому, что с момента вступления в силу судебного постановления им предпринимались меры для исполнения решения суда, не представлено.

Эксплуатируемые обществом трубопроводы и нефтяные скважины в соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" являются опасными производственными объектами. Для недопущения аварий на опасных производственных объектах законом предусмотрено осуществление строительного надзора со стороны уполномоченного государственного органа.

В силу ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К данному заявлению прилагается, в том числе и заключение государственного органа строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Предусмотренная указанной нормой разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.

Доводы заявителя о том, что остановка эксплуатации спорных трубопроводов повлечет нарушение требований действующего законодательства о рациональном использовании недр, что в результате отклонения по показателю "уровни добычи нефти и газа" бюджет недополучит доход от налога на добычу полезных ископаемых, соответствующими расчетами специалистов не подтверждены.

Суд первой инстанции правильно указал, что спорные трубопроводы, являющиеся потенциально опасными промышленными объектами, фактически используются АО «ННП» с декабря 2017 года по настоящее время без разрешений на ввод их в эксплуатацию, что ставит под угрозу промышленную безопасность данных опасных производственных объектов, сохранность компонентов окружающей среды от негативного воздействия и уничтожения, а также экологическое благополучие жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

При таких обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь статьёй 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

определение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 октября 2019 года оставить без изменения, частную жалобу акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» – без удовлетворения.

Судья Ахметзянова Л.Р.