ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-433/2022 от 19.10.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Репин А.Я. Дело № 33-11806/2022

УИД 34RS0014-01-2022-000645-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 19 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Горкушенко Т.А.,

судей Попова К.Б., Торшиной С.А.,

при секретаре Потемкиной В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-433/2022 по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Малоивановская основная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области

на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 10 августа 2022 года, которым иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Горкушенко Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

прокурор Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению Малоивановская основная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства об образовании, законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних и антитеррористическую безопасность, в деятельности МКОУ Малоивановская основная школа Дубовского муниципального района установлено, что в МКОУ Малоивановская основная школа Дубовского муниципального района, расположенное по адресу: Волгоградская <адрес> эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, при весенних и осенних осмотрах здания в нарушение требований раздела 3 положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года №312, современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.

Не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на администрацию Дубовского муниципального района, отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по обследованию технического состояния нежилого здания МКОУ Малоивановская ОШ с использованием современных средств технической диагностики, возложить на МКОУ Малоивановская ОШ обязанность в течение трёх месяцев со дня поступления денежных средств провести работы по обследованию технического состояния данного нежилого здания с использованием современных средств технической диагностики.

Судом постановлено указанное выше решение, которым иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе администрация Дубовского района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части установленного срока для исполнения обязанности по обследованию технического состояния нежилого здания МКОУ Малоивановская ОШ с использованием современных средств технической диагностики, просит решение суда в указанной части изменить, увеличив срок до девяти месяцев.

Прокурор представил письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно пункта 1 статьи 36 указанного Федерального закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании частей 6 и 7 статьей 55.24 и 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

В случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение), являющееся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Согласно разделу 3 Положения, контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Приложением № 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

На основании подпунктов 2, 15 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Как указано в подпункте 8 пункта 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 г. № 1984-ст предусмотрено, что первое обследование технического состояния, зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении, значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с пунктом <.......> Устава МКОУ Малоивановская основная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области учредителем данного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> является муниципальное образование – Дубовский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя в отношении образовательного учреждения осуществляет администрация Дубовского муниципального района в лице отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района.

В ходе проведенной прокуратурой Дубовского района Волгоградской области проверки исполнения законодательства об образовании, законодательства, регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних и антитеррористическую безопасность в деятельности МКОУ Малоивановская основная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области установлено, что эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, при весенних и осенних осмотрах здания в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.

Согласно журналу технической эксплуатации здания (сооружения) весенне-осеннего осмотра здания Учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. сведения о состоянии здания отражены не в полном объёме: недостатки и дефекты приведены без указания их объёма и локализации.

В соответствии с предоставленными копиями актов технического осмотра здания, плановые осмотры технического состояния здания в целом, их систем и внешнего благоустройства, технического состояния отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства учреждения проводятся формально, без точного описания выявленных дефектов, перечень необходимых работ не указан, точные сроки устранения нарушений и исполнители не указаны. При весеннем и осеннем осмотре не уточняются объёмы ремонтных работ по зданиям и объектам, подлежащим включению в план текущего ремонта в год проведения осмотра. Сведений о техническом состоянии здания в целом не приведено.

Установлено, что осмотр здания с использованием современных средств технической диагностики не проводился.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, установив, что не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, соответственно, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся, а также работников учреждения на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям, в том числе антитеррористической защищенности, условия, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности на администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области, отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение <.......> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по обследованию технического состояния нежилого здания МКОУ Малоивановская основная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: ул<адрес> с использованием современных средств технической диагностики, на МКОУ Малоивановская основная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области в течение <.......> месяцев со дня поступления денежных средств провести работы по обследованию технического состояния нежилого здания МКОУ Малоивановская основная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики.

Решение суда в части возложения на ответчиков обязанности обеспечить финансирование и проведение работ по обследованию технического состояния нежилого здания МКОУ Малоивановская основная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики не оспаривается. В соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в указанной части судебной коллегией не проверялась. Объективных причин для проверки в интересах законности решения суда в полном объеме суд апелляционной инстанции не усматривает.

Довод апелляционной жалобы о необходимости увеличения установленного судом срока для исполнения решения суда в части возложения на администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области срока обязанности обеспечить финансирование работ по обследованию технического состояния нежилого здания МКОУ Малоивановская основная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: <адрес> с использованием современных средств технической диагностики до <.......> месяцев отклоняется судебной коллегией как необоснованный, поскольку установленный судом срок в <.......> месяцев является разумным.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса интересов сторон.

Устанавливая срок исполнения решения, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленный судом срок.

Кроме того, при недостаточности установленного судом срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 10 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи