77RS0016-01-2019-018866-43
№ 2-434/2020
Судья Смольякова Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь Дело № 33-9350/2020
19 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в
составе председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Лобанова В.В., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Косогоровой К.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «РЖД» на решение Дзержинского районного суда города Перми от 26 июня 2020 года, которым постановлено:
исковые требования Пермского транспортного прокурора удовлетворить:
обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская-Шибаново», в том числе положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, либо положение (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства;
обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская-Шибаново», от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу бюджета муниципального образования «Город Пермь» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя ответчика ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила
Пермский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Мещанский районный суд г. Москвы с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская-Шибаново», от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также нарушения внутриобъектового и пропускного режимов в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская – Шибаново». «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская – Шибаново» входит в состав дистанции инженерных сооружений, являющегося структурным подразделением Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной к дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД». В соответствии с п.9 ст.1 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры объекта транспортной инфраструктуры «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская – Шибаново». Согласно представленной информации объект транспортной инфраструктуры «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская – Шибаново» включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры с присвоением первой категории 20 апреля 2011 года, реестровый номер ЖМС316016. Оценка уязвимости указанного ОТИ утверждена 11 декабря 2012 года, план обеспечения транспортной безопасности – 18 марта 2015 года.
Согласно п.п. 3 п. 5 требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитерростической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Данная обязанность должна быть исполнена субъектом транспортной инфраструктуры вне зависимости от наличия утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и плана обеспечения транспортной безопасности данного объекта. Исполнение данной обязанности не может рассматриваться как реализация плана обеспечения транспортной безопасности.
В нарушение указанных норм ОАО «РЖД» не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская – Шибаново» от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данном объекте транспортной инфраструктуры и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда объекты транспортной инфраструктуры, особенно с массовым пребыванием людей, наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
Определением Мещанского районного суда г. Москвы от 28 октября 2019 года гражданское дело передано по подсудности в Дзержинский районный суд г. Перми.
В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил дополнительное требование о возложении на ответчика обязанности утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская-Шибаново», в том числе положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, либо положение (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование уточненных требований указано, что дополнительная оценка уязвимости утверждена 16 мая 2019 года. В силу подп. 9 п.5 требований № 495 по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
В нарушение указанного ОАО «РЖД» в установленный законом срок организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская – Шибаново», в том числе: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, либо положение (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, с учетом проведенной дополнительной оценки уязвимости не утверждены, подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская – Шибаново» от актов незаконного вмешательства не образовано/не привлечено.
Определением суда в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
В судебном заседании помощник Пермского транспортного прокурора исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» исковые требования не признал по доводам, указанным в письменном виде, также полагает, что заявленный срок не является достаточным для исполнения требований, достаточным может быть признан срок в 12 месяцев.
Представитель третьего лица Федерального агентства железнодорожного транспорта в суд не явился, извещен.
Суд постановил вышеизложенное решение об удовлетворении заявленных требований, определив срок исполнения решения в соответствии с возражениями ответчика.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая, что плана транспортной безопасности в отношении объекта, которым предусматриваются правила обеспечения транспортной безопасности в настоящее время в отношении объекта не имеется, утверждение данного плана не находится в сфере влияния ответчика. При этом, в отсутствие плана транспортной безопасности требования транспортного прокурора не могут быть признаны обоснованными, поскольку именно планом определяется состав и расстановка подразделений транспортной безопасности, а также объекты защиты. Мероприятия с целью повышения бдительности работников Свердловской дирекции инфраструктуры проводятся, назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности.
В письменном виде возражений на апелляционную жалобу не представлено.
На заседание судебной коллегии истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон №16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).
Пунктом 4 указанной нормы также предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.
Согласно п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:
образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Как следует из материалов проведенной Пермской транспортной прокуратурой проверки в отношении ОАО «РЖД», в нарушение вышеуказанных требований ответчиком не образовано (не сформировано) и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская-Шибаново», от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; не утверждены организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская – Шибаново», в том числе: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, либо положение (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, с учетом проведенной дополнительной оценки уязвимости; не образованно (не привлечено) подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская – Шибаново» от актов незаконного вмешательства.
Как следует из материалов дела, 20 апреля 2011 года «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская – Шибаново» внесен в Единый реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением 1 категории (реестровый номер ЖМС 316016).
11 декабря 2012 года утверждена оценка уязвимости ОТИ.
План обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры – «Металлический мост через реку Чусовая на 130 км перегона Чусовская – Шибаново» утвержден 18 марта 2015 года.
21 февраля 2019 года ответчиком организовано проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
16 мая 2019 года утверждена дополнительная оценка уязвимости.
В соответствии с пп. 5 п. 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, именно субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры должны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
ОАО «РЖД» возложенную на него обязанность не исполнило.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что являясь собственником спорных объектов транспортной инфраструктуры, ОАО «РЖД» обязано обеспечивать безопасность в сфере данного транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актом незаконного вмешательства.
Ответчиком проявлено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение на ОТИ ситуации, угрожающей транспортной безопасности; не проведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Доводы возражений ответчика признаны судом направленными на затягивание исполнения требований законодательства, что является недопустимым исходя из существа рассматриваемых правоотношений.
Кроме того, все указанные ответчиком действия, направленные на реализацию мер безопасности, как правильно указал суд, зависят исключительно от действий ответчика, в связи с чем, сама по себе ссылка на необходимость соблюдения указанной процедуры не может являться основанием для освобождения его от обязанности установленной законом.
Оснований не согласиться с выводами суда, судебная коллегия не находит.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Дзержинского районного суда города Перми от 26 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: