ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-438/20223АВГУ от 03.08.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0008-01-2022-000313-47

стр. 3.024, г/п 0 руб.

Судья Ропотова Е.В. № 2-438/2022 3 августа 2022 года

Докладчик Калашникова А.В. № 33-4274/2022 город Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Пономарева Р.С.,

судей Калашниковой А.В., Саблиной Е.А.,

при секретаре Торцевой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, федерального казенного учреждения Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на решение Котласского городского суда Архангельской области от 29 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия федерального казенного учреждения Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Калашниковой А.В., судебная коллегия

установила:

Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия федерального казенного учреждения Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области), выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности выполнить мероприятия для устранения допущенных нарушений.

В обоснование требований указал на результаты проведенных прокурором проверок в отношении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области, по результатам которых выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, которые не устранены исправительным учреждением в полном объеме, в частности требуются к выполнению следующие мероприятия:

- в отрядах № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, строгих условий отбывания наказания, карантинном отделении, камерах штрафного изолятора, помещениях камерного типа: предусмотреть подводку горячей воды к санитарным приборам (умывальники, раковины);

- в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа (далее – ШИЗО, ПКТ) в душевой: восстановить облицовочное покрытие пола и сидений; удалить налет черно-желтого цвета на полу, сиденьях и стенах; заменить или обработать от грязи тазы для мытья тела; выделить отдельное помещение для переодевания осужденных при душевой; восстановить систему естественной вентиляции камер; обеспечить функционирование системы отопления, позволяющей поддерживать в камерах температуру воздуха не ниже +16; предусмотреть обеспечение осужденных на время сна одеялами установленных размеров; оборудовать камеры откидными кроватями с размерами полотна 190 см х 70 см;

- в здравпункте № 1 филиала Медицинская часть № 3 федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть № 29 ФСИН России: восстановить водоснабжение;

- в комнатах длительных свиданий: в туалете восстановить потолочное покрытие;

- в карантинном отделении: в коридоре восстановить напольное покрытие;

- в столовой жилой зоны: в моечном отделении предусмотреть наличие зачищенного деревянного инвентаря (веселки деревянной) и пригодного к использованию инвентаря (черпак, сотейник); в мясном цехе восстановить внутреннюю поверхность производственных ванн; оборудовать для посетителей туалет с раковинами для мытья рук;

- в банно-прачечном комплексе: в помывочном отделении заменить металлические тазы для мытья, имеющие повреждения оцинкованного покрытия (коррозию), на тазы без повреждений; восстановить облицовочное покрытие сидений; устранить грязь на скамьях, полу, стенах;

- в отряде строгих условий отбывания наказания (далее – СУОН): в производственном помещении швейного цеха восстановить остекление; в туалете швейного цеха восстановить облицовочное покрытие стены; устранить ржавчину на канализационных трубах; устранить налет черно-желтого цвета под ободком унитаза и на пластиковом сиденье с тыльной стороны сиденья унитаза; в душевой восстановить функционирование душевых леек, обеспечить необходимый напор горячей воды, на потолке устранить грибковые образования и восстановить лакокрасочное покрытие, удалить налет черно-желтого цвета на стенах, сантехнике и трубах; в помещении для приема пищи обеспечить необходимый напор воды в кранах раковин для мытья посуды, восстановить герметичность проходящей через помещение из туалета со второго этажа здания канализационной трубы и очистить поверхность от фекалий, восстановить остекление оконных рам, восстановить напольное деревянное покрытие; в туалете писсуары плотно закрепить на стене, восстановить облицовочную плитку на полу и стене санитарных узлов, удалить на унитазах Чаша Генуя налет черно-желтого цвета, устранить ржавчину на трубах сливных бачков санитарных узлов, восстановить функционирование системы смыва сливных бачков унитазов, восстановить остекление оконной рамы, отремонтировать петли створки оконной рамы; в помещении для умывания восстановить остекление оконной рамы, восстановить целостность подоконника, лакокрасочное и облицовочное покрытие стен и пола, металлической конструкции умывальников, эмалированных железных раковин, трубы отопления, устранить ржавчину, обеспечить необходимый напор воды в кранах раковин для умывания, отремонтировать водопроводные краны, устранить грязь и восстановить герметичность сифонов с гофрами раковин; в помещении для проведения воспитательной работы с осужденными восстановить остекление оконных рам, устранить трещины на стенах; в спальном помещении восстановить остекление оконных рам; в коридоре (место для курения) восстановить целостность напольного деревянного покрытия;

- в отряде № 1: в помещении туалета восстановить штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка, стен, оконных откосов; устранить грязь на полу и налет желто-черного цвета на унитазах; восстановить поврежденные унитазы, заменить оконную раму; в помещении для умывания восстановить лакокрасочное покрытие батареи отопления, металлической конструкции умывальников; устранить повреждения и ржавчину на эмалированных железных раковинах и кранах раковин; восстановить облицовочное покрытие пола и стен; обработать от грязи сантехнику и канализационные трубы; в спальных секциях устранить грязь на стенах, восстановить напольное покрытие;

- в отряде № 3: в подъезде общежития восстановить штукатурное и лакокрасочное покрытие стен и ступеней лестничного марша; в коридоре восстановить штукатурное и лакокрасочное покрытие стен; в помещении туалета устранить налет желто-черного цвета на унитазах; обеспечить функционирование установленных унитазов;

- в отряде № 4: в помещении туалета восстановить поврежденные унитазы, штукатурное, лакокрасочное и облицовочное покрытие потолка, стен, пола, батареи отопления; устранить грязь на полу, налет желто-черного цвета на унитазах; в помещении для умывания восстановить штукатурное, лакокрасочное и облицовочное покрытие стен, оконных откосов, пола, батареи отопления, металлических конструкций умывальников; устранить грязь на подоконнике; устранить повреждения и ржавчину на эмалированных железных раковинах и кранах раковин; в спальных секциях восстановить штукатурное и лакокрасочное покрытие стен, оконных откосов, потолка; устранить грибковые образования на стенах и потолке;

- в отряде № 5: в помещении туалета восстановить перегородки туалетных кабин, штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка, стен, откосов подоконника, канализационных труб; устранить грязь на полу, налет желто-черного цвета на унитазах; подключить два писсуара к канализации и системе водоснабжения.

Решением Котласского городского суда Архангельской области от 29 марта 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.

С этим судебным постановлением не согласились административные ответчики ФСИН России, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области.

В апелляционных жалобах просят решение суда в части удовлетворенных требований отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указано, что применение к спорным правоотношениям положений Свода правил «Исправительные учреждения и центра уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, предусматривающих обеспечение помещений исправительного учреждения горячим водоснабжением, невозможно, положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не содержат указаний на обеспечение всех санитарных приборов горячей водой. Ссылаются на то, что температурный режим в камерах ШИЗО, ПКТ поддерживается и соблюдается, осужденные, содержащиеся в камерах ШИЗО, ПКТ обеспечиваются вещевым имуществом и спальными принадлежностями в установленном количестве и с соответствующими параметрами. В настоящее время на основании государственного контракта осуществлен ремонт водопровода на территории учреждения. Обязанность оборудования в столовой жилой зоны туалета для посетителей с раковинами для мытья рук была возложена на исправительное учреждение ранее вынесенным судебным актом.

Относительно апелляционных жалоб прокурором Здрецовым С.А. принесены возражения, в которых он просит принятое по делу судебное постановление оставить без изменения.

В порядке подготовки дела к рассмотрению судом апелляционной инстанции вынесено определение о переходе к рассмотрению заявленных требований в порядке административного судопроизводства.

До рассмотрения апелляционных жалоб Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях отказался от административного иска в части возложения на административного ответчика обязанности оборудовать в столовой жилой зоны туалета для посетителей с раковинами для мытья рук.

Заслушав представителя административных ответчиков Виноградову Е.В., поддержавшую доводы апелляционных жалоб, прокурора Маркелова Н.Л., поддержавшего отказ от административного иска в части, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заявления об отказе от части требований, судебная коллегия приходит к следующему.

Из содержания статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что отказ административного истца от административного иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме (часть 1).

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2).

Как установлено статьей 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изложенное в письменной форме заявление об отказе от административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания (часть 1).

В соответствии с пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Поскольку до рассмотрения апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции административным истцом подано заявление об отказе от административного искового заявления в части, последствия отказа от административного иска в виде прекращения производства по делу административному истцу понятны, отказ от исковых требований не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, полномочия административного истца на отказ от административных исковых требований подтвержден документально, судебная коллегия полагает возможным принять отказ прокурора от административного иска в части, отменить решение суда в части удовлетворения требований о возложении на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанности оборудовать в столовой жилой зоны для посетителей туалет с раковинами для мытья рук, прекратить производство по делу в данной части.

В остальной части законность решения суда у судебной коллегии сомнений не вызывает.

Удовлетворяя частично требования прокурора и возлагая на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области обязанность по устранению имеющихся и не устраненных в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции недостатков в бытовых условиях содержания осужденных, суд исходил из того, что условия отбывания наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области не отвечают предъявляемым к таким учреждениям нормативным требованиям.

Судебная коллегия согласна с решением суда первой инстанции, находит выводы суда правильными, основанными на представленных в деле доказательствах и требованиях материального закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно статье 32 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно статье 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регулируется материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.

В соответствии с санитарными правилами СП 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32, покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Согласно санитарным правилам СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44, в помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов, ванны и тазы, предназначенные для мытья, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами, уборка помещений бани с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств проводится один раз в неделю.

Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года № 1454/пр утвержден Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (в двух частях)» (далее – Свод правил СП 308.1325800.2017).

Согласно пункту 19.2.1 Свода правил СП 308.1325800.2017 здания исправительного учреждения должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.

В силу пункта 19.2.5 указанного Свода правил подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам), во всех зданиях исправительного учреждения, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенных Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверок 30 ноября 2021 года и 13-14 марта 2022 года требований уголовно-исполнительного законодательства достоверно установлено, что в исправительном учреждении:

- в душевой ШИЗО, ПКТ облицовочная плитка пола и сидений со сколами, на полу, сиденьях и стенах налет черно-желтого цвета, тазы грязные, отдельное помещение для переодевания осужденных при душевой ШИЗО, ПКТ не выделено;

- в комнатах длительных свиданий потолочное покрытие помещения туалета повреждено, что не позволяет проводить его влажную очистку и дезинфекцию;

- в карантинном отделении напольное покрытие в коридоре повреждено (дыры в линолеуме), что не позволяет проводить его влажную очистку и дезинфекцию;

- в моечном отделении столовой жилой зоны не проведена зачистка используемого деревянного инвентаря (веселка деревянная), часть инвентаря (черпак, сотейник) повреждена, не пригодна к использованию, в мясном цехе столовой жилой зоны внутренняя поверхность производственных ванн с повреждениями, не позволяющими проводить ее качественную обработку;

- в помывочном отделении банно-прачечного комплекса оцинкованное покрытие металлических тазов для мытья повреждено, в результате чего поверхность подверглась коррозии и стала неустойчивой к обработке дезинфицирующими средствами, облицовочная плитка сидений частично отсутствует, еженедельная уборка помещений бани с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств проводится некачественно – на скамьях, полу, стенах грязь;

- в отряде СУОН в производственном помещении швейного цеха стекло пластикового пакета оконной рамы разбито, окно плотно не закрывается, пропускает холодный воздух, в туалете швейного цеха часть облицовочной плитки по нижнему краю вдоль пола на стене частично отсутствует, канализационные трубы в помещении покрыты ржавчиной, унитаз в антисанитарном состоянии – налет под ободком и на пластиковом сиденье в тыльной стороны,

- в отряде № 1 в помещении туалета штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка, стен, оконных откосов изношено, грязь на полу, на унитазах налет желто-черного цвета, унитазы повреждены; оконная рама изношена, в помещении для умывания лакокрасочное покрытие батареи отопления, металлической конструкции умывальников повреждено, эмалированные железные раковины и краны раковин с повреждениями и покрыты ржавчиной, частично отсутствует облицовочная плитка на полу и на стене у окна, а имеющаяся – со сколами, дыра в полу, сантехника и канализационные трубы грязные, в спальных секциях стены грязные, напольное покрытие изношено;

- в отряде № 3 в подъезде общежития штукатурное и лакокрасочное покрытие стен и ступеней лестничного марша повреждено, в коридоре штукатурное и лакокрасочное покрытие стен повреждено, в туалете на унитазах налет желто-черного цвета, два унитаза не функционируют;

- в отряде № 4 в помещении туалета штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка, стен, батареи отопления изношено, частично отсутствует облицовочная плитка на полу и на стене у окна, а имеющаяся – со сколами, грязь на полу, на унитазах налет желто-черного цвета, унитазы повреждены, в помещении для умывания штукатурное и лакокрасочное покрытие стен, оконных откосов, металлической конструкции умывальников, батареи отопления повреждено, эмалированные железные раковины и краны раковин с повреждениями и покрыты ржавчиной, частично отсутствует облицовочная плитка на полу и на стене у окна, а имеющаяся плитка со сколами, подоконник грязный, в спальных секциях штукатурное и лакокрасочное покрытие стен, оконных откосов, потолка повреждено, на стенах и потолке грибковые образования;

- в отряде № 5 в помещении туалета деревянные перегородки туалетных кабин повреждены, штукатурное и лакокрасочное покрытие потолка, стен, откосов подоконника, канализационных труб изношено, грязь на полу, налет желто-черного цвета на унитазах, два писсуара не подключены к канализации и системе водоснабжения;

- подводка горячей воды к санитарным приборам (умывальники, раковины) в отрядах № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, отряде СУОН, карантинном отделении, камерах ШИЗО, ПКТ не предусмотрена;

- система вентиляции в здании ШИЗО, ПКТ не функционирует - каналы короба к вентиляционным отверстиям камер ШИЗО, ПКТ герметично не подведены - сквозные отверстия из камер выходят в коридор, что не только не обеспечивает отток влажного воздуха из помещений, порождая грибковые образования на потолке и стенах (выявлены в камерах № 5, 6, 7, 10), но и не исключает проникновение загрязненных воздушных масс (при проведении ремонтных, как то сварочных и других), из коридора в камеры;

- система отопления здания ШИЗО, ПКТ не обеспечивает поддержание в камерах установленной температуры воздуха не ниже +16 - на момент проверки температура в камере № 10 составляла +15;

- установленные размеры одеял полушерстяных и одеял с синтетическим наполнителем, которыми обеспечиваются осужденные в ШИЗО, ПКТ на время сна, не выдержаны;

- не выдержаны и установленные размеры полотна откидных кроватей, которыми оборудованы камеры ШИЗО, ПКТ;

- в здравпункте отсутствует горячее и холодное водоснабжение;

- в душевой отряда СУОН из предусмотренных трех леек в рабочем состоянии только одна, напор горячей воды крайне слабый, на потолке грибковые образования, лакокрасочное покрытие на потолке отслаивается, налет черно-желтого цвета на стенах, сантехнике и трубах;

- в помещении для приема пищи отряда СУОН напор воды в кранах раковин для мытья посуды крайне слабый, проходящая через помещение из туалета со второго этажа здания канализационная труба негерметична (через щели вытекают фекалии), стекла пластиковых пакетов оконных рам разбиты, внутреннее стекло одного из пластиковых пакетов оконных рам отсутствует, напольное деревянное покрытие частично повреждено – дыра в полу около батареи отопления;

- в туалете отряда СУОН один из двух писсуаров не закреплен на стене, облицовочная плитка на полу и стене санитарных узлов частично отсутствует, на унитазах Чаша Генуя налет черно-желтого цвета, труба сливного бачка одного из двух санитарных узлов покрылась ржавчиной, смыв одного из двух сливных бачков унитазов не функционирует, пластиковый пакет оконной рамы поврежден – нижняя петля открывающейся створки сорвана;

- в помещении для умывания отряда СУОН стекло пластикового пакета оконной рамы разбито, подоконник поврежден, лакокрасочное и облицовочное покрытие стен, пола повреждено, лакокрасочное покрытие металлической конструкции умывальников, эмалированных железных раковин, трубы отопления повреждено и покрыто ржавчиной, напор воды в кранах раковин для умывания крайне слабый, один из трех водопроводных кранов сломан, сифоны с гофрами раковин грязные и негерметичные – вода течет на пол;

- в помещении для проведения воспитательной работы с осужденными отряда СУОН стекла пластиковых пакетов оконных рам разбиты, на стенах трещины;

- в спальном помещении отряда СУОН стекла пластиковых пакетов оконных рам разбиты;

- в коридоре отряда СУОН (место для курения) напольное деревянное покрытие частично отсутствует.

Указанные нарушения подтверждены соответствующими актами, а также фотоматериалами, представленными в суд апелляционной инстанции.

В ходе судебного разбирательства судом учтено, что часть нарушений на момент рассмотрения дела по существу устранена, что подтверждается представленными доказательствами (фотографии, справки, акты, накладные, ведомости).

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил административное исковое заявление Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в части (с учетом произведенных работ по устранению недостатков), установив разумный срок для устранения нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

Доводы о неприменении к спорным правоотношениям требований свода правил, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, в части оборудования помещений исправительного учреждения горячим водоснабжением являются несостоятельными.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым, установленным в зданиях исправительных учреждений, ранее также были предусмотрены Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02 июня 2003 года № 30-дсп, которая признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018 года № 217-дсп. Таким образом, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением являлось и является обязательным, в связи с чем неисполнение исправительным учреждением данных требований закона влечет нарушение прав осужденных на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности.

Содержащиеся в апелляционной жалобе административного ответчика доводы о незаконности выводов суда в части удовлетворения требований не могут быть приняты во внимание. В целом доводы являются аналогичными доводам, изложенным в суде первой инстанции, были предметом оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.

Доказательств, опровергающих выводы суда, ФСИН России, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области в суд апелляционной инстанции не представлено.

Выполнение необходимых к проведению работ, направленных на устранение нарушений (в том числе, осуществление ремонта водопровода на территории исправительного учреждения) после вынесения судом решения, не свидетельствует о незаконности судебного акта, а могут быть учтены при его исполнении.

Оснований для отмены правильного по существу судебного постановления судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

принять отказ Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от административного искового заявления в части возложения на федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обязанности оборудовать в столовой жилой зоны для посетителей туалет с раковинами для мытья рук.

Решение Котласского городского суда Архангельской области от 29 марта 2022 года отменить в части возложения на федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обязанности оборудовать в столовой жилой зоны туалет для посетителей с раковинами для мытья рук, производство по делу в указанной части прекратить.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение Котласского городского суда Архангельской области от 29 марта 2022 года в остальной части оставить без изменения, апелляционные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, федерального казенного учреждения Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 августа 2022 года

Председательствующий

Судьи