ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-43/2021 от 18.01.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело№33-252/2022 (в суде первой инстанции дело № 2-43/2021)

18 января 2022 года г.Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Хабаровского краевого суда Бисюрко Ю.А.

при секретаре Никулиной Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании представление Амурского городского прокурора на определение Амурского городского суда Хабаровского края от 25 октября 2021 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,

УСТАНОВИЛ:

Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 13.01.2021 исковые требования Амурского городского прокурора к администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по заключению концессионного соглашения на передачу объектов удовлетворены.

На комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Амурского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в срок до 01.10.2021 подготовить всю необходимую для подписания концессионных соглашений документацию на передачу объектов теплоснабжения Болоньского сельского поселения, объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Падалинского сельского поселения, объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством.

На администрацию Амурского муниципального района Хабаровского края в лице её главы возложена обязанность в срок до 01.10.2021 утвердить, согласовать и подписать концессионные соглашения на передачу объектов теплоснабжения Болоньского сельского поселения, объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Падалинского сельского поселения, объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края.

Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 25 октября 2021 года администрации Амурского муниципального района Хабаровского края предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения до 01.06.2022.

В представлении Амурский городской прокурор просит отменить определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, указывает, что конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта теплоснабжения Падалинского сельского поселения утверждена 20.09.2021, за 10 дней до истечения срока исполнения решения суда; в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Падалинского сельского поселения не представлено никакой информации о проведении какой-либо работы по заключению концессионных соглашений; в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Литовского сельского поселения заявление подано в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края только 23.08.2021. Сведения и документы, подтверждающие факт отсутствия возможности принять необходимые меры в течение срока, установленного решением суда, не представлены. Заявителем не доказано, что решение суда будет исполнено именно в срок, указанный в заявлении. Считает, что отсрочка исполнения решения суда, способствует затягиванию в принятии мер.

Рассмотрев представление по правилам ч.ч.3, 4 ст. 333 ГПК РФ единолично и без извещения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, судья апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Гражданский процессуальный кодекс РФ не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006г. № 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что, в силу норм Конституции РФ, и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Удовлетворяя заявление об отсрочке исполнения решения, суд установил, что заявителем предоставлены доказательства в подтверждение того, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Амурского муниципального района Хабаровского края принимает меры к исполнению возложенных на него обязанностей по решению суда.

Так, Комитетом разработана и утверждена конкурсная документация в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории Падалинского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, находящихся в муниципальной собственности Амурского муниципального района Хабаровского края, что подтверждается приказом Комитета от 20.09.2021 № 113 «О проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории Падалинского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, находящихся в муниципальной собственности Амурского муниципального района Хабаровского края» и конкурсной документацией.

10.06.2021 администрацией Амурского муниципального района Хабаровского края в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края направлен проект концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории Падалинского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, находящихся в муниципальной собственности Амурского муниципального района Хабаровского края.

09.09.2021 министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края проект согласовало.

На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 20.09.2021 размещена информация о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных выше объектов теплоснабжения.

В соответствии с конкурсной документацией срок заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории Падалинского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, составляет 25.02.2022.

В адрес администрации Амурского муниципального района Хабаровского края от ООО «Тепло-Амур» поступило предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, находящихся в муниципальной собственности Амурского муниципального района Хабаровского края.

В соответствии с п. 4.8. ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предложение инвестора размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, соответствующих законодательству о концессионных соглашениях. Срок приема вышеуказанных заявок – до 08.11.2021.

В отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Харовского края, находящихся в муниципальной собственности Амурского муниципального района Хабаровского края, ответчиком проводилась работа по актуализации схем и 23.08.2021 направлено заявление в комитет по ценам и тарифам Хабаровского края о предоставлении сведений о ценах, значениях и параметрах, используемых организатором конкурса для расчета дисконтированной выручки участника конкурса, а также для согласования метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, не являющихся критериями конкурса, для включения в конкурсную документацию.

Объекты теплоснабжения, расположенные на территории Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края переданы в собственность Хабаровского края, в связи с этим полномочия по заключению концессионного соглашения в отношении данных объектов в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» перешли к Правительству Хабаровского края.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, считает их верными, основанными на исследованных доказательствах, которым суд дал надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что процедура заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем является длительной.

В соответствии с положениями ст.46 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концедент устанавливает в конкурсной документации по согласованию с уполномоченным органом регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод доходности инвестированного капитала или метод индексации установленных тарифов, метод индексации. Указанное согласование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В конкурсной документации также устанавливаются: размер инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод обеспечения доходности инвестированного капитала (метод доходности инвестированного капитала); иные не являющиеся в соответствии с частью 2 статьи 47 настоящего Федерального закона критериями конкурса долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера для предусмотренного конкурсной документацией метода регулирования тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.

Перед получением вышеуказанного согласования органом местного самоуправления должны быть актуализированы схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлениями администрации Амурского муниципального района Хабаровского края от 26.01.2021 № 32 и №33 утверждены Актуализированные схемы водоснабжения и водоотведения Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края на период 2021-2030 гг. и Падалинского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края на период 2021-2030 гг., соответственно.

03.02.2021 в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края направлены заявления на получение долгосрочных параметров регулирования, необходимых для проведения конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Падалинского и Литовского сельских поселений.

19.02.2021 от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в адрес администрации Амурского района Хабаровского края поступили замечания по содержанию Актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края на период 2021-2030 гг., с указанием невозможности предоставления долгосрочных параметров регулирования.

23.08.2021, после проведения работы по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения Литовского сельского поселения, направлен повторный запрос в адрес комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

06.09.2021 от комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в адрес администрации Амурского района Хабаровского края вновь поступили замечания по содержанию Актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения Литовского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края.

20.02.2021 от комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в адрес администрации Амурского района Хабаровского края поступили замечания по содержанию Актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения Падалинского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края на период 2021-2030 гг., с указанием невозможности предоставления долгосрочных параметров регулирования.

После устранения вышеуказанных замечаний и получения от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края долгосрочных параметров регулирования, проекты концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Литовского и Падалинского сельских поселений Амурского муниципального района Хабаровского края должны быть направлены на согласование в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, по завершению которого должна быть подготовлена конкурсная документация и проведены конкурсы на право заключения концессионных соглашений.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявителем представлены достаточные и убедительные доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный в решении суда срок, а также подтверждающие реальную возможность его исполнения в период предоставления отсрочки.

Доводы прокурора основанием к отмене обжалуемого определения не являются и не свидетельствуют об отсутствии обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда.

Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в соответствии с положениями ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены определения суда, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 329 - 334 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Амурского городского суда Хабаровского края от 25 октября 2021 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда – оставить без изменения, представление Амурского городского прокурора – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья