ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-440/2022 от 24.05.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Кочеткова Т.Ю. дело № 33-15627/2022

№ 2-440/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2022 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Ямпольской В.Д.,

судей Захаровой Е.Ю., Мантул Н.М.,

при ведении протокола помощником судьи Юровой Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края к администрации муниципального образования город Краснодар об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды

по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар на основании доверенности ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2022 г.

Заслушав доклад судьи Ямпольской В.Д. об обстоятельствах дела, содержании решения суда первой инстанции, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

В обоснование иска указано, что 10.08.2018 г. в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта - пруд «озера Карасун» № со , в ходе которого установлено, что на твердом (асфальтовом) покрытии по ул. Дмитриевская Дамба проложена система труб, лотков (дождеприемников) и дополнительных элементов, предназначенных для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия в ливневую канализацию, оборудованную в виде трех железобетонных труб диаметром 250 мм с последующим сбросом в водный объект - пруд «озера Карасун» № .

По результатам проведенных испытаний сбросов сточных вод установлены значительные превышения предельно допустимых концентраций водного объекта по взвешенным веществам, железу, нефтепродуктам, иону, аммония, азоту, нитритов, АПАВ.

Акватория озер имеет статус особо охраняемой территории - памятник природы краевого значения «Озеро Карасун (Покровские озера)». В границах особо охраняемой природной территории запрещен сброс сточных вод.

Земельный участок, на котором проложена система труб, лотков (дождеприемников) и дополнительных элементов, предназначенных для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия в ливневую канализацию, является неразграниченным.

Вместе с тем, органы местного самоуправления города Краснодара в силу предоставленных им полномочий обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения.

Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в 2018 году направлена информация о необходимости принятия мер, направленных на инвентаризацию бесхозного имущества (сети ливневой канализации) для последующей регистрации права собственности на указанные объекты и определения альтернативных вариантов подключения соответствующей системы водоотведения для устранения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

10.02.2020 г. Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар с целью осуществления мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ в области использования и охраны водного объекта (Покровские озера), направлен запрос за № 202-245-ОП/20 о предоставлении актуальной информации.

По информации администрации муниципального образования город Краснодар от 06.03.2020 г. в целях оформления права собственности на сети ливневой канализации, в том числе бесхозной, между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» и ООО «Янэнерго» 08.05.2019 г. заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по технической инвентаризации и формированию правоустанавливающей документации в отношении сетей ливневой канализации муниципального образования город Краснодар, который находился на стадии исполнения.

Кроме того, по информации администрации, для принятия мер по устранению выявленных нарушений водного законодательства во второй половине 2020 года при условии подтверждения лимитов бюджетных обязательств будут выполнены проектно-изыскательские работы по переключению существующих выпусков ливневых сточных вод по ул. Дмитриевская Дамба в общегородскую систему ливневой канализации и рассмотрен вопрос о принятии комплекса мер о полном исключении цепи озер Карасун, в том числе Покровских озер, из циклической системы водоотведения и противопаводковых мер в связи с предельными показателями заполняемости существующих коллекторов.

06.04.2021 г. Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар повторно направлен запрос о предоставлении информации и актуализации сведений о выполнении обозначенных проектно-изыскательных работ.

При этом, 19.07.2021 г. в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования № 27 от 14.07.2021 г. должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта - пруд «озера Карасун» № со стороны , по результатам которого установлено, что подключение системы ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская дамба, к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун, не выполнено.

Учитывая изложенные обстоятельства, Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в суд с иском, в котором просит обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды путем полного прекращения сброса сточных вод в озеро Карасун, а именно: подключить систему ливневой канализации, предназначенную для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун, либо путем принятия альтернативного решения.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца на основании доверенности ФИО2 поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика на основании доверенности ФИО3 исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица - Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар на основании доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения требований иска.

Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2022 г. исковые требования Министерства природных ресурсов Краснодарского края к администрации муниципального образования город Краснодар об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды удовлетворены частично.

На администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем полного прекращения сброса сточных вод в озеро Карасун посредством подключения системы ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская Дамба к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун, или принятия альтернативного решения.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, представитель администрации муниципального образования город Краснодар на основании доверенности ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, в том числе на то, что заявленные требования должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства, что администрацией принимаются меры по ликвидации существующих выпусков ливневых сточных вод по в озеро Карсун.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования город Краснодар на основании доверенности ФИО5 поддержала жалобу по доводам, изложенным в ней.

Представитель истца на основании доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Представитель третьего лица - Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар на основании доверенности ФИО4 с доводами апелляционной жалобы согласился, просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов Краснодарского края отказать.

Заслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 10.08.2018 г. в соответствии с заданием па проведение планового (рейдового) осмотра, обследования должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта - пруд «озера Карасун» № со стороны , в ходе которого установлено, что на твердом (асфальтовом) покрытии по ул. Дмитриевская Дамба проложена система труб, лотков (дождеприемников) и дополнительных элементов, предназначенных для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия в ливневую канализацию, оборудованную в виде трех железобетонных труб диаметром 250 мм с последующим сбросом в водный объект - пруд «озера Карасун» №.

В соответствии с предоставленными Кубанским бассейновым водным управлением сведениями из государственного водного реестра «озеро Карасун» № 1-16 имеет гидрологический статус «пруд».

Специалистами испытательной лаборатории ГКУ КК «КИАЦЭМ» 07.09.2018 г. произведены отборы проб сбросов сточных вод из выпусков ливневой канализации в водный объект - пруд «озера Карасун» № 15.

По результатам проведенных испытаний сбросов сточных вод установлены значительные превышения предельно допустимых концентраций водного объекта по взвешенным веществам, железу, нефтепродуктам, иону, аммония, азоту, нитритов, АПАВ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлен запрет осуществления на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы.

В силу пункта 2 указанной статьи собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Согласно части 4 статьи 11 Закона Краснодарского края от 31.12.2003 г. № 656-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» на территориях, на которых находятся памятники природы регионального значения, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы регионального значения.

Акватория озер имеет статус особо охраняемой территории - памятник природы краевого значения «Озеро Карасун (Покровские озера)».

Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 08.11.2013 г. № 1827 утвержден паспорт памятника природы «Озеро Карасун (Покровские озера)» (далее по тексту - Паспорт).

Границы и режим особой охраны памятника природы утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2016 г. № 164 «Об утверждении границ и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар» (далее по тексту - Постановление № 164). Границы памятника природы выделены по естественным рубежам - береговой полосе озер.

Положениями Паспорта утвержден исчерпывающий перечень запрещенных видов деятельности в границах памятника природы «Озеро Карасун (Покровские озера)».

Так, в границах особо охраняемой природной территории запрещен сброс сточных вод.

Судом также установлено, что земельный участок, на котором проложена система труб, лотков (дождеприемников) и дополнительных элементов, предназначенных для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия в ливневую канализацию, является неразграниченным.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация водоотведения и организация мероприятий по охране окружающей среды.

Под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (статья 1 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно информации администрации муниципального образования город Краснодар от 31.08.2018 г. № 6276/11 обозначенные выпуски ливневых сточных вод в озеро Карасун являются неотъемлемой частью сети ливневой канализации. Из содержания письма следует, что система ливневой канализации по указанному адресу является бесхозной.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Таким образом, органы местного самоуправления города Краснодара в силу предоставленных им полномочий обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения.

Из материалов дела следует, что Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес администрации муниципального образования город Краснодар в 2018 году направлена информация о необходимости принятия мер, направленных на инвентаризацию бесхозного имущества (сети ливневой канализации) для последующей регистрации права собственности на указанные объекты и определения альтернативных вариантов подключения соответствующей системы водоотведения для устранения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

10.02.2020 г. Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар с целью осуществления мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ в области использования и охраны водного объекта (Покровские озера), направлен запрос за № о предоставлении актуальной информации.

По информации администрации муниципального образования город Краснодар от 06.03.2020 г. в целях оформления права собственности на сети ливневой канализации, в том числе бесхозной, между муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» и ООО «Янэнерго» 08.05.2019 г. заключен муниципальный контракт № 119419000292-ЭА на оказание услуг по технической инвентаризации и формированию правоустанавливающей документации в отношении сетей ливневой канализации муниципального образования город Краснодар, который находился на стадии исполнения.

Кроме того, по информации администрации, для принятия мер по устранению выявленных нарушений пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ, во второй половине 2020 года, при условии подтверждения лимитов бюджетных обязательств, будут выполнены проектно-изыскательские работы по переключению существующих выпусков ливневых сточных вод по в общегородскую систему ливневой канализации и рассмотрен вопрос о принятии комплекса мер о полном исключении цепи озер Карасун, в том числе Покровских озер, из циклической системы водоотведения и противопаводковых мер в связи с предельными показателями заполняемости существующих коллекторов.

06.04.2021 г. Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес муниципального образования город Краснодар повторно направлен запрос о предоставлении информации и актуализации сведений о выполнении обозначенных проектно-изыскательных работ.

При этом 19.07.2021 г. в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования № 27 от 14.07.2021 г. должностным лицом министерства проведено обследование водоохраной зоны и части акватории водного объекта - пруд «озера Карасун» № со стороны , по результатам которого установлено, что подключение системы ливневой канализации, предназначенной для сбора и отвода дождевых и талых вод с дорожного покрытия по ул. Дмитриевская Дамба, к централизованной системе водоотведения с целью недопущения сброса сточных вод в озеро Карасун не выполнено.

В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Министерства природных ресурсов Краснодарского края, признав доказанным факт причинения вреда водному объекту в результате бездействия ответчика, выразившегося в затягивании сроков решения вопроса по подключению сетей ливневой канализации к централизованной системе водоотведения, что свидетельствует о противоправном и виновном причинении вреда окружающей среде.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем выборе министерством способа защиты нарушенного права, необходимости и возможности восстановления законности только в рамках административного производства, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании закона.

Постановленный по делу судебный акт, обязывающий ответчика совершить определенные действия, соответствует требованиям гражданского процессуального закона, в том числе статьям 198, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Ссылки в жалобе на недоказанность бездействия, принятие администрацией необходимых мер по ликвидации существующих выпусков ливневых сточных вод в озеро Карсун были предметом тщательной проверки суда первой инстанции при разрешении настоящего спора и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном акте, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ не является основанием для отмены обжалуемого судебного решения.

Вопреки доводам заявителя жалобы достоверность сведений, содержащихся в протоколах отбора проб, актах результатов исследования, актах проверки, сомнений не вызывает, оснований не использовать данные, содержащиеся в них в качестве доказательств по делу не установлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявленного спора правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел полную и всестороннюю оценку представленных сторонами доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар на основании доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке, определенном главой 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий трех месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий: В.Д. Ямпольская

Судьи краевого суда: Е.Ю. Захарова

Н.М. Мантул