Судья Милевская Л.В. Дело № 2-441/2019
№ 33-827/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.
судей Алексеевой О.В., Гусевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 18 июня 2020 г. гражданское дело по иску ПОН, ТМА, ПМЛ, БЛМ, СНУ, ЖМФ, ЛГА, КАА, ШНА, ГГРо, СНВ, САВ, ПСГ, САМ, ММС, ЛНА, ШЛН, ЦГЛ, ДТИ, СНН, КНН, ТОА, СТВ, ШОЛ, БАВ, БЮА, ВАВ, ФЛГ, ОЕН, ВЛВ, ТНЛ, ДЕП, ННК, КАА, ЛНВ, ДСА к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» о признании начислений взносов на капитальный ремонт незаконными,
встречному иску НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» к БЛМ, САМ, ГГРо, ЖМФ, КАА, КНН, ЛНА, ЛГА, ММС, ПСГ, ПОН, ПМЛ, СНН, СТВ, ТОА, ТМА, СНВ, САВ, СНУ, ЦГЛ, ДТИ, ШЛН, ШОЛ, ШНА о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, пени,
по апелляционным жалобам ПОН, ТМА, ПМЛ, БЛМ, СНУ, ЖМФ, ЛГА, КАА, ШНА, ГГРо, СНВ, САВ, ПСГ, СМА., ММС, ЛНА, ШЛН, ЦГЛ, ДТИ, СНН, КНН, ТОА, СТВ, ШОЛ, БАВ, БЮА, ВАВ, ФЛГ, ОЕН, ВЛВ, ТНЛ, ДЕП, ННК, КАА, ЛНВ, ДСА, ОАА, ШСВ на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 апреля 2019 г.,
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истцов ПВЕ, представителя ответчика КДА, судебная коллегия
установила:
ПОН, ТМА, ПМЛ, БЛМ, СНУ, ЖМФ, ЛГА, КАА, ШНА, ГГРо, СНВ, САВ, ПСГ, САМ, ММС, ЛНА, ШЛН, ЦГЛ, ДТИ, СНН, КНН, ТОА, СТВ, ШОЛ, БАВ, БЮА, ВАВ, ФЛГ, ОЕН, ВЛВ, ТНЛ, ДЕП, ННК, КАА, ЛНВ, ДСА обратились в суд с иском к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» о признании начислений взносов на капитальный ремонт незаконными.
Изменив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса, в их обоснование указали, что они являются собственниками помещений многоквартирного дома, 2006 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>. По указанному почтовому адресу фактически существуют два самостоятельных многоквартирных дома, 1995 года постройки и 2006 года постройки. Данным объектам недвижимости органом местного самоуправления присвоен один адрес. Вместе с тем, в техническом отношении многоквартирные дома являются конструктивно обособленными друг от друга. Управление многоквартирным домом, 2006 года постройки, осуществляет ТСЖ «Локомотив», тогда как многоквартирный дом 1995 года постройки находится под управлением ООО «Новая волна Курган». 28 августа 2014 г. собственники помещений в многоквартирном доме, 2006 года постройки, на общем собрании реализовали предоставленное им законодательством право и приняли, в том числе, решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на собственном специальном счете, установили размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома, определили перечень работ и услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома, сроки проведения капитального ремонта, определили в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома ТСЖ «Локомотив», в качестве кредитной организации – ПАО Сбербанк. В ходе реализации указанного решения ТСЖ «Локомотив» открыло в банке специальный счет для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, направило в Государственную жилищную инспекцию Курганской области уведомление о выбранном способе формирования фонда, производит начисление и сбор взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Вместе с тем, с апреля 2015 года и до настоящего времени региональный оператор НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» также производит истцам начисление взносов на капитальный ремонт. Истцы считали указанные начисления незаконными и необоснованными, по поводу чего они обращались к ответчику, просили прекратить начисление взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, 2006 года постройки, на что получили отказ. По мнению истцов, незаконные действия фонда капитального ремонта по начислению взносов на капитальный ремонт создают препятствия в формировании фонда капитального ремонта их жилого дома на собственном специальном счете, а именно, нарушают их право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта.
Просили суд признать произведенные НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» начисления взносов на капитальный ремонт в отношении собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, 2006 года постройки, незаконными.
НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области», не согласившись с иском, обратилась в суд с встречными исковыми требованиями к БЛМ, САМ, ГГРо, ЖМФ, КАА, КНН, ЛНА, ЛГА, ММС, ПСГ, ПОН, ПМЛ, СНН, СТВ, ТОА, ТМА, СНВ, САВ, СНУ, ЦГЛ, ДТИ, ШЛН, ШОЛ, ШНА о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, пени.
В обоснование исковых требований фонд указал, что ответчики по встречному иску являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>. Данный многоквартирный дом включен в региональную Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области, утвержденную постановлением Правительства Курганской области от 24 февраля 2014 г. № 79, в связи с чем у собственников помещений в данном многоквартирном доме с декабря 2014 года возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества. Однако ответчики по встречному иску обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт надлежащим образом не исполняют. С 1 декабря 2014 г. фонд капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, формируется на счете регионального оператора, поскольку иной способ собственниками в установленном законом порядке не избран.
Фонд капитального ремонта просил суд взыскать задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 декабря 2014 г. по 31 августа 2018 г., в том числе:
- с БЛМ в размере 13050 руб. 96 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 11291 руб. 40 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1759 руб. 56 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 522 руб. 04 коп.;
- с САМ в размере 35419 руб. 05 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 30643 руб. 65 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 4775 руб. 40 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 1262 руб. 57 коп.;
- с ГГРо в размере 30906 руб. 51 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 26973 руб. 90 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 3932 руб. 61 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 1127 руб. 20 коп., расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления о вынесении судебного приказа – 520 руб. 69 коп.;
- со ЖМФ в размере 13159 руб. 74 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 11385 руб. 45 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1774 руб. 29 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 526 руб. 39 коп.;
- с КАА в размере 15694 руб. 91 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 13565 руб. 48 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2129 руб. 43 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 627 руб. 80 коп.;
- с КНН в размере 29908 руб. 83 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 25876 руб. 35 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 4032 руб. 48 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 1097 руб. 26 коп.;
- с ЛНА в размере 13667 руб. 37 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 11824 руб. 65 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1842 руб. 72 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 546 руб. 69 коп.;
- с ЛГА в размере 19721 руб. 59 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 17062 руб. 65 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2658 руб. 94 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 788 руб. 86 коп., расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления о вынесении судебного приказа, – 354 руб. 82 коп;
- с ММС в размере 20373 руб. 88 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 17626 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2746 руб. 93 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 811 руб. 22 коп.;
- с ПСГ в размере 31648 руб. 62 коп., в том числе, задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 27381 руб. 60 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 4267 руб. 02 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 1149 руб. 46 коп.;
- с ПОН в размере 2628 руб. 33 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 2273 руб. 96 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 354 руб. 37 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 400 руб.;
- с ПМЛ в размере 29187 руб. 66 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 25497 руб. 78 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 3689 руб. 88 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 1075 руб. 63 коп.;
- с СНН в размере 13848 руб. 35 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 11981 руб. 25 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1867 руб. 10 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 553 руб. 93 коп.;
- со СТВ в размере 25376 руб. 99 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 21955 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 3421 руб. 49 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 961 руб. 31 коп.;
- с ТОА в размере 25159 руб. 56 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 21767 руб. 40 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 3392 руб. 16 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины – 954 руб. 79 коп., расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления о вынесении судебного приказа, – 439 руб. 49 коп.;
- с ТМА в размере 6507 руб. 31 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 5629 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 877 руб. 36 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 400 руб.;
- со СНВ в размере 13209 руб. 12 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 11416 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1792 руб. 17 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 528 руб. 36 коп.;
- с САВ в размере 31648 руб. 62 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 27381 руб. 60 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 4267 руб. 02 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 1149 руб. 46 коп.;
- со СНУ в размере 15894 руб. 31 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 13737 руб. 83 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2156 руб. 48 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 635 руб. 77 коп.;
- с ЦГЛ в размере 6779 руб. 33 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 5865 руб. 30 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 914 руб. 03 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 271 руб. 18 коп.;
- с ДТН в размере 6 779 руб. 32 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 5 865 руб. 30 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 914 руб. 03 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 271 руб. 17 коп.;
- с ШЛН в размере 14029 руб. 86 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 12138 руб. 30 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1891 руб. 56 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 561 руб. 19 коп.;
- с ШОЛ в размере 15334 руб. 93 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 13267 руб. 35 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2067 руб. 58 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 613 руб. 40 коп.;
- с ШНА в размере 13268 руб. 42 коп., в том числе: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 11479 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1788 руб. 92 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 530 руб. 74 коп.
Истцы по первоначальному иску ПОН, ТМА, ПМЛ, БЛМ, СНУ, ЖМФ, ЛГА, КАА, ШНА, ГГРо, СНВ, САВ, ПСГ, САМ, ММС, ЛНА, ШЛН, ЦГЛ, ДТИ, СНН, КНН, ТОА, СТВ, ШОЛ, БАВ, БЮА, ВАВ, ФЛГ, ОЕН, ВЛВ, ТНЛ, ДЕП, ННК, КАА, ЛНВ, ДСА в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, обеспечили явку своих представителей.
Представитель истцов по первоначальному иску по доверенностям ПВЕ, являющийся также представителем третьего лица ТСЖ «Локомотив», в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, дал пояснения согласно изложенным в иске доводам, встречные исковые требования полагал необоснованными.
Представитель истца по первоначальному иску БАВ по доверенности БАН в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, против удовлетворения встречных исковых требований возражала.
Представитель ответчика по первоначальному иску НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» по доверенности КЮВ с исковыми требованиями не согласилась, на встречных исковых требованиях настаивала.
Представитель третьего лица Администрации г. Кургана в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц Государственной жилищной инспекции Курганской области, Администрации г. Кургана, Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, ООО «Новая Волна Курган» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Курганским городским судом Курганской области 22 апреля 2019 г. постановлено решение, которым исковые требования ПОН, ТМА, ПМЛ, БЛМ, СНУ, ЖМФ, ЛГА, КАА, ШНА, ГГРо, СНВ, САВ, ПСГ, САМ, ММС, ЛНА, ШЛН, ЦГЛ, ДТИ, СНН, КНН, ТОА, СТВ, ШОЛ, БАВ, БЮА, ВАВ, ФЛГ, ОЕН, ВЛВ, ТНЛ, ДЕП, ННК, КАА, ЛНВ, ДСА к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» о признании начислений взносов на капитальный ремонт незаконными оставлены без удовлетворения.
Встречный иск НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» к БЛМ, САМ, ГГРо, ЖМФ, КАА, КНН, ЛНА, ЛГА, ММС, ПСГ, ПОН, ПМЛ, СНН, СТВ, ТОА, ТМА, СНВ, САВ, СНУ, ЦГЛ, ДТИ, ШЛН, ШОЛ, ШНА о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, пени удовлетворен частично.
В апелляционной жалобе истцы по первоначальному иску ПОН, ТМА, ПМЛ, БЛМ, СНУ, ЖМФ, ЛГА, КАА, ШНА, ГГРо, СНВ, САВ, ПСГ, САМ, ММС, ЛНА, ШЛН, ЦГЛ, ДТИ, СНН, КНН, ТОА, СТВ, ШОЛ, БАВ, БЮА, ВАВ, ФЛГ, ОЕН, ВЛВ, ТНЛ, ДЕП, ННК, КАА, ЛНВ, ДСА просят решение суда отменить и принять новое решение, которым заявленные ими исковые требования удовлетворить, встречный иск оставить без удовлетворения.
В обоснование жалобы ссылаются на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, на недоказанность установленных судом обстоятельств дела, на несоответствие обстоятельств дела, изложенных в оспариваемом решении суда, его выводам. Вновь указывают, что по адресу: <адрес> фактически расположены два самостоятельных и конструктивно обособленных друг от друга многоквартирных дома, 1995 года постройки и 2006 года постройки, способы управления многоквартирными домами различны. Отмечают, что в региональную Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области, утвержденную постановлением Правительства Курганской области от 24 февраля 2014 г. № 79, включен лишь многоквартирный дом, 1995 года постройки, тогда как многоквартирный дом, 2006 года постройки, в данную программу не включен, доказательств обратного не представлено. Считают, что оснований для начисления взносов на капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома, 2006 года постройки, не имеется, так как собственниками указанного дома определен способ формирования фонда капитального ремонта - на собственном специальном счете многоквартирного дома. Выражают несогласие с выводами суда первой инстанции относительно существования по адресу: <адрес>, одного многоквартирного дома. Ссылаются на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы с целью установления факта существования в здании по адресу: <адрес>, двух самостоятельных объектов недвижимости, так как подтверждение данного факта способствует определению юридически значимых обстоятельств по делу. Истцы полагают, что наличие отдельного почтового адреса не является обязательным признаком многоквартирного дома, учитывая, что объединение самостоятельных конструктивно обособленных многоквартирных домов в один объект недвижимости не допускается и присвоение таким домам одного адреса влечет нарушение прав собственников многоквартирных домов. Отмечают, что суд первой инстанции в нарушение положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дал надлежащей оценки приведенным им доводам и представленным доказательствам.
В апелляционных жалобах заявители ОАА и ШСВ просят решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционных жалоб указывают, что они являются собственниками квартир № и № многоквартирного дома <адрес> однако, к участию в деле, как и иные собственники многоквартирного дома, в нарушение норм гражданского процессуального права они привлечены не были. Вместе с тем, оспариваемым судебным актом разрешен вопрос о правах и обязанностях всех собственников многоквартирного дома, в частности собственники лишены права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома - на специальном счете, в соответствии с ранее принятым решением от 28 августа 2014 г., на всех собственников помещений в многоквартирном доме решением суда возложена обязанность по формированию фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора, а также обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт дома НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области». Заявители считают, что указанные обстоятельства являются безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Также выражают несогласие с выводом суда о не подтверждении при рассмотрении дела факта существования по адресу: <адрес>, двух самостоятельных и конструктивно обособленных друг от друга многоквартирных домов. Считают необоснованным отказ суда в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы с целью определения вышеуказанного факта.
Возражений относительно апелляционных жалоб не поступило.
В заседании судебной коллегии представитель истцов по первоначальному иску ПОН, ТМА, ПМЛ, СНУ, ШНА, СНВ, САВ, ПСГ, САМ, ММС, ЛНА, ШЛН, ЦГЛ, ДТИ, СНН, КНН, ТОА, СТВ, БАВ, БЮА, ВАВ, ФЛГ, ОЕН, ЛНВ, ДСА, ДЕП, ЛГА, ГГРо, КАА, КАА, ШОЛ, ЖМФ, ВЛВ, ТНЛ по доверенностям ПВЕ, являющийся также представителем третьих лиц ОАА, ШСВ, ТСЖ «Локомотив», доводы апелляционных жалоб поддержал, просил решение суда отменить, требования истцов удовлетворить.
Представитель ответчика по первоначальному иску НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» по доверенности КДА в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил в удовлетворении требований истцов отказать.
Истец по первоначальному иску БЛМ, третьи лица БНА, ЕОБ, ВВВ, ТВМ, ЕЭВ, УНА, АМВ, ПНИ, ММВ, КНА, ВЮВ, СВВ, АШЮо, АНН, ЩНВ, ЛАА, ОСП в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Определением от 28 мая 2020 г. судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд в нарушение норм гражданского процессуального права не ставил на обсуждение сторон вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, всех собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, не участвующих в судебном процессе, по собственной инициативе вопрос о вступлении указанных лиц в судебный процесс не разрешил.
Между тем, оспариваемым решением затрагиваются права всех собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, в том числе право на выбор способа управления многоквартирным домом (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) и право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта (статья 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, ввиду нарушения судом первой инстанции норм процессуального права решение суда подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы ПОН, ТМА, ПМЛ, БЛМ, СНУ, ЖМФ, ЛГА, КАА, ШНА, ГГРо, СНВ, САВ, ПСГ, САМ, ММС, ЛНА, ШЛН, ЦГЛ, ДТИ, СНН, КНН, ТОА, СТВ, ШОЛ, БАВ, БЮА, ВАВ, ФЛГ, ОЕН, ВЛВ, ТНЛ, ДЕП, ННК, КАА, ЛНВ, ДСА являются собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес>
Утверждая о незаконности начислений НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» платежей по уплате взносов на капитальный ремонт собственникам многоквартирного дома <адрес> (подъезды 3, 4, 5), истцы ссылались на то, что по адресу: <адрес>, фактически находятся два конструктивно обособленных многоквартирных дома 1995 года постройки (с 1 по 72 квартиры, подъезды № 1, 2) и 2006 года постройки (с 73 по 163 квартиры, подъезды № 3, 4, 5). 28 августа 2014 г. на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме (подъезды № 3, 4, 5) был выбран способ формирования фонда капитального ремонта – на специальном счете, в ПАО Сбербанк на имя ТСЖ «Локомотив» открыт специальный счет для зачислений. Соответствующее решение в установленном порядке направлено в орган жилищного надзора, товариществом собственников жилья осуществляется начисление и сбор взносов на капитальный ремонт, собственники оплачивают взносы, перечисляя их на специальный счет.
Правоотношения по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курганской области, включая отношения по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, урегулированы разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации (главы 15 - 18) и Законом Курганской области от 30 октября 2013 г. № 63 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области».
В статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации определен состав фонда капитального ремонта, а также определены способы его формирования.
В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к средствам, образующим фонд капитального ремонта многоквартирного дома.
На основании части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Курганской области от 30 октября 2013 г. № 63 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области» решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования, утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (часть 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации.
На основании части 2-1 статьи 7 Закона Курганской области от 30 октября 2013 г. № 63 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Правительства Курганской области от 12 ноября 2013 г. № 577 в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области, создана в организационно-правовой форме фонда специализированная некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области».
Постановлением Правительства Курганской области от 24 февраля 2014 г. № 79 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области, в которую под номером 1388 включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> Текст документа опубликован в издании «Новый мир», выпуск № 16 от 7 марта 2014 г.
Принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете отнесено законом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 6 июля 2007 г. на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> (подъезды 3, 4, 5) приняты следующие решения: выбран способ управления многоквартирным домом – товарищество собственников жилья, выбрано и утверждено наименование товарищества собственников жилья – ТСЖ «Локомотив», утвержден Устав ТСЖ «Локомотив», избрано правление и ревизор товарищества собственников жилья.
28 августа 2014 г. на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> (подъезды 3, 4, 5), проведенного в форме очного голосования выбран способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома – на специальном счете, определен ежемесячный взнос на капитальный ремонт в размере 6,97 руб. с 1 кв. м площади, в качестве владельца счета в целях формирования фонда капитального ремонта определено ТСЖ «Локомотив», в качестве кредитной организации – ПАО Сбербанк.
3 сентября 2014 г. ТСЖ «Локомотив» направило в Государственную жилищную инспекцию и в НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» уведомление о выборе собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> (3, 4, 5 подъезды) способа формирования фонда капитального ремонта – на специальном счете, о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт, об определении ТСЖ «Локомотив» в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта, об определении ПАО Сбербанк в качестве кредитной организации для открытия специального счета.
4 сентября 2014 г. между ОАО «Сбербанк России» и ТСЖ «Локомотив» заключен договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с принятым 28 августа 2014 г. решением ТСЖ «Локомотив» производит начисление собственникам квартир № многоквартирного дома <адрес> взносов на капитальный ремонт исходя из установленного тарифа, а также осуществляет их сбор.
Вместе с тем, протокол общего собрания от 28 августа 2014 г. и принятое на собрании решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, уполномоченным органом не принято к исполнению в качестве легитимного, поскольку решение принято меньшим количеством голосов собственников, чем это предусмотрено статьями 44, 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (не менее двух третей голосов всех собственников 163-квартирного многоквартирного дома), специальный счет, открытый на имя ТСЖ «Локомотив» в ПАО Сбербанк, не включен в реестр специальных счетов, формируемый в соответствии со статьей 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, о чем ТСЖ «Локомотив» были направлены соответствующие ответы Государственной жилищной инспекцией Курганской области и НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» (т. 1 л.д. 50, 51, 52, 55).
24 октября 2014 г. в газете «Курган и курганцы» № 121(3411) опубликовано постановление Администрации г. Кургана от 20 октября 2014 г. № 8008 об утверждении перечня многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный законодательством срок, среди которых под номером 1139 поименован дом <адрес>.
Согласно части 1 статьи 46, пунктами 1, 1.1-1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Такого решения собственниками многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, не принималось. Представленный истцами протокол общего собрания от 28 августа 2014 г. не отвечает требованиям, приведенным в вышеуказанных нормах, поскольку собрание проводилось только частью собственников жилых помещений данного многоквартирного дома, а именно - собственниками 3, 4 и 5 подъездов.
Из материалов дела следует, что на основании акта от 26 декабря 1995 г. № государственной приемочной комиссией и постановления Администрации г. Кургана от 29 декабря 1995 г. № был введен в эксплуатацию 72-квартирный жилой дом с трансформаторной подстанцией, расположенный по адресу: <адрес>. Строительство дома осуществлялось в соответствии с исходными данными проектирования завода колесных тягачей АО «Русич».
Распоряжением Администрации г. Кургана от 8 февраля 2005 г. № 31-р ОАО «Русич» - КЗКТ из земель поселений предоставлен земельный участок в аренду для строительства пристроя к 72-квартирному жилому дому по <адрес>.
30 марта 2005 г. было выдано разрешение № для строительства пристроя к 72-квартирному жилому дому по указанному выше адресу.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 29 сентября 2006 г. строительство пристроя осуществлялось в соответствии с исходными данными проектирования, выданными АО «Русич» от 11 февраля 1997 г., архитектурой г. Кургана (т. 4 л.д. 242).
На основании разрешения от 29 сентября 2006 г. № пристрой – 91-квартирный жилой дом введен в эксплуатацию.
В соответствии с адресной справкой Административно-технической инспекции г. Кургана от 25 сентября 2006 г. № многоквартирному жилому дому, пристроенному к 72-квартирному жилому дому <адрес>, присвоен адрес: <адрес> (ранее незавершенный объект значился: <адрес> (т. 4 л.д. 241-246).
Принимая во внимание, что 91-квартирный жилой дом согласно технической документации возводился именно как пристрой к 72-квартирному жилому дому, в домах единая сквозная нумерация квартир, имеется ряд встроенных нежилых помещений, введенному в 2006 году в эксплуатацию жилому дому присвоен адрес уже существующего объекта, то с юридической позиции многоквартирный дом по адресу: <адрес>, представляет собой единый объект недвижимого имущества, состоящий из двух строений, введенных в эксплуатацию в разные периоды времени.
При таких обстоятельствах, вопросы, относящееся к компетенции общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, в том числе вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, должен был быть разрешен в порядке, установленном статьями 45 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и решение по данному вопросу должно было быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме, то есть собственников 163 квартир и встроенных нежилых помещений.
Решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта – на специальном счете 28 августа 2014 г. принято без учета мнения всех собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, вследствие чего является нелегитимным, так как отсутствовал необходимый кворум для его принятия.
На данные нарушения собственникам помещений в части многоквартирного дома №, введенного в эксплуатацию в 2006 году, неоднократно указывали уполномоченные органы, однако мер к устранению нарушений предпринято не было.
Исходя из того, что решение собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> (подъезды 3, 4, 5) от 28 августа 2014 г. о выборе способа формирования фонда капитального ремонта – на специальном счете является ничтожным, до истечения шести календарных месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом по указанному выше адресу (7 марта 2014 г.), собственники в установленном законом порядке не реализовали право выбора способа формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем дом <адрес> как единый объект недвижимости постановлением Администрации г. Кургана от 20 октября 2014 г. № 8008 был включен в перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, то у собственников данного дома возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора - НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области».
Таким образом, начисление и предъявление ответчиком по первоначальному иску всем собственникам многоквартирного дома <адрес>, в том числе части дома, 2006 года постройки, к оплате взносов на капитальный ремонт является правомерным.
Довод представителя истцов ПВЕ о том, что многоквартирный дом, 2006 года постройки фактически не включен в региональную программу по проведению капитального ремонта на территории Курганской области, так как в перечне многоквартирных домов данной программы поименован лишь дом, 1995 года постройки, с указанием его общей площади 5127,4 кв. м, является несостоятельным, поскольку независимо от года ввода в эксплуатацию многоквартирный дом <адрес> - это единый объект недвижимости и по смыслу региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Курганской области у данного дома должен быть единый способ формирования фонда капитального ремонта, единый перечень видов работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и единые сроки проведения таких работ, на что истцам было указано в ответах на их обращения по данному факту уполномоченными органами (т. 1 л.д. 55, 155, 161).
Согласно ответу директора Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства по Курганской области от 16 февраля 2015 г. многоквартирный жилой дом <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области, с указанием года ввода в эксплуатацию первого этапа ввода дома в эксплуатацию. Отмечено, что в случае поэтапного ввода дома в эксплуатацию в программе дом дважды не учитывается. Указано на внесение изменений в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации в январе 2015 года относительно площади многоквартирного дома (т. 1 л.д. 175).
Постановлением Правительства Курганской области от 20 января 2015 г. № 3 в постановление Правительства Курганской области от 24 февраля 2014 г. № 79 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области» были внесены изменения, в соответствии с которыми площадь многоквартирного дома <адрес> была уточнена под № и указано, что площадь многоквартирного дома составляет 9422,70 кв. м.
Доводы истцов о том, что они являются собственниками жилых помещений в самостоятельном объекте недвижимости – жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> 2006 года постройки, состоящего из трех подъездов (№), не могут быть приняты во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд, то есть совокупность всех находящихся на территории Российской Федерации жилых помещений, подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.
В соответствии с пунктом 3 указанного Положения технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.
Согласно пункту 7 Положения в целях государственного учета жилищного фонда организации технической инвентаризации осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
Техническая инвентаризация зданий осуществляется в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. № 37.
В Инструкции даны определения основных понятий, используемых в целях настоящей Инструкции, в частности «строение» - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое.
Основным фактором, определяющим формирование единого строения недвижимости, является наличие либо отсутствие у частей многоквартирного дома признаков самостоятельных объектов недвижимости (наличие или отсутствие самостоятельных несущих и ограждающих строительных конструкций, наличие или отсутствие сообщения между частями многоквартирного дома). В случае отсутствия у частей многоквартирного дома таких признаков, образование нескольких объектов капитального строительства возможно только в результате раздела ранее учтенного единого многоквартирного дома путем проведения его реконструкции.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в письме от 7 апреля 2017 г. № Д23-1918, в случае, если из технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 г., или проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию (акта приемочной комиссии) следует, что здания, включенные в ЕГРН в качестве одного объекта, изначально возводились как самостоятельные объекты недвижимости (то есть каждый имеет собственную проектную документацию, самостоятельно вводился в эксплуатацию, принимался в эксплуатацию приемочной комиссией), осуществление государственного кадастрового учета в отношении здания (многоквартирного дома) как одного (единого) объекта недвижимости может рассматриваться в качестве реестровой ошибки. Порядок исправления реестровой ошибки определен статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). При этом Минэкономразвития РФ в указанном письме отмечает, что осуществление государственного кадастрового учета в отношении того или иного объекта недвижимости в силу части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ не может зависеть от порядка управления таким объектом недвижимости, как объектом жилищного фонда.
Поскольку на момент разрешения спора в ЕГРН жилой дом по <адрес> включен как единый объект недвижимости, действий, направленных на изменение технического или кадастрового учета здания истцы не предпринимали, у НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» имелись все законные основания для начисления всем собственникам многоквартирного дома, в том числе и истцам, взносов на капитальный ремонт дома.
Доводы истцов, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что кадастровый учет многоквартирного дома нарушает их права и законные интересы, поскольку лишает возможности избрать свою управляющую компанию и осуществлять самостоятельное управление домом, а также выбрать способ формирования фонда капитального ремонта, не могут быть признаны состоятельными.
Обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, истцы должны указать, какие их права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права, поскольку согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцами требованиям.
При этом избранный способ защиты должен быть не только предусмотрен законом, но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено. Избранный способ судебной защиты не должен подменять или заменять собой специальные процедуры, предусмотренные законодательством для разрешения тех или иных вопросов.
Несогласие истцов с порядком технического учета и постановки на кадастровый учет их многоквартирного дома как единого объекта недвижимости не свидетельствует о нарушении их прав ответчиком, поскольку НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» в своей работе руководствуется исключительно данными ЕГРН.
Как указывалось выше, истцы в уполномоченные органы по вопросу раздела объекта недвижимости и образования нового, либо об исправлении реестровой ошибки, на что указано в письме Минэкономразвития России от 7 апреля 2017 г. № Д23-1918, не обращались.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель истцов ПВЕ пояснял, чтобы части дому, 2006 года постройки, присвоить новый адрес, то необходимо провести общее собрание собственников, впоследствии собственникам необходимо будет менять адреса в свидетельствах о государственной регистрации права, изменять регистрационные данные, что будет являться для собственников затратным и собственники дома не согласны нести расходы в связи с присвоением нового адреса объекту недвижимости. По указанным основаниям они решили внести изменения в региональную программу капитального ремонта и обратиться в суд с настоящим иском (т. 2 л.д. 164).
По мнению судебной коллегии, попытка истцов в судебном порядке, минуя установленную законодательством процедуру, осуществить раздел многоквартирного дома <адрес> свидетельствует о подмене понятий и процедур и избрании ненадлежащего способа защиты права.
Кроме того, для выделения из многоквартирного дома отдельного объекта недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо получение согласия всех без исключения собственников жилых и нежилых помещений, поскольку на сегодняшний день многоквартирный жилой дом <адрес> является объектом гражданских прав как единое здание, право собственности на жилые и нежилые помещения в данном доме зарегистрированы в установленном порядке, в связи с чем у собственников помещений, возникло право общей долевой собственности на общее имущество дома (статья 290 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку для разрешения поставленных истцами в иске требований специальных познаний не требуется, судебная коллегия не усмотрела оснований для удовлетворения заявленного представителем истцов ПВЕ ходатайства о проведении по делу строительно-технической экспертизы.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов ПОН, ТМА, ПМЛ, БЛМ, СНУ, ЖМФ, ЛГА, КАА, ШНА, ГГРо, СНВ, САВ, ПСГ, САМ, ММС, ЛНА, ШЛН, ЦГЛ, ДТИ, СНН, КНН, ТОА, СТВ, ШОЛ, БАВ, БЮА, ВАВ, ФЛГ, ОЕН, ВЛВ, ТНЛ, ДЕП, ННК, КАА, ЛНВ, ДСА к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» о признании начислений взносов на капитальный ремонт незаконными ввиду их необоснованности.
Между тем, встречные исковые требования НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» судебная коллегия полагает подлежащими удовлетворению в части.
Из материалов дела следует, что ответчики по встречному иску являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>, в том числе БЛМ является собственником квартиры № общей площадью 36 кв. м, САМ является собственником квартиры № общей площадью 97,7 кв. м, ГГРо является собственником квартиры № общей площадью 86 кв. м, ЖМФ является собственником квартиры № общей площадью 36,3 кв. м, КАА является собственником 1/2 доли квартиры № общей площадью 86,5 кв. м, КНН является собственником квартиры № общей площадью 82,5 кв. м, ЛНА является собственником квартиры № общей площадью 37,7 кв. м, ЛГА является собственником квартиры № общей площадью 54,4 кв. м, ММС является собственником квартиры № общей площадью 56,2 кв. м, ПСГ является собственником квартиры № общей площадью 87,3 кв. м, ПОН является собственником 1/12 доли квартиры № общей площадью 87 кв. м, ПМЛ является собственником квартиры № общей площадью 87,1 кв. м, СНН является собственником квартиры № общей площадью 38,2 кв. м, СТВ является собственником квартиры № общей площадью 70 кв. м, ТОА является собственником квартиры № общей площадью 69,4 кв. м, ТМА является собственником 1/2 доли квартиры № общей площадью 35,9 кв. м, СНВ является собственником квартиры № общей площадью 36,4 кв. м, САВ является собственником квартиры № общей площадью 88,4 кв. м, СНУ является собственником 5/10 долей квартиры № общей площадью 87,6 кв. м, ЦГЛ является собственником 1/2 доли квартиры № общей площадью 37,4 кв. м, ДТИ является собственником 1/2 доли квартиры № общей площадью 37,4 кв. м, ШЛН является собственником квартиры № общей площадью 38,7 кв. м, ШОЛ является собственником квартиры № общей площадью 42,3 кв. м, ШНА является собственником квартиры № общей площадью 36,6 кв. м.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации.
На основании части 2-1 статьи 7 Закона Курганской области от 30 октября 2013 г. № 63 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем в котом был официально опубликована утвержденная региональная программ капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171 Жилищного кодекса российской Федерации).
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В силу части 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Как указано выше, постановлением Правительства Курганской области от 24 февраля 2014 г. № 79 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области, в которую под номером 1388 включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> Текст документа опубликован в издании «Новый мир», выпуск № 16 от 7 марта 2014 г.
Поскольку собственниками многоквартирного дома в установленном законом порядке способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома не выбран постановлением Администрации г. Кургана от 20 октября 2014 г. № 8008 данный многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.
Таким образом, обязанность по уплате в порядке, предусмотренном статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, взноса на капитальный ремонт в силу закона у собственников многоквартирного дома <адрес> возникла в период с октября 2014 года.
С апреля 2015 года собственникам многоквартирного дома <адрес>, в том числе ответчикам по встречному иску, региональным оператором к оплате предъявлялись взносы на капитальный ремонт, однако БЛМ, САМ, ГГРо, ЖМФ, КАА, КНН, ЛНА, ЛГА, ММС, ПСГ, ПОН, ПМЛ, СНН, СТВ, ТОА, ТМА, СНВ, САВ, СНУ, ЦГЛ, ДТИ, ШЛН, ШОЛ, ШНА взносы на счет регионального оператора не оплачивали, вследствие чего НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» обратился в суд с требованиями о взыскании задолженности с указанных лиц.
Представителем истцов ПВЕ заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к заявленным НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» требованиям о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного кодекса, предусматривающей начало течения срока исковой давности по обязательствам с определенным сроком по окончании срока исполнения.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Региональным оператором исковые требования о взыскании с ответчиков по встречному иску задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт заявлены за период с 1 декабря 2014 г. по 31 августа 2018 г. С исковым заявлением НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» обратилась в суд 7 ноября 2018 г.
Таким образом, истцом по встречному иску пропущен срок исковой давности по требованиям за период с 1 декабря 2014 г. по 30 сентября 2015 г. включительно.
На основании вышеизложенного, исходя из того, что представленный фондом капитального ремонта расчет задолженности ответчиками по встречному иску не оспорен, принимая во внимание заявленное представителем ПВЕ ходатайство о применении срока исковой давности, учитывая доли ответчиков в праве собственности на жилые помещения, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить исковые требования НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» частично, взыскав:
- с БЛМ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 8782 руб. 20 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1043 руб. 99 коп.;
- с САМ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 23833 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2833 руб. 40 коп.;
- с ГГРо задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 20979 руб. 70 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2343 руб. 48 коп.;
- с ЖМФ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 8855 руб. 35 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1052 руб. 72 коп.;
- с КАА задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 10550 руб. 93 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1254 руб. 30 коп.;
- с КНН задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 20126 руб. 05 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2392 руб. 58 коп.;
- с ЛНА задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 9196 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1093 руб. 35 коп.;
- с ЛГА задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 13270 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1577 руб. 68 коп.;
- с ММС задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере – 13709 руб. 85 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1629 руб. 87 коп.;
- с ПСГ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 21296 руб. 80 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2531 руб. 77 коп.;
- с ПОН задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 1768 руб. 55 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 210 руб. 26 коп.;
- с ПМЛ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 21248 руб. 15 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2072 руб. 41 коп.;
- с СНН задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 9318 руб. 75 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1107 руб. 86 коп.;
- со СТВ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 17076 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2030 руб. 04 коп.;
- с ТОА задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 16930 руб. 20 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2273 руб. 36 коп.;
- с ТМА задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт – 4378 руб. 85 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 520 руб. 56 коп.;
- со СНВ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 8879 руб. 85 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1055 руб. 64 коп.;
- с САВ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 21296 руб. 80 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2531 руб. 77 коп.;
- со СНУ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 10684 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1270 руб. 24 коп.;
- с ЦГЛ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 4561 руб. 90 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 542 руб. 27 коп.;
- с ДТН задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 4 561 руб. 90 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 542 руб. 27 коп.;
- с ШЛН задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 9440 руб. 90 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1122 руб. 37 коп.;
- с ШОЛ задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 10319 руб. 05 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1226 руб. 73 коп.;
- с ШНА задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт 8928 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1032 руб. 37 коп.
Приходя к выводу об отмене решения суда, принимая во внимание размер взысканных с ответчиков по встречному иску сумм, судебная коллегия с учетом требований части 3 статьи 98 Гражданского процессуального Российской Федерации полагает необходимым взыскать в пользу НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» расходы по оплате государственной пошлины: с БЛМ – 400 руб., с САМ – 1000 руб. 02 коп.,с ГГРо – 899 руб. 70 коп., с ЖМФ – 400 руб., с КАА – 472 руб. 21 коп., с КНН – 875 руб. 56 коп., с ЛНА – 411 руб. 61 коп., с ЛГА – 593 руб. 95 коп., с ММС – 613 руб. 59 коп., с ПСГ – 914 руб. 86 коп., с ПОН – 400 руб., с ПМЛ – 899 руб. 62 коп., с СНН – 417 руб. 06 коп., со СТВ – 764 руб. 26 коп., с ТОА – 768 руб. 14 коп., с ТМА – 400 руб., со СНВ – 400 руб., с САВ – 914 руб. 86 коп., со СНУ – 478 руб. 19 коп., с ЦГЛ – 204 руб. 17 коп., с ДТИ – 204 руб. 17 коп., с ШЛН – 422 руб. 53 коп., с ШОЛ – 461 руб. 83 коп., с ШНА – 400 руб.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 22 апреля 2019 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований ПОН, ТМА, ПМЛ, БЛМ, СНУ, ЖМФ, ЛГА, КАА, ШНА, ГГРо Риза оглы, СНВ, САВ, ПСГ, СМА, ММС, ЛНА, ШЛН, ЦГЛ, ДТИ, СНН, КНН, ТОА, СТВ, ШОЛ, БАВ, БЮА, ВАВ, ФЛГ, ОЕН, ВЛВ, ТНЛ, ДЕП, ННК, КАА, ЛНВ, ДСА к некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» о признании начислений взносов на капитальный ремонт незаконными отказать.
Встречный иск некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» удовлетворить частично.
Взыскать в пользу некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области»:
- с БЛМ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 8782 руб. 20 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1043 руб. 99 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 400 руб.;
- с САМ задолженность по уплате вносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 23833 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2833 руб. 40 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 1000 руб. 02 коп.;
- с ГГРо Риза оглы задолженность по уплате вносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 20979 руб. 70 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2343 руб. 48 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 899 руб. 70 коп.;
- с ЖМФ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 8855 руб. 35 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1052 руб. 72 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 400 руб.;
- с КАА задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 10550 руб. 93 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1254 руб. 30 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 472 руб. 21 коп.;
- с КНН задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 20126 руб. 05 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2392 руб. 58 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 875 руб. 56 коп.;
- с ЛНА задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 9196 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1093 руб. 35 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 411 руб. 61 коп.;
- с ЛГА задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 13270 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1577 руб. 68 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 593 руб. 95 коп.;
- с ММС задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 13709 руб. 85 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1629 руб. 87 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 613 руб. 59 коп.;
- с ПСГ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 21296 руб. 80 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2531 руб. 77 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 914 руб. 86 коп.;
- с ПОН задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 1768 руб. 55 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 210 руб. 26 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 400 руб.;
- с ПМЛ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 21248 руб. 15 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2072 руб. 41 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 899 руб. 62 коп.;
- с СНН задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 9318 руб. 75 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1107 руб. 86 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 417 руб. 06 коп.;
- с СТВ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 17076 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2030 руб. 04 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 764 руб. 26 коп.;
- с ТОА задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 16930 руб. 20 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2273 руб. 36 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 768 руб. 14 коп.;
- с ТМА задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 4378 руб. 85 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 520 руб. 56 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 400 руб.
- со СНВ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 8879 руб. 85 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1055 руб. 64 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 400 руб.;
- с САВ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 21296 руб. 80 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 2531 руб. 77 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 914 руб. 86 коп.;
- со СНУ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 10684 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1270 руб. 24 коп., расходы по уплате государственной пошлины –478 руб. 19 коп.;
- с ЦГЛ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 4561 руб. 90 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 542 руб. 27 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 204 руб. 17 коп;
- с ДТИ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 4561 руб. 90 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 542 руб. 27 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 204 руб. 17 коп.;
- с ШЛН задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 9440 руб. 90 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1122 руб. 37 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 422 руб. 53 коп.;
- с ШОЛ задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 10319 руб. 05 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1226 руб. 73 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 461 руб. 83 коп.;
- с ШНА задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2018 г. в размере 8928 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт – 1032 руб. 37 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 400 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» отказать.
Судья-председательствующий:
Судьи: