ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-441/2021 от 04.10.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 2-441/2021 (№ 33-4798/2021)

УИД 11RS0009-01-2021-000923-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Жуковской С.В., Костенко Е.Л.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрела в судебном заседании 4 октября 2021 г. дело по апелляционной жалобе ООО «Бизнес Форест» на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 13 июля 2021 г., которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Княжпогостского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Бизнес Форест» удовлетворить.

Возложить на ООО «Бизнес Форест» обязанность в срок до 1 января 2022 года:

- организовать для потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, расположенных на территории Княжпогостского района пгт. Синдор по адресам: ул. Гагарина, дома №№ 7, 8, 9, 10, 12; ул. Строителей, дома №№ 17, 19, 21, 22, 24, 26, 28, 29, 30, 32, 33; ул. Северная, дом № 6;

- организовать от потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Княжпогостского района пгт. Синдор по адресам: ул. Гагарина, дома №№ 7, 8, 9, 10, 12; ул. Строителей, дома №№ 17, 19, 21, 22, 24, 26, 28, 29, 30, 32, 33; ул. Северная, дом № 6, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.

Взыскать с ООО «Бизнес Форест» в доход бюджета МР «Княжпогостский» государственную пошлину в размере 300 рублей».

Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., директора ООО «Бизнес Форест» ФИО1, прокурора Юдина А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Княжпогостского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Бизнес Форест» о возложении обязанности в срок до 1 января 2022 г. организовать места накопления и сбор отработанных ртутьсодержащих ламп.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Бизнес Форест», осуществляя управление эксплуатацией жилого фонда, не в полной мере выполняет требования законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик.

Оспаривая законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, не предусмотрены и отсутствуют исключающие доступ посторонних лиц, нежилые складские помещения, являющиеся общим имуществом, которые можно выделить для цели создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в связи с чем такая обязанность должная быть возложена на органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314. Кроме того, в обоснование доводов жалобы, заявитель указывает на неисполнимость решения суда ввиду несоответствия его требованиям, установленным государственными стандартами, санитарными правилами и нормами.

Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Судом установлено, что ООО «Бизнес Форест» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории пгт. Синдор Княжпогостского района по адресам: ул. Гагарина, дома №№ 7, 8, 9, 10, 12; ул. Строителей, дома №№ 17, 19, 21, 22, 24, 26, 28, 29, 30, 32, 33; ул. Северная, дом № 6.

Генеральный директор ООО «Бизнес Форест» ФИО1 прошел обучение по программе «Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами» и в соответствии с приказом ООО «Бизнес Форест» № 5 от 01.08.2018 ФИО1 назначен лицом, ответственным за обращение с отходами I-IV класса опасности.

По результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что ООО «Бизнес Форест» не организовало места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в обслуживаемых многоквартирных домах.

Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком дом.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 данного кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктом 26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов входит в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Законом об отходах производства и потребления предусмотрено подразделение отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отнесены к отходам I класса опасности (47110101521).

С 01.01.2021 утверждены новые Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде №2314 от 28.12.2020.

Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.

В ходе проведенной прокуратурой Княжпогостского района Республики Коми проверки установлено, что места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в обслуживаемых ответчиком многоквартирных домах не организованы. Договоры с операторами по обращению по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами не заключены.

Учитывая приведенные выше нормы права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у ответчика соответствующей обязанности в отношении домов, находящихся в управлении, и, соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований.

Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми на администрацию МР «Княжпогостский» возложена обязанность провести комиссионное обследование многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, для установления возможности организации в домах мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.

Актом обследования помещений от 22.09.2021 многоквартирных домов, расположенных на территории пгт. Синдор Княжпогостского района, установлено следующее:

в домах № № 7, 9 по ул. Гагарина имеются подвальные помещения, у каждого подъезда многоквартирного жилого дома имеются закрытые помещения – на момент осмотра доступ не обеспечен (помещения, относящиеся к общедомовому имуществу, освещаются светодиодными лампами марки АКТЕЙ);

в доме № 12 по ул. Гагарина установлено наличие технического подполья с инженерными коммуникациями, под лестничной площадкой жильцы оборудовали для хранения закрытые помещения на 1 этаже (помещения, относящиеся к общедомовому имуществу, освещаются светодиодными лампами марки АКТЕЙ);

в доме № 8 по ул. Гагарина и доме № 6 по ул. Северной имеются подвальные помещения (помещения, относящиеся к общедомовому имуществу, освещаются светодиодными лампами марки АКТЕЙ, выявлено наличие ламп марки ЛБ-40);

в доме № 10 по ул. Гагарина и домах № 17, 19, 21, 22, 24, 26, 28, 29, 30, 32, 33 по ул. Строителей установлено наличие технического подполья с инженерными коммуникациями (помещения, относящиеся к общедомовому имуществу, освещаются светодиодными лампами марки АКТЕЙ).

У всех вышеперечисленных многоквартирных домах имеются придомовые земельные участки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на ООО «Бизнес Форест» не может быть возложена обязанность по созданию мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в каждом многоквартирном доме, не основаны на обстоятельствах дела и законе.

Пунктами 6, 7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 2314 (далее - Правила), накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.

Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.

Ссылки в жалобе на пункт 5 Правил № 2314 от 28.12.2020 основанием для отмены решения не являются в силу следующего.

Согласно данной норме органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления.

Толкование данного правила свидетельствует о том, что органы местного самоуправления организуют места накопления в том случае, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления.

Поскольку управляющей организацией не представлено допустимых доказательств невозможности организации мест накопления, оснований для возложения обязанности по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на органы местного самоуправления не имеется.

Напротив, комиссией установлена возможность создания мест накопления за счет общего имущества, как предписано п.4 Правил №2314.

Требования «ГОСТ 12.3.031-83. Система стандартов безопасности труда. Работы с ртутью. Требования безопасности», на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе, к рассматриваемым правоотношениям не применимы, поскольку настоящий стандарт распространяется на работы, связанные с получением ртути из рудного сырья и применением ее в различных отраслях народного хозяйства и устанавливает требования безопасности при их проведении.

Ссылки в жалобе на п.133, п.219 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий 2.1.3684-21 также не опровергают выводов суда.

Согласно данной правовой норме не допускается хранение и использование в помещениях общего имущества многоквартирного дома опасных химических веществ, загрязняющих воздух.

Ртутьсодержащие лампы сами по себе не относятся к химическим веществам как таковым, для их накопления как отходов потребления установлены определенные требования.

Апеллянт также ссылается на необходимость соблюдения п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, согласно которым на объектах защиты запрещается: хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы; использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

Между тем место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями ртутьсодержащих ламп в целях последующей их передачи оператору для транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, хранения не идентично понятию «хранение отходов».

На ответчика не возложена обязанность по хранению отходов потребления.

Так, Правила № 2314 являются специальным нормативно-правовым актом, регулирующим обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами, именно им следует руководствоваться при создании мест накопления, они не исключают накопление ртутьсодержащих ламп в герметичных оборотных (сменных) емкостях, например контейнерах, исключая смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов с соблюдением требований закона, приведенных ответчиком.

Доводы апелляционной жалобы в обоснование своей позиции со ссылкой на иную судебную практику по рассмотрению других гражданских дел, в частности на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19.07.2021, отклоняются, поскольку данный судебный акт принят по делу с иными фактическими обстоятельствами, с участием других сторон, кроме того, в силу ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебный прецедент источником права при разрешении гражданских дел не является, какой-либо преюдиции для суда не создает.

Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 13 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Бизнес Форест» - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 6 октября 2021 г.

Председательствующий

Судьи